Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Оздоровление детей в период организованного отдыха (мнение родителей)

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52

Полный текст:

Аннотация

Введение. При обновлении критериев эффективности работы организаций отдыха необходимо учитывать цели и задачи современных лагерей.

Цель исследования: оценить мнение родителей об организации отдыха и оздоровления детей в период организованного отдыха.

Материалы и методы. В 2019–2020 гг. при участии интернет-каталога детских лагерей incamp.ru был проведен анонимный опрос родителей – потенциальных потребителей услуг сферы детского отдыха. В опросе приняли участие 343 респондента из 48 регионов России.

Результаты исследования. Главной целью пребывания детей в лагере, по мнению родителей, является отдых (88,0 % респондентов; 95 % ДИ 84,6–91,5), приобретение коммуникативных навыков и поиск новых друзей (79,9 %; 95 % ДИ 75,6–84,1); оздоровление детей (49,0 %; 95 % ДИ 43,7–54,3) и приобретение новых знаний (48,1 %; 95 % ДИ 42,8–53,4). Треть родителей положительно оценивают оздоровление своего ребенка в лагере без уточнения критериев оздоровления (32,3 %; 95 % ДИ 27,4–37,4); 27,1 % (95 % ДИ 22,4–31,8) отметили улучшение физического и эмоционального состояния. Респонденты отмечают, что на оздоровление детей в лагере в первую очередь влияют повышение физической активности (86,6 %; 95 % ДИ 83,0–90,2) и организация качественного питания (83,7 %; 95 % ДИ 79,8–87,6); на втором месте находятся условия пребывания детей (74,3 %; 95 % ДИ 69,7–79,0) и место расположения лагеря (77,0 %; 95 % ДИ 72,5–81,4). Менее всего на оздоровление в лагере, по мнению родителей, влияет продолжительность смены (32,1 %; 95 % ДИ 27,1–37,0).

Заключение. Эффективная система развития детского отдыха должна учитывать то, что одним из участников организации процесса отдыха детей и их оздоровления являются родители (законные представители) детей. Разработка современных критериев эффективности работы детского лагеря должна проводиться в том числе с учетом ожиданий потенциальных потребителей услуги детского отдыха – родителей (законных представителей) детей.

Для цитирования:


Седовa А.С. Оздоровление детей в период организованного отдыха (мнение родителей). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):47-52. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52

For citation:


Sedova A.S. Child Health Improvement in a Summer Camp (Parental Opinion). Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10):47-52. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52

Введение. Специалистами в области охраны здоровья детей, педиатрами в публикациях, а также докладах на научно-практических мероприятиях, посвященных медико-профилактическим основам организации отдыха и оздоровления детей1 2, неоднократно отмечалась необходимость использования потенциала каникулярного летнего отдыха для организации оздоровления детей [1–11].

Следует отметить, что за почти столетнюю историю существования системы детского отдыха в России изменились цели и задачи, которые возлагаются на современные организации отдыха детей и их оздоровление (далее – организации отдыха, лагеря). Участники XI Международного конгресса лагерей (International Camping Congress 2017) (далее – Конгресс), который состоялся в г. Сочи в 2017 году, обратили внимание на то, что «главным предназначением детского лагеря является решение образовательных задач, способствующих всестороннему развитию ребенка, его индивидуальности, самостоятельности, ответственности, освобождению от авторитарного влияния школы, опеки и контроля родителей, усвоению духовно-нравственных ценностей, удовлетворению духовной потребности быть полезным и нужным»3. Свидетельством того, что современные детские лагеря больше выполняют задачи воспитания и обучения, является и то, что в 2017 году главным федеральным органом исполнительной власти в нашей стране, определяющим политику в данной сфере, стало Министерство образования и науки Российской Федерации (в настоящее время – Министерство просвещения Российской Федерации)4.

В резолюции Конгресса также отмечена необходимость совершенствования критериев оценки эффективности работы лагерей – разработки единых международных требований к содержанию деятельности детских лагерей, а также показателей и критериев оценки эффективности их работы, в том числе критериев эффективности оздоровления детей в период их отдыха.

Подробный анализ современных подходов к оценке эффективности отдыха и оздоровления детей, а также опыт зарубежных коллег в этом направлении был описан нами ранее [12–15]. Было показано, что при создании новых критериев эффективности работы организаций отдыха необходимо учитывать цели и задачи современных лагерей, а также международный опыт.

Цель исследования – оценить мнение родителей об организации отдыха и оздоровления детей в период организованного отдыха.

Материалы и методы исследования. В 2019–2020 гг. при участии интернет-каталога детских лагерей и мероприятий с бесплатным сервисом бронирования incamp.ru был проведен анонимный опрос родителей – потенциальных потребителей услуг сферы детского отдыха. В опросе приняли участие 343 респондента из 48 регионов России.

В анкете помимо обязательных ответов, которых могло быть один или несколько, были предусмотрены «открытые» ответы. Материалы исследования статистически обработаны с использованием методов непараметрического анализа. Накопление, корректировка, систематизация информации и визуализация полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016. Номинальные данные описывались с указанием абсолютных значений, процентных долей и границ 95 % доверительного интервала, рассчитанного методом Уилсона с помощью калькулятора5.

Большинство родителей (84,5 %), которые приняли участие в опросе, имели опыт отдыха их детей в организациях отдыха и оздоровления разного типа. 35,0 % детей респондентов когда-либо отдыхали в пришкольном либо городском лагере, 60,1 % – в стационарном загородном, 17,8 % – в палаточном, 25,9 % имеют опыт отдыха в лагере на море и 6,7 % – в зарубежном лагере.

Результаты исследования. Главной целью пребывания детей в лагере, по мнению родителей, является отдых (88,0 %; 95 % ДИ 84,6–91,5), приобретение коммуникативных навыков и поиск новых друзей (79,9 %; 95 % ДИ 75,6–84,1). Следующей по значимости задачей детского лагеря они считают оздоровление (49,0 %; 95 % ДИ 43,7–54,3) и приобретение новых знаний (48,1 %; 95 % ДИ 42,8–53,4). 17,2 % родителей (95 % ДИ 13,2–21,2) отправляют ребенка в лагерь, «лишь бы дома не сидел», и 9,3 % (95 % ДИ 6,3–12,4) – с целью отдохнуть от ребенка.

Практически все респонденты (95,3 %; 95 % ДИ 93,1–97,6) считают, что понятие «детский лагерь» соответствует понятию «организация отдыха и досуга». Значительно меньше респондентов согласны, что понятие «детский лагерь» соответствует понятиям «оздоровительная организация» (80,5 %; 95 % ДИ 76,3–84,7) и «образовательная организация» (72,9 %; 95 % ДИ 68,2–77,6).

По мнению родителей, на оздоровление детей в лагере в первую очередь влияют повышение физической активности и организация качественного питания – так считают 86,6 % (95 % ДИ 83,0–90,2) и 83,7 % (95 % ДИ 79,8–87,6) респондентов соответственно; на втором месте находятся условия пребывания детей (74,3 %; 95 % ДИ 69,7–79,0) и место расположения лагеря (77,0 %; 95 % ДИ 72,5–81,4); на третьем – медицинское обеспечение и программа лагеря (58,0 %; 95 % ДИ 52,8–63,2 и 48,4 %; 95 % ДИ 43,1–53,7 соответственно) (рис. 1). Всего треть респондентов (32,1 %; 95 % ДИ 27,1–37,0) считают, что на оздоровление детей в лагере влияет продолжительность смены респондентов.

Рис. 1. Условия, влияющие на оздоровление детей в лагере (мнение родителей) (%) 1 – место расположения лагеря, 2 – продолжительность смены, 3 – условия пребывания детей, 4 – качественное питание, 5 – повышение физической активности, 6 – медицинское обеспечение, 7 – программа лагеря
Fig. 1. Conditions affecting child health improvement in a camp (parents’ views, %) 1 – camp location, 2 – length of stay, 3 – living conditions, 4 – diet quality, 5 – increased physical activity, 6 – health care, 7 – camp program

Более половины родителей (54,2 %; 95 % ДИ 49,0–59,5) предпочитают отправлять ребенка в лагерь менее чем на 21 день (рис. 2). При этом 23,4 % (95 % ДИ 17,7–28,9) респондентов считают, что смена должна длиться не более двух недель.

Рис. 2. Предпочтения родителей по продолжительности пребывания детей в организациях отдыха (%)
Fig. 2. Parents’ preferences in the length of children’s stay in the camp (%)

В продолжение вопроса о том, что может повлиять на оздоровление детей в лагере, было проанализировано мнение родителей о том, в каком типе лагерей возможно создать условия для оздоровления (рис. 3). В целом практически все родители (94,5 %; 95 % ДИ 92,0–96,9) согласны с тем, что в лагере можно организовать оздоровление детей. Без сомнений согласны с тем, что организация оздоровления детей возможна в загородном стационарном лагере 87,2 % (95 % ДИ 76,7–97,6) родителей, в палаточном лагере – 59,5 % (95 % ДИ 49,8–69,1). С тем, что организация оздоровления возможна в пришкольном либо городском лагере, согласны всего 17,5 % (95 % ДИ 11,6–29,4) респондентов; 65,6 % (95 % ДИ 55,9–75,3) родителей считают, что в условиях дневного пребывания создать такие условия нельзя.

Рис. 3. Мнение родителей о возможности организации оздоровления в организациях отдыха разного типа (%)
Fig. 3. Parental opinion on the feasibility of organizing health improvement in children’s camps of various types (%)

Для выявления мнения родителей о том, что они понимают под оздоровлением детей во время их пребывания в организации отдыха, были заданы вопросы о том, считают ли они, что их ребенок оздоровился в лагере, и как можно оценить оздоровление ребенка после пребывания в лагере (таблица). Треть родителей (32,3 %; 95 % ДИ 27,4–37,4) ответили, что их дети оздоровились в лагере, однако при этом не смогли назвать конкретные критерии оздоровления, 15,5 % (95 % ДИ 11,6–19,2) родителей сказали, что их ребенок в лагере «окреп и набрался сил», 11,4 % (95 % ДИ 8,0–14,8) отмечают улучшение эмоционального состояния ребенка, а 10,4 % (95 % ДИ 7,3–13,7) респондентов считают, что показателем оздоровительного эффекта пребывания в лагере можно рассматривать то, что ребенок вернулся из лагеря здоровым. При этом пятая часть родителей (21,65 %; 95 % ДИ 13,5–29,7) отметили, что оздоровления в лагере во время пребывания в нем их ребенка не произошло либо состояние ребенка ухудшилось, 4,7 % (95 % ДИ 2,4–6,9) респондентов затруднились с ответом. Обращает на себя внимание ответ родителей, которые считают, что показателем оздоровления ребенка в лагере является отсутствие заболеваний в осенне-летний период – 4,1 % (95 % ДИ 2,0–6,2) респондентов.

Таблица. Соответствие понятию «Детский лагерь» (мнение родителей)
Table. Compliance with the concept of a “Children’s camp” (parental opinion)

Обсуждение. Проведенное исследование показало, что главным ожиданием родителей от детского лагеря является отдых ребенка, приобретение им коммуникативных навыков, новых знаний, новых друзей. Вместе с тем на фоне продолжающегося ухудшения состояния здоровья детей [16–20] родители ждут от детского отдыха и оздоровительного эффекта. Особенно это касается загородных стационарных лагерей.

Современные лагеря, учитывая запрос родителей на оздоровление, а также желая повысить свой рейтинг, предлагают такие оздоровительные услуги в период отдыха детей, как физиотерапевтические процедуры, спелеотерапия, массаж, кислородные коктейли, посещение сауны и бассейна и другие. Однако следует иметь в виду, что данные процедуры являются лечебными и их назначение и применение должны осуществляться строго по показаниям и только квалифицированными специалистами при наличии в организации лицензии на оказание санаторно-курортной помощи.

Анализ данных опроса свидетельствует, что родители и не ждут, что в лагере детям будут выполнены специальные лечебные процедуры. Для эффективного оздоровления в детском лагере, по мнению родителей, необходимы в первую очередь организация качественного питания и повышение двигательной активности. Аналогичные данные были получены при опросе «Потенциал рынка детского туризма в России», проведенном исследовательским центром компании «Делойт» в СНГ по инициативе компании «Мосгортур»6. Было выявлено, что все респонденты считают, что «отдых ребенка в лагере на природе с четким режимом дня и правильным питанием оказывает положительный эффект на здоровье ребенка».

Поскольку на сегодняшний день единственным критерием возможности организации оздоровления в лагере является продолжительность пребывания детей в лагере (не менее 21 дня)7, представляет интерес изучение родительских предпочтений в данном направлении. Установлено, что, по мнению родителей, продолжительность смены менее всего влияет на эффект оздоровления. При этом почти четвертая часть родителей (23,3 %) предпочитают отправлять детей в лагеря с продолжительностью смены не более двух недель.

Предположение родителей о том, что продолжительность смены не является решающей в эффективности оздоровления, подтверждают исследования, проведенные в лагерях с продолжительностью смен 14 и 17 дней [21][22]. Было установлено, что при соответствии устройства и организации, а также режима работы лагеря гигиеническим требованиям, повышении двигательной активности детей, максимальном пребывании детей на открытом воздухе, благоприятной психологической адаптации детей к новым условиям возможно получение оздоровительного эффекта у детей в условиях укороченной смены (14–17 дней), в том числе в палаточном лагере. Положительная динамика функционального состояния организма за период пребывания детей в лагере была выявлена у 65,0 % детей.

Интенсификация учебной деятельности, цифровизация жизнедеятельности (как в учебное, так и в не учебное время), загруженность детей дополнительным образованием не позволяют детям в полной мере в течение учебного года приобрести такие важные качества, как самостоятельность, ответственность, умение выстраивать коммуникации, работать в команде. Такую функцию на себя зачастую берут современные организации отдыха детей и их оздоровления – детские лагеря. Учитывая, что отсутствие у ребенка перечисленных навыков может приводить к нарушению его психологического благополучия, социализацию детей, которая на сегодняшний день рассматривается одной из главных задач детского лагеря [13][14][23–27], можно рассматривать как оздоровление детей в период их организованного отдыха.

Заключение. Эффективная система развития детского отдыха должна учитывать, что одними из участников организации процесса отдыха детей и их оздоровления являются родители (законные представители) детей, посещающих детские лагеря. Разработка современных критериев эффективности работы детского лагеря должна проводиться с учетом задач, которые ставятся перед современными организациями отдыха и оздоровления детей, в том числе и потенциальными потребителями данной услуги – родителями (законными представителями) детей.

1. Решение Пленума Научного совета по гигиене и охране здоровья детей и подростков ОМедН РАН «Медикопрофилактические основы организации отдыха и оздоровления детей: научное обеспечение, эффективность,
перспективы научных исследований» // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 4.
С. 58–59.

2. Решение Пленума Научного совета по гигиене и охране здоровья детей и подростков ОМедН РАН и Проблемной комиссии «Гигиена детей и подростков» Ученого совета Роспотребнадзора «Научно-методические основы меди- ко-профилактического обеспечения детей в организациях отдыха детей и их оздоровления» // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 4. С. 55–58.

3. Резолюция Международного конгресса лагерей (International Camping Congress 2017). Сочи, 9–13 октября 2017 г.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 444 «О внесении изменений в Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации».

5. Калькулятор «Статистические вычисления VassarStats». Доступно по ссылке: http://vassarstats.net. Accessed on August 17, 2021.

6. Потенциал рынка детского туризма в России. Основные выводы. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ. Доступно по: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/research-center/articles/potencial-rynka-detskogo-turizmav-rossii.html. В исследовании приняло участие 1800 респондентов – родителей детей, имевших опыт пребывания в лагере, от 7 до 17 лет из 10 ключевых регионов России.

7. СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Список литературы

1. Мустафина И.З. Динамика функциональных возможностей организма детей как критерий оценки эффективности оздоровительных мероприятий в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 1. C. 758a.

2. Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Вейних П.А., Ищенако А.И., Савченко О.А., Флянку И.П. Гигиенические основы оценки эффективности оздоровления детей и подростков в летних стационарных загородных лагерях // Вестник РГМУ. 2013. № 5–6. С. 92–95.

3. Фаррахов А.З., Волгина С.Я., Кондратьев А.С., Шавалиев Р.Ф. Научно-практический опыт организации отдыха, оздоровления и занятости подростков с девиантным поведением в Республике Татарстан // Российский педиатрический журнал. 2013. № 6. С. 31–35.

4. Платонова А.Г., Подригало Л.В. Использование двигательной активности для оценки эффективности оздоровления детей // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 51–52.

5. Танина Н.А. Оценка эффективности оздоровительных мероприятий в летних загородных учреждениях отдыха и оздоровления детей // Медицинский альманах. 2015. № 2(37). С. 77–79.

6. Таран О.Н., Клименко О.В., Ковтуненко Р.В. Оптимизация оздоровления детей в детских учреждениях отдыха // Научный взгляд в будущее. 2016. Т. 7. № 1. С. 43–48.

7. Лир Д.Н., Перевалов А.Я. Эффективность оздоровления школьников за время пребывания в летнем загородном учреждении отдыха // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017. Т. 94. № 4. С. 48–53.

8. Гаврюшин М.Ю., Сазонова О.В., Горбачев Д.О., Бородина Л.М., Фролова О.В., Тупикова Д.С. Научное обоснование применения результатов антропометрических исследований и биоимпедансного анализа в качестве критериев оценки эффективности оздоровления детей в летних лагерях // Вестник РГМУ. 2019. № 2. С. 97–104.

9. Маркелова С.В. Профилактическая и оздоровительная работа в каникулярный период среди школьников с функциональными отклонениями и заболеваниями органа зрения // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 11 (320). С. 18–21. doi: 10.35627/2219-5238/2019-320-11-18-21

10. Miller KD, Schleien SJ, Walton G, Tobin L. Summer camp: Moving along the continuum of inclusion. Camping Magazine. September 2018. Accessed August 17, 2021. https://www.acacamps.org/resource-library/camping-magazine/summer-camp-moving-alongcontinuum-inclusion

11. Selkow А. Making mental health matter at camp. Camping Magazine. November 2018. Accessed August 17, 2021. https://www.acacamps.org/resource-library/camping-magazine/making-mental-health-matter-camp

12. Седова А.С. Анализ современных подходов к оценке эффективности отдыха детей и их оздоровления (научный обзор). Сообщение II // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 3. С. 14–27.

13. Седова А.С. Анализ современных подходов к оценке эффективности отдыха детей и их оздоровления (научный обзор). Сообщение I // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 24–37.

14. Sibthorp J, Bialeschki D, Morgan C, Browne L. Validating, norming, and utility of a youth outcomes battery for recreation programs and camps. J Leis Res. 2013;45(4):514–536. doi: 10.18666/JLR-2013-V45-I4-3897

15. Gillard A. Five trends in camp evaluation Camping Magazine. March 2021. Accessed August 17, 2021. https://www.acacamps.org/resource-library/campingmagazine/five-trends-camp-evaluation

16. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 990–995. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

17. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. C. 19–27.

18. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья // Анализ риска здоровью. 2019. № 2. С. 4–13. doi: 10.21668/health.risk/2019.2.01

19. Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Севастьянова Т.А. Медико-социальные проблемы здоровья подростков и возможности его оптимизации в условиях детской поликлиники // Вестник Ивановской медицинской академии. 2020. Т. 25. № 1. С. 5–8.

20. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Намазова-Баранобва Л.С., Терлецкая Р.Н. Состояние здоровья детей в современной России. Москва, 2020. Сер. 21 Социальная педиатрия (2-е издание, дополненное). 116 c.

21. Седова А.С., Соколова С.Б., Лапонова Е.Д. Динамика функционального состояния организма детей в условиях укороченной смены стационарной организации отдыха // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 4. С. 41–47.

22. Седова А.С., Лапонова Е.Д., Пересецкая И.М., Лощакова Ю.А. Динамика показателей физического развития и функционального состояния организма детей во время их отдыха в лагере палаточного типа // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 1. С. 24–32.

23. Шипова А.В. Социализация подростков в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5–2. С. 80–86.

24. Козич А.А., Фалунин В.Ф., Фалунина Е.В. Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015. № 3(21). С. 142–148.

25. Бубнова А.Н. Воспитание и социализация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях организованного отдыха и оздоровления // Образование личности. 2017. № 1. С. 85–91.

26. Baum D, Johnson K. Expanding the impact of camp: From individual lives to societal change. Camping Magazine. January 2018. Accessed August 17, 2021. https://www.acacamps.org/resource-library/campingmagazine/expanding-impact-camp-individual-livessocietal-change

27. Block M. Camper inclusion at day camps: Making it work for campers and staff. Camping Magazine. March 2020. Accessed August 17, 2021. https://www.acacamps.org/resource-library/camping-magazine/camper-inclusionday-camps-making-it-work-campers-staff


Об авторе

А. С. Седовa
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Седова Анна Сергеевна – кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



Рецензия

Для цитирования:


Седовa А.С. Оздоровление детей в период организованного отдыха (мнение родителей). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):47-52. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52

For citation:


Sedova A.S. Child Health Improvement in a Summer Camp (Parental Opinion). Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10):47-52. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-47-52

Просмотров: 165


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)