Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Контроль за питанием школьников – опыт организации работы на территории Тульской области

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-63-67

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Основным инструментом систематической оценки питания являются мониторинговые мероприятия, которые позволяют не только выявлять и устранять нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, осуществлять наблюдение за организованными коллективами в динамике, но и совершенствовать работу по организации питания детей школьного возраста.

Цель исследования: оценка опыта взаимодействия с родителями школьников по организации питания детей в общеобразовательных организациях Тульской области.

Методы исследования. В работе использовался санитарно-описательный метод в оценке результатов контрольно-надзорной и организационно методической работы по контролю за организацией питания школьников, взаимодействия с родителями, результатов родительского контроля за питанием школьников.

Результаты. В статье представлен обзор опыта взаимодействия контрольно-надзорной организации с родительским сообществом в целях улучшения питания детей в общеобразовательных организациях на примере Тульской области. Учитывая первостепенность качества горячего школьного питания и ожидаемую действенность родительского контроля за питанием школьников, специалисты Управления Роспотребнадзора по Тульской области реализовали ряд эффективных мероприятий массового обучения и просвещения населения по вопросам здорового питания, формирования необходимых практических и теоретических навыков и умений у обучающихся по вопросам здорового образа жизни и питания, алгоритмизации в реагировании на возникающие проблемы в организации питания детей, координации взаимодействия родительских сообществ.

Заключение. Реализация мероприятий, обеспечивающих эффективное взаимодействие контрольно-надзорной организации с родительским сообществом, позволила значительно улучшить качество горячего питания в общеобразовательных организациях на территории региона.

Для цитирования:


Ломовцев А.Э., Омариев З.М., Денисова О.И. Контроль за питанием школьников – опыт организации работы на территории Тульской области. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(2):63-67. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-63-67

For citation:


Lomovtsev A.E., Omariev Z.M., Denisova O.I. Experience in Promoting Parental Control of School Meals in the Tula Region. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(2):63-67. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-63-67

Введение. Здоровое питание в соответствии с действующим законодательством РФ1 подразумевает ежедневный рацион питания, который соответствует принципам здорового питания, отвечает требованием безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития и жизнедеятельности человека и будущих поколений.

Горячее питание школьника является одним из важных условий поддержания здоровья детей, их способности к эффективному обучению и профилактики снижения рисков формирования хронических патологий, особенно принимая во внимание неблагоприятную тенденцию роста алиментарно-зависимой патологии в последнее десятилетие [1–18]. Важное место среди факторов риска формирования нарушений здоровья у современных школьников занимают такие аспекты, как нарушение режима приема пищи, изменение структуры питания и раннее формирование нездорового пищевого поведения и пищевых привычек, а также нарушения в организации питания детей в организованных коллективах [19–24].

Учитывая, что качество питания школьников является одним из актуальных вопросов, совершенствование организации питания в общеобразовательных организациях в настоящее время является одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных структур, поскольку напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуются проекты по усовершенствованию питания в общеобразовательных организациях, направленные на комплексную модернизацию системы питания [8][11]. При этом основным инструментом комплексной оценки являются мониторинговые мероприятия, которые позволяют не только выявлять и устранять нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, осуществлять наблюдение за организованными коллективами в динамике, но и совершенствовать работу по организации питания детей школьного возраста, оценивать эффективность профилактических мероприятий, осуществляемых в детских организованных коллективах в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография». Общеобразовательная организация является ответственным лицом за организацию и качество горячего питания обучающихся. Однако решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся, пропаганды основ здорового питания общеобразовательной организацией должно осуществляться при взаимодействии с общешкольным родительским комитетом, общественными организациями.

С целью организации качественного и здорового питания обучающихся и пропаганды здорового образа жизни в 2020 году были разработаны и утверждены методические рекомендации МР 2.4.0180–202 по родительскому контролю за организацией питания в общеобразовательных организациях. Реализация родительскими сообществами данных рекомендаций в комплексе взаимодействия с деятельностью общественных и государственных организаций является важным механизмом по решению вопросов качественного и здорового питания обучающихся.

Цель исследования: оценка опыта взаимодействия с родителями школьников по организации питания детей в общеобразовательных организациях Тульской области.

Методы исследования. В работе использовался санитарно-описательный метод оценки результатов контрольно-надзорной и организационно методической работы по контролю за питанием школьников, результатов социологического опроса школьников и их родителей (n = 67 602 чел.). В ходе исследования изучались аспекты общей грамотности населения по вопросам здорового питания, оценивалось содержание обращений, позитивных и негативных отзывов об организации школьного питания, а также результаты родительского контроля за питанием. Исследование проводилось в 2020–2021 гг.

Результаты исследования. Оценка форм взаимодействия с родителями по вопросам здорового питания показала наибольшую востребованность формы электронного образовательного портала «Сетевой город. Образование Тульской области». Это информационная система объединяет учебные заведения в единую сеть, формируя единую целевую аудиторию, насчитывающую более 140 тыс. пользователей – родителей и иных законных представителей обучающихся. Данная система позволяла родителям не только получать сведения об успеваемости ребенка, но и давала возможность органам образования размещать необходимую информацию в электронных дневниках учащихся. Помимо этого, в качестве информационных просветительских площадок высокую эффективность демонстрируют официальные сайты общеобразовательных организации (в том числе обязательный целевой раздел «Организация горячего питания»), сайты Министерства образования Тульской области, органов местного самоуправления в сфере образования и социальные сети (аккаунты «ВКонтакте» и «Инстаграм»). Позитивно оценивается родителями и традиционная форма взаимодействия с использованием бумажных носителей – полиграфическая просветительская продукция, которая распространялась среди целевой аудитории, включая не только родительские собрания, но и форумы, общественные объединения, организации торговли детскими товарами.

Оценка полученных в ходе взаимодействия с родителями материалов позволила Управлением Роспотребнадзора по Тульской области в июне 2021 года подготовить информационные материалы, в которых изложены основные аспекты, позволяющие родителям самостоятельно оценивать качество питания в школе и дома, приведены основные направления работы по формированию у школьника навыка правильного выбора блюд.

Для оперативного реагирования на негативные отзывы о нарушениях в организации питания проводился мониторинг организации горячего питания обучающихся начальных классов через опрос родителей (законных представителей) в электронной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Результаты опроса граждан ежедневно рассматривались Министерством образования Тульской области, как оператором данной формы мониторинга.

При оценке поступающих жалоб и обращений на организацию питания было установлено, что в 2020/21 учебном году в системе зарегистрировано 322 обращения граждан Тульской области. За весь период с положительными отзывами поступило 187 обращений, с отрицательными – 135 обращений, из них 37 обращений касались оплаты питания в школе, 32 – температуры подаваемых блюд, 66 – неудовлетворенности качеством питания. В ходе анализа обращений было выявлено 11 образовательных организаций, на долю которых приходится 30 % поступивших отрицательных отзывов (37 проблемных отзывов). Эта информация была использована при проведении плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий. Количество отрицательных обращений, поступающих ежемесячно, удалось сократить более чем в 10 раз.

В качестве второй формы оперативного реагирования на возникающие проблемы с организацией питания был обеспечен обмен информацией по результатам работы с помощью постоянно действующих региональных «горячих линий» по организации горячего питания (Управление Роспотребнадзора по Тульской области, Министерство образования Тульской области, органы местного самоуправления), привлечены к этой работе родительские Советы по питанию в школах, созданные на основе локальных нормативных актов в 435 образовательных организациях.

Следующая форма взаимодействия – родительский контроль за питанием. С 2020 года для проведения контрольных мероприятий родителями используются проверочные листы, предложенные МР 2.4.2.1080–20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях». В организационном плане проведены учебные семинары с общественными помощниками при Уполномоченном по правам ребенка в Тульской области, разработан вопросник и примерный акт контроля, который используется при проведении мероприятий общественного контроля в школах. Оценка несъедаемости школьных завтраков и обедов проводилась по информации, поступающей от родительских Советов, общественных помощников при Уполномоченном по правам ребенка в Тульской области и Общественной палаты Тульской области. За 2020/21 учебный год было оценено 1029 завтраков и обедов. Выявлен перечень приоритетных несъедаемых блюд. Процент несъедаемости школьных завтраков составил 7,8 %, в основном за счет крупяных блюд и хлеба; обедов – 8,0 %, за счет первых блюд, киселя и хлеба.

В результате проводимой работы в Тульской области удалось добиться существенного улучшения горячего питания, в том числе меню были пополнены фруктами и овощами, колбасные изделия заменены на основные блюда из мяса, сокращено количество потребляемой соли и сахара. На общественном уровне было сформировано понимание необходимости разработки единых примерных цикличных меню (с меню-раскладками) для питания обучающихся общеобразовательных организаций Тульской области, предупреждающих типовые ошибки при их составлении. В результате в регионе было разработано и введено в практику единое типовое школьное меню.

Обсуждение. Опыт использования единых электронных ресурсов, в виде электронного образовательного портала области, официальных сайтов общеобразовательных организаций и органов государственного и муниципального управления, их официальных аккаунтов в социальных сетях, формирует массовый и непринужденный подход к взаимодействию с населением в рамках санитарно-просветительской работы по вопросам пропаганды здорового питания, повышения общей грамотности и формирования как у родителей, так и у детей необходимых навыков и знаний. Управление Роспотребнадзора по Тульской области при взаимодействии с Министерством образования Тульской области на протяжении 3 лет используют данные ресурсы с целью размещения просветительской информации для учащихся и родителей, в том числе и по вопросам горячего питания: акция «Питайтесь правильно»; памятка для родителей «Что спросить у ребенка о питании в школе?»; нормативные и методические документы по вопросам здорового питания детей.

Эффективность и важность применения данного современного способа взаимодействия с населения подчеркивают и другие авторы, которые рассматривают современные информационные цифровые устройства как инструмент здоровьесберегающих технологий по формированию здоровых пищевых привычек у обучающихся общеобразовательных организаций и повышения грамотности в области здорового питания [25]. Необходимость их обязательного использования как одного из основных инструментов взаимодействия с населением, помимо традиционных методов распространения информации, диктует их востребованность среди цифрового поколения [26][27].

Создание общественных органов или родительских комиссий на уровне общеобразовательной организации с возможностью самостоятельного контроля вопросов организации и качества питания, а также активное взаимодействие образовательных организаций с такими сообществами в сфере организации питания позволяет принципиально повысить уровень удовлетворенности родителей и детей школьным питанием, а также выявить основные направления улучшения организации питания детей, что находит подтверждение в работах других авторов [28][29]. Взаимодействие родителей со школой в вопросах оценки школьного питания повышает уровень информированности родительской общественности, обеспечивает открытость процессов организации питания, что позитивно сказывается и на уровне удовлетворенности родителей питанием, хотя существует мнение, что данная форма взаимодействия родителей со школой не оказывает принципиального влияния на процессы организации питания [30].

Важным условием для эффективного взаимодействия с родительскими сообществами контрольно-надзорным организациям является необходимость наладить координацию действий различных общественных институтов, родительских сообществ и государственных органов, а также разработать механизм оперативного реагирования на негативные отзывы от родительского сообщества по вопросам качества организации горячего питания в общеобразовательных организациях.

Заключение. Комплексный подход позволил обеспечить возможность массового обучения и просвещения населения по вопросам здорового питания, реализовать механизм оперативного реагирования по проблемным вопросам, скоординировать взаимодействие родительских сообществ. Результаты мониторинговой, организационно-методической и контрольно-надзорной деятельности в совокупности с мероприятиями родительского контроля на территории Тульской области подтвердили свою значимость в улучшении качества питания детей в общеобразовательных организациях. Об этом свидетельствует внедрение во всех школах единого типового меню, сокращение негативных обращений с жалобами на школьное питание.

1. Федеральный закон № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов”» от 01.03.2020, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

2. МР 2.4.0180–20 «Родительский контроль за организацией питания в общеобразовательных организациях», утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 18 мая 2020 г.

Список литературы

1. Горелова Ж.Ю., Баканов М.И., Мазанова Н.Н. и др. Специализированные продукты в школьном питании. Эффективность использования // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 8 (281). С. 47–49.

2. Клещина Ю.В. Мониторинг состояния здоровья и фактического питания современных подростков // Российский педиатрический журнал. 2011. № 2. С. 38–41.

3. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю., Павлов Н.Н. Особенности формирования нарушений питания у детей // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 20–22.

4. Козубенко О.В., Турчанинов Д.В. Гигиеническая оценка питания и качество жизни, связанные со здоровьем подростков региона Западной Сибири // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 8 (257). С. 32–35.

5. Конь И.Я., Тутельян В.А., Углицких А.К., Волкова Л.Ю. Рациональное питание российских школьников: проблемы и пути их преодоления // Здоровье населения и среда обитания. 2008. № 7. С. 4–5.

6. Крючкова Е.Н., Сааркоппель Л.М., Яцина И.В. К вопросу об оценке адаптационного потенциала организма подростков различных регионов // Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в 2-х томах, Пермь, 11–13 мая 2016 года / Под редакцией А.Ю. Поповой, Н.В. Зайцевой. Пермь: Книжный формат, 2016. С. 110–114.

7. Крючкова Е.Н., Истомин А.В., Сааркоппель Л.М., Яцина И.В. Детерминанты адаптационных резервов организма подростков различных регионов // Здравоохранение Российской Федерации. 2017. Т. 61. № 3. С. 143–147. doi: 10.18821/0044-197X-2017-61-3-143-147

8. Кучма В.Р., Чернигов В.В. Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 7–10.

9. Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения. Фундаментальная и клиническая медицина. 2019. Т. 4. № 2. С. 120–128. doi: 10.23946/2500-0764-2019-4-2-120-128

10. Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Истомин А.В., Рахманов Р.С., Бережной В.Г. К вопросу о коррекции рациона питания детей в организованных коллективах // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 11 (260). С. 24–25.

11. Онищенко Г.Г. О реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях // Здоровье населения и среда обитания. 2009. № 9. С. 4–5.

12. Могильный М.П., Валентинова Н.И., Шарова Т.Н. Современные требования к организации питания школьников // Успехи современной науки. 2017. № 11. С. 38–45.

13. Гончарова И.Г. Соколова Н.В., Попова О.А. Питание школьников как компонент здорового образа жизни // European Research: Innovation in Science: XXIV Международная научно-практическая конференция, Москва, 28 октября 2017 года. Москва: Издательство «Олимп», 2017. С. 181–183.

14. Салдан И.П., Филиппова С.П., Околелова О.В. Анализ реализации программ по модернизации технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 1 (238). С. 15–16.

15. Сетко И.М., Тришина С.П., Щербинина Е.П. и др. Гигиенические обоснования рационального питания гимназистов // Гигиена и санитария. 2012. Т. 91. № 3. С. 49–51.

16. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Бейлина Е.Б., Бородина Е.С. Эффективность внедрения мероприятий по оптимизации и рационализации питания учащихся общеобразовательных учреждений города Оренбурга // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 19–21.

17. Сорокина А.В., Гигуз Т.Л., Поляков А.Я., Богачанов Н.Д. Гигиеническая оценка фактического питания детей школьного возраста как фактора риска формирования морфофункциональных отклонений // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 1 (286). С. 27–29.

18. Могильный М.П., Шленская Т.В., Шалтумаев Т.Ш., Баласанян А.Ю. Организации питания школьников на принципах здорового питания // Успехи современной науки. 2017. Т. 2. № 6. С. 19–25.

19. Львов С.Н., Димов И., Стоилова Н., Булавко Я.Э., Зайцева А.В. Организации безопасного питания школьников // Детская медицина Северо-Запада. 2018. Т. 7. № 1. С. 211.

20. Чубаров Т.В., Бессонова А.В., Жданова О.А., Артющенко А.И., Шаршова О.Г. Факторы риска развития ожирения в различные периоды детства // Ожирение и метаболизм. 2021. Т. 18. № 2. С. 163–168.

21. Тапешкина Н.В., Перевалов А.Я. Мониторинг организации питания в общеобразовательных учреждениях // Здоровье семьи – 21 век. 2018. № 1. С. 72–84.

22. Бойко М.Н., Новикова И.И., Крига А.С., Ляпин В.А. Гигиеническая оценка системы школьного питания в Омской области // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 40–42.

23. Чагаева Н.В., Попова И.В., Токарев А.Н., Кашин А.В., Беляков В.А. Сравнительная характеристика физио-метрических показателей физического развития школьников // Гигиена и санитария. 2011. № 2. С. 72–75.

24. Едисеева Л.А., Данилова Е.И. Пропаганда культуры здорового питания школьников с применением информационных технологий // Народное образование Якутии. 2021. № 2 (119). С. 48–50.

25. Летучая Т.А., Соловьева Ю.В., Горелова Ж.Ю. Роль информационных технологий по повышению грамотности школьников в области здорового питания // На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования. Взгляд педагога и педиатра: Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции в рамках XII Всероссийского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения», Санкт-Петербург, 25–26 сентября 2020 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское региональное отделение общественной организации «Союз педиатров России», 2020. С. 150–160.

26. Горелова Ж.Ю., Иваненко А.В., Петренко А.О., Соловьева Ю.В., Летучая Т.А., Углов С.Ю. Cовременные подходы к разработке рационов питания школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 40–48.

27. Горелова Ж.Ю., Соловьева Ю.В., Летучая Т.А. Современные информационные технологии по повышению грамотности школьников в области здорового питания // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 8 (3). С. 136–141.

28. Макеева А.Г. Использование онлайн технологий для вовлечения младших школьников в здоровый образ жизни в период дистанционного обучения // Новые исследования. 2020. № 3 (63). С. 93–99. doi: 10.46742/2072-8840-2020-63-3-93-99

29. Новикова И.И., Гавриш С.М., Сорокина А.В., Семенихина М.В., Грабко Л.Б. Оценка организации здорового бесплатного горячего питания школьников 1–4 классов // Санитарный врач. 2021. № 3. С. 61–68.

30. Адамчук Д. В. Мнения родителей о различных аспектах организации питания в школе // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 1 (37). С. 80–98.

31. Миндзаева Э.В., Адамчук Д.В., Куликов А.А. Методология изучения удовлетворенности школьников и их родителей системой организации школьного питания // Управление образованием: теория и практика. 2019. № 4 (36). С. 31–47.


Об авторах

А. Э. Ломовцев
Управление Роспотребнадзора по Тульской области
Россия

Ломовцев Александр Эдуардович – доктор медицинских наук, руководитель.

ул. Оборонная, д. 114, Тула, 300045.



З. М. Омариев
Управление Роспотребнадзора по Тульской области
Россия

Омариев Залимхан Мирзаевич – кандидат медицинских наук, заместитель руководителя.

ул. Оборонная, д. 114, Тула, 300045.



О. И. Денисова
Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области
Россия

Денисова Ольга Ильинична – заместитель главного врача.

ул. Мира, д. 25, Тула, 300012.



Рецензия

Для цитирования:


Ломовцев А.Э., Омариев З.М., Денисова О.И. Контроль за питанием школьников – опыт организации работы на территории Тульской области. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(2):63-67. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-63-67

For citation:


Lomovtsev A.E., Omariev Z.M., Denisova O.I. Experience in Promoting Parental Control of School Meals in the Tula Region. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(2):63-67. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-63-67

Просмотров: 616


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)