Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Использование интерактивных панелей на уроке и самочувствие школьников

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-22-26

Полный текст:

Аннотация

Введение. В современных условиях цифровой трансформации образования медицинское сообщество, педагоги, родители озабочены вопросами влияния использования электронных средств обучения на здоровье детей. Появление новых видов цифровых средств обусловливает необходимость изучения их утомительного влияния в динамике обучения на самочувствие школьников. Анкетный опрос обучающихся, отражающий их основные жалобы при использовании на уроке наиболее распространенного сегодня вида учебных досок – интерактивных панелей, способствует выявлению и анализу слабых мест с точки зрения здоровьесбережения в организации учебного процесса.

Цель. Изучить особенности влияния использования на уроке интерактивных панелей на самочувствие пятиклассников.

Материалы и методы. Проведено медико-социологическое исследование 130 обучающихся 5-х классов образовательных организаций с использованием анкеты, включающей вопросы, связанные с оценкой самочувствия, состояния зрительных функций респондентов, факторов риска и особенностей организации учебного процесса с интерактивной панелью. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью непараметрических методов статистического анализа. Величины относительного риска устанавливали по правилам доказательной медицины.

Результаты. Анализ выявил появление у части школьников после работы с интерактивной панелью жалоб, отражающих возникновение общего и зрительного утомления, особенно у обучающихся с нарушенной зрительной функцией. Нерациональное использование интерактивной панели на уроке повышало риск возникновения таких жалоб.

Заключение. Указанные респондентами факторы, негативно влияющие на их самочувствие: яркий свет от доски, мелкое и нечеткое изображение контента экрана, повышение температуры воздуха в классе и т. д., обозначили направления профилактических мероприятий для обеспечения безопасных условий обучения.

Об авторах

Н. О. Березина
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Березина Надежда Олеговна – кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



И. Э. Александрова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Александрова Ирина Эрнстовна – доктор медицинских наук, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



М. В. Айзятова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Айзятова Марина Викторовна – соискатель НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



Н. Б. Мирская
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Мирская Наталия Борисовна – доктор медицинских наук, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



Список литературы

1. Кондаков А.М., Сергеев И.С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. 2021. Т. 85. № 1. С. 5–24.

2. Байбородова Л.В., Тамарская Н.В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2020. Т. 84. № 7. С. 22–30.

3. Smahel D, Wright M, Cernikova M. The impact of digital media on health: children’s perspectives. Int J Public Health. 2015;60(2):131–137. doi: 10.1007/s00038-015-0649-z

4. Körmendi A, Brutóczki Z, Végh BP, Székely R. Smartphone use can be addictive? A case report. J Behav Addict. 2016;5(3):548–552. doi: 10.1556/2006.5.2016.033

5. Khundadze M, Geladze N, Kapanadze N. Impact of internet gambling on mental and psychological health of children of various ages. Georgian Med News. 2017;264(3):50–53.

6. Lissak G. Adverse physiological and psychological effects of screen time on children and adolescents: Literature review and case study. Environ Res. 2018;164:149–157. doi: 10.1016/j.envres.2018.01.015

7. Singh M. Compulsive digital gaming: An emerging mental health disorder in children. Indian J Pediatr. 2019;86(2):171–173. doi: 10.1007/s12098-018-2785-y

8. Hoge E, Bickham D, Cantor J. Digital media, anxiety, and depression in children. Pediatrics. 2017;140(Suppl 2):S76–S80. doi: 10.1542/peds.2016-1758G

9. Houghton S, Lawrence D, Hunter SC, et al. Reciprocal relationships between trajectories of depressive symptoms and screen media use during adolescence. J Youth Adolesc. 2018;47(11):2453–2467. doi: 10.1007/s10964-018-0901-y

10. Wahyuni AS, Siahaan FB, Arfa M, Alona I, Nerdy N. The relationship between the duration of playing gadget and mental emotional state of elementary school students. Open Access Maced J Med Sci. 2019;7(1):148–151. doi: 10.3889/oamjms.2019.037

11. Tahchidi HP, Gracheva MA, Kazakova AA, Strizhebok AV, Vasilyeva NN. The role of modern information technologies in the educational programs for children with normal visual functions and with ophthalmopathology. Vestnik RAMN. 2020;75(2):144–153. (In Russ.) doi: 10.15690/vramn1186

12. Coles-Brennan C, Sulley A, Young G. Management of digital eye strain. Clin Exp Optom. 2019;102(1):18–29. doi: 10.1111/cxo.12798

13. Скоблина Н.А., Попов В.И., Еремин А.Л. и др. Риски развития болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в условиях нарушения гигиенических правил использования электронных устройств // Гигиена и санитария. 2021. Т. 100. № 3. С. 279–284. doi: 10.47470/0016-9900-2021-100-3-279-284

14. Филькина О.М., Воробьева Е.А., Долотова Н.В., Кочерова О.Ю., Малышкина А.И. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников // Анализ риска здоровью. 2020. № 4. С. 76–83. doi: 10.21668/health.risk/2020.4.08

15. Новикова И.И., Зубковкая Н.А., Романенко С.П., Кондращенко А.И. Лобкис М.А., Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 2. С. 95–103.

16. Wang J, Li M, Zhu D, Cao Y. Smartphone overuse and visual impairment in children and young adults: systematic review and meta-analysis. J Med Internet Res. 2020;22(12):e21923. doi: 10.2196/21923

17. Zou Y, Xia N, Zou Y, Chen Z, Wen Y. Smartphone addiction may be associated with adolescent hypertension: a cross-sectional study among junior school students in China. BMC Pediatr. 2019;19(1):310. doi: 10.1186/s12887-019-1699-9

18. Small GW, Lee J, Kaufman A, et al. Brain health consequences of digital technology use. Dialogues Clin Neurosci. 2020;22(2):179–187. doi: 10.31887/DCNS.2020.22.2

19. Ra CK, Cho J, Stone MD, et al. Association of digital media use with subsequent symptoms of attentiondeficit/hyperactivity disorder among adolescents. JAMA. 2018;320(3):255–263. doi: 10.1001/jama.2018.8931

20. Alvarez-Peregrina С, Sánchez-Tena MA, MartinezPerez C, Villa-Collar C. The relationship between screen and outdoor time with rates of myopia in Spanish children. Front Public Health. 2020;8:560378. doi: 10.3389/fpubh.2020.560378

21. Степанова М.И., Березина Н.О., Поленова М.А. и др. Оценка самочувствия школьников на учебных занятиях с применением интерактивных панелей // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 1. С. 22–27.

22. Березина Н.О., Степанова М.И. Влияние цифровых средств обучения на самочувствие обучающихся средних классов // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 8(329). С. 20–25.

23. Александрова И.Э. Гигиеническая оптимизация учебного процесса в школе в условиях использования электронных средств обучения // Анализ риска здоровью. 2020. № 2. С.47–54.

24. Айзятова М.В., Александрова И.Э., Мирская Н.Б., Исакова Н.В., Вершинина М.Г., Фисенко А.П. Влияние использования интерактивных панелей в процессе учебных занятий на основные параметры внутришкольной среды // Здоровье населения и среда обитания. 2021. № 2(335). С. 15–21. doi: 10.35627/2219-5238/2021-335-2-15-21

25. Измеров Н.Ф., Денисов Э.И., ред. Профессиональный риск для здоровья работников. Руководство. М., 2003. 448 с.


Для цитирования:


Березина Н.О., Александрова И.Э., Айзятова М.В., Мирская Н.Б. Использование интерактивных панелей на уроке и самочувствие школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):22-26. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-22-26

For citation:


Berezina N.O., Alexandrova I.E., Ayzyatova M.V., Mirskaya N.B. The Use of Interactive Panels in the Classroom and Health of Schoolchildren. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10):22-26. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-22-26

Просмотров: 40


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)