Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях – практическая реализация в Московской области

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-74-77

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Мониторинг питания обучающихся и родительский контроль на фоне современных вызовов следует рассматривать как эффективные формы оперативной индикации и коррекции управляемых факторов риска здоровью школьников, связанных с организацией питания.

Цель работы заключалась в методической проработке регионального опыта реализации родительского контроля за питанием школьников.

Материалы и методы. Материалами исследования служили результаты контрольно-надзорных мероприятий, а также информация о проведенных мероприятиях родительского контроля. При проведении родительского контроля родителями осуществлялась органолептическая оценка блюд меню, заполнение чек-листа по вопросам качества питания и фактическим условиям для соблюдения правил личной гигиены и приема пищи, выборочный опрос детей об их вкусовых предпочтениях, удовлетворенности ассортиментом и качеством потребляемых блюд.

Результаты. В проекте «Родительский контроль» с января по май 2021 года участвовали 1260 школ Подмосковья, 49 072 родителя обучающихся 1–4-х классов и 41 364 родителя обучающихся 5–11-х классов. Аналитическая информация о результатах родительского контроля и принятых мерах регулярно публиковалась на официальных сайтах управлений образования муниципалитетов Московской области и в социальных сетях.

Заключение. Родительский контроль помогает в улучшении качества питания обучающихся, активно вовлекает родительское сообщество в работу по здоровому образу жизни и здоровому питанию, повышению общего уровня гигиенической грамотности в вопросах здорового питания, преемственности домашнего питания питанию школьному.

Для цитирования:


Микаилова О.М. Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях – практическая реализация в Московской области. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(2):74-77. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-74-77

For citation:


Mikailova O.M. Parental Control over School Nutrition: Practical Implementation in the Moscow Region. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(2):74-77. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-74-77

Введение. Государственная система организации питания детей в общеобразовательных учреждениях имеет современную нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы школьного питания, предусматривает разработку и утверждение меню для учащихся, реализацию образовательных программ по основам здорового питания и здорового образа жизни [1]. Вместе с тем результаты контрольно-надзорных мероприятий, социологических исследований свидетельствуют об имеющихся проблемах в организации питания детей и необходимости их своевременной коррекции с целью снижения рисков здоровью [2–5]. Анализ показателей здоровья детей в Российской Федерации свидетельствует о негативной тенденции по ожирению и сахарному диабету на протяжении более трех десятилетий, сохранению тенденций к росту распространенности хронической патологии и сокращению количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами выборочных научных исследований [6–9].

Среди факторов риска нарушений здоровья детей, связанных с питанием, лидирующее положение занимает сочетание нездоровых пищевых привычек и нездорового пищевого поведения [9]. Регулярное употребление нездоровых пищевых продуктов, нездоровое пищевое поведение и патологические пищевые привычки на фоне снижения физической активности детей в современных условиях являются ключевыми факторами риска нарушений здоровья и формирования избыточной массы тела, признанными ВОЗ (Женева, 2010). При этом задача улучшения популяционного здоровья и структуры питания населения в России является одной из приоритетных в государственной политике Российской Федерации. Большое внимание в решении данной задачи уделяется принципам здорового питания [10–12]. Общепризнано, что здоровое питание является основным условием снижения риска развития заболеваний, обусловленных пищевым фактором [13]. В связи с этим все большее значение придается мониторингу питания детей. Большая роль в мониторинге питания отводится контролю качества питания, а также реализуемым формам и методам контроля, их количественным показателям, определяющим полноту охвата [14–19].

Цель исследования заключается методической проработке регионального опыта реализации родительского контроля за питанием школьников, как новой формы, базируемой на детально проработанной нормативно-правовой и методической базе (Федеральный закон от 01.03.2020 № 47-ФЗ1, СанПиН 2.3/2.4.3590–202 и МР 2.4.0180–203). Таким образом, мониторинг питания обучающихся и родительский контроль на фоне современных вызовов следует рассматривать как эффективные и взаимодополняющие формы оперативной индикации и коррекции управляемых факторов риска здоровью школьников, связанных с организацией питания.

Материалы и методы. В качестве материалов исследования использованы результаты родительского контроля и контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2020/21 учебном году; информационная база по Московской области, сформированная в программном средстве, разработанном ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора; результаты анкетирования родителей обучающихся 1–4-х классов по вопросам удовлетворенности питанием. В 2020/21 учебном году в общеобразовательных организациях Московской области был отработан алгоритм проведения родительского контроля, предусматривающий допуск родителей с личной медицинской книжкой к полному циклу контроля – от поставки продуктов питания до выдачи готовой продукции и ее потребления; родители без личных медицинских книжек допускались к контролю от линии раздачи до потребления. Всем родителям предоставлялась возможность дегустации блюд. В ходе контроля заполнялся чек-лист по вопросам организации питания, оставлялись отзывы и предложения по улучшению питания.

Результаты. В Московской области выраженной тенденции по заболеваемости детей и подростков ожирением и сахарным диабетом нет, регистрируемые уровни заболеваемости подростков стабильно выше таковых у детей в 2 и более раза (рисунок).

Рисунок. Динамика показателей общей заболеваемости детей
(по обращаемости за медицинской помощью) за 2011–2020 гг. (на 100 тыс. населения)
Figure. Registered general incidence rates in children in 2011–2020 (per 100,000 population)

Результаты родительского контроля позволили выявить основные направления улучшения организации питания школьников – решение проблемы адаптации меню для детей с сахарным диабетом, обеспечение должной продолжительности перемен, контроль за соблюдением правил личной гигиены, недобор баллов по данным вопросам составлял 24–32 %. Также ежедневно во всех школах Московской области проводился родительский, внутренний (школьный), а также ведомственный (муниципальные органы исполнительной власти в сфере образования) контроль за организацией питания детей. В соответствии с методическими рекомендациями МР 2.4.0180–20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях» Управлением Роспотребнадзора по Московской области было налажено межведомственное взаимодействие и взаимодействие с родительскими комитетами. Через территориальные органы управления образованием в общеобразовательные организации Московской области были направлены обучающие программы по вопросам здорового питания для школьников, материалы которых используются при проведении родительских собраний, открытых уроков и классных часов. Информация о формах и методах родительского контроля размещалась на официальных сайтах и информационных стендах образовательных учреждений.

За период с января по май 2021 года в проекте «Родительский контроль» приняли участие 49 072 родителя обучающихся 1–4-х классов и 41 364 родителя обучающихся 5–11-х классов. В рамках проекта «Родительский контроль» с родителями проводилось обсуждение пяти вариантов меню для образовательных учреждений.

Внутренний или школьный контроль проводился на уровне общеобразовательных организаций. В рамках внутреннего контроля директорами школ издавались приказы «Об усилении контроля за организацией питания в школьной столовой», были созданы комиссии, осуществляющие контроль за организацией и качеством приготовления пищи, соблюдением технологических и санитарных норм в пищеблоке. Данные комиссии рассматривали и утверждали списки детей, получающих льготное питание, проводили рейды по проверке соответствия утвержденного рациона меню фактического питания, изучали отношение родителей к школьному питанию, контролировали соблюдение графика приема пищи, правил личной гигиены и социальной дистанции. Для быстрой и качественной работы родительского контроля было разработано и введено в практику мобильное приложение «Проверки Подмосковья», которое ежедневно обновляется новыми фоторепортажами (более 7000 фотографий ежедневно) о результатах работы родительского контроля, в том числе о состоянии пищеблоков школ и обеденных залов; о наличии утвержденного меню; о соответствии фактически выдаваемых школьникам завтраков и обедов утвержденному меню; о результатах работы бракеражных комиссий; о качестве продуктов, поступающих на пищеблоки школ.

В ходе проведения муниципального контроля ежедневно до 9:00 в мессенджере ответственными должностными лицами управлений образованием территорий Московской области проводилась внутренняя перекличка ответственных за питание. От каждой школы на регулярной основе поступала информация о наличии продуктов, выходе на работу поварского состава, исправности технологического оборудования. Проводился выборочный выездной мониторинг. В соответствии с планом реализации национального проекта «Демография» Роспотребнадзором проводилось методическое сопровождение регионального (по Московской области) проекта «Родительский контроль».

Средние показатели удельного веса не съедаемой школьниками пищи в завтраки и обеды была ниже 10 %, что свидетельствует о достаточном уровне организации питания детей. Вместе с тем показатели, регистрируемые в 2021/22 учебном году (завтраки – 6,5 %, обеды – 6,2 %), были выше таковых в 2020/21 учебном году (завтраки – 3,2 %, обеды – 2,1 %), что подтверждает актуальность проведения мероприятий родительского контроля, информативность используемых методов работы, а также необходимость оперативного анализа причин ухудшения показателей и их коррекции.

Информация о совместных мероприятиях территориальных отделов Управления Роспотребнадзора и «Родительского контроля» по контролю за питанием школьников размещалась на официальном сайте и на страничках управлений образования муниципалитетов Московской области в социальных сетях. Это способствовало улучшению качества питания обучающихся, реализации принципов здорового питания в общеобразовательных организациях, повышению востребованности и удовлетворенности школьным питанием. Мониторинг результатов родительского контроля учитывается при разработке управленческих решений, направленных на улучшение системы, логистики и структуры питания обучающихся, что, в свою очередь, должно оказать действенное влияние на здоровье обучающихся, создать оптимальные условия для гармоничного роста и развития.

Заключение. Родительский контроль в условиях сложившейся инфраструктуры, реализуемый на системной основе, является действенным резервом улучшения качества питания обучающихся, активно вовлекая родительское сообщество в работу по здоровому образу жизни и здоровому питанию, повышению общего уровня гигиенической грамотности в вопросах здорового питания, преемственности домашнего питания лучшим традициям школьного питания.

1. Федеральный закон от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов” и статью 37 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», утвержден 01.03.2020. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003010004?index=0&rangeSize=1.

2. СанПиН 2.3/2.4.3590–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74791586/.

3. МР 2.4.0180–20 «Родительский контроль за организацией питания в общеобразовательных организациях», утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 18 мая 2020 г.

Список литературы

1. Попова А.Ю., Тутельян В.А., Никитюк Д.Б. О новых (2021) Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Вопросы питания. 2021. Т. 90. № 4 (536). С. 6–19. doi: 10.33029/0042-8833-2021-90-4-6-19

2. Блинова Е.Г., Новикова И.И., Демакова Л.В., Чеснокова М.Г., Шоева О.С. Организация и качество школьного питания с учетом субъективной оценки школьников. Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 61.

3. Бондаренко Е.А., Белик С.Н., Жукова Т.В., Харагургиева И.М. Правильная организация питания в школе как основа сохранения здоровья молодежи. Молодой ученый. 2016. № 18-1 (122). С. 43–46.

4. Денисов Л.Ф., Нехорошева Е.В., Авраменко В.Г. Формирование культуры питания школьников в системе профилактической работы общеобразовательной организации. Санитарный врач. 2019. № 11. С. 52–63. doi: 10.33920/med-08-1911-06

5. Лебедева У.М., Гмошинская М.В., Пырьева Е.А. Питание детей дошкольного и школьного возраста: состояние проблемы // Фарматека. 2021. Т. 28. № 1. С. 27–33. doi: 10.18565/pharmateca.2021.1.27-33

6. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99. № 4. С. 698–705. doi: 10.17816/KMJ2018-698

7. Джумагазиев А.А., Безрукова Д.А., Богданьянц М.В. и др. Проблема ожирения у детей в современном мире: реалии и возможные пути решения. Вопросы современной педиатрии. 2016. Т. 15. № 3. С. 250–256. doi: 10.15690/vsp.v15i3.1561

8. Лазарева Л.А., Гордеева Е.В. Анализ заболеваемости детей и подростков болезням органов пищеварения. Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1-1 (55). С. 133–135. doi: 10.23670/IRJ.2017.55.104

9. Джумагазиев А.А., Безрукова Д.А., Богданьянц М.В., Орлов Ф.В., Акмаева Л.М., Усачева О.В. Пищевые предпочтения у детей с избыточной массой тела и ожирением. Вопросы питания. 2016. Т. 85. № S2. С. 47–48.

10. Новикова И.И., Гавриш С.М., Сорокина А.В., Семенихина М.В., Грабко Л.Б. Оценка организации здорового бесплатного горячего питания школьников 1–4 классов. Санитарный врач. 2021. № 3. С. 61–68. doi: 10.33920/med-08-2103-07

11. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 990–995. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

12. Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения // Фундаментальная и клиническая медицина. 2019. Т. 4. № 2. С. 120–128. doi: 10.23946/2500-0764-2019-4-2-120-128

13. Мигунова Ю.В., Садыкова Р.М. Качество питания семей с детьми в условиях современной российской действительности. Здоровье и образование в ХХI веке. 2016. Т. 18. № 2. С. 778–782.

14. Абатуров А. Е., Никулина А. А. Нарушения пищевого поведения при разных фенотипах ожирения у детей // Здоровье ребенка. 2020. Т. 15. № 5. С. 316–320. doi: 10.22141/2224-0551.15.5.2020.211441

15. Lobstein T, Jackson-Leach R, Moodie ML, et al. Child and adolescent obesity: part of bigger picture. Lancet. 2015;385(9986):2510-2520. doi: 10.1016/S0140-6736(14)61746-3

16. Colombo PE, Patterson E, Lindroos AK, Parlesak A, Elinder LS. Sustainable and acceptable school meals through optimization analysis: an intervention study. Nutr J. 2020;19(1):61. doi: 10.1186/s12937-020-00579-z

17. Slater SJ, Nicholson L, Chriqui J, Turner L, Chaloupka F. The impact of state laws and district policies on physical education and recess practices in a nationally representative sample of US public elementary schools. Arch Pediatr Adolesc Med. 2012;166(4):311-316. doi: 10.1001/archpediatrics.2011.1133

18. Wang L, Dalton 3rd WT, Schetzina K. Home food environment, dietary intake, and weight among overweight and obese children in Southern Appalachia. South Med J. 106(10):550-557. doi: 10.1097/SMJ.0000000000000008

19. De Onis M, Lobstein T. Defining obesity risk status in the general childhood population: Which cut-offs should we use? Int J Pediatr Obes. 2010;6(5):458-460. doi: 10.3109/17477161003615583


Об авторе

О. М. Микаилова
Управление Роспотребнадзора по Московской области
Россия

Микаилова Ольга Михайловна – кандидат медицинских наук, руководитель.

ул. Семашко, д. 2, Мытищи, Московская обл., 141014.



Рецензия

Для цитирования:


Микаилова О.М. Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях – практическая реализация в Московской области. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(2):74-77. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-74-77

For citation:


Mikailova O.M. Parental Control over School Nutrition: Practical Implementation in the Moscow Region. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(2):74-77. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-74-77

Просмотров: 385


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)