Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

К 100-летию со дня рождения академика Галины Николаевны Сердюковской

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-7-11

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. 6 ноября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения видного ученого, организатора здравоохранения, академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора Галины Николаевны Сердюковской. В течение 33 лет Г.Н. Сердюковская руководила Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР (в настоящее время НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России).

Целью является анализ архивных материалов, научных публикаций и представление неоценимого вклада Галины Николаевны в развитие российской медицинской науки, одного из самых важных ее направлений – гигиены детей и подростков.

Материалы и методы. Анализ архивных материалов, научных публикаций за период 1965–2012 гг.

Результаты. Представлены основные научные достижения ученых-гигиенистов в области детства, значимость результатов в охране здоровья подрастающего поколения, приведены основные научные направления деятельности института под руководством академика РАМН Г.Н. Сердюковской, этапы становления и развития основ профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. Показана роль и место исследований, проводимых сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков под руководством Галины Николаевны, в государственной системе гигиены и охраны здоровья подрастающего поколения.

Заключение. Представленные материалы являются научной, организационной и методологической основой для научных коллективов, продолжающих развивать новые направления исследований по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, основанные Г.Н. Сердюковской.

Для цитирования:


Фисенко А.П., Вершининa М.Г., Бaрсуковa Н.К., Храмцов П.И. К 100-летию со дня рождения академика Галины Николаевны Сердюковской. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):7-11. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-7-11

For citation:


Fisenko A.P., Vershinina N.G., Barsukova N.K., Khramtsov P.I. To the 100th Anniversary of the Birth of Academician Galina Nikolaevna Serdyukovskaya. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10):7-11. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-7-11

Введение. 6 ноября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения Галины Николаевны Сердюковской – видного ученого, организатора здравоохранения, академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора, народного депутата СССР, члена комитета Верховного Совета СССР по делам женщин, семьи, материнства и детства.

Целью является анализ архивных материалов, научных публикаций и представление неоценимого вклада Галины Николаевны в развитие российской медицинской науки, одного из самых важных ее направлений – гигиены детей и подростков.

Материалы и методы. Анализ архивных материалов, научных публикаций за период 1965–2012 гг.

Галина Николаевна родилась в г. Москве в простой рабочей семье (отец – Хрусталев Николай Александрович, мать – Емаева Анна Георгиевна), но именно в семье приобретены такие важные качества, как исключительная работоспособность, необыкновенное стремление к достижению поставленных целей. Ее отличали самоорганизованность, трудолюбие, чрезвычайно проницательный ум, образованность, глубокая жизненная философия, умение использовать каждую минуту для дела [1, 2].

В 1939 году она поступает в 1-й Московский медицинский институт, после окончания которого в течение двух лет работает в эпицентре практической медицины столицы в должности школьного государственного санитарного инспектора Молотовского (Пролетарского) района.

С 1948 года Г.Н. Сердюковская – старший инспектор по школьной гигиене Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения Советского Союза, затем начальник отдела, позднее – главный инспектор Главной государственной санитарной инспекции министерства. В команде флагмана отрасли она проработала 15 лет.

В 1960 году по рекомендации министра здравоохранения СССР Г.Н. Сердюковскую избирают секретарем парткома министерства. При этом наряду с руководителями министерства она отвечает за рождаемость, смертность и заболеваемость населения советской страны, за расстановку управленческих кадров.

С 1963 по 1996 год Г.Н. Сердюковская – директор Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР (ныне – НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков), а с 1996 года – советник директора института [3–6].

Результаты и обсуждение. В 1963 году – начало организаторской и научной деятельности Галины Николаевны. Защитив кандидатскую диссертацию, которая была посвящена работам известного гигиениста А.В. Молькова, в 1970 году она блестяще защищает докторскую диссертацию на тему «Проблема изучения состояния здоровья школьников в СССР». В основе диссертационной работы – результаты комплексных исследований состояния здоровья детей, выполненные сотрудниками института в различных регионах страны, в том числе в районах Крайнего Севера. Специалистами института осмотрены тысячи школьников. Полученные научные данные обобщены, проанализированы и представлены в виде докторской диссертации [2].

Под руководством Г.Н. Сердюковской разработана концепция научных исследований с учетом особенностей морфофункционального развития растущего организма для научного обоснования профилактических основ охраны здоровья детского населения страны, разработки гигиенических регламентов с учетом возраста, пола и состояния здоровья детей и подростков [7–9].

Были разработаны новые подходы к научным исследованиям, а именно использование и применение естественного гигиенического эксперимента в сочетании с лабораторными и санитарно-статистическими методами.

На основе выдвинутой концепции и методологии в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проводились научные исследования по обоснованию гигиенических норм, методов профилактики, совершенствования медицинской и психосоциальной помощи детям и подросткам, укрепления их соматического, психического и репродуктивного здоровья, обеспечивающих благоприятное снижение уровня заболеваемости и инвалидизации детского населения страны.

По инициативе Галины Николаевны получили развитие новые научные направления:

  • закономерности морфофункционального, психофизиологического и психосоциального развития детей и подростков [10, 11];
  • гигиена деятельности (учебной, трудовой, профессиональной, физкультурно-спортивной) [12–15];
  • гигиена окружающей среды (планировка, благоустройство, микроклимат, освещенность, санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и режиму работы образовательных организаций, оборудование, учебники, одежда, обувь, игрушки и др.) [16–18];
  • оценка состояния здоровья детей и подростков в организованных коллективах [19–23].

Под руководством Г.Н. Сердюковской ученые института, используя достижения таких фундаментальных наук, как биология, физиология, психология и др., в своих исследованиях разрабатывали теоретические основы актуальных проблем гигиены детей и подростков: закономерностей роста и развития, адаптации организма, гигиенического нормирования, изучения состояния здоровья.

В результате исследований, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, обеспечение их благоприятного роста и развития в процессе обучения, были научно обоснованы:

  • критерии морфофункциональной готовности детей к обучению в школе (критерии школьной зрелости), подростков – к профессиональной деятельности (критерии профессиональной пригодности);
  • гигиенические требования к реформированию системы образования в стране, включая переход на 12-летнее обучение;
  • критерии нормирования трудовых и физических нагрузок для детей и подростков в процессе обучения;
  • критерии оценки функционального состояния организма детей и подростков в процессе различных видов деятельности (образовательной, трудовой, физкультурно-спортивной, профессиональной);
  • гигиенические требования к использованию технических средств обучения компьютеров в учебном процессе;
  • гигиенические требования к шрифтовому оформлению школьных учебников.

Институт принимал самое активное участие в разработке нового базисного учебного плана, Закона о государственном образовательном стандарте (в настоящее время – Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)).

Большое внимание уделялось изучению влияния производственно-профессиональных факторов в ведущих отраслях промышленности на функциональное состояние и здоровье подростков, определены основные гигиенические принципы организации их профессионального обучения.

Все исследования проводились с использованием самого современного оборудования, компьютерной техники, с применением автоматизированного эксперимента, гигиенических, клинических, эпидемиологических, физиологических, психологических, электрофизиологических, биохимических и др. методов исследования, а также методов биологической и медицинской кибернетики.

Результаты научных исследований института под руководством Г.Н. Сердюковской послужили основой для создания законодательных, нормативных, методических документов для охраны здоровья подрастающего поколения нашей страны [2].

За годы руководства Г.Н. Сердюковской сотрудниками института разработаны: 29 Санитарных правил и норм, 30 Методических указаний, 90 Методических рекомендаций, 35 Государственных стандартов, защищено более 200 диссертационных работ, опубликовано свыше 200 монографий и более 500 статей.

Научная деятельность Г.Н. Сердюковской была направлена на изучение влияния факторов окружающей среды, закономерности роста и развития, формирование здоровья в детском и подростковом возрасте, разработку гигиенических подходов к проектированию, оборудованию школ и детских садов, гигиене физического воспитания и спорта, гигиеническим проблемам профориентации и профессионального обучения подростков, психогигиеническим аспектам развития личности.

Полученные данные положены в основу книг, подготовленных Г.Н. Сердюковской в соавторстве с ведущими сотрудниками института: руководство для врачей «Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте» [24]; монография «Окружающая среда и здоровье подростков» [16]; монография «Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте» [25]; руководство для санитарных врачей «Гигиена детей и подростков» [26], «Психогигиена детей и подростков» [10]; «Здоровье, развитие, личность» [27]. За монографию «Социальные условия и состояние здоровья школьников» [23] Г.Н. Сердюковская в 1982 г. была удостоена премии имени Ф.Ф. Эрисмана АМН СССР.

Г.Н. Сердюковская обладала особым даром заглядывать в будущее, видя перспективы развития научных исследований, их значимость в практическом использовании. Она как директор и председатель Ученого совета могла сразу понять важность многих исследований, своевременно поддержав их продвижение. Именно в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков были впервые созданы отдел математического обеспечения и моделирования научных исследований, лаборатория биокибернетических методов исследования, вычислительный центр с автоматизацией исследований, лаборатория микроклимата, лаборатория шума, психофизиологическая лаборатория, лаборатория физиологии умственного труда. Были открыты и успешно работали полностью автоматизированные несколько электроэнцефалографических кабинетов, лаборатория функциональной диагностики, биохимическая лаборатория, лаборатория оптико-физиологических методов коррекции и восстановления зрения и др.

Институт под руководством Галины Николаевны стал лучшим исследовательским центром страны по охране здоровья детей и подростков. Мнение ведущих специалистов института учитывалось во всем мире. Все решения по вопросам охраны здоровья подрастающего поколения страны Министерством здравоохранения СССР принимались после экспертной оценки Г.Н. Сердюковской и сотрудников института.

Детальное изучение состояния здоровья детских и подростковых коллективов, значимость влияния внешней среды требовали масштабной работы над методиками оценки. Разработанные, далее научно обоснованные критерии стали основой для распределения детей по пяти группам здоровья в соответствии с комплексной оценкой состояния здоровья детей при профилактических осмотрах [7]. Это позволило проводить лонгитудинальные наблюдения за уровнем здоровья и развития детей, которые были начаты институтом еще в 1960 году и продлились нескольких десятилетий.

При сравнительном подходе в десятилетиях отмечаются определенные закономерности изменения состояния здоровья и физического развития детей и подростков в детских коллективах. Применение единых методологических подходов дало возможность проследить динамику состояния здоровья детско-подростковой популяции, сформулировать гипотезу о факторах его формирования, установить главные направления формирования здоровья подрастающего поколения в настоящем и ближайшем будущем.

Данные о состоянии здоровья детей и подростков и наиболее значимых факторах, влияющих на его формирование, докладывались Г.Н. Сердюковской на коллегиях Минздрава России, Президиуме РАМН, российских и международных конгрессах, съездах, конференциях и форумах.

Особое внимание Галина Николаевна уделяла молодым талантливым ученым института, которые всегда и во всем чувствовали ее внимание и поддержку. Молодежь активно включалась в научную работу, участвуя в проведении различных исследований в составе научных групп. Достойные выступления с научными докладами, представление результатов своей значимой для института работы всегда имели поддержку руководства на Всесоюзных конференциях молодых ученых, ежегодно проводившихся в стране.

Г.Н. Сердюковскую выделяла огромная научно-организационная деятельность. Значительное внимание она уделяла объединению ведущих специалистов страны, возглавляя Всесоюзную Проблемную комиссию, на заседаниях которой обсуждались приоритетные направления гигиены детей и подростков. Работа Проблемной комиссии значимо повышала творческий потенциал специалистов, формировала доброжелательные взаимоотношения среди ученых на долгие годы. Проблемная комиссия в своей работе объединяла научные интересы гигиенистов, педиатров, педагогов, антропологов, физиологов, архитекторов и др.

На заседаниях комиссии обсуждались актуальные вопросы гигиены детей и подростков, осуществлялось планирование приоритетных научных исследований, обсуждались новые нормативные документы. Заседания проходили в теплой, творческой атмосфере. И в этом, безусловно, заслуга Галины Николаевны. Она хорошо понимала важность государственных задач по охране здоровья детей и подростков, грамотно руководила работой комиссии и внедрением результатов исследований в практическое здравоохранение.

Особое внимание Галина Николаевна уделяла выездным заседаниям Проблемной комиссии, знакомясь с работой, достижениями, проблемами и пожеланиями научных коллективов на учебных кафедрах и научных институтах в различных регионах страны.

Г.Н. Сердюковской и сотрудниками НИИ гигиены была проведена колоссальная работа, чтобы институт занял лидирующие позиции в стране по развитию международных связей. 1970–1990-е годы – время плодотворного сотрудничества с научными учреждениями социалистических государств. Сотрудники института активно участвовали в международных научных исследованиях, в том числе выезжая за рубеж.

Высочайший уровень исследований, проводимых сотрудниками института под руководством Г.Н. Сердюковской, способствовал активному продвижению достижений ученых института на международный уровень. Результаты докладывались на многочисленных международных конференциях, симпозиумах. Г.Н. Сердюковская являлась вице-президентом Европейского союза школьной и университетской медицины и гигиены.

Важным этапом в развитии гигиены детей и подростков стал впервые проведенный в СССР Международный семинар специалистов по школьной и университетской медицине и гигиене в г. Таллине (1981 г.). Подготовка семинара проводилась под руководством Г.Н. Сердюковской.

В разные годы работы Галина Николаевна возглавляла Совет научных медицинских обществ Минздрава СССР, Всесоюзное общество гигиенистов и санитарных врачей, являлась заместителем академика-секретаря ОГМиЭ АМН СССР, сопредседателем Объединенного совета АМН СССР и АПН СССР «Здоровье, обучение и воспитание детей и подростков».

Г.Н. Сердюковская была избрана депутатом
Верховного Совета СССР.

За заслуги в развитии гигиены детей и подростков, научные достижения в области охраны здоровья подрастающего поколения 21 декабря 1975 г. профессор Г.Н. Сердюковская была избрана членом-корреспондентом АМН СССР, а 14 февраля 1980 г. – действительным академиком АМН СССР.

Галина Николаевна Сердюковская удостоена высоких государственных наград: ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почета», медали «За заслуги перед отечественным здравоохранением».

Заключение. Академик РАМН Г.Н. Сердюковская внесла неоценимый вклад в развитие отечественной медицинской науки, научных профилактических основ охраны здоровья детей и подростков нашей страны. Она пользовалась большим авторитетом у ученых гигиенистов, санитарных врачей и всей медицинской общественности.

Своим самоотверженным трудом талантливого организатора, выдающегося ученого она всегда была предана такому важному направлению, как охрана здоровья подрастающего поколения нашей страны. «Гигиена детей и подростков, – писала она в одной из работ, – носит государственный характер и строится на основе научных разработок, она отличается единством и привлекает к активному участию в санитарно-просветительной работе и пропаганде гигиенических знаний медицинских работников, общественные организации и население».

Галины Николаевны не стало 11 июня 2004 года. Незадолго до этого, 6 мая 2004 года, в приветственном обращении к сотрудникам института по случаю 45-летия основания НИИ гигиены охраны здоровья детей и подростков она писала:

«Дорогие мои!

В этот торжественный день я вместе с Вами радуюсь и горжусь, что Институт по-прежнему занимает достойное место в науке. Низкий поклон Вам всем и большое спасибо за то, что Вы продолжаете дело, которому я служила всю свою жизнь.

Мне очень жаль, что сегодня я не с Вами, но поверьте, что всей душой я желаю Вам всем вместе и каждому в отдельности успехов в работе, здоровья, счастья Вам и Вашим близким.

Любите Институт, берегите его традиции, и в первую очередь его душевную атмосферу.

Особый привет я хочу передать нашим коллегам по Проблемной комиссии из Москвы, других городов России и стран, с которыми мы так тесно сотрудничали и многое успели сделать. Я рада, что сотрудничество продолжается, и надеюсь, что оно будет таким же плодотворным и взаимообогащающим. Так держать!

Ваша Галина Николаевна»

Список литературы

1. Сухарева Л.М., Кучма В.Р. Академик Г.Н. Сердюковская в гигиене детей и подростков (к 90-летию со дня рождения) // Гигиена и санитария. 2012. Т. 91. № 4. С. 94–98.

2. Сухарева Л.М, Кучма В.Р. Академик Г.Н. Сердюковская и гигиена детей и подростков // Российский педиатрический журнал. 2012. № 3. С. 60–63.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р. История создания и деятельности НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей // Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 13–17.

4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН: история, достижения и перспективы развития (к 50-летию создания) // Российский педиатрический журнал. 2009. № 2. С. 4–7.

5. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. 50 лет. М.: НЦЗД РАМН, 2009. 125 с.

6. Доскин В.А. Звездный путь Галины Николаевны Сердюковской // НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. 50 лет. М.: НЦЗД РАМН, 2009. С. 102–104.

7. Сердюковская Г.Н., Громбах С.М., ред. Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. М.: Медицина, 1983. 137 с.

8. Сердюковская Г.Н., Абросимова Л.И., ред. Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. М.: Институт гигиены детей и подростков, 1980. 150 с.

9. Сердюковская Г.Н., Гуменер П.И., ред. Актуальные проблемы физиологической кибернетики в гигиене детей и подростков. М.: Институт гигиены детей и подростков, 1985. 155 с.

10. Сердюковская Г.Н., Гуменер П.И., ред. Психогигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1985. 224 с.

11. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Актуальные проблемы профилактической хрономедицины. Научный обзор. М.: ВНИИМИ, 1985. 81 с.

12. Сердюковская Г.Н., ред. Гигиена физического воспитания детей и подростков. Научный обзор. М.: ВНИИМИ, 1970. 117 с.

13. Арнольди И.А., Груева Л.Г. Режим труда и отдыха работающих подростков. М.: Медицина, 1973. 172 с.

14. Пратусевич Ю.М. Определение работоспособности учащихся. М.: Медицина, 1985. 126 с.

15. Сердюковская Г.Н., ред. Гигиенические проблемы компьютеризации общеобразовательной школы. М.: Институт гигиены детей и подростков, 1988. 190 c.

16. Сердюковская Г.Н., Жилов Ю.Д. Окружающая среда и здоровье подростков. М.: Медицина, 1977. 200 с.

17. Сердюковская Г.Н., Кореневская Е.И., ред. Гигиенические проблемы строительства школ и дошкольных учреждений. М.: Медицина, 1965. 243 с.

18. Сердюковская Г.Н., Громбах С.М., ред. Гигиенические проблемы детской книги и чтения. М.: Институт гигиены детей и подростков, 1977. 100 с.

19. Кайсина О.В., ред. Гигиенические проблемы применения полимерных материалов. М.: Медицина, 1988. 196 с.

20. Калюжная Р.А., Сердюковская Г.Н. Роль биологических и социальных факторов в формировании растущего организма. М.: Медицина, 1969. 71 с.

21. Громбах С.М., ред. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. 272 с.

22. Török E, Csucas M, Gyarfas J, eds. International Collaborative Study on Juvenile Hypertension. Budapest: Hungarian Institute of Cardiology, 1987.

23. Сердюковская Г.Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М.: Медицина, 1979. 184 с.

24. Сердюковская Г.Н., Антонова Л.Т., Арнольди И.А. Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. Изд. 2, перераб. М.: Медицина, 1979. 480 с.

25. Антонова Л.Т., Сердюковская Г.Н. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. М.: Медицина, 1993. 395 с.

26. Сердюковская Г.Н., Сухарев А.Г., ред. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. М.: Медицина, 1986. 495 с.

27. Сердюковская Г.Н., Крылов Д.Н., Кляйнпетер У., ред. Здоровье, развитие. М.: Медицина, 1990. 331 с.


Об авторах

А. П. Фисенко
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Фисенко Андрей Петрович – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, директор

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



М. Г. Вершининa
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Вершинина Марина Германовна – кандидат медицинских наук, руководитель НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



Н. К. Бaрсуковa
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Барсукова Наталия Константиновна – кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



П. И. Храмцов
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Храмцов Петр Иванович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



Рецензия

Для цитирования:


Фисенко А.П., Вершининa М.Г., Бaрсуковa Н.К., Храмцов П.И. К 100-летию со дня рождения академика Галины Николаевны Сердюковской. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):7-11. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-7-11

For citation:


Fisenko A.P., Vershinina N.G., Barsukova N.K., Khramtsov P.I. To the 100th Anniversary of the Birth of Academician Galina Nikolaevna Serdyukovskaya. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10):7-11. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-7-11

Просмотров: 399


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)