Перейти к:
Оценка фактического питания детей по результатам мониторинговых мероприятий на примере Республики Татарстан
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-37-46
Аннотация
Введение. Одним из основных принципов сбалансированного питания является адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка, в структуре которых ведущее место принадлежит двигательной активности. Несоблюдение основных принципов здорового питания приводит к формированию алиментарно-зависимых заболеваний, что требует серьезного подхода к вопросам детского питания и определяет актуальность данного исследования.
Цель: оценка организации и качества фактического питания школьников с учетом их двигательной активности.
Материалы и методы. Материалами для анализа являлись данные интервьюирования, проведенного в пяти общеобразовательных организациях г. Казани (n = 1163 учащихся) в течение 2020/21 учебного года. Оценка суточных энерготрат и уровня двигательной активности осуществлялась способом согласно патенту на изобретение № 2728262 от 28.07.2020 «Способ определения энергозатрат организма человека». Статистическая обработка проводилась с использованием программы Statistica 10 и Microsoft Office Excel 2016.
Результаты. Анализ полученных данных показал, что фактическое потребление с пищевым рационом кальция у детей возрастной группы 7–11 лет и 12 лет и старше было ниже рекомендуемого значения более чем на 60 %. Суточное потребление фтора было снижено на 86,5 % у детей возрастной группы 7–11 лет и на 53,05 % у детей возрастной группы 12 лет и старше. Содержание в рационе питания магния было на 6,8 % ниже рекомендуемого значения у детей 7–11 лет и на 9,5 % у детей 12 лет и старше. Дефицит фосфора и в суточном рационе детей старше 12 лет составлял более 25 %. Содержание калия, йода и селена в пищевом рационе отвечало физиологической потребности по изучаемым возрастным группам детей. Оценка энерготрат учащихся, проведенная с использованием интернет-портала «Оценка двигательной активности», позволила рассчитать уровни двигательной активности школьников, их основного обмена, величину специфического динамического действия пищи, суммарное значение суточных энергозатрат.
Заключение. Выявленные региональные особенности питания школьников подтверждают важность мониторинговых мероприятий, требуют разработки профилактических мероприятий, направленных на обеспечение приверженности принципам здорового питания и формирования у школьников навыков здорового питания.
Ключевые слова
Для цитирования:
Сизова Е.П., Лобкис М.А., Романенко С.П., Гавриш С.М., Сорокина А.В. Оценка фактического питания детей по результатам мониторинговых мероприятий на примере Республики Татарстан. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(2):37-46. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-37-46
For citation:
Sizova E.P., Lobkis M.A., Romanenko S.P., Gavrish S.M., Sorokina A.V. Assessment of Actual Nutrition of Schoolchildren in the Republic of Tatarstan Based on the Results of Monitoring Activities. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(2):37-46. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-37-46
Введение. Анализ состояния здоровья детей и подростков в России свидетельствует о негативных тенденциях его в последнее двадцатилетие, сохраняется тенденция к росту заболеваемости по обращаемости, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается количество здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами выборочных научных исследований [1–4].
Формирование нарушений здоровья населения во многом обусловлено структурой питания и пищевым поведением1, 2 [5–8], определяющими риски заболеваний эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, болезней системы кровообращения. Официальные данные Министерства здравоохранения по Российской Федерации с 2011 по 2019 год свидетельствуют о ежегодном росте общей заболеваемости, обусловленной пищевым фактором2 [9–11].
В решении вопросов организации рационального питания и разработки мероприятий, направленных на профилактику заболеваемости, большое значение приобретает мониторинг питания как инструмент индикации рисков здоровью [12]. Проблемы, связанные с нездоровыми пищевыми привычками, нездоровым пищевым поведением детей и подростков, остро стоят как в России, так и за рубежом3 [13–21].
Одним из основных принципов сбалансированного питания является адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка, в структуре которых ведущее место принадлежит двигательной активности. При оценке ВОЗ рационов питания школьников отмечено, что выявляется тенденция превышения средней потребляемой энергии среди детей младшего возраста, это вызывает обеспокоенность в связи с высокой распространенностью детского избыточного веса и ожирения [22]. Данные особенности требуют особого внимания к организации питания в образовательных организациях, что подтверждает актуальность данного исследования.
В рамках национального проекта «Демография» осуществляется реализация пилотного проекта по организации мониторинга питания и здоровья школьников, главной целью которого является разработка мероприятий, обеспечивающих содействие в реализации принципов здорового питания и снижение рисков нарушений здоровья у детей, связанных с пищевым фактором. Пилотный проект предусматривает поэтапное решение комплекса практических и методических задач. Наиболее важные среди них – задачи по стандартизации подходов к разработке меню, автоматизации заполнения учетных и отчетных форм, характеризующих организацию питания; повышению доступности качественного питания для школьников, имеющих заболевания, требующие индивидуального подхода в организации питания; оказанию школам в оперативном режиме методической помощи в организации питания; осуществлению мероприятий родительского контроля; формированию единой платформы межведомственного взаимодействия.
В статье представлены результаты одного из этапов реализации данного проекта на примере Республики Татарстан.
Цель исследования. Оценка организации и качества фактического питания школьников с учетом их двигательной активности.
Материалы и методы. Исследование проводилось в течение 2020/21 учебного года. Были проанализированы данные интервьюирования школьников г. Казани. В ходе исследования опрошено 1163 ученика из пяти общеобразовательных организаций. В возрастном аспекте большую долю составляли ученики 11–15 лет – 881 человек (75,8 % от общего числа респондентов). Оценке подлежали антропометрические данные; вопросы, касающиеся режима дня, структуры школьной и внешкольной занятости, информация о выполняемой двигательной активности и питании. Оценка суточных энерготрат и уровня двигательной активности осуществлялась способом согласно патенту на изобретение № 2728262 от 28.07.2020 «Способ определения энергозатрат организма человека»4, с помощью программного средства «Оценка двигательной активности», разработанного и апробированного в ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора5. Оценка пищевой и биологической ценности питания проводилась расчетным методом с использованием автоматизированной программы «Питание». Для оценки питания у респондентов было уточнено количество приемов пищи, рассчитана энергетическая, пищевая ценность, витаминно-минеральный состав каждого приема пищи, а также средние значения суммарных показателей за сутки. Применение расчетного метода позволило оценить фактическое питание учащихся по энергетической и пищевой ценности рациона и провести сравнительный анализ на соответствие рациона действующим нормам СанПиН 2.3/2.4.3590–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»6.
Методика проведения исследования одобрена Локальным независимым этическим комитетом ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (протокол № 10 от 23.03.2021). Программа исследований предварительно была согласована с Министерством образования Республики Татарстан, проинформированы общеобразовательные организации, участвовавшие в мониторинге. Перед началом работы родителями и школьниками старше 15 лет были подписаны информированные согласия на добровольное участие в исследовании, содержавшие разъяснение процедур и этапов исследования, с гарантией полной конфиденциальности личных данных. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием электронных таблиц Microsoft Office Excel 2016 и программы Statistica 10. Проверку нормальности распределения проводили с использованием критерия Колмогорова – Смирнова. Сравнение количественных признаков в двух взаимосвязанных выборках осуществлялось с применением T-критерия Вилкоксона. Различия считались статистически значимыми при р ≤ 0,05. Поскольку изучаемые явления имели нормальное распределение, результаты в таблицах представлены в виде M ± m (средняя ± ошибка средней).
Результаты исследования. При анализе показателя частоты приема пищи за день выявлено, что большинство учеников (64,8 %) употребляет пищу 4 и более раза в день, 26,7 % питаются 3 раза в день. Менее 3 раз в день питаются 8,5 % учащихся, среди которых 0,9 % детей указали на однократный прием пищи в день. Средняя совокупная калорийность рациона составляет 1589,3 ± 29,9 ккал по всем респондентам без учета возраста (табл. 1).
Таблица 1. Структура частоты приемов пищи за сутки и их средние значения калорийности
Table 1. Frequency of meals per day and their average calorie values
По результатам анализа полученных показателей на каждую возрастную группу с 7 до 18 лет был произведен расчет средних значений энергетической и пищевой ценности рациона за сутки (табл. 2), а также витаминно-минеральный состав (табл. 3, 4).
Таблица 2. Средние значения энергетической и пищевой ценности суточного рациона
в зависимости от возраста (M ± m)
Table 2. Distribution of the average energy and nutritional values of the daily diet by age (M ± m)
Таблица 3. Средние значения витаминного состава суточного рациона
по возрастным группам (M ± m)
Table 3. Distribution of the average vitamin A, C, B1, B2, and D contents of the daily diet
by age (M ± m)
Таблица 4. Средние значения минерального состава суточного рациона
в зависимости от возраста (M ± m)
Table 4. Distribution of the average mineral contents of the daily diet by age (M ± m)
Для оценки соответствия потребления пищевых веществ и энергии нормативным значениям СанПиН 2.3/2.4.3590–206 были рассчитаны средние показатели энергетической и пищевой ценности фактического питания школьников по возрастным группам 7–11 и 12 лет и старше (табл. 5).
Таблица 5. Средние значения энергетической и пищевой ценности суточного рациона
школьников возрастных групп 7–11 лет и 12 лет и старше
Table 5. Average energy and nutritional values of the daily diet
of schoolchildren aged 7–11 years and 12 years and older
При оценке на соответствие энергетической ценности фактического рациона было установлено, что суточная калорийность питания школьников возрастной группы 7–11 лет была ниже рекомендуемого нормативами значения в СанПиН 2.3/2.4.3590–206 на 22,3 % и составляла 1825,6 ккал/сутки против 2350 ккал/сутки (рис. 1), в возрастной группе 12 лет и старше дефицит потребления калорий был более выраженными и составлял 1548,6 ккал/сутки против нормируемых 2720 ккал/сутки (рис. 1), различия в показателях по изучаемым возрастным категориям были статистически значимыми (p ≤ 0,05).
Рис. 1. Показатели фактической энергетической ценности рациона
школьников возрастных групп 7–11 лет и 12 лет и старше
в сравнении с нормативными значениями СанПиН 2.3/2.4.3590–20 (ккал/сутки)
Fig. 1. Observed energy values of the diet
of schoolchildren aged 7–11 years and 12 years and older
compared to the values recommended by SanPiN 2.3/2.4.3590-20 (kcal/day)
При сравнительной оценке средних значений пищевой ценности рациона (белки, жиры и углеводы) с нормативными значениями установлены более низкие показатели потребления основных пищевых веществ (рис. 2).
Рис. 2. Сравнение фактической пищевой ценности рациона
возрастных групп 7–11 лет и 12 лет и старше
с нормативными значениями СанПиН 2.3/2.4.3590–20
Fig. 2. Comparison of the observed nutritional value of the diet
of children aged 7–11 years and 12 years and older
with the values recommended by SanPiN 2.3/2.4.3590–20
Выявлено, что потребление белков в возрастной группе 7–11 лет было на 18,1 % ниже рекомендуемого значения, потребление жиров – на 12,4 %, углеводов на – 29,1 %. В группе школьников 12 лет и старше потребление белков было снижено на 34 %, жиров – на 33,4 %, углеводов – на 50,4 %.
В ходе анализа также была произведена сравнительная оценка средних значений витаминного состава суточного рациона для возрастных групп 7–11 лет и 12 лет и старше (табл. 6).
Таблица 6. Структура частоты приемов пищи за сутки и их средние значения калорийности
Table 6. Average daily vitamin intake by schoolchildren aged 7–11 years and 12 years and older
В возрастной группе 7–11 лет фактическое потребление витамина В1 было снижено на 42,5 %, витамина В2 – на 34,2 %, витамина С – на 37,2 % (рис. 3) по отношению к требованиям СанПин 2.3/2.4.3590–206. У школьников 12 лет и старше суточное потребление водорастворимых витаминов (В1 и С) было ниже нормативных значений соответственно на 36,3 % и 58,8 %.
Рис. 3. Показатели фактического витаминного состава суточного рациона
школьников возрастных групп 7–11 лет и 12 лет и старше
в сравнении с нормативными значениями СанПиН 2.3/2.4.3590–20 (%)
Fig. 3. Comparison of the observed vitamin content of the daily diet
of schoolchildren aged 7–11 years and 12 years and older
with the values recommended by SanPiN 2.3/2.4.3590–20 (%)
Фактическое содержание витамина А в рационе школьников возрастной группы 7–11 лет было на 46,7 % ниже рекомендуемого, в возрастной группе 12 лет и старше – на 61,6 % (рис. 4).
Рис. 4. Показатели фактического минерального состава суточного рациона
школьников возрастных групп 7–11 лет и 12 лет и старше
в сравнении с нормативными значениями СанПиН 2.3/2.4.3590–20 (%)
Fig. 4. Comparison of the observed mineral content of the daily diet
of schoolchildren aged 7–11 years and 12 years and older
with the values recommended by SanPiN 2.3/2.4.3590–20 (%)
Сравнительная оценка потребления минеральных веществ по возрастным группам 7–11 и 12 лет и старше приведена в табл. 7 и на рис. 4.
Таблица 7. Средние значения суточного потребления минералов
школьниками возрастных групп 7–11 лет и 12 лет и старше
Table 7. Average daily mineral intake
by schoolchildren aged 7–11 years and 12 years and older
Анализ полученных данных показал, что фактическое потребление кальция с едой у детей возрастной группы 7–11 лет и 12 лет и старше было ниже рекомендуемой нормы на 61,9 и 66,2 % соответственно. Суточное потребление фтора снижено на 86,5 % у детей возрастной группы 7–11 лет и на 53,05 % у детей возрастной группы 12 лет и старше, что может привести к развитию кариеса. Содержание в рационе магния снижено на 6,8 % среди детей 7–11 лет и на 9,5 % – в возрастной группе 12 лет и старше. Дефицит фосфора в суточном рационе у детей 7–11 лет составляет 29,8 %, у детей 12 лет и старше – 33,2 %. Дефицит железа в рационе детей 12 лет и старше составлял 37,7 % от рекомендуемого значения. Содержание калия, йода и селена в пищевом рационе отвечало физиологической потребности по изучаемым возрастным группам детей.
Оценка энерготрат учащихся, проведенная с использованием интернет-портала «Оценка двигательной активности»7, позволила рассчитать уровни двигательной активности школьников, их основного обмена, величину специфического динамического действия пищи, суммарное значение суточных энергозатрат. Результаты изучения суточных энерготрат школьников различных возрастных групп в среднем за один типовой день представлены на рис. 5.
Рис. 5. Суточные энерготраты школьников в зависимости от возраста
Fig. 5. Daily energy expenditures of schoolchildren by age
В результате оценки выявлено закономерное увеличение фактических энерготрат детей при переходе от одной возрастной группы к другой от 2521,1 до 3406,2 ккал/сутки. Анализ соотношения фактических суточных энерготрат и энергоценности рациона школьников разных возрастных групп выявил несоответствие калорийности пищевого рациона фактическим энерготратам школьников (табл. 8, рис. 6).
Таблица 8. Среднесуточные величины энерготрат (ккал/сутки)
и среднесуточная калорийность рациона школьников по каждой возрастной группе
Table 8. Distribution of average daily energy expenditures (kcal/day)
and the calorie content of the diet of schoolchildren by age
Рис. 6. Соотношение фактических среднесуточных энергозатрат школьников
и среднесуточной энергоценности рациона при разных нормативах калорийности
Fig. 6. The ratio of observed average daily energy expenditures of schoolchildren
and the average daily energy value of the diet for different calorie requirements
Обсуждение. Проведенные исследования выявили недостаточное содержание в рационе школьников основных пищевых компонентов (белков, жиров, углеводов) и, как следствие, дефицит витаминов и микроэлементов, являющихся важнейшими компонентами, обеспечивающими успешную адаптацию и поддержание высокого уровня функциональных резервов организма, что подтверждается имеющимися исследованиями7, 8 [23–28]. Выявлено также несоответствие калорийности рациона фактическим энерготратам школьников, характеризующееся более низкой по сравнению с двигательной активностью энергоценностью рациона, что имеет существенное значение для дальнейшего формирования риска заболеваний, ассоциированных с пищевым фактором [19][26–28]. Данное исследование подчеркивает важное значение мониторинга состояние питания в решении вопросов организации питания и разработки мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, обусловленных нерациональным питанием.
Заключение. Таким образом, анализ данных интервьюирования школьников Республики Татарстан, проведенного в рамках пилотного проекта с целью реализации НП «Демография», позволил оценить питание обучающихся общеобразовательных организаций. Выявлены региональные особенности питания и энерготрат школьников г. Казани. В питании школьников выявлен дефицит пищевых и биологически ценных веществ, необходимых для гармоничного роста и развития детей, определена необходимость коррекции пищевого рациона.
1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Намазова-Баранова Л. С., Сухарева Л. М., Ильин А. Г., Рапопорт И. К. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. С. 53–34.
2. Тутельян В.А., Конь И.А. Детское питание: Руководство для врачей. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2013. 744 с.
3. Солтан М.М., Борисова Т.С. Гигиенические требования к организации питания детей и подростков: учебно-методическое пособие. Минск: БГМУ, 2019. 72 с.
4. Патент на изобретение № 2728262 «Способ определения энергозатрат организма человека». Заявка № 2019120121. Приоритет изобретения 26 июня 2019 г. Дата государственной регистрации в Государственном реестре изобретений Российской Федерации 28 июля 2020 г. Срок действия исключительного права на изобретение истекает 26 июня 2039 г. Авторы: Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Усачева Е.В., Куликова О.М., Флянку И.П., Вейних П.А. Исх. 54-51-01/15-489-2019 от 17.06.2019.
5. Новикова И.И., Ерофеев Ю.В. Флянку И.П. и др. Интернет-портал «Оценка двигательной активности школьников». Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 23941 от 04 декабря 2018 года.
6. СанПиН 2.3/2.4.3590–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 27.10.2020.
7. Новикова И.И., Ерофеев Ю.В. Флянку И.П. и др. Интернет-портал «Оценка двигательной активности школьников». Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 23941 от 04 декабря 2018 г.
8. Скальный А.В. Микроэлементы: бодрость, здоровье, долголетие. М.: Изд. «Оникс 21 век», 2010. 288 с.
Список литературы
1. Суворова А.В., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. Динамика показателей состояния здоровья детей и подростков Санкт-Петербурга за 20-летний период // Гигиена и санитария. 2017. № 4. С. 332–338. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-4332-338
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления // Казанский медицинский журнал. 2018. № 4. С. 698–705. doi: 10.17816/KMJ2018-698
3. Салдан И.П., Филиппова С.П., Жукова О.В. и др. Современные тенденции в изменениях показателей физического развития детей и подростков (обзорная статья) // Бюллетень медицинской науки. 2019. № 1 (13). С. 14–20. doi: 10.31684/2541-8475.2019.1(13).14-20
4. Соколовская Т.А. Здоровье детей: основные тенденции и возможные пути его сохранения // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 15–15.
5. Кучма В.Р. Совершенствование государственной системы обеспечения детей здоровым питанием // Российский Педиатрический журнал. 2015. Т. 18. № 1. С. 40–44.
6. Емельянова О.Н., Богомолова И.К., Исакова Н.В. Формирование здорового образа жизни школьников Забайкальского края с гастродуоденальной патологией // Забайкальский медицинский вестник. 2014. № 2. С. 6–11.
7. Сорокина А.В., Гидуз Т.Л., Полякова Я.А., Богачанов Н.Д. Гигиеническая оценка фактического питания детей школьного возраста как фактора риска формирования морфофункцональных отклонений // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 1 (286). С. 27–29. doi: 10.35627/2219-5238/2017-286-1-27-29
8. Турчанинов Д. В, Вильмс В.А., Боярская Л.А. Турчанинова М.С. Воздействие питания и образа жизни на здоровье населения // Пищевая промышленность. 2015. № 1. С. 8–11.
9. Бойко М.Н., Новикова И.И., Крига А.С, Ляпин В.А. Гигиеническая оценка системы школьного питания в Омской области // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 40–42.
10. Абашидзе Э.А., Антонова Е.В., Апросимова С.И. и др. Основы здорового образа жизни детей. Под ред. А.П. Фисенко. Москва: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. 2019. 219 с.
11. Бокова Т.А. Факторы риска формирования метаболического синдрома у детей с ожирением // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2018. Т. 63. № 3. С. 64–69. doi: 10.21508/1027-4065-2018-63-3-64-69
12. Украинцев С.Е. Некоторые аспекты питания детей дошкольного возраста: формирование пищевых привычек и их влияние на состояние здоровья // Педиатрия. 2009. Т. 88 (6). С. 91–95.
13. Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения // Фундаментальная и клиническая медицина. 2019. Т. 4. № 2. С. 120–128.
14. Food and Nutrition Service (FNS). School Breakfast Program: Program History. United States Department of Agriculture (USDA), 2010. Accessed October 25, 2021. http://www.fns.usda.gov/cnd/breakfast/AboutBFast/ProgHistory.htm.
15. Mak TN, Prynne CJ, Cole D, et al. Assessing eating context and fruit and vegetable consumption in children: new methods using food diaries in the UK National Diet and Nutrition Survey Rolling Programme. Int J Behav Nutr Phys Act. 2012;9:126. doi: 10.1186/1479-5868-9-126
16. Briefel RR, Wilson A, Cabili C, Hedley Dodd A. Reducing calories and added sugars by improving children’s beverage choices. J Acad Nutr Diet. 2013;113(2):269-275. doi: 10.1016/j.jand.2012.10.016
17. Сетко А.Г., Кузнецова Е.И., Сетко И.М., Тришина С.П., Щербинина Е.П. Региональная модель гигиенического мониторинга питания и здоровья школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11 (236). С. 39–41.
18. Лебедева У.М. Эпидемиология питания и здоровье детей и подростков республики Саха (Якутия) по результатам мониторинговых исследований // Якутский медицинский журнал. 2018. № 3 (63). С. 87–91. doi: 10.25789/YMJ.2018.63.2
19. Милушкина О.Ю., Пивоваров Ю.П., Скоблина Н.А., Бокарева Н.А. Ведущие факторы риска нарушения морфофункционального состояния детей и подростков // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 2 (51). С. 26–31.
20. Кадацкая О.В., Георгян А.Р. Рациональное питание младших школьников как фактор их полноценного развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия педагогика, психология. 2014. № 2. С. 93–95.
21. Липатова Л.П. Давидофф Е. Организация питания детей по рекомендациям Международного чрезвычайного детского фонда ООН // Траектории развития: материалы Первой международной научной конференции. Москва, 20 декабря 2017 года. Москва: Вест-Ост-Ферлал. 2018. С. 145–150.
22. Богомолова И. К., Емельянова О.Н., Пискунова О.Г. Анализ фактического питания детей дошкольного и младшего школьного возраста, проживающих в г. Чите // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2020. № 2. С. 19–25. doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2020-22-2-19-25
23. Спиричев В.Б. Витамины и обогащенные ими продукты в питании и поддержании здоровья современного человека // Вопросы диетологии. 2012. Т. 2. № 3. С. 31–34.
24. Панасенко Л.М., Карцева Т.В., Нефедова Ж.В. Задорина-Хуторная Е.В. Роль основных минеральных веществ в питании детей // Российский Вестник перинатологии и педиатрии. 2018. Т. 63. № 1. С. 122–127. doi: 10.21508/1027-4065-2018-63-1-122-127
25. Захарова И.Н., Скоробогатова Е.В., Обыночная Е.Г., Коровина Н.А. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей и их коррекция // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2007. Т. 86. № 3. С. 112–118.
26. Кудреватых М.А., Шатханова Н.А. Оценка питания школьников и его влияние на физическое развитие и заболеваемость // Acta Biomedica Scientifica (East Siberian Biomedical Journal). 2020. Т. 5. № 5. С. 81–85. doi: 10.29413/ABS.2020-5.5.11
27. Metwally AM, El-Sonbaty MM, El Etreby LA, et al. Impact of National Egyptian school feeding program on growth, development, and school achievement of school children. World J Pediatr. 2020;16(4):393-400. doi: 10.1007/s12519-020-00342-8
28. Nikooyeh B, Neyestani TR. Poor vitamin D status increases the risk of anemia in school children: National Food and Nutrition Surveillance. Nutrition. 2018;47:69-74. doi: 10.1016/j.nut.2017.09.008
Об авторах
Е. П. СизоваРоссия
Сизова Елена Петровна – Главный врач.
ул. Сеченова, д. 13а, Республика Татарстан, Казань, 420061.
М. А. Лобкис
Россия
Лобкис Мария Александровна – научный сотрудник отдела гигиенических исследований с лабораторией физических факторов.
ул. Пархоменко, д. 7, Новосибирск, 630108.
С. П. Романенко
Россия
Романенко Сергей Павлович – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела гигиенических исследований с лабораторией физических факторов.
ул. Пархоменко, д. 7, Новосибирск, 630108.
С. М. Гавриш
Россия
Гавриш Степан Михайлович – младший научный сотрудник отдела гигиенических исследований с лабораторией физических факторов.
ул. Пархоменко, д. 7, Новосибирск, 630108.
А. В. Сорокина
Россия
Сорокина Александра Васильевна – кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник организационно-методического отдела.
ул. Пархоменко, д. 7, Новосибирск, 630108.
Рецензия
Для цитирования:
Сизова Е.П., Лобкис М.А., Романенко С.П., Гавриш С.М., Сорокина А.В. Оценка фактического питания детей по результатам мониторинговых мероприятий на примере Республики Татарстан. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(2):37-46. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-37-46
For citation:
Sizova E.P., Lobkis M.A., Romanenko S.P., Gavrish S.M., Sorokina A.V. Assessment of Actual Nutrition of Schoolchildren in the Republic of Tatarstan Based on the Results of Monitoring Activities. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(2):37-46. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-37-46