Харитонова Татьяна Петровна – руководитель.
ул. Дальняя, д. 7, Саранск, 430030.
Панченко Галина Александровна – главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора.
ул. Дальняя, д. 7, Саранск, 430030.
Маркиянов Сергей Васильевич – председатель комиссии.
ул. Б. Хмельницкого, д. 26 Саранск, 430000.
Введение. Повышенное внимание к вопросам организации питания детей в организациях основного общего образования обусловлены наблюдаемыми в процессе обучения тенденциями роста заболеваний, связанных с пищевым фактором. Наряду с межведомственным взаимодействием государственных учреждений проблемы в организации питания в настоящее время во многом могут мониторироваться и решаться с участием родителей и реализуемого ими общественного контроля.
Цель исследования: оценка организации межведомственного взаимодействия территориального органа Роспотребнадзора с региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, государственными учреждениями и родительским сообществом по вопросам школьного питания.
Материалы и методы. В работе использовался метод анкетирования, аналитический метод исследования. Проанализированы материалы мониторинговых и контрольно-надзорных мероприятий территориального органа Роспотребнадзора, жалобы и обращения по вопросам школьного питания, акты комиссий родительского контроля, анкеты родителей и детей об удовлетворенности организацией школьного питания, полученные в рамках мониторинга (898 мероприятий в 2020/21 учебном году и 420 – в 2021/22 учебном году (сентябрь–декабрь).
Результаты. Установлено, что охват горячим питанием учащихся 1–4-х классов составляет 100,0 %, при 96,2 % охвата всех школьников. Выявлена положительная динамика при мониторинге негативных обращений по вопросам организации питания за период с октября по декабрь 2020 г., с декабря 2020 по март 2021 года, повысился рейтинг, проводимый Российским движением школьников («Невкусный топ-10» до («Вкусный топ-10»). Выявлено существенное улучшение структуры меню школьных завтраков и обедов, в том числе в части постепенной замены кондитерских изделий на фрукты, колбасных изделий – на блюда из мяса.
Заключение. Реализуемые в ходе взаимодействия на межведомственной основе мониторинговые мероприятия с участием родительского сообщества в форме контроля качества питания учащихся показали эффективность в индикации проблемных вопросов и их оперативной коррекции.
Introduction: Increasing attention has been paid recently to the issues of school nutrition due to the observed rising trends in the rates of dietrelated diseases in children. Today, along with the interdepartmental interaction of government institutions, parents can also be involved in monitoring and resolving problems of school feeding by exercising public control.
Objective: To assess organization of interdepartmental interaction between the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing (Rospotrebnadzor) and regional executive authorities, public organizations, government agencies, and the parent community on issues of school meals.
Materials and methods: We analyzed the results of monitoring and inspections of the Republican Office of Rospotrebnadzor, complaints and appeals on school meals, reports of parental control commissions, and surveys of parents and children on satisfaction with school nutrition (the total of 898 episodes in the 2020/21 academic year and 420 – in September–December, 2021).
Results: We established that all elementary schoolchildren (grades 1–4) received hot school meals while the total coverage was 96.2 % for all students. We also observed a decrease in the number of complaints about school catering in October to December 2020; in December 2020 to March 2021, the republican rating of school meals launched by the Russian Movement of Schoolchildren rose from “Top 10 Bad Taste” to “Top 10 Good Taste” owing to a significant improvement of the menu of school breakfast and lunch that, inter alia, included gradual replacement of confectionery with fruit and sausages with meat dishes.
Conclusion: The combined interdepartmental and parental monitoring of school nutrition has proved its effectiveness in problem detection and its prompt solving.
Введение. Повышенное внимание к вопросам организации питания детей в организациях основного общего образования определяет задачи развития системы, модернизации процессов производства, логистики и управления на должном уровне информационного сопровождении, информационной открытости и возможности общественного обсуждения вопросов организации и структуры питания [1–5]. Проблемы в организации питания в настоящее время во многом могут мониторироваться и решаться с участием родителей и реализуемого ими общественного контроля.
В рамках реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.20201 на основании принятого правительством Российской Федерации Федерального закона от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов”»2 и статьи 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»3 предусматривается организация бесплатного горячего питания обучающихся начальных классов за счет бюджетных средств. Это определило ключевые направления в работе Роспотребнадзора по выполнению федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография»4, 5 [
На современном этапе общеобразовательные школы – это социум, в котором через разнообразные формы взаимодействия происходит непосредственное сотрудничество детей, педагогов и родителей [8–11]. Поэтому, рассматривая вопросы школьного питания, необходимо помнить, что согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ6 родители являются законными представителями учащихся и одновременно с этим являются законными представителями потребителей школьного питания, имеющими право на безопасную услугу, как следует из Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»7.
В силу социально-экономических условий образа жизни именно в семье закладываются основные понятия культуры здорового питания и формируется правильное пищевое поведение [
Цель исследования: оценка организации межведомственного взаимодействия территориального органа Роспотребнадзора с региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, государственными учреждениями и родительским сообществом по вопросам школьного питания.
Материалы и методы. В работе проанализированы данные мониторинговых исследований и мероприятий, проводимых Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия во взаимодействии с региональными органами исполнительной власти и общественными организациями родительского сообщества Республики Мордовия, в период 2020/21 и 2021/22 учебных годов, реализуемые в общеобразовательных организациях Республики Мордовия. Родительский контроль осуществлялся в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Роспотребнадзором (МР 2.4.0180–20 «Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях»8, в том числе с контролем взвешивания пищи и расчета показателя удельного веса не съедаемой школьниками еды по отдельным приемам пищи. Всего в 2020/21 учебном году было реализовано 898 мероприятий родительского контроля за питанием школьников, в 2021/22 учебном году (сентябрь – декабрь) – 420 мероприятий. Мероприятия включали проведение наблюдения родителей за питанием детей в школе, заполнение опросного листа и взвешивание остатков пищи, не съеденной детьми для последующего расчета удельного веса несъеденной пищи. Исследование было проведено в соответствии с руководящими принципами Хельсинкской декларации9. Все участники мониторинговых исследований были информированы о целях и задачах исследования и дали свое согласие на участие в проводимых исследованиях.
Результаты. На территории Республики Мордовия на период 2020–2021 учебного года функционировало 303 общеобразовательные организации с общим количеством 72 926 учащихся, в том числе 30 415 – учащиеся 1–4 классов. В 194 школах питание осуществляется силами самих общеобразовательных организаций. В 109 школах горячее питание обучающихся организовано 6 операторами питания, оказывающими услугу по организации горячего питания на условиях аутсорсинга.
Охват горячим питанием учащихся общеобразовательных школ, осваивающих программы начального, основного и среднего общего образования по Республике Мордовия составил – 96,2 %. Бесплатным горячим питанием обеспечены 100 % учащихся 1–4 классов всех школ, из них: горячий завтрак получают 93,3 % детей, горячий обед – 6,7 %, двухразовое питание (завтрак и обед) – 52 %. На сайтах всех школ Республики Мордовия размещены разделы по горячему питанию, где публикуется информация об организации питания в школе, контакты ответственного за питание, в том числе утвержденное примерное меню, ежедневное меню, режим питания школьников. В сентябре 2020 года Общероссийским народным фронтом была открыта горячая линия для родителей учащихся с целью мониторинга школьного питания.
В апреле 2021 года комиссией Общественной палаты Республики Мордовия по правам человека, общественному контролю, противодействию коррупции, взаимодействию с общественными советами и ОНК совместно с Советом отцов Республики Мордовия была проведена оценка независимого мнения родителей учащихся 1–4-х классов удовлетворенностью питанием в школе. Мнения собирались в родительских чатах. Охват опросом родителей составил 20 %.
По результатам социологического опроса об удовлетворенности качеством бесплатного горячего питания в школе 89,1 % оценили качество предоставляемой услуги общественного питания на «4» и «5», о чем свидетельствуют показатели удельного веса не съеденной пищи, оцененной в ходе мероприятий родительского контроля, уступающие по средним значениям среднероссийским показателям, составлявшим 6–7 %.
Проведен анализ меню на содержание в нем колбасных изделий, овощей и фруктов. Выявлено существенное улучшение структуры меню школьных завтраков и обедов, в том числе в части постепенной замены кондитерских изделий на фрукты, колбасных изделий – на блюда из мяса (рис. 1).
Рис. 1. Динамика удельного веса меню, в которых не проведена заменаа) кондитерских изделий на фрукты и b) колбасных изделий на мясные блюда в (%)Fig. 1. Changes in the proportion of menus, in whicha) confectionery products were not replaced with fruit and b) sausages – with a meat dish (%)
Среднемесячные показатели удельного веса не съедаемой пищи в школьные завтраки в 2020/21 учебном году находились в диапазоне 2,0–3,2 %, по обедам – 2,3–2,6 %. В 2021/22 учебном году отмечается прирост данного показателя до 5,5 % по завтракам (октябрь 2021 г.) и до 3,2 % по обедам (декабрь 2021 г.) – рис. 2. Наличие информации о единичных фактах превышения показателя несъедаемости в 10 % и выше позволили оперативно выявлять причины и устранять их, в результате итоговые показатели по Республики Мордовия были существенно ниже средних по Российской Федерации.
Рис. 2. Удельный вес не съедаемой пищи в школьные а) завтраки и b) обеды –средние показатели за январь – май 2020 года и сентябрь – декабрь 2021 года (в %)Fig. 2. The proportion of food not eaten for school a) breakfast and b) lunch:average values for January–May and September–December, 2021 (%)
Оценка организации межведомственного взаимодействия Роспотребнадзора с региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, государственными учреждениями и родительским сообществом по вопросам школьного питания позволила оценить эффективность проводимых мероприятий, направленных на улучшение организации и качества питания учащихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия.
Роспотребнадзором в Республике Мордовия с участием представителей министерства образования, руководителей общеобразовательных организаций, операторов питания и представителей родительских комитетов с целью улучшения питания школьников были проведены видеоконференции и семинары на площадке «Педагог 13.ру» по актуальным вопросам здорового питания и здоровьесбережения. В ходе проведения конференций и рабочих совещаний рассматривались вопросы правовой обоснованности, правила взаимодействия и взаимного контроля между школой и родителями, вопросы по созданию условий осуществления родительского контроля. Разработанный на межведомственной основе план мероприятий позволил подготовить общеобразовательные организации к работе с организаторами питания. Подготовка родителей проводилась с использованием информационных ресурсов, размещенных на сайте ФБУН «Новосибирский институт гигиены» Роспотребнадзора10.
Роспотребнадзор на регулярной основе предоставлял органам исполнительной власти субъекта РФ и общественным организациям информацию о результатах контрольно-надзорных мероприятий и предложений по улучшению организации школьного питания, проводил совещания по актуальным и проблемным вопросам организации питания, по обеспечению бесплатным горячим питанием всех обучающихся начальных классов, включая детей с заболеваниями, требующими индивидуального подхода в организации питания. В результате удалось решить вопросы плановой модернизации пищеблоков школ и рациональной организации питания, были разработаны типовые меню, организована работа по родительскому контролю, достигнут 100 % охват обучающихся 1–4-х классов горячим питанием, соответствующим принципам здорового питания. Наряду с этим отмечена положительная динамика при мониторинге негативных обращений по вопросам организации питания и существенное улучшение структуры меню школьных завтраков и обедов, в том числе в части постепенной замены кондитерских изделий на фрукты, колбасных изделий – на блюда из мяса, что дает основание положительно оценить эффективность взаимодействия государственных структур и родительского сообщества в улучшении питания школьников. В течение 2020/21 учебного года благодаря консолидированной работе в соответствии с рейтингом, проводимым Российским движением школьников, Мордовия из проблемных территорий с наихудшими оценками питания – «Невкусного топа-10» в сентябре 2020 г. уже к марту 2021 г. переместилась в перечень регионов с наилучшими общественными оценками питания – «Вкусный топ-10».
Обсуждение. Таким образом, реализуемые в ходе взаимодействия на межведомственной основе мониторинговые мероприятия с участием родительского сообщества в форме контроля качества питания показали эффективность данной работы в улучшении качества горячего питания учащихся общеобразовательных организаций в Республике Мордовия. Оперативная работа по устранению замечаний к организации питания позволила существенно улучшить ситуацию, сократить количество негативных отзывов, существенно улучшить субъективную оценку органолептических свойств блюд рациона респондентами, повысить удовлетворенность качеством питания среди учащихся. Проводимые мероприятия обозначили необходимость предварительной подготовки всех участников образовательного процесса по вопросам здорового питания, для популяризации которых широко используются возможности современных средств информационно-коммуникационных технологий.
Заключение. Значимость консолидированных усилий в улучшении структуры школьного питания подтверждается имеющимися в литературе данными [
1. Послание Президента Федеральному Собранию от 15.01.2020. Доступно по: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582/ 2. Федеральный закон от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов”». Доступно по: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003010004 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года (редакция, действующая с 1 января 2022 года). Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/902389617 4. Паспорт федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», утвержден Минздравом России. Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/ 5. Паспорт национального проекта «Демография», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. Доступно по: https://sudact.ru/law/pasport-natsionalnogo-proekta-demografiia-utv-prezidiumom-soveta/ 6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года (редакция, действующая с 1 января 2022 года). Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/902389617 7. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года № 2-ФЗ (с изменениями на 11 июня 2021 года). Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/9005388 8. МР 2.4.0180–20 «Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях». Утверждены Главным государственным санитарным врачом А.Ю. Поповой 18 мая 2020 г. Доступно по: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=14661. 9. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации. Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта. Доступно по: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1644485426&tld=ru&lang=ru&name=WMA_Helsinki.doc&text=Хельсинская%20декларация%20текст% 10. Справочные материалы по санитарно-просветительской программе для детей школьного возраста URL: https://www.niig.su/научная-деятельность/3845-реализация-образовательных-программ-для-детей-школьного-и-дошкольного-возраста-«здоровое-питание».
The authors declare that there are no conflicts of interest present.