Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 10 (2021)
Скачать выпуск PDF
7-11 110
Аннотация

Введение. 6 ноября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения видного ученого, организатора здравоохранения, академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора Галины Николаевны Сердюковской. В течение 33 лет Г.Н. Сердюковская руководила Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР (в настоящее время НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России).

Целью является анализ архивных материалов, научных публикаций и представление неоценимого вклада Галины Николаевны в развитие российской медицинской науки, одного из самых важных ее направлений – гигиены детей и подростков.

Материалы и методы. Анализ архивных материалов, научных публикаций за период 1965–2012 гг.

Результаты. Представлены основные научные достижения ученых-гигиенистов в области детства, значимость результатов в охране здоровья подрастающего поколения, приведены основные научные направления деятельности института под руководством академика РАМН Г.Н. Сердюковской, этапы становления и развития основ профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. Показана роль и место исследований, проводимых сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков под руководством Галины Николаевны, в государственной системе гигиены и охраны здоровья подрастающего поколения.

Заключение. Представленные материалы являются научной, организационной и методологической основой для научных коллективов, продолжающих развивать новые направления исследований по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, основанные Г.Н. Сердюковской.

12-21 128
Аннотация

Введение. Ухудшение состояния здоровья обучающихся, отсутствие научного обоснования последовательных действий, основных направлений и показателей работы общеобразовательных организаций в сфере охраны здоровья участников образовательного процесса определяют цель исследования: научно обосновать алгоритм и модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации.

Материалы и методы. Работа проводилась по четырем направлениям: 1) изучение здоровьесбергающей деятельности современных общеобразовательных организаций; 2) анализ показателей, характеризующих социально-психологический климат общеобразовательных организаций; 3) изучение образа жизни, напряженности, режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия педагогов; 4) изучение иностранных инструментов для оценки здоровьесберегающей деятельности школ. Объектами исследования являлись общеобразовательные организации, учащиеся школ, педагоги, иностранные инструменты для оценки здоровьесберегающей деятельности школ. Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием методов непараметрического анализа, с применением программы Statistica 13.3.

Результаты. Большинство обследованных российских общеобразовательных организаций находятся на начальных этапах развития здоровьесберегающей деятельности. На основании экспертно-статистического анализа здоровьесбергающей деятельности российских школ, находящихся на различных уровнях развития и имеющих различные достижения в сфере профилактической деятельности, выявлены и обоснованы эффективные направления и конкретные показатели оценки результатов на каждом этапе создания единой профилактической среды в общеобразовательной организации.

Заключение. Разработаны алгоритм и модель единой профилактической среды школы, включающая 7 компонентов, и обоснована система ее мониторинга по ведущим показателям, субъектами и объектами которой являются обучающиеся, их родители и педагоги. Результатами работы по здоровьесбережению в школе являются: улучшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, их эмоциональное благополучие, снижение распространенности поведенческих факторов риска, улучшение знаний, навыков в отношении здоровья и академической успеваемости обучающихся.

 

22-26 66
Аннотация

Введение. В современных условиях цифровой трансформации образования медицинское сообщество, педагоги, родители озабочены вопросами влияния использования электронных средств обучения на здоровье детей. Появление новых видов цифровых средств обусловливает необходимость изучения их утомительного влияния в динамике обучения на самочувствие школьников. Анкетный опрос обучающихся, отражающий их основные жалобы при использовании на уроке наиболее распространенного сегодня вида учебных досок – интерактивных панелей, способствует выявлению и анализу слабых мест с точки зрения здоровьесбережения в организации учебного процесса.

Цель. Изучить особенности влияния использования на уроке интерактивных панелей на самочувствие пятиклассников.

Материалы и методы. Проведено медико-социологическое исследование 130 обучающихся 5-х классов образовательных организаций с использованием анкеты, включающей вопросы, связанные с оценкой самочувствия, состояния зрительных функций респондентов, факторов риска и особенностей организации учебного процесса с интерактивной панелью. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью непараметрических методов статистического анализа. Величины относительного риска устанавливали по правилам доказательной медицины.

Результаты. Анализ выявил появление у части школьников после работы с интерактивной панелью жалоб, отражающих возникновение общего и зрительного утомления, особенно у обучающихся с нарушенной зрительной функцией. Нерациональное использование интерактивной панели на уроке повышало риск возникновения таких жалоб.

Заключение. Указанные респондентами факторы, негативно влияющие на их самочувствие: яркий свет от доски, мелкое и нечеткое изображение контента экрана, повышение температуры воздуха в классе и т. д., обозначили направления профилактических мероприятий для обеспечения безопасных условий обучения.

27-33 56
Аннотация

Введение. Внедрение в образовательный процесс цифровых технологий предполагает широкое использование клавиатурного письма и сокращение доли ручного письма. Вместе с тем исследования в области физиологии и гигиены письма свидетельствуют о важности письма рукой для развития и формирования мозговых функций у детей в процессе обучения. Потенциальные риски для развития детского организма, связанные с использованием клавиатурного письма и снижением доли ручного письма, требуют проведения научных исследований по гигиенической оценке клавиатурного письма. Однако отсутствие научно обоснованного методического подхода ограничивает возможности проведения таких исследований.

Цель исследования – разработать методический подход и провести тестовое исследование по гигиенической оценке клавиатурного письма на основе биокибернетического анализа биоэлектрической активности мозга.

Материалы и методы. Для организации и проведения исследований разработан алгоритм, основанный на сравнительном анализе биоэлектрической активности мозга при клавиатурном и ручном письме. Система наложения электродов включала монополярные отведения по международной системе 10–20. Регистрация ЭЭГ проводилась с помощью компьютерного электроэнцефалографа «Нейро-КМ» («Статокин», Россия) с пакетом программ Brainsys для спектрально-когерентного и статистического анализа ЭЭГ. Программное обеспечение позволяло оценить топографию абсолютной мощности альфа-ритма в состоянии покоя, при ручном и клавиатурном письме, внутриполушарную и межполушарную когерентность альфа-ритма.

Результаты. Установлено, что мощность колебаний в альфа-диапазоне снижается при клавиатурном и ручном письме по сравнению с состоянием покоя. Снижение мощности альфа-волн, отражающих активацию коры, отмечается в более обширной области при ручном письме. При клавиатурном письме снижение альфа-волн установлено только в моторных и сенсомоторных отделах мозга. При ручном письме по сравнению с состоянием покоя значимо возрастало взаимодействие всех областей коры внутри обоих полушарий, при клавиатурном – только в одном.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ручное письмо обеспечивается более сложной системой активации и взаимодействия областей коры мозга, чем при клавиатурном письме. Предложенный алгоритм может быть использован при проведении дальнейших научных исследований по гигиенической оценке клавиатурного письма.

34-40 78
Аннотация

Введение. Значительные изменения в способах и режимах использования мобильного телефона (МТ) у современных младших школьников и недостаточная изученность их последствий для здоровья определили актуальность и цель настоящего исследования.

Цель исследования – оценить динамику пользования МТ у учащихся начальной школы и его влияние на самочувствие детей.

Материалы и методы. В проспективном когортном исследовании (2017–2019 годы) 47 младших школьников (25 мальчиков и 22 девочки) с помощью анкет оценили изменения типа МТ, режимов голосового общения и пользования мобильным Интернетом (МИ), а также динамику частоты жалоб на самочувствие, в том числе клинически значимых (КЗЖ) (несколько в неделю). У 23 детей измеряли уровень излучения МТ.

Результаты. За время наблюдения отмечено снижение уровня излучения МТ (p = 0,002); увеличение доли детей, использующих МИ (с 57,4 до 85,1 %, p = 0,006); повышение частоты (p = 0,002) и длительности (p = 0,01) его использования; приближение МТ к телу при ношении его днем (p = 0,01). К окончанию исследования возросла доля детей с КЗЖ на неудовлетворенность сном (с 23,4 до 40,4 %, p = 0,025) и тревогу (с 2,12 до 12,8 %, p = 0,043). Снижение уровня излучения МТ, переход к пользованию МИ и увеличение длительности использования МИ значимо коррелировали у детей с заменой «кнопочного» МТ на смартфон. Переход к пользованию смартфоном и МИ был связан с ростом КЗЖ на тревогу (p = 0,02) и трудности засыпания (p = 0,04).

Заключение. Исследование показало, что у современных младших школьников, имеющих небольшой стаж пользования МТ, переход к использованию МТ в качестве мультимедийного средства является более важным фактором ухудшения самочувствия, чем длительность и интенсивность голосового общения по МТ.

41-46 82
Аннотация

Введение. В настоящее время в суточных рационах современных школьников присутствуют в основном продукты питания, содержащие в избыточном количестве жиры и углеводы при низком содержании белков, витаминов и микроэлементов. Широкое распространение приобрели стереотипы питания, связанные с употреблением сублимированной и рафинированной пищи, продуктов системы быстрого приготовления, так называемых фастфудов. Такие негативные проявления пищевого поведения школьников во многом обусловлены недостаточным уровнем их знаний, поэтому повышение грамотности в вопросах питания, а также меры, направленные на формирование грамотности, остаются необходимыми для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Цель: оценка знаний современных школьников о здоровом питании в условиях цифровой среды с помощью модифицированного опросника.

Материалы и методы. Для изучения знаний школьников о здоровом питании использовался модифицированный авторами опросник, базирующийся на 10 принципах здорового питания ВОЗ. Опросник включает 23 вопроса для самостоятельного заполнения школьниками. В исследовании приняли участие 73 школьника 5-х классов г. Москвы.

Результаты. Необходимый уровень знаний о здоровом питании отсутствовал практически у всех опрошенных. 93 % школьников имели средний уровень грамотности, 7 % – низкую грамотность, обучающиеся с высокой грамотностью отсутствовали. Рацион считали несбалансированным 14 %, частично сбалансированным – 7 %, избыточно калорийным – 70 % школьников. О влиянии питания на успеваемость в школе положительно ответили 10 %, не уверены в этом 20 %, 70 % ответили, что питание не оказывает влияния на успеваемость.

Заключение. Выявленные нарушения пищевого поведения были связаны с уровнем пищевой грамотности. Использованный опросник позволил получить подробную информацию об особенностях питания школьников и может быть рекомендован для более масштабного опроса с целью раннего выявления нарушений пищевого поведения, для улучшения пищевой грамотности и предотвращения нарушений здоровья.

47-52 91
Аннотация

Введение. При обновлении критериев эффективности работы организаций отдыха необходимо учитывать цели и задачи современных лагерей.

Цель исследования: оценить мнение родителей об организации отдыха и оздоровления детей в период организованного отдыха.

Материалы и методы. В 2019–2020 гг. при участии интернет-каталога детских лагерей incamp.ru был проведен анонимный опрос родителей – потенциальных потребителей услуг сферы детского отдыха. В опросе приняли участие 343 респондента из 48 регионов России.

Результаты исследования. Главной целью пребывания детей в лагере, по мнению родителей, является отдых (88,0 % респондентов; 95 % ДИ 84,6–91,5), приобретение коммуникативных навыков и поиск новых друзей (79,9 %; 95 % ДИ 75,6–84,1); оздоровление детей (49,0 %; 95 % ДИ 43,7–54,3) и приобретение новых знаний (48,1 %; 95 % ДИ 42,8–53,4). Треть родителей положительно оценивают оздоровление своего ребенка в лагере без уточнения критериев оздоровления (32,3 %; 95 % ДИ 27,4–37,4); 27,1 % (95 % ДИ 22,4–31,8) отметили улучшение физического и эмоционального состояния. Респонденты отмечают, что на оздоровление детей в лагере в первую очередь влияют повышение физической активности (86,6 %; 95 % ДИ 83,0–90,2) и организация качественного питания (83,7 %; 95 % ДИ 79,8–87,6); на втором месте находятся условия пребывания детей (74,3 %; 95 % ДИ 69,7–79,0) и место расположения лагеря (77,0 %; 95 % ДИ 72,5–81,4). Менее всего на оздоровление в лагере, по мнению родителей, влияет продолжительность смены (32,1 %; 95 % ДИ 27,1–37,0).

Заключение. Эффективная система развития детского отдыха должна учитывать то, что одним из участников организации процесса отдыха детей и их оздоровления являются родители (законные представители) детей. Разработка современных критериев эффективности работы детского лагеря должна проводиться в том числе с учетом ожиданий потенциальных потребителей услуги детского отдыха – родителей (законных представителей) детей.

53-59 86
Аннотация

Введение. Среднее профессиональное образование (СПО) в России на современном этапе характеризуется увеличением компонента практической подготовки (дуальное обучение), направленной на повышение профессиональных компетенций выпускников. Отмечаются тенденции ухудшения состояния здоровья лиц подросткового возраста, что требует оптимизации медицинского обеспечения студентов с учетом характера учебно-производственной нагрузки. До настоящего времени не разработаны алгоритмы организации медицинского обеспечения студентов СПО с учетом особенностей учебно-производственной нагрузки, возрастного состава обучающихся (от 14 до 22 и более лет).

Цель исследования – оценка адаптации студентов колледжей к условиям обучения в зависимости от состояния здоровья и обоснование путей совершенствования их медицинского обеспечения.

Материал и методы. Проведен сбор и анализ материалов базы данных многоцентровых исследований, выполненных по единой программе в ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. В выборку включены данные 197 юношей, обучающихся профессиям сварщика и автослесаря на первом и втором году обучения в колледжах гг. Омска и Москвы. Оценивались показатели качества жизни по международному опроснику MOS SF-36, показатели состояния здоровья и самочувствия. Студенты были разделены на подгруппы с учетом состояния здоровья. Статистическая обработка соответствовала современным требованиям и критериям доказательной медицины.

Результаты. Установлено, что в организации СПО на вышеуказанные профессии поступает значительное число абитуриентов, имеющих заболевания (21,1–26 %). Результаты анкетирования студентов, обучающихся профессиям сварщика и автослесаря, выявили достоверные различия в адаптации к учебному процессу обучающихся с хронической патологией. Для них было характерно снижение показателей качества жизни по опроснику MOS SF-36, рост жалоб, повышенная утомляемость. Это отмечалось преимущественно у обучающихся на втором курсе, что обусловлено возрастающей учебно-производственной нагрузкой. Сделаны выводы, что обучающиеся с хроническими заболеваниями, осваивающие профессии с вредными условиями труда, являются группой повышенного риска ухудшения состояния здоровья, требуют наблюдения и решения вопроса профессиональной пригодности к работе по осваиваемым профессиям, контроля за условиями труда студентов на производственной практике.

Заключение. Важность охраны здоровья будущих молодых профессионалов обусловлена реализацией практикоориентированного обучения в 42 % учебных организаций СПО. Модели школьной медицины, предлагаемые для оптимизации медицинского обеспечения обучающихся в общеобразовательных организациях, могут быть адаптированы к условиям СПО. В зарубежных исследованиях показана возможность раннего формирования производственно-обусловленных заболеваний в отдельных профессиях на этапе завершения обучения, что подтверждает актуальность профессиональной ориентации подростков, врачебной профессиональной консультации и создания эффективной системы медицинского обеспечения лиц подросткового возраста и учащейся молодежи.

60-66 67
Аннотация

Введение. Занятия спортом при дозировании физических нагрузок могут дать хороший результат.

Цель исследования – оценить показатели здоровья и физического развития студентов в процессе занятий любительским спортом.

Материалы и методы. Объект наблюдения 30 студентов в возрасте 23,8 ± 0,3 года. Определяли суточные энергетические расходы. Интегральные индексы характеризовали физическое развитие: массы тела, индекс Пенье, силовой, жизненный, вегетативный Кердо, коэффициент выносливости (КВ), коэффициент экономичности кровообращения (КЭК) и функциональных изменений. Анализировали показатели сердечно-сосудистой системы: частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое давление (САД, ДАД) в покое, после нагрузки и периода восстановления. По биохимическим показателям крови, отобранной на следующее утро после занятий, оценивали состояние функций и систем организма.

Результаты. Энергетические расходы составили 3665,5 ± 37,3 ккал. Студенты физически развиты, функциональные возможности дыхательного аппарата и адаптация к занятиям спортом (по активности парасимпатической вегетативной нервной системы) удовлетворительные. Физическая активность оценивалась как высокая (тяжелый труд). В организме превалировали катаболические процессы, наличие состояния стресса подтверждал превышающий норму у 50,0 % обследованных кортизол. О неадекватности нагрузок свидетельствовали: индекс функциональных изменений (у 57,7 % адаптация в состоянии функционального напряжения); реакция сердечно-сосудистой системы (КВ, ЧСС, КЭК, КК-МВ, тропонин-1, АлАТ, ЛДГ); усиление эритропоэза; гормональные сдвиги (кортизол, тестостерон); изменения в метаболизме белков (общий белок, мочевина, мочевая кислота), жиров (холестерин общий, липопротеиды высокой и низкой плотности) и гормонов (кортизол, тестостерон); признаки ранней стадии анемии (эритроциты, белок общий, ферритин).

Заключение. Использование методологии оценки функционального состояния организма по интегральным и биохимическим критериям в период отдыха после нагрузок позволяет проводить донозологическую диагностику и профилактику нарушений здоровья при занятиях активным спортом.

67-73 87
Аннотация

Введение. Одним из основных негативных факторов в образовательной среде является увеличение стрессовой нагрузки на сердечно-сосудистую систему учащихся в период подготовки к экзаменам. Кумулятивный эффект длительного, систематического воздействия стрессоров может сопровождаться нарушениями психического и соматического здоровья студентов. Степень ответной реакции на стрессовую нагрузку индивидуальна и обусловлена состоянием сердечно-сосудистой системы, комплексом психофизиологических характеристик организма.

Цель исследования – изучить основные параметры центральной гемодинамики у студентов-медиков в зависимости от индекса массы тела и адаптационных возможностей в предэкзаменационном периоде.

Материалы и методы. Обследовали 170 студентов-медиков (юношей и девушек) с разным адаптационным потенциалом системы кровообращения, определяли антропометрические показатели, измеряли артериальное давление и частоту пульса, на основании которых рассчитывали индекс массы тела и основные параметры центральной гемодинамики в период подготовки к экзаменам.

Результаты исследования. Частота пульса у студентов в период подготовки к экзаменам достигает среднего значения 85,4 ± 12,21 уд./мин. Уровень обменно-энергетических процессов в миокарде характеризуется как средний с тенденцией к недостаточности функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (ДП = 90,4 ± 1,22). Выявлено существенное различие ряда исследуемых показателей в зависимости от пола, индекса массы тела (F = 3,99; р = 0,00890) и адаптационного потенциала системы кровообращения (F = 23,08; р = 0,00000).

Выводы. В предэкзаменационный период частота пульса и индекс Кердо у студентов превышают норму, что свидетельствует о преобладании симпатических влияний на фоне стресса. Студенты с напряжением механизмов адаптации имеют более высокие значения ряда гемодинамических показателей. У студентов с избыточной массой тела систолическое, пульсовое артериальное давление, а также индекс Робинсона выше, чем у лиц с нормальным индексом массы тела. Среди студентов с 1-й степенью ожирения отсутствуют лица с удовлетворительным уровнем адаптации системы кровообращения. Анализ параметров центральной гемодинамики дает возможность оценить толерантность сердечно-сосудистой системы студентов к учебным нагрузкам.

 

74-83 87
Аннотация

Введение. Ключевой целью национальных проектов является сохранение и поддержание здоровья граждан. Питание вносит существенный вклад в здоровьесбережение, однако очевидны проблемы в количественной и качественной характеристиках питания населения, обеспечении продовольственной безопасности, высоких рисках развития заболеваний, связанных с питанием. С учетом современных тенденций необходимы новые подходы к подготовке специалистов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело». Студенты, осваивающие программу специалитета, должны овладеть рядом общекультурных и профессиональных компетенций, а также быть готовы к осуществлению медицинской, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности, в том числе для реализации задач в сфере безопасного и качественного питания. Формирование необходимых компетенций осуществляется в процессе изучения основных дисциплин, а также может быть закреплено и расширено в рамках вариативной части (или вузовского компонента) образовательной программы.

Цель работы: обосновать содержание вариативной части образовательной программы по гигиене питания для повышения качества подготовки врачей медико-профилактического профиля по этому направлению деятельности.

Материалы и методы. На основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, профессионального стандарта и проекта примерной образовательной программы высшего образования по специальности «Медико-профилактическое дело» в образовательную программу Уральского государственного медицинского университета включены дисциплины вариативной части, содержащие отдельные темы, посвященные гигиене питания, а также дисциплина «Санитарно-эпидемиологический надзор за производством и реализацией пищевой продукции».

Результаты и заключение. Опыт разработки и реализации дисциплин вариативной части продемонстрировал их высокую востребованность студентами и удовлетворенность результатами обучения, создал условия для неоднократного повторения и закрепления учебного материала, в том числе в условиях учебных обследований пищевых объектов, гигиенического воспитания в индивидуальных и групповых формах, а также изучения новых технологий производства и оборота пищевой продукции, обеспечения ее качества и безопасности.

84-89 54
Аннотация

Введение. В настоящее время актуальным является разработка алгоритма оценки химической и физико-гигиенической безопасности для детей и подростков изделий, изготовленных из инновационных материалов: органического хлопка, бамбука, волокон и нитей с ионами серебра для детских бельевых изделий, материалов с пропиткой из экстракта травы череды для стелек детской обуви и подгузников из растительного сырья. В институте проводятся исследования по гигиенической оценке и научному обоснованию детских товаров, изготовленных по инновационным технологиям.

Цель работы – гигиеническая оценка безопасности подгузников, изготовленных из инновационных материалов (экоподгузники).

Материал и методы. Исследованы 200 образцов средних размеров детских одноразовых экоподгузников, изготовленных с применением инновационных материалов. Использованы санитарно-химические, физико-гигиенические, токсиколого-гигиенические и органолептические методы.

Результаты. Результаты санитарно-химических и токсиколого-гигиенических исследований экоподгузников в водной модельной среде показали, что в водных вытяжках из исследуемых образцов подгузников концентрация формальдегида составляет от 0,08 ± 0,020 до 0,1 мг/дм3 ; показатели индекса токсичности – от 74,1 до 89,1 %; изменения рН – от 0,35 до 0,5 ед.; суммы общих фенолов – от < 0,005 до 0,024 ± 0,002 мг/дм3 , что не превышает норматив. Ацетальдегид, акрилонитрил, ацетон, бензол, гексан, спирты метиловый и пропиловый, толуол, этилацетат, свинец, мышьяк, цинк, хром также не превышали значений предельно допустимых концентраций. Проведенные санитарно-химические исследования в воздушной модельной среде представленных образцов детских подгузников при экспозиции 4, 12, 24 часа показали, что уже при экспозиции 4 часа обнаруживается миграция химических веществ, которая не меняется при экспозициях 12 и 24 часа. Значение показателя «полное влагопоглощение», которое является одним из основных показателей, обеспечивающих функциональное назначение подгузников, составляло от 307,6 ± 30,8 до 355,5 ± 35,5 г, что значительно больше установленного норматива (не менее 240,0 г для средних размеров). Это связано с использованием инновационных материалов при производстве экоподгузников.

Заключение. Полученные данные выявили необходимость разработки особых методических подходов к измерению воздухопроницаемости подгузников; необходимость нормировать запах и включить данный показатель в требования безопасности; регламентировать проведение испытаний в воздушной модельной среде – 4 часа.

 

ЮБИЛЕИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ 



ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)