Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Оценка знаний школьников о здоровом питании в условиях цифровой среды

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-41-46

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время в суточных рационах современных школьников присутствуют в основном продукты питания, содержащие в избыточном количестве жиры и углеводы при низком содержании белков, витаминов и микроэлементов. Широкое распространение приобрели стереотипы питания, связанные с употреблением сублимированной и рафинированной пищи, продуктов системы быстрого приготовления, так называемых фастфудов. Такие негативные проявления пищевого поведения школьников во многом обусловлены недостаточным уровнем их знаний, поэтому повышение грамотности в вопросах питания, а также меры, направленные на формирование грамотности, остаются необходимыми для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Цель: оценка знаний современных школьников о здоровом питании в условиях цифровой среды с помощью модифицированного опросника.

Материалы и методы. Для изучения знаний школьников о здоровом питании использовался модифицированный авторами опросник, базирующийся на 10 принципах здорового питания ВОЗ. Опросник включает 23 вопроса для самостоятельного заполнения школьниками. В исследовании приняли участие 73 школьника 5-х классов г. Москвы.

Результаты. Необходимый уровень знаний о здоровом питании отсутствовал практически у всех опрошенных. 93 % школьников имели средний уровень грамотности, 7 % – низкую грамотность, обучающиеся с высокой грамотностью отсутствовали. Рацион считали несбалансированным 14 %, частично сбалансированным – 7 %, избыточно калорийным – 70 % школьников. О влиянии питания на успеваемость в школе положительно ответили 10 %, не уверены в этом 20 %, 70 % ответили, что питание не оказывает влияния на успеваемость.

Заключение. Выявленные нарушения пищевого поведения были связаны с уровнем пищевой грамотности. Использованный опросник позволил получить подробную информацию об особенностях питания школьников и может быть рекомендован для более масштабного опроса с целью раннего выявления нарушений пищевого поведения, для улучшения пищевой грамотности и предотвращения нарушений здоровья.

Для цитирования:


Соловьевa Ю.В., Гореловa Ж.Ю., Летучaя Т.А., Мирскaя Н.Б., Зaрецкaя А.Р. Оценка знаний школьников о здоровом питании в условиях цифровой среды. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):41-46. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-41-46

For citation:


Solovyeva Yu.V., Gorelova J.Yu., Letuchaya T.A., Mirskaya N.B., Zaretskaya A.R. Assessment of Healthy Eating Awareness of Schoolchildren in a Digital Environment. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10):41-46. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-41-46

Введение. Одним из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является полноценное, сбалансированное питание, тогда как при недостаточном поступлении питательных веществ происходят негативные изменения показателей физического развития, повышается уровень заболеваемости, отмечаются нарушения обмена веществ, возрастает число хронических заболеваний1 2 [1–11]. Масштабными исследованиями показано, что до 80 % всех заболеваний так или иначе связаны с питанием, а 41 % заболеваний – с основными детерминантами питания (документы Европейского РБ ВОЗ) [12].

Особенно ярко это проявляется в период обучения ребенка в школе, так как данный этап в жизни детей и подростков сопровождается интенсивными умственными нагрузками, усиление которых в настоящее время связано с внедрением в школы электронных средств обучения3.

Появляющиеся и существующие цифровые технологии оказывают влияние на формирование не всегда правильного пищевого поведения детей и подростков, нарушается режим, сбалансированность рационов и качество питания. Общение в социальных сетях влияет на выбор продуктов, блюд, напитков, образ жизни как взрослых, так и школьников. При чрезмерном пребывании за экраном монитора дети меньше двигаются, реже бывают на свежем воздухе, что может способствовать развитию алиментарно-зависимых заболеваний, набору лишнего веса.

В подростковом возрасте происходит завершение формирования основных функциональных систем организма и скелетной мускулатуры, процессов полового созревания, становление эндокринной системы, совершенствуется деятельность нервной системы [4][5][8][13][14].

Для реализации таких сложных процессов в организме детей и подростков обязательным условием является поступление питательных веществ в достаточном количестве и высокого качества с учетом физиологических норм потребности в тех или иных веществах и энергии в разных возрастных группах [15].

В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы школьного питания, обеспечения организма обучающихся всеми необходимыми пищевыми ингредиентами, витаминами, макрои микроэлементами [7][8][15].

Однако в настоящее время в суточных рационах современных школьников присутствуют в основном продукты питания, содержащие в избыточном количестве жиры и углеводы при низком содержании белков, витаминов и микроэлементов. Широкое распространение приобрели стереотипы питания, связанные с употреблением сублимированных и рафинированных продуктов системы быстрого питания, так называемых фастфудов [15–17].

Такие негативные проявления пищевого поведения школьников во многом обусловлены недостаточным уровнем их знаний, что неоднократно было доказано отечественными и зарубежными специалистами [9][18–23]. Поэтому повышение грамотности в вопросах питания, а также меры, направленные на повышение этой грамотности как среди школьников, так и среди родителей и учителей, по-прежнему остаются необходимыми для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения [10][13][17][24][25].

Цель исследования – оценка знаний современных школьников о здоровом питании в условиях цифровой среды с помощью модифицированного опросника.

Материалы и методы исследования. Для изучения знаний современных школьников о здоровом питании в условиях цифровой среды использовалась модифицированная авторами «Анкета-опросник школьника о здоровом питании», базирующаяся на 10 принципах здорового питания ВОЗ4.

Модификация опросника заключается в следующем.

1. Опросник включает 23 вопроса для самостоятельного заполнения школьниками.

2. Исключены вопросы по грудному вскармливанию и употреблению алкоголя.

3. Уровень знаний школьников оценивается в баллах по 3-балльной шкале (0–1–2 балла). Чем выше показатель шкалы в анкете – тем лучше оценка в баллах по опроснику. Так, низкий уровень знаний в сумме составляет от 0 до 20 баллов, средний уровень – от 21 до 34 баллов и высокий – от 35 до 42 баллов.

4. Варианты ответов на вопросы разделены по принципу светофора: «полезные продукты» отмечены зеленым цветом, «менее полезные продукты» – желтым, «неполезные» – оранжевым и так называемые вредные продукты – красным.

Красные вопросы светофора содержат вопросы по выбору блюд и напитков из ассортимента школьного буфета для быстрого завтрака на перемене, а также по информированности школьников о калорийности своего суточного рациона, индексе массы тела (ИМТ) и влиянии питания на успеваемость.

Желтые вопросы светофора содержат вопросы о преобладающих продуктах в рационе питания школьников, о наличии и частоте в их рационе рыбы, видах гарнира и сладких кондитерских изделий, а также употреблении пищи перед сном.

Оранжевые вопросы светофора содержат вопросы об употреблении обучающимися в пищу свежих овощей, молочных и кисломолочных продуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, выборе напитков; о способе приготовления пищи, которому отдают предпочтения школьники; об отношении к системе быстрого питания (фастфуд), потреблении соли, наличии в рационе так называемых вредных, нездоровых продуктов.

Зеленые вопросы светофора содержат вопросы о разнообразии рациона, частоте потребления пищи в течение дня, наличии завтрака дома перед уходом в школу, частоте употребления фруктов и овощей, здоровых продуктов.

Разделение вопросов на цвета по принципу светофора было рекомендовано школьным психологом и согласовано с педагогами.

В исследовании приняли участие 73 школьника 5-х классов г. Москвы, из которых 17 человек вышли на разных сроках из исследования по причине:

1) некорректного и неполного заполнения анкеты – 7 человек;

2) вышли из исследования раньше срока / на первой неделе/ на онлайн-обучение в связи с симптомами ОРВИ и др. – 5 человек;

3) ответили неправильно / не поняли задание, правила заполнения анкеты по принципу светофора – 5 человек.

Материал статьи одобрен ЛНЭК при ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России (Протокол № 8 от 26.08.2021).

Результаты исследования и их обсуждение. Возраст детей в среднем составил 11 лет. Средний рост мальчиков – 153 см, девочек – 155 см. Масса тела мальчиков в среднем составила 43 кг, а девочек – 40 кг.

ИМТ у мальчиков составил 15,23–20,45 при норме по критериям ВОЗ 14,1–19,2; у девочек показатель ИМТ составил 14,84–20,0 при норме 13,9–19,9. Таким образом, рост мальчиков в среднем оказался ниже, чем у девочек, тогда как массу тела, по сравнению с критериями ВОЗ и по сравнению с девочками, мальчики имели несколько выше (р > 0,05).

На первом этапе исследования опрос школьников показал, что сами обучающиеся считают свои знания по вопросам питания достаточно полными, однако в ходе дальнейших исследований было выявлено, что 93 % школьников имели средний уровень грамотности, набрав от 21 до 34 баллов, 7 % школьников имели низкую грамотность – от 0 до 34 баллов, обучающиеся с высокой грамотностью (от 35 до 42 баллов) отсутствовали.

Считали свой рацион сбалансированным 79 % школьников, частично сбалансированным – 7 %, несбалансированным – 14 % опрошенных.

Употребляли пищу 4–5 раз в сутки 68 % школьников, 3 раза – 4 % и менее 3 раз в сутки – 28 % обучающихся. Завтракали дома 57 % опрошенных, иногда завтракали – 23 %, не завтракали – 20 %.

Ежедневно употребляли фрукты 79 %, «иногда» фрукты присутствовали в рационе у 14 % школьников, вообще не употребляли фрукты 7 % обучающихся. Рыбу употребляли 2–3 раза в неделю 14 % опрошенных школьников, употребляли ее иногда 54 %, у 32 % школьников рыба в рационе отсутствовала. В качестве гарнира овощи употребляли 11 % обучающихся; так называемые условно полезные продукты, такие как, например, макароны из муки грубого помола, – 72 %; рис и картофель – 18 % школьников. Сладости ежедневно присутствовали в рационе 43 % опрошенных, такое же число школьников употребляли сладости иногда, отсутствовали в рационе они у 14 %.

В школьном буфете только 14 % обучающихся перекусывали фруктами и овощами, в то время как 86 % употребляли в качестве перекуса сладкую выпечку. Из напитков в буфете воду употребляли 25 %, сок – 11 % и 64 % школьников предпочитали сладкие газированные напитки.

Свой рацион считают избыточно калорийным 70 % опрошенных, умеренно калорийным – 23 % и оптимальным – 7 %. Про свой ИМТ знали 25 % обучающихся, не знали о таком показателе, а соответственно не знали свой ИМТ, 75 % опрошенных.

О влиянии питания на успеваемость в школе положительно ответили 10 %, не уверены в их взаимосвязи 20 %, а 70 % ответили, что питание не оказывает влияния на успеваемость.

Продукты растительного происхождения преобладали в рационе у 4 % школьников, на смешанный рацион питания как растительного, так и животного происхождения указали 75 % обучающихся, а у 21 % опрошенных в рационе на гарнир преобладали продукты, содержащие легкоусвояемые углеводы, такие как картофель и рис.

Пищу дополнительно досаливали в тарелке 4 % школьников, иногда ее досаливали 64 %, не досаливали 32 %.

Ежедневно употребляют овощи 72 % школьников и не употребляют 28 %. Молочные продукты ежедневно присутствовали в рационе у 50 % опрошенных, иногда употребляли молочные продукты 46 %, а вообще не употребляли 4 %. Хлеб ежедневно присутствовал в рационе 50 % школьников, иногда хлеб включали в свой рацион 43 % и не употребляли хлеб вообще 7 % учащихся.

Воду в качестве напитка в течение дня предпочитают 47 %, соки – 18 %, сладкие газированные напитки – 35 % школьников.

Сладости считали носителями «пустых калорий» 32 % обучающихся, не знали об этом 36 % и так не считали 32 % опрошенных.

Блюда фастфуда, как показало исследование, предпочитали 40 %, а в рационе 60 % школьников такие блюда отсутствовали.

По способу приготовления 40 % обучающихся предпочитали вареную пищу и пищу, приготовленную на пару, 28 % – тушеную, 32 % – жареную.

Таким образом, по результатам проведенного опроса необходимый уровень знаний о здоровом питании отсутствовал практически у всех опрошенных. Выявленные нарушения пищевого поведения были связаны с уровнем пищевой грамотности, который оценивали с использованием модифицированного авторами опросника ВОЗ, что позволило получить подробную информацию об особенностях питания младших школьников. Для оценки качества анкеты был проведен сравнительный анализ 8 опросников по вопросам питания, которые используются в исследованиях [12][13][15][19][21][26][27]. Выбраны наиболее отвечающие нашим задачам опросники, подходящие для работы, включая опросник ВОЗ. Анализ показал, что часть анкет/опросников посвящена вопросам организации питания, еще часть – очень громоздкие (включают также вопросы об образе жизни, режиме двигательной активности, сна), тяжелые к восприятию, неудобные в использовании для младших школьников, из-за чего удлиняется время их заполнения, или являются недостаточно информативными, содержат мало вопросов для выявления уровня знаний, а также нет стандартизованного, систематического подхода к их использованию, поэтому за основу нами был выбран опросник ВОЗ, основанный на 10 принципах здорового питания, из которого были исключены вопросы по грудному вскармливанию и вопросы для взрослых (по употреблению спиртных напитков).

Недостатки действующих опросников по вопросам оценки знаний в области здорового питания: наличие множества разнообразных несистематизированных вопросов; время заполнения более 10–15 минут; трудность перекодировки данных и подсчета шкал; отсутствие единых показателей для определения значимых изменений; расшифровка анкет довольно сложна.

Преимущества модифицированного опросника: применяется для оценки здорового питания, возможно сравнение показателей здорового питания с данными Европейского и Российского анализа, оценка уровня знаний.

Разработанная версия опросника удобна в применении, содержит 23 вопроса для оценки знаний в области здорового питания. Опросник оценивает уровень знаний респондентов, содержит вопросы об общих параметрах, таких как рост и вес, о режиме питания, сбалансированности рациона, а также предпочтениях респондентов по характеристикам продуктов питания: вкус, полезность, быстрота, способ приготовления и ориентирован на формирование рекомендаций. Опросник предоставляет подробную информацию для выявления грамотности школьников в вопросах здорового питания и может быть широко использован с целью раннего выявления нарушений пищевого поведения у детей.

Заключение. По результатам работы по оценке знаний школьников о здоровом питании можно сделать ряд выводов.

1. Использование модифицированного авторами опросника позволило оценить уровень знаний о здоровом питании обучающихся 5-х классов Москвы.

2. Необходимый уровень знаний о здоровом питании отсутствовал практически у всех опрошенных. У 93 % уровень знаний оказался средним, составив от 21 до 34 баллов, а у 7 % – низким (от 20 баллов и ниже), хотя большинство школьников (93 %) считали свои знания достаточными.

3. Недостаточный уровень знаний школьников выражался в следующем:

– не знали про свой ИМТ 75 %;
– считали, что питание не влияет на школьную успеваемость, 70 %;
– менее 3 раз в сутки употребляли пищу 28 %;
– иногда завтракали 23 %, не завтракали 20 % обучающихся.

4. Основными нарушениями пищевого поведения были следующие.

4.1. В своем рационе учащиеся предпочитали:

– продукты системы быстрого приготовления «фастфуд» – 40 % опрошенных;
– жареную пищу – 32 %;
– сладости ежедневно – 43 %;
– сладкие газированные напитки – 35 %;
– в школьном буфете в качестве перекуса сладкую выпечку – 86 % и сладкие газированные напитки – 64 %;
– гарниры с преобладанием легкоусвояемых углеводов, такие как картофель и рис, – 21 %.

4.2. В рационе опрошенных обучающихся (фактически):

– иногда присутствовала рыба в 54 % случаев, молочные продукты – в 46 % и фрукты – в 14 %;
– постоянно отсутствовала рыба в 32 % случаев, овощи – в 28 %, фрукты – в 7 % и молочные продукты – в 4 %.

5. Считали свой рацион несбалансированным 14 %, частично сбалансированным – 7 %, избыточно калорийным – 70 % школьников.

6. Выявленные существенные нарушения пищевого поведения большинства опрошенных доказывают связь между пищевой грамотностью и пищевым поведением школьников.

По результатам проведенного исследования школьники нуждаются в повышении грамотности в области здорового питания для формирования здорового пищевого поведения с целью сохранения и укрепления здоровья.

Необходимо проведение систематической работы, направленной на формирование у детей и подростков стереотипов здорового питания. Рацион питания обучающихся должен соответствовать гигиеническим и возрастным нормам, индивидуальным особенностям, что возможно только при совместной коллективной работе медицинских работников, школы и семьи.

Использованный в исследовании опросник позволил получить подробную информацию об особенностях питания школьников в современных условиях цифровой среды и в дальнейшем может быть рекомендован для более масштабного опроса с целью раннего выявления нарушений детьми пищевого поведения, для улучшения их пищевой грамотности и, таким образом, предотвращения нарушений здоровья.

 

1. Влияние правильного питания на здоровье человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://growfood.pro/blog/zdorov-e/vliyanie-pravil-nogo-pitaniya-na-zdorov-e-cheloveka/ (дата обращения: 01.06.2021).

2. Питание в профилактической медицине: Основные синдромы недостаточности питания, эпидемиология и пути борьбы с ними: пер. с англ. / под ред. Г.Х. Битока, Дж.М. Бенгоа. М.: Медицина, 2018. 594 с.

3. Проект «Московская электронная школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https //www.mos.ru/city/projects/mesh/ (дата обращения: 27.06.2020).

4. Руководство по детскому питанию и физической активности для родителей и людей, работающих с детьми 6–10 лет. Всемирная организация здравоохранения. 2020. 129 с. WHO/EURO:2020-1115-40861-55277.

 

Список литературы

1. Мамчик Н.П., Габбасова Н.В., Дзень Н.В. Расстройства пищевого поведения как предиктор формирования избыточной массы тела у здоровых людей // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2018. № 73. С. 79–86.

2. Лескова И.В., Ершова Е.В., Никитина Е.А., Красниковский В.Я., Ершова Ю.А., Адамская Л.В. Ожирение в России: современный взгляд под углом социальных проблем. Ожирение и метаболизм. 2019. № 16 (1). С. 20–26. doi: 10.14341/omet9988

3. Изотова Е.А., Пак А.В. Значение культуры питания и гигиенического ухода за полостью рта в развитии кариеса у школьников средних классов // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 9. С. 1092–1093.

4. Тапешкина Н.В. Характеристика состояния здоровья детей и подростков в связи с фактором «Питание». Здоровье молодежи: в 5 т. / под ред. Н.Ф. Герасименко, П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, В.И. Попова, В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. М.: Научная книга, 2019. Т. 2: Основные факторы риска, определяющие здоровье молодежи. Вопросы нарушения питания. 2019. Гл. 11. С. 184–204.

5. Аминова О.С., Титенкова Н.Н., Уварова Ю.Е. Питание молодежи как фактор самосохранительного поведения. Здоровье молодежи: в 5 т. / под ред. Н.Ф. Герасименко, П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, В.И. Попова, В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. М.: Научная книга, 2019. Т. 2: Основные факторы риска, определяющие здоровье молодежи. Вопросы нарушения питания. 2019. Гл. 12. С. 205–216.

6. Габбасова Н.В., Дзень Н.В. Ожирение и расстройство пищевого поведения в молодежной среде: современное состояние проблемы. Здоровье молодежи: в 5 т. / под ред. Н.Ф. Герасименко, П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, В.И. Попова, В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. М.: Научная книга, 2019. Т. 2: Основные факторы риска, определяющие здоровье молодежи. Вопросы нарушения питания. 2019. Гл. 15. С. 246–260.

7. Мирская Н.Б. Пищевое поведение современных учащихся как фактор риска нарушений и заболеваний их органа зрения. Здоровье молодежи: в 5 т. / под ред. Н.Ф. Герасименко, П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, В.И. Попова, В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. М.: Научная книга, 2019. Т. 2: Основные факторы риска, определяющие здоровье молодежи. Вопросы нарушения питания. 2019. Гл. 19. С. 312–322.

8. Соколова Н.В., Гончарова И.Г., Губина О.И., Анализ результатов Мониторинга фактического питания подростков старшего школьного возраста. Здоровье молодежи: в 5 т. / под ред. Н.Ф. Герасименко, П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, В.И. Попова, В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. М.: Научная книга, 2019. Т. 2: Основные факторы риска, определяющие здоровье молодежи. Вопросы нарушения питания. 2019. Гл. 20. С. 323–338.

9. Salam RA, Das JK, Ahmed W, et al. Effects of preventive nutrition interventions among adolescents on health and nutritional status in low- and middleincome countries: A systematic review and meta-analysis. Nutrients. 2019;12(1):49. doi: 10.3390/nu12010049

10. Corvalán C, Garmendia ML, Jones-Smith, et al. Nutrition status of children in Latin America. Obes Rev. 2017;18(Suppl 2):7–18. doi: 10.1111/obr.12571

11. Smith JD, Berkel C, Jordan N, et al. An individually tailored family-centered intervention for pediatric obesity in primary care: study protocol of a randomized type II hybrid effectiveness–implementation trial (Raising Healthy Children study). Implement Sci. 2018;13(1):11. doi: 10.1186/s13012-017-0697-2

12. Корденко А.Н., Ковыло В.И., Попов В.И., Тарасенко П.А. Критические факторы качества жизни подростков // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 9. С. 20–21.

13. To QG, Do DV, To KG, Gallegos D. After-school tutoring, electronic device availability, and obesity among fifth-grade students in Ho Chi Minh City, Vietnam. Asia Pac J Public Health. 2021;33(1):93–99. doi: 10.1177/1010539520968465

14. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита важнейший аспект концепции здорового питания населения России // Вопросы питания. 1999. Т. 68. № 1. С. 3–11.

15. Горелова Ж.Ю., Филиппова С.П., Соловьева Ю.В., Плац-Колдобенко А.Н., Летучая Т.А., Салдан И.П., Жукова О.В. Роль семьи и школы в формировании пищевого поведения учащихся Москвы и Алтайского края // Профилактическая медицина. 2018. Т. 21. № 6. С. 63–67.

16. Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Семенова Н.Н. и др. Сахар и соль в питании ребенка раннего возраста: влияние на состояние здоровья // Вопросы современной педиатрии. 2016. № 15 (6). С. 596–603. doi: 1010.15690/vsp.v15i6.1657

17. Zhao Y, Wang L, Xue H, Wang H, Wang Y. Fast food consumption and its associations with obesity and hypertension among children: results from the baseline data of the Childhood Obesity Study in China Mega-cities. BMC Public Health. 2017;17(1):933. doi: 10.1186/s12889-017-4952-x

18. Сохань И.В. Фаст-фуд как актуальная гастрономическая практика потребления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. 14. № 5. С. 260–269.

19. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Ямщикова Н.Л., Нарышкина Е.В., Ларионова А.В., Малащенкова А.В., Пятенко Е.А. Формирование знаний обучающихся в области здорового питания // Российский педиатрический журнал. 2018. № 21(4). С. 221–224. doi: 10.18821/1560-9561-2018-21(4)-221-224

20. Горелова Ж.Ю., Иваненко А.В., Петренко А.О., Соловьева Ю.В., Летучая Т.А., Углов С.Ю. Современные подходы к разработке рационов питания школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 40–48.

21. Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю., Иваненко А.В., Петренко А.О., Соловьева Ю.В., Летучая Т.А. Использование возможностей информационного сервера «Ваш выбор» в питании как инструмента для формирования правильного выбора блюд школьного рациона // Гигиена и санитария. 2020. № 99(12). С. 1407–1411.

22. Макарова С.Г., Тимофеева А.Г., Горелова Ж.Ю., Ясаков Д.С. Основы здорового питания. Основы здорового образа жизни детей / под ред. А.П. Фисенко, 2-е изд. испр. и доп. М.: Полиграфист и издатель, 2021. Информационные материалы ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. С. 44–58.

23. Taylor BJ, Gray AR, Galland BC, et al. Targeting sleep, food, and activity in infants for obesity prevention: An RCT. Pediatrics. 2017;139(3):e20162037. doi: 10.1542/peds.2016-2037

24. Hodder RK, Stacey FG, Wyse RJ, et al. Interventions for increasing fruit and vegetable consumption in children aged five years and under. Cochrane Database Syst Rev. 2017;9(9):CD008552. doi: 10.1002/14651858.CD008552.pub3

25. Bailey CJ, Drummond MJ, Ward PR. Food literacy programmes in secondary schools: a systematic literature review and narrative synthesis of quantitative and qualitative evidence. Public Health Nutr. 2019;22(15):2891–2913. doi: 10.1017/S1368980019001666

26. Brooks N, Begley A. Adolescent food literacy programmes: A review of the literature. Nutr Diet. 2014;71(3):158–171. doi: 10.1111/1747-0080.12096

27. Renko S. The role of education in promoting healthy eating: Croatian parents’ and teachers’ perspectives. In: Proceedings of the 11th annual International Conference of Education, Research and Innovation, November 12–14, 2018. IATED, 2018:3688-3694. doi: 10.21125/iceri.2018.1819


Об авторах

Ю. В. Соловьевa
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Соловьева Юлия Валерьевна – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



Ж. Ю. Гореловa
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Горелова Жанетта Юрьевна – доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



Т. А. Летучaя
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Летучая Татьяна Анатольевна – научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



Н. Б. Мирскaя
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Мирская Наталия Борисовна – доктор медицинских наук, главный научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



А. Р. Зaрецкaя
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1465 им. адмирала Н.Г. Кузнецова»
Россия

Зарецкая Анна Романовна – заместитель директора по содержанию образования Департамента образования и науки города Москвы, западный административный округ

Брянская ул., д. 10, г. Москва, 121059



Рецензия

Для цитирования:


Соловьевa Ю.В., Гореловa Ж.Ю., Летучaя Т.А., Мирскaя Н.Б., Зaрецкaя А.Р. Оценка знаний школьников о здоровом питании в условиях цифровой среды. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):41-46. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-41-46

For citation:


Solovyeva Yu.V., Gorelova J.Yu., Letuchaya T.A., Mirskaya N.B., Zaretskaya A.R. Assessment of Healthy Eating Awareness of Schoolchildren in a Digital Environment. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10):41-46. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-41-46

Просмотров: 161


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)