Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-12-21

Полный текст:

Аннотация

Введение. Ухудшение состояния здоровья обучающихся, отсутствие научного обоснования последовательных действий, основных направлений и показателей работы общеобразовательных организаций в сфере охраны здоровья участников образовательного процесса определяют цель исследования: научно обосновать алгоритм и модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации.

Материалы и методы. Работа проводилась по четырем направлениям: 1) изучение здоровьесбергающей деятельности современных общеобразовательных организаций; 2) анализ показателей, характеризующих социально-психологический климат общеобразовательных организаций; 3) изучение образа жизни, напряженности, режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия педагогов; 4) изучение иностранных инструментов для оценки здоровьесберегающей деятельности школ. Объектами исследования являлись общеобразовательные организации, учащиеся школ, педагоги, иностранные инструменты для оценки здоровьесберегающей деятельности школ. Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием методов непараметрического анализа, с применением программы Statistica 13.3.

Результаты. Большинство обследованных российских общеобразовательных организаций находятся на начальных этапах развития здоровьесберегающей деятельности. На основании экспертно-статистического анализа здоровьесбергающей деятельности российских школ, находящихся на различных уровнях развития и имеющих различные достижения в сфере профилактической деятельности, выявлены и обоснованы эффективные направления и конкретные показатели оценки результатов на каждом этапе создания единой профилактической среды в общеобразовательной организации.

Заключение. Разработаны алгоритм и модель единой профилактической среды школы, включающая 7 компонентов, и обоснована система ее мониторинга по ведущим показателям, субъектами и объектами которой являются обучающиеся, их родители и педагоги. Результатами работы по здоровьесбережению в школе являются: улучшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, их эмоциональное благополучие, снижение распространенности поведенческих факторов риска, улучшение знаний, навыков в отношении здоровья и академической успеваемости обучающихся.

 

Об авторе

С. Б. Соколова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Соколова Светлана Борисовна – кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



Список литературы

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. Состояние здоровья детей в современной России. М., 2020. Сер. 21 Социальная педиатрия (2-е изд., доп.). 116 c.

2. Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Матвеев Э.Н. Динамика заболеваемости юношей 15–17 лет в Российской Федерации // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. Т. 65. № 2. С. 80–85.

3. Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Матвеев Э.Н. Динамика заболеваемости у девушек 15–17 лет в Российской Федерации // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. Т. 65. № 3. С. 100–108.

4. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 19–27.

5. Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Взаимосвязь уровня заболеваемости и распространенности инвалидности у детей // Педиатрия. 2019. Т. 98. № 6. С. 207–214. doi: 10.24110/0031-403X-2019-98-6-207-214

6. Порецкова Г.Ю., Тяжева А.А., Рапопорт И.К., Воронина Е.Н. Современные тренды нарушения здоровья детей школьного возраста г. Самары // Наука и инновации в медицине. 2019. Т. 4. № 1. С. 58–62.

7. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Особенности развития донозологических изменений в психическом и физическом здоровье учащихся поколения Z // Анализ риска здоровью. 2019. № 4. С. 158–164. doi: doi.org/10.21668/health.risk/2019.4.17

8. Матвеев Э.Н., Соколовская Т.А., Кураева В.М. Особенности заболеваемости детского населения 0–14 лет Российской Федерации за период 2000–2015 гг. // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2017. № 1. С. 26–43.

9. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Бадеева Т.В., Писарева А.Н., Котова Н.В., Ковальчук С.Н. Динамика состояния здоровья подростков города Нижнего Новгорода (1980–2015 гг.) // Медицинский альманах. 2016. № 5(45). С. 14–17.

10. Фисенко А.П., Кучма В.Р., Кучма Н.Ю., Нарышкина Е.В., Соколова С.Б. Стратегия и практика формирования здорового образа жизни детей в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2020. Т. 23. № 2. С. 76–84. doi: 10.18821/1560-9561-2020-23-2-76-84

11. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья // Анализ риска здоровью. 2019. № 2. С. 4–13. doi: 10.21668/health.risk/2019.2.01

12. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. Монография. М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 2017. 170 с.

13. Скворцова Е.С., Лушкина Н.П. Социально-гигиенический портрет подростков, ежедневно продолжительно пользующихся интернетом // Наркология. 2020. Т. 19, № 7. С. 35–43. doi: 10.25557/1682-8313.2020.07.35-43

14. Скворцова Е.С. Характеристика и особенности употребления наркотических и токсикоманических веществ среди сельских подростков-школьников России в 2016–2017 гг. // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 2. С. 144–156. doi: 10.24411/2312-2935-2020-00038

15. Sartipizadeh M, Yazdi-Feyzabadi V, Alipouri Sakha M, et al. Evaluating the health promoting schools in Iran: across-sectional study. Health Educ. 2021;121(2):125–139. doi: 10.1108/HE-04-2020-0022

16. Gugglberger L. A brief overview of a wide framework– Health promoting schools: a curated collection. Health Promot Int. 2021;36(2):297–302. doi: 10.1093/heapro/daab037

17. Jourdan D, Gray NJ, Barry MM, et al. Supporting every school to become a foundation for healthy lives. Lancet Child Adolesc Health. 2021;5(4):295–303. doi: 10.1016/S2352-4642(20)30316-3

18. Watson MC, Lloyd J. Creating health promoting schools will improve population health and help reduce inequalities. BMJ. 2021;373:n1290. doi: 10.1136/bmj.n1290

19. Dadaczynski K, Jensen BB, Viig NG, et al. Health, wellbeing and education: Building a sustainable future. The Moscow statement on Health Promoting Schools. Health Educ. 2020;120(1):11–19. doi: 10.1108/HE-12-2019-0058

20. Dadaczynski K, Rathmann K, Hering T, Okan O. The role of school leaders’ health literacy for the implementation of health promoting schools. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(6):1855. doi: 10.3390/ijerph17061855

21. Leahy D, Simovska V. Special Issue: School health education and promotion: current approaches and critical perspectives. Health Educ. 2018;118(2):114–195. doi: 10.1108/HE-12-2017-0068

22. Darlington EJ, Violon N, Jourdan D. Implementation of health promotion programmes in schools: an approach to understand the influence of contextual factors on the process? BMC Public Health. 2018;18(1):163. doi: 10.1186/s12889-017-5011-3

23. Thompson SR, Watson MC, Tilford S. The Ottawa Charter 30 years on: still an important standard for health promotion Int J Health Promot Educ. 2018;56(2):73–84 doi: 10.1080/14635240.2017.1415765

24. Turunen H, Sormunen M, Jourdan D, von Seelen J, Buijs G. Health Promoting Schools – a complex approach and a major means to health improvement. Health Promot Int. 2017;32(2):177–184. doi: 10.1093/heapro/dax001

25. Langford R, Bonell C, Jones H, et al. The World Health Organization’s Health Promoting Schools framework: a Cochrane systematic review and meta-analysis. BMC Public Health. 2015;15:130. doi: 10.1186/s12889-015-1360-y

26. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2015. Т. 18. № 3. С. 28–31.

27. Подушкина И.В., Куртин А.Н., Щедривый А.В., Макшенков И.Ю. Формирование единой профилактической среды – актуальная проблема современности // Актуальные проблемы управления здоровьем населения : Юбилейный сборник научных трудов / Под общ. ред. И.А. Камаева, В.М. Леванова. Нижний Новгород: Ремедиум Приволжье, 2017. С. 123–128.

28. Кучма В.Р., ред. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективности. М.: Просвещение, 2010. 253 с.


Для цитирования:


Соколова С.Б. Модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):12-21. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-12-21

For citation:


Sokolovа S.B. A Model for Creating a Common Health Promoting School Environment. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10):12-21. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-12-21

Просмотров: 77


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)