Перейти к:
Региональная практика организации родительского контроля за питанием школьников в Республике Мордовия – опыт, результаты, ожидаемая эффективность
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-68-73
Аннотация
Введение. Повышенное внимание к вопросам организации питания детей в организациях основного общего образования обусловлены наблюдаемыми в процессе обучения тенденциями роста заболеваний, связанных с пищевым фактором. Наряду с межведомственным взаимодействием государственных учреждений проблемы в организации питания в настоящее время во многом могут мониторироваться и решаться с участием родителей и реализуемого ими общественного контроля.
Цель исследования: оценка организации межведомственного взаимодействия территориального органа Роспотребнадзора с региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, государственными учреждениями и родительским сообществом по вопросам школьного питания.
Материалы и методы. В работе использовался метод анкетирования, аналитический метод исследования. Проанализированы материалы мониторинговых и контрольно-надзорных мероприятий территориального органа Роспотребнадзора, жалобы и обращения по вопросам школьного питания, акты комиссий родительского контроля, анкеты родителей и детей об удовлетворенности организацией школьного питания, полученные в рамках мониторинга (898 мероприятий в 2020/21 учебном году и 420 – в 2021/22 учебном году (сентябрь–декабрь).
Результаты. Установлено, что охват горячим питанием учащихся 1–4-х классов составляет 100,0 %, при 96,2 % охвата всех школьников. Выявлена положительная динамика при мониторинге негативных обращений по вопросам организации питания за период с октября по декабрь 2020 г., с декабря 2020 по март 2021 года, повысился рейтинг, проводимый Российским движением школьников («Невкусный топ-10» до («Вкусный топ-10»). Выявлено существенное улучшение структуры меню школьных завтраков и обедов, в том числе в части постепенной замены кондитерских изделий на фрукты, колбасных изделий – на блюда из мяса.
Заключение. Реализуемые в ходе взаимодействия на межведомственной основе мониторинговые мероприятия с участием родительского сообщества в форме контроля качества питания учащихся показали эффективность в индикации проблемных вопросов и их оперативной коррекции.
Ключевые слова
Для цитирования:
Харитонова Т.П., Панченко Г.А., Маркиянов С.В. Региональная практика организации родительского контроля за питанием школьников в Республике Мордовия – опыт, результаты, ожидаемая эффективность. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(2):68-73. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-68-73
For citation:
Kharitonova T.P., Panchenko G.A., Markiyanov S.V. Regional Practice of Organizing Parental Control over School Nutrition in the Republic of Mordovia: Experience, Results, and Expected Effectiveness. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(2):68-73. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-68-73
Введение. Повышенное внимание к вопросам организации питания детей в организациях основного общего образования определяет задачи развития системы, модернизации процессов производства, логистики и управления на должном уровне информационного сопровождении, информационной открытости и возможности общественного обсуждения вопросов организации и структуры питания [1–5]. Проблемы в организации питания в настоящее время во многом могут мониторироваться и решаться с участием родителей и реализуемого ими общественного контроля.
В рамках реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.20201 на основании принятого правительством Российской Федерации Федерального закона от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов”»2 и статьи 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»3 предусматривается организация бесплатного горячего питания обучающихся начальных классов за счет бюджетных средств. Это определило ключевые направления в работе Роспотребнадзора по выполнению федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография»4, 5 [6][7]. Согласно п. 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся находится в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые определяют стоимость питания, источники и правила его финансирования, льготные категории обучающихся.
На современном этапе общеобразовательные школы – это социум, в котором через разнообразные формы взаимодействия происходит непосредственное сотрудничество детей, педагогов и родителей [8–11]. Поэтому, рассматривая вопросы школьного питания, необходимо помнить, что согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ6 родители являются законными представителями учащихся и одновременно с этим являются законными представителями потребителей школьного питания, имеющими право на безопасную услугу, как следует из Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»7.
В силу социально-экономических условий образа жизни именно в семье закладываются основные понятия культуры здорового питания и формируется правильное пищевое поведение [8][12]. Если в первые годы жизни ребенка родителями уделяется достаточно много внимания качественной и количественной составляющей детского питания, то по мере взросления, начиная с дошкольного возраста, влияние семьи на общий рацион питания ребенка значительно снижается. Дети, посещающие детский сад, а затем школу, попадают в сферу общественного питания, которая функционирует в организованных коллективах государственных учреждений. Фактически родители дошкольников и школьников полностью передают обеспечение питанием детей в распоряжение детских садов и школ на продолжительное время, до 10–12 часов. И как показывают многочисленные исследования, именно на этапе знакомства детей с системой общественного питания появляется недовольство со стороны родителей [13][14].
Цель исследования: оценка организации межведомственного взаимодействия территориального органа Роспотребнадзора с региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, государственными учреждениями и родительским сообществом по вопросам школьного питания.
Материалы и методы. В работе проанализированы данные мониторинговых исследований и мероприятий, проводимых Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия во взаимодействии с региональными органами исполнительной власти и общественными организациями родительского сообщества Республики Мордовия, в период 2020/21 и 2021/22 учебных годов, реализуемые в общеобразовательных организациях Республики Мордовия. Родительский контроль осуществлялся в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Роспотребнадзором (МР 2.4.0180–20 «Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях»8, в том числе с контролем взвешивания пищи и расчета показателя удельного веса не съедаемой школьниками еды по отдельным приемам пищи. Всего в 2020/21 учебном году было реализовано 898 мероприятий родительского контроля за питанием школьников, в 2021/22 учебном году (сентябрь – декабрь) – 420 мероприятий. Мероприятия включали проведение наблюдения родителей за питанием детей в школе, заполнение опросного листа и взвешивание остатков пищи, не съеденной детьми для последующего расчета удельного веса несъеденной пищи. Исследование было проведено в соответствии с руководящими принципами Хельсинкской декларации9. Все участники мониторинговых исследований были информированы о целях и задачах исследования и дали свое согласие на участие в проводимых исследованиях.
Результаты. На территории Республики Мордовия на период 2020–2021 учебного года функционировало 303 общеобразовательные организации с общим количеством 72 926 учащихся, в том числе 30 415 – учащиеся 1–4 классов. В 194 школах питание осуществляется силами самих общеобразовательных организаций. В 109 школах горячее питание обучающихся организовано 6 операторами питания, оказывающими услугу по организации горячего питания на условиях аутсорсинга.
Охват горячим питанием учащихся общеобразовательных школ, осваивающих программы начального, основного и среднего общего образования по Республике Мордовия составил – 96,2 %. Бесплатным горячим питанием обеспечены 100 % учащихся 1–4 классов всех школ, из них: горячий завтрак получают 93,3 % детей, горячий обед – 6,7 %, двухразовое питание (завтрак и обед) – 52 %. На сайтах всех школ Республики Мордовия размещены разделы по горячему питанию, где публикуется информация об организации питания в школе, контакты ответственного за питание, в том числе утвержденное примерное меню, ежедневное меню, режим питания школьников. В сентябре 2020 года Общероссийским народным фронтом была открыта горячая линия для родителей учащихся с целью мониторинга школьного питания.
В апреле 2021 года комиссией Общественной палаты Республики Мордовия по правам человека, общественному контролю, противодействию коррупции, взаимодействию с общественными советами и ОНК совместно с Советом отцов Республики Мордовия была проведена оценка независимого мнения родителей учащихся 1–4-х классов удовлетворенностью питанием в школе. Мнения собирались в родительских чатах. Охват опросом родителей составил 20 %.
По результатам социологического опроса об удовлетворенности качеством бесплатного горячего питания в школе 89,1 % оценили качество предоставляемой услуги общественного питания на «4» и «5», о чем свидетельствуют показатели удельного веса не съеденной пищи, оцененной в ходе мероприятий родительского контроля, уступающие по средним значениям среднероссийским показателям, составлявшим 6–7 %.
Проведен анализ меню на содержание в нем колбасных изделий, овощей и фруктов. Выявлено существенное улучшение структуры меню школьных завтраков и обедов, в том числе в части постепенной замены кондитерских изделий на фрукты, колбасных изделий – на блюда из мяса (рис. 1).
Рис. 1. Динамика удельного веса меню, в которых не проведена замена
а) кондитерских изделий на фрукты и b) колбасных изделий на мясные блюда в (%)
Fig. 1. Changes in the proportion of menus, in which
a) confectionery products were not replaced with fruit and b) sausages – with a meat dish (%)
Среднемесячные показатели удельного веса не съедаемой пищи в школьные завтраки в 2020/21 учебном году находились в диапазоне 2,0–3,2 %, по обедам – 2,3–2,6 %. В 2021/22 учебном году отмечается прирост данного показателя до 5,5 % по завтракам (октябрь 2021 г.) и до 3,2 % по обедам (декабрь 2021 г.) – рис. 2. Наличие информации о единичных фактах превышения показателя несъедаемости в 10 % и выше позволили оперативно выявлять причины и устранять их, в результате итоговые показатели по Республики Мордовия были существенно ниже средних по Российской Федерации.
Рис. 2. Удельный вес не съедаемой пищи в школьные а) завтраки и b) обеды –
средние показатели за январь – май 2020 года и сентябрь – декабрь 2021 года (в %)
Fig. 2. The proportion of food not eaten for school a) breakfast and b) lunch:
average values for January–May and September–December, 2021 (%)
Оценка организации межведомственного взаимодействия Роспотребнадзора с региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, государственными учреждениями и родительским сообществом по вопросам школьного питания позволила оценить эффективность проводимых мероприятий, направленных на улучшение организации и качества питания учащихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия.
Роспотребнадзором в Республике Мордовия с участием представителей министерства образования, руководителей общеобразовательных организаций, операторов питания и представителей родительских комитетов с целью улучшения питания школьников были проведены видеоконференции и семинары на площадке «Педагог 13.ру» по актуальным вопросам здорового питания и здоровьесбережения. В ходе проведения конференций и рабочих совещаний рассматривались вопросы правовой обоснованности, правила взаимодействия и взаимного контроля между школой и родителями, вопросы по созданию условий осуществления родительского контроля. Разработанный на межведомственной основе план мероприятий позволил подготовить общеобразовательные организации к работе с организаторами питания. Подготовка родителей проводилась с использованием информационных ресурсов, размещенных на сайте ФБУН «Новосибирский институт гигиены» Роспотребнадзора10.
Роспотребнадзор на регулярной основе предоставлял органам исполнительной власти субъекта РФ и общественным организациям информацию о результатах контрольно-надзорных мероприятий и предложений по улучшению организации школьного питания, проводил совещания по актуальным и проблемным вопросам организации питания, по обеспечению бесплатным горячим питанием всех обучающихся начальных классов, включая детей с заболеваниями, требующими индивидуального подхода в организации питания. В результате удалось решить вопросы плановой модернизации пищеблоков школ и рациональной организации питания, были разработаны типовые меню, организована работа по родительскому контролю, достигнут 100 % охват обучающихся 1–4-х классов горячим питанием, соответствующим принципам здорового питания. Наряду с этим отмечена положительная динамика при мониторинге негативных обращений по вопросам организации питания и существенное улучшение структуры меню школьных завтраков и обедов, в том числе в части постепенной замены кондитерских изделий на фрукты, колбасных изделий – на блюда из мяса, что дает основание положительно оценить эффективность взаимодействия государственных структур и родительского сообщества в улучшении питания школьников. В течение 2020/21 учебного года благодаря консолидированной работе в соответствии с рейтингом, проводимым Российским движением школьников, Мордовия из проблемных территорий с наихудшими оценками питания – «Невкусного топа-10» в сентябре 2020 г. уже к марту 2021 г. переместилась в перечень регионов с наилучшими общественными оценками питания – «Вкусный топ-10».
Обсуждение. Таким образом, реализуемые в ходе взаимодействия на межведомственной основе мониторинговые мероприятия с участием родительского сообщества в форме контроля качества питания показали эффективность данной работы в улучшении качества горячего питания учащихся общеобразовательных организаций в Республике Мордовия. Оперативная работа по устранению замечаний к организации питания позволила существенно улучшить ситуацию, сократить количество негативных отзывов, существенно улучшить субъективную оценку органолептических свойств блюд рациона респондентами, повысить удовлетворенность качеством питания среди учащихся. Проводимые мероприятия обозначили необходимость предварительной подготовки всех участников образовательного процесса по вопросам здорового питания, для популяризации которых широко используются возможности современных средств информационно-коммуникационных технологий.
Заключение. Значимость консолидированных усилий в улучшении структуры школьного питания подтверждается имеющимися в литературе данными [9][10][15–17]. Позитивный опыт взаимодействия при организации мероприятий родительского контроля является одним из факторов, благоприятствующих формированию здоровых пищевых привычек у детей, которые будут способствовать снижению рисков развития заболеваний, связанных с питанием, и решению проблем, которые актуальны как в России, так и за рубежом [18–26].
1. Послание Президента Федеральному Собранию от 15.01.2020. Доступно по: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582/
2. Федеральный закон от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов”». Доступно по: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003010004
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года (редакция, действующая с 1 января 2022 года). Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/902389617
4. Паспорт федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», утвержден Минздравом России. Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/
5. Паспорт национального проекта «Демография», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. Доступно по: https://sudact.ru/law/pasport-natsionalnogo-proekta-demografiia-utv-prezidiumom-soveta/
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года (редакция, действующая с 1 января 2022 года). Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/902389617
7. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года № 2-ФЗ (с изменениями на 11 июня 2021 года). Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/9005388
8. МР 2.4.0180–20 «Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях». Утверждены Главным государственным санитарным врачом А.Ю. Поповой 18 мая 2020 г. Доступно по: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=14661.
9. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации. Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта. Доступно по: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1644485426&tld=ru&lang=ru&name=WMA_Helsinki.doc&text=Хельсинская%20декларация%20текст%
10. Справочные материалы по санитарно-просветительской программе для детей школьного возраста URL: https://www.niig.su/научная-деятельность/3845-реализация-образовательных-программ-для-детей-школьного-и-дошкольного-возраста-«здоровое-питание».
Список литературы
1. Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения // Фундаментальная и клиническая медицина. 2019. Т. 4. № 2. С. 120–128. doi: 10.23946/2500-0764-2019-4-2-120-128
2. Лебедева У.М., Баттахов П.П., Степанов К.М. и др. Организация питания детей и подростков на региональном уровне // Вопросы питания. 2018. Т. 87. № 6. С. 48–56. doi: 10.24411/0042-8833-2018-10066
3. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э. и др. Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет // Вопросы питания. 2017. Т. 86. № 4. С. 50–60.
4. Драпкина О.М., Неустроев С.С., Фролова Е.Б., и др. Методология изучения рациона питания и поведенческих привычек населения для оценки приверженности здоровому образу жизни // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22. № 4. С. 43–50. doi: 10.17116/profmed20192204143
5. Currie C, Zanotti C, Morgan A, et al., eds. Social Determinants of Health and Well-being among Young People. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: International Report from the 2009/2010 Survey. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 2012 (Health Policy for Children and Adolescents, No. 6). Accessed February 25, 2022. https://www.euro.who.int/data/assets/pdf_file/0003/163857/Social-determinants-of-health-and-well-being-among-young-people.pdf.
6. Новикова И.И., Гавриш С.М., Сорокина А.В., Семенихина М.В., Грабко Л.Б. Оценка организации здорового бесплатного горячего питания школьников 1–4 классов // Санитарный врач. 2021. № 3. С. 61–68. doi: 10.33920/med-08-2103-07
7. Романенко С.П., Новикова И.И. Сравнительная характеристика показателей заболеваемости детей по болезням, этиологически связанным с пищевым фактором // Санитарный врач. 2021. № 1. С. 43–51. doi: 10.33920/med-08-2101-05
8. Старовойтова Н.П., Стукач В.Ф., Александрова Н.В. Школьное питание в системе государственного и муниципального управления региона: организация, инфраструктура, источники финансирования // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 5–3 (107). С. 58–65. doi: 10.23670/IRJ.2021.107.5.076
9. Лир Д.Н., Перевалов А.Я. Анализ фактического домашнего питания проживающих в городе детей дошкольного и школьного возраста // Вопросы питания. 2019. Т. 88. № 3. С. 69–77. doi: 10.24411/0042-8833-2019-10031
10. Тармаева И.Ю., Ханхареев С.С., Богданова О.Г Оценка питания обучающихся общеобразовательных учреждений различного типа // Гигиена и санитария. 2016. № 95 (12). С. 1213–1216. doi: 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1213-1216
11. Маркова А.И., Ляхович А.В., Гутман М.Р. Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей // Гигиена и санитария. 2012. Т. 91. № 2. С. 55–61.
12. Адамчук Д.В., Куликов А.А. Удовлетворенность родителей качеством питания в образовательных организациях: от детского сада к школе // Управление образованием: теория и практика. 2019. № 4 (36). С. 66–77.
13. Адамчук Д.В., Неустроев С.С. Методологические аспекты разработки учебного курса для подготовки интервьюеров к проведению статистического наблюдения рациона питания // Управление образованием: теория и практика. 2019. № 2 (34). С. 24–34.
14. Миндзаева Э.В., Адамчук Д.В., Куликов А.А. Методология изучения удовлетворенности школьников и их родителей системой организации школьного питания // Управление образованием: теория и практика. 2019. № 4 (36). С. 31–47.
15. Адамчук Д. В. Мнения родителей о различных аспектах организации питания в школе // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 1 (37). С. 80–98.
16. Spruance LA, Harrison C, Brady P, Woolford M, LeBlanc H. Who eats school breakfast? Parent perceptions of school breakfast in a state with very low participation. J Sch Health. 2018;88(2):139-149. doi: 10.1111/josh.12597
17. Tsai M, Ritchie LD, Ohri-Vachaspati P, Au LE. Student perception of healthfulness, school lunch healthfulness, and participation in school lunch: The Healthy Communities Study. J Nutr Educ Behav. 2019;51(5):623-628. doi: 10.1016/j.jneb.2019.01.01
18. Kinderknecht K, Harris C, Jones-Smith J. Association of the Healthy, Hunger-Free Kids Act with dietary quality among children in the US National School Lunch Program. JAMA. 2020;324(4):359-368. doi: 10.1001/jama.2020.9517
19. Food and Nutrition Service (FNS). School Breakfast Program: Program History. United States Department of Agriculture (USDA). 2010. Accessed October 22, 2021. http://www.fns.usda.gov/cnd/breakfast/AboutBFast/ProgHistory.htm.
20. Mak TN, Prynne CJ, Cole D, et al. Assessing eating context and fruit and vegetable consumption in children: new methods using food diaries in the UK National Diet and Nutrition Survey Rolling Programme. Int J Behav Nutr Phys Act. 2012;9:126. doi: 10.1186/1479-5868-9-126
21. Briefel RR, Wilson A, Cabili C, Hedley Dodd A. Reducing calories and added sugars by improving children’s beverage choices. J Acad Nutr Diet. 2013;113(2):269-275. doi: 10.1016/j.jand.2012.10.016
22. Сетко А.Г., Кузнецова Е.И., Сетко И.М., Тришина С.П., Щербинина Е.П. Региональная модель гигиенического мониторинга питания и здоровья школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11 (236). С. 39–41.
23. Лебедева У.М. Эпидемиология питания и здоровье детей и подростков республики Саха (Якутия) по результатам мониторинговых исследований // Якутский медицинский журнал. 2018. № 3 (63). С. 87–91. doi: 10.25789/YMJ.2018.63.29
24. Милушкина О.Ю., Пивоваров Ю.П., Скоблина Н.А., Бокарева Н.А. Ведущие факторы риска нарушения морфофункционального состояния детей и подростков // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 2 (51). С. 26–31.
25. Кадацкая О.В., Георгян А.Р. Рациональное питание младших школьников как фактор их полноценного развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия педагогика, психология. 2014. № 2 (17). С. 93–95.
26. Липатова Л.П., Давидофф Е. Организация питания детей по рекомендациям Международного чрезвычайного детского фонда ООН // Траектории развития: материалы Первой Международной научно-практической конференции. Москва, 20 декабря 2017 года. Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2018. С. 176–181.
Об авторах
Т. П. ХаритоноваРоссия
Харитонова Татьяна Петровна – руководитель.
ул. Дальняя, д. 7, Саранск, 430030.
Г. А. Панченко
Россия
Панченко Галина Александровна – главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора.
ул. Дальняя, д. 7, Саранск, 430030.
С. В. Маркиянов
Россия
Маркиянов Сергей Васильевич – председатель комиссии.
ул. Б. Хмельницкого, д. 26 Саранск, 430000.
Рецензия
Для цитирования:
Харитонова Т.П., Панченко Г.А., Маркиянов С.В. Региональная практика организации родительского контроля за питанием школьников в Республике Мордовия – опыт, результаты, ожидаемая эффективность. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(2):68-73. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-68-73
For citation:
Kharitonova T.P., Panchenko G.A., Markiyanov S.V. Regional Practice of Organizing Parental Control over School Nutrition in the Republic of Mordovia: Experience, Results, and Expected Effectiveness. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(2):68-73. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-68-73