Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ 

7-12 212
Аннотация

Введение. Школьному питанию во всем мире придается огромное значение как фактору, обеспечивающему продовольственную безопасность, влияющему на социально-экономическое благополучие и состояние здоровья детей. Это обеспечивается эффективной системой организации питания школьников, мониторинг и оценка которой остается всегда актуальной.

Цель исследования: гигиеническая оценка организации питания школьников в образовательных организациях Российской Федерации.

Материалы и методы. Материалами исследования являлись мониторинговые данные и результаты контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в отношении общеобразовательных организаций (n = 44 419) и организаций, оказывающих услуги общественного питания и поставок продуктов в общеобразовательные организации (n = 7 473), проведенные Федеральной службой Роспотребнадзора в 2020/21 учебном году. Использовались методы научного анализа, санитарно-описательный, методы описательной статистики.

Результаты. Установлен рост показателя охвата горячим питанием за последнее десятилетие до 91,4 %, достигший среди школьников 1–4-х классов в ряде регионов 100,0 %. Охват горячим питанием школьников, требующих с учетом состояния здоровья индивидуального подхода в питании, составил в целом по РФ 92,7 %. Оценка пищевой и биологической ценности школьных завтраков и обедов показала, что меню покрывает потребности растущего организма по витаминам С и В, отмечается дефицит витамина D.

Заключение. Признанная во всем мире значимость школьного питания в повышении уровня здоровья диктует необходимость мониторинга, изучение закономерностей и особенностей физиологии детского организма и контроля эффективности организации здорового школьного питания.

23-30 123
Аннотация

Введение. Необходимость особого контроля за питанием школьников со стороны Управления Роспотребнадзора по Архангельской области обусловлена стабильным превышением среднероссийских показателей по классам заболеваний, ассоциированных с питанием. Контрольно-надзорные мероприятия органично дополняются мероприятиями родительского контроля за питанием школьников.

Цель исследования: комплексная оценка организации горячего питания школьников в Арктической зоне Российской Федерации (на примере Архангельской области) в рамках реализации Роспотребнадзором мероприятий по федеральному проекту «Укрепление общественного здоровья».

Методы исследования. В работе использовались гигиенические, социологические и статистические методы исследования. Для исследования готовых блюд по показателям качества и безопасности использовался инструментально-лабораторный метод. Мероприятия по проведению родительского контроля и мониторингу состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях в рамках проекта «Демография» проведены с соблюдением этических норм.

Результаты. Результаты лабораторного контроля свидетельствовали о сокращении за последние пять лет удельного веса неудовлетворительных по микробиологическим показателям проб готовых блюд с 4,0 до 1,4 %, по калорийности – с 2,6 до 1,9 %. Охват горячим питанием обучающихся 1–4-х классов за пять лет увеличился на 8,5 % и составил 99,5 %, школьников 5–11-х классов сократился на 9,2 % и составил 73,6 %. Выявлен низкий процент охвата учащихся двухразовым питанием. Осуществлено внедрение родительского контроля за качеством питания учащихся, мероприятий по обучению родителей и учащихся принципам здорового питания.

Заключение. Проведенные контрольно-надзорные мероприятия свидетельствуют о положительной динамике результатов по показателям качества и безопасности школьного питания. При этом недостатки в организации питания (низкий охват учащихся двухразовым питанием, снижение охвата горячим питанием учащихся старших возрастных групп), выявленные в процессе мероприятий родительского контроля, свидетельствуют о необходимости мониторинга и мер оперативного реагирования для совершенствования организации горячего питания школьников с целью профилактики заболеваний, обусловленных пищевым фактором.

31-36 85
Аннотация

Введение. Нарушения в рационе и режиме питания, выявляемые в последние годы среди населения, характеризующиеся дефицитом основных компонентов пищевых веществ, а также нездоровые вкусовые привычки (пристрастие к жирной пище, чрезмерное употребление соли и сахара) диктуют необходимость постоянного мониторинга организации питания в детских коллективах с целью разработки профилактических мероприятий по снижению заболеваемости, обусловленной пищевым фактором.

Цель: научный анализ данных мониторинга качественных и количественных показателей организации питания детского населения и распространенности алиментарно-зависимой заболеваемости детского населения.

Материалы и методы. В работе были использованы отчетные документы и статистические материалы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ, Министерства здравоохранения, данные анкетирования руководителей образовательных организаций, школьников и родителей, анализ данных родительского контроля за период 2020/21 учебного года.

Результаты. Показатели заболеваемости детей и подростков ожирением, сахарным диабетом, болезнями системы кровообращения имеют негативную динамику. Установлены ведущие причины, обуславливающие в современных условиях отказ старшеклассников от организованного питания, изучены результаты удовлетворенности школьным питанием детей и родителей, дана оценка результатов родительского контроля за питанием. Высокая распространенность заболеваний, связанных с пищевым фактором, подтверждает актуальность мониторинга организации питания,   в современных условиях актуализировалась задача проработки инновационных форм питания, пересмотра сложившихся стереотипов организации школьного питания.

Заключение. Оценка заболеваемости школьников, связанной с пищевым фактором, актуализирует значимость мониторинга питания и здоровья школьников, изучения структуры питания, пищевого поведения, а также условий реализации организованных форм питания. Проведенный опрос школьников и родителей выявил ключевые проблемы в организации питания, требующие оперативной коррекции. Дополнительным индикатором качества питания   в школе служат результаты родительского контроля. Резервом повышения эффективности мер родительского контроля может послужить систематизация данной работы и ее оценка с учетом дней недели и соответствующих им блюдам меню, а также переменам и соответствующих им контингентам питающихся детей.

37-46 99
Аннотация

Введение. Одним из основных принципов сбалансированного питания является адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка, в структуре которых ведущее место принадлежит двигательной активности. Несоблюдение основных принципов здорового питания приводит к формированию алиментарно-зависимых заболеваний, что требует серьезного подхода к вопросам детского питания и определяет актуальность данного исследования.

Цель: оценка организации и качества фактического питания школьников с учетом их двигательной активности.

Материалы и методы. Материалами для анализа являлись данные интервьюирования, проведенного в пяти общеобразовательных организациях г. Казани (n = 1163 учащихся) в течение 2020/21 учебного года. Оценка суточных энерготрат и уровня двигательной активности осуществлялась способом согласно патенту на изобретение № 2728262 от 28.07.2020 «Способ определения энергозатрат организма человека». Статистическая обработка проводилась с использованием программы Statistica 10 и Microsoft Office Excel 2016.

Результаты. Анализ полученных данных показал, что фактическое потребление с пищевым рационом кальция у детей возрастной группы 7–11 лет и 12 лет и старше было ниже рекомендуемого значения более чем на 60 %. Суточное потребление фтора было снижено на 86,5 % у детей возрастной группы 7–11 лет и на 53,05 % у детей возрастной группы 12 лет и старше. Содержание в рационе питания магния было на 6,8 % ниже рекомендуемого значения у детей 7–11 лет и на 9,5 % у детей 12 лет и старше. Дефицит фосфора и в суточном рационе детей старше 12 лет составлял более 25 %. Содержание калия, йода и селена в пищевом рационе отвечало физиологической потребности по изучаемым возрастным группам детей. Оценка энерготрат учащихся, проведенная с использованием интернет-портала «Оценка двигательной активности», позволила рассчитать уровни двигательной активности школьников, их основного обмена, величину специфического динамического действия пищи, суммарное значение суточных энергозатрат.

Заключение. Выявленные региональные особенности питания школьников подтверждают важность мониторинговых мероприятий, требуют разработки профилактических мероприятий, направленных на обеспечение приверженности принципам здорового питания и формирования у школьников навыков здорового питания.

56-62 77
Аннотация

Введение. Здоровое питание – одно из базовых условий формирования здоровья населения. Структура питания должна обеспечивать физиологические потребности детей в пищевых веществах, витаминах и минеральных веществах, а также способствовать формированию навыков питания, правильных пищевых привычек, рационального пищевого поведения. Совсем недавно вступили в силу новые требования к организации питания детей. Эти изменения требуют синхронной актуализации технологической документации для работы операторов питания и пищеблоков.

Цель исследования. Актуализация технологической документации в части разработки сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, типовых меню для организации здорового питания детей, соответствующих современным требованиям.

Материалы и методы. Проведено изучение заболеваемости, интенсивности физической нагрузки и показателей физического развития детей, обучающихся в кадетских корпусах Приволжского федерального округа за 2018–2021 гг. Статистический анализ данных осуществлялся с применением стандартных методов с использованием пакетов Statistica 10.0 и Microsoft Excel. При разработке сборников рецептур и меню использовалось программное средство «Питание».

Результаты. Оценка общей заболеваемости показала ее негативную динамику, обусловленную нездоровым питанием и нездоровыми пищевыми привычками детей. Изучение уровня двигательной активности кадетов выявило, что в режиме обучения у них преобладали двигательные нагрузки выше оптимального и высокого уровня. По результатам корреляционно-регрессионного изменения антропометрических показателей кадетов по сравнению со школьниками обусловлены пищевым фактором, неадекватным по энергетическим и биологическим параметрам пищевой ценности, особенно в возрастных группах 14–17 лет.

Заключение. Полученные в ходе исследовательской работы результаты подтвердили актуальность разработки технологической документации в части сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, типовых меню для организации здорового питания детей, соответствующих современным требованиям. В рецептурах разработанного сборника приведена информация по массе порции, энергетической ценности, содержанию пищевых и минеральных веществ, витаминов.

63-67 70
Аннотация

Введение. Основным инструментом систематической оценки питания являются мониторинговые мероприятия, которые позволяют не только выявлять и устранять нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, осуществлять наблюдение за организованными коллективами в динамике, но и совершенствовать работу по организации питания детей школьного возраста.

Цель исследования: оценка опыта взаимодействия с родителями школьников по организации питания детей в общеобразовательных организациях Тульской области.

Методы исследования. В работе использовался санитарно-описательный метод в оценке результатов контрольно-надзорной и организационно методической работы по контролю за организацией питания школьников, взаимодействия с родителями, результатов родительского контроля за питанием школьников.

Результаты. В статье представлен обзор опыта взаимодействия контрольно-надзорной организации с родительским сообществом в целях улучшения питания детей в общеобразовательных организациях на примере Тульской области. Учитывая первостепенность качества горячего школьного питания и ожидаемую действенность родительского контроля за питанием школьников, специалисты Управления Роспотребнадзора по Тульской области реализовали ряд эффективных мероприятий массового обучения и просвещения населения по вопросам здорового питания, формирования необходимых практических и теоретических навыков и умений у обучающихся по вопросам здорового образа жизни и питания, алгоритмизации в реагировании на возникающие проблемы в организации питания детей, координации взаимодействия родительских сообществ.

Заключение. Реализация мероприятий, обеспечивающих эффективное взаимодействие контрольно-надзорной организации с родительским сообществом, позволила значительно улучшить качество горячего питания в общеобразовательных организациях на территории региона.

68-73 54
Аннотация

Введение. Повышенное внимание к вопросам организации питания детей в организациях основного общего образования обусловлены наблюдаемыми в процессе обучения тенденциями роста заболеваний, связанных с пищевым фактором. Наряду с межведомственным взаимодействием государственных учреждений проблемы в организации питания в настоящее время во многом могут мониторироваться и решаться с участием родителей и реализуемого ими общественного контроля.

Цель исследования: оценка организации межведомственного взаимодействия территориального органа Роспотребнадзора с региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, государственными учреждениями и родительским сообществом по вопросам школьного питания.

Материалы и методы. В работе использовался метод анкетирования, аналитический метод исследования. Проанализированы материалы мониторинговых и контрольно-надзорных мероприятий территориального органа Роспотребнадзора, жалобы и обращения по вопросам школьного питания, акты комиссий родительского контроля, анкеты родителей и детей об удовлетворенности организацией школьного питания, полученные в рамках мониторинга (898 мероприятий в 2020/21 учебном году и 420 – в 2021/22 учебном году (сентябрь–декабрь).

Результаты. Установлено, что охват горячим питанием учащихся 1–4-х классов составляет 100,0 %, при 96,2 % охвата всех школьников. Выявлена положительная динамика при мониторинге негативных обращений по вопросам организации питания за период с октября по декабрь 2020 г., с декабря 2020 по март 2021 года, повысился рейтинг, проводимый Российским движением школьников («Невкусный топ-10» до («Вкусный топ-10»). Выявлено существенное улучшение структуры меню школьных завтраков и обедов, в том числе в части постепенной замены кондитерских изделий на фрукты, колбасных изделий – на блюда из мяса.

Заключение. Реализуемые в ходе взаимодействия на межведомственной основе мониторинговые мероприятия с участием родительского сообщества в форме контроля качества питания учащихся показали эффективность в индикации проблемных вопросов и их оперативной коррекции.

74-77 54
Аннотация

Введение. Мониторинг питания обучающихся и родительский контроль на фоне современных вызовов следует рассматривать как эффективные формы оперативной индикации и коррекции управляемых факторов риска здоровью школьников, связанных с организацией питания.

Цель работы заключалась в методической проработке регионального опыта реализации родительского контроля за питанием школьников.

Материалы и методы. Материалами исследования служили результаты контрольно-надзорных мероприятий, а также информация о проведенных мероприятиях родительского контроля. При проведении родительского контроля родителями осуществлялась органолептическая оценка блюд меню, заполнение чек-листа по вопросам качества питания и фактическим условиям для соблюдения правил личной гигиены и приема пищи, выборочный опрос детей об их вкусовых предпочтениях, удовлетворенности ассортиментом и качеством потребляемых блюд.

Результаты. В проекте «Родительский контроль» с января по май 2021 года участвовали 1260 школ Подмосковья, 49 072 родителя обучающихся 1–4-х классов и 41 364 родителя обучающихся 5–11-х классов. Аналитическая информация о результатах родительского контроля и принятых мерах регулярно публиковалась на официальных сайтах управлений образования муниципалитетов Московской области и в социальных сетях.

Заключение. Родительский контроль помогает в улучшении качества питания обучающихся, активно вовлекает родительское сообщество в работу по здоровому образу жизни и здоровому питанию, повышению общего уровня гигиенической грамотности в вопросах здорового питания, преемственности домашнего питания питанию школьному.

78-83 70
Аннотация

Введение. Мониторингу питания в организованных детских коллективах традиционно уделяется особое внимание. Меняются формы и методы работы, расширяется круг участников. Значимым резервом повышения плотности контроля в сложившихся условиях может служить родительский контроль. Вовлечение родителей в данные мероприятия способствует повышению их личной заинтересованности в соблюдении принципов здорового питания и повышении общей гигиенической грамотности проверяющих и проверяемых.

Цель исследования: проанализировать формы организации работы по контролю за школьным питанием.

Материалы и методы. В работе использованы аналитический и социологический методы. В рамках анкетирования, проведенного в 2020/21 учебном году в общеобразовательных учреждениях г. Мурманска, были изучены вопросы организации горячего питания обучающихся начальных классов, в том числе удовлетворенность качеством питания, разнообразием меню, полнотой порций и временем, отведенным для приема пищи. В опросе приняли участие 21 755 школьников, 17 977 родителей, 1470 педагогов. Совместно с родителями в г. Мурманске проводился бракераж готовой продукции, обсуждались вопросы качества питания детей, проводились «дни открытых дверей», дегустационные дни. Ежеквартально подводились итоги работы. Мероприятия родительского контроля проводились в соответствии с МР 2.4.0180–20 «Родительский контроль за организацией питания в общеобразовательных организациях», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 18 мая 2020 г.

Результаты. Начиная с 2014 года по согласованию с администрацией школы родители (законные представители) обучающихся принимают участие в родительском бракераже готовой продукции. К мероприятиям допускаются лица, имеющие медицинскую книжку, они допускаются к снятию пробы из «общего котла», к контролю организационных процессов, происходящих в обеденном зале, в том числе за соблюдением требований санитарного законодательства к организации питания детей. Материалы социологического исследования показали, что в 2020 году возросла удовлетворенность работой школьных столовых обучающихся, родителей, педагогов по сравнению с 2019 годом.

Заключение. Опыт совместной работы с родителями по контролю за питанием на практике показал свою эффективность и оперативность в принятии корректирующих мер по регулированию логистических вопросов.

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ 

13-22 107
Аннотация

Введение. Культура питания является одним из основных принципов здорового образа жизни. Нерациональное питание приводит к различным негативным последствиям для организма. Особенно распространены проблемы избыточной массы тела и ожирения. Однако многим людям довольно сложно следить за своим питанием, утруждать себя внимательным отношением к выбору здоровых, безопасных продуктов и способов их приготовления. В этом отношении определенную опасность представляет фастфуд (быстрое питание).

Цель исследования – проанализировать и оценить практику питания представителей разных социально-демографических групп россиян, выявить причины отсутствия здоровых пищевых привычек.

Методы исследования. В рамках исследования проведен общероссийский социологический опрос населения. Метод опроса – личное формализованное интервью по месту жительства респондентов за период с 8 по 19 апреля 2021 г. в 30 субъектах Российской Федерации. Объем выборочной совокупности составил 1500 человек в возрасте 18 лет и старше.

Результаты. Рациональное питание для многих россиян пока не стало повседневной практикой. Осложняет соблюдение режима питания активный ритм жизни, большая занятость населения. Однако респонденты все чаще ссылаются на отсутствие привычки, что зависит исключительно от их культуры в области здорового образа жизни. Основные критерии выбора продуктов питания – это стоимость, качество товара, вкусовые свойства и полезность. При этом ценовая характеристика за последнее время стала более значимой для потребителей. На нее больше обращают внимание малообеспеченные граждане и люди пенсионного возраста. Определенные возможности сократить время на принятие пищи, при этом затратив относительно небольшие денежные средства, предоставляют гражданам сетевые предприятия быстрого питания (фастфуд), услуги которых за последние годы увеличивают свою популярность среди россиян.

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ 

47-55 82
Аннотация

Введение. Правильное, здоровое и безопасное питание детей в школе является фактором сохранения здоровья и развития ребенка с медицинской точки зрения и определяет здоровье будущих поколений. Для организации питания в школах имеют значение качественное пищевое сырье, современная материально-техническая база, отвечающая гигиеническим требованиям, квалифицированный персонал, а также работа по пропаганде здорового питания обучающихся и их родителей.

Цель работы: проанализировать опыт и эффективность взаимодействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан с органами исполнительной власти и родителями школьников по вопросам улучшения организации школьного питания за период 2020/21 учебного года.

Материалы и методы. При оценке эффективности межведомственного взаимодействия и организации работы по обеспечению учеников 1–4-х классов школ Республики Татарстан бесплатным горячим питанием использован аналитический метод.

Результаты. В Республике Татарстан была проведена слаженная эффективная работа по организации бесплатного горячего питания учащимся начальной школы с 1 сентября 2020 г.: подготовлена материально-техническая база школьных пищеблоков, разработан и начал реализовываться поэтапный план ее улучшения; внедрены в работу школьных пищеблоков единые меню, в том числе для детей, нуждающихся в специализированном питании по состоянию здоровья. Проведение постоянного контроля организации питания в школах позволило улучшить организацию питания, повысить ответственность должностных лиц, организующих школьное питание. Полученный опыт может быть применен при организации питания школьников в других субъектах Российской Федерации.

Заключение. Благодаря слаженной работе органов исполнительной власти Республики Татарстан, Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан и родительскому сообществу в республике была проведена эффективная работа по организации бесплатного горячего питания учащимся начальной школы с 1 сентября 2020 г. Это позволило улучшить организацию питания, повысить ответственность должностных лиц, организующих школьное питание, что является важным фактором профилактики заболеваний, ассоциированных с питанием.

ЮБИЛЕИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ 

 
84 98
Аннотация

8 февраля 2022 г. исполняется 80 лет лауреату премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору медицинских наук, профессору, академику РАН Виктору Александровичу Тутельяну – выпускнику лечебного факультета 1 Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И.М. Сеченова (1965г.).

 
85 72
Аннотация

17 февраля 2022 года исполняется 70 лет со дня рождения и 45 лет врачебной, научно-педагогической, организаторской и общественной деятельности Ахата Бариевича Бакирова – заслуженного деятеля науки Республики Башкортостан, доктора медицинских наук, профессора, академика Академии наук Республики Башкортостан.

 
86 96
Аннотация

Профессор Г.М. Трухина – известный ученый в области медицинской микробиологии.



ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)