Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Изменения способа и режимов пользования мобильным телефоном и их связь с самочувствием у младших школьников

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-34-40

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Значительные изменения в способах и режимах использования мобильного телефона (МТ) у современных младших школьников и недостаточная изученность их последствий для здоровья определили актуальность и цель настоящего исследования.

Цель исследования – оценить динамику пользования МТ у учащихся начальной школы и его влияние на самочувствие детей.

Материалы и методы. В проспективном когортном исследовании (2017–2019 годы) 47 младших школьников (25 мальчиков и 22 девочки) с помощью анкет оценили изменения типа МТ, режимов голосового общения и пользования мобильным Интернетом (МИ), а также динамику частоты жалоб на самочувствие, в том числе клинически значимых (КЗЖ) (несколько в неделю). У 23 детей измеряли уровень излучения МТ.

Результаты. За время наблюдения отмечено снижение уровня излучения МТ (p = 0,002); увеличение доли детей, использующих МИ (с 57,4 до 85,1 %, p = 0,006); повышение частоты (p = 0,002) и длительности (p = 0,01) его использования; приближение МТ к телу при ношении его днем (p = 0,01). К окончанию исследования возросла доля детей с КЗЖ на неудовлетворенность сном (с 23,4 до 40,4 %, p = 0,025) и тревогу (с 2,12 до 12,8 %, p = 0,043). Снижение уровня излучения МТ, переход к пользованию МИ и увеличение длительности использования МИ значимо коррелировали у детей с заменой «кнопочного» МТ на смартфон. Переход к пользованию смартфоном и МИ был связан с ростом КЗЖ на тревогу (p = 0,02) и трудности засыпания (p = 0,04).

Заключение. Исследование показало, что у современных младших школьников, имеющих небольшой стаж пользования МТ, переход к использованию МТ в качестве мультимедийного средства является более важным фактором ухудшения самочувствия, чем длительность и интенсивность голосового общения по МТ.

Для цитирования:


Вятлевa О.А., Кургaнский А.М. Изменения способа и режимов пользования мобильным телефоном и их связь с самочувствием у младших школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):34-40. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-34-40

For citation:


Vyatleva О.A., Kurgansky A.M. Changes in the Method and Modes of Mobile Phone Use and Their Relationship with the Well-being in Junior Schoolchildren. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10):34-40. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-34-40

Введение. В настоящее время одним из факторов риска нарушения здоровья детей и подростков является использование информационно-коммуникационных технологий, в частности мобильного телефона (МТ). В значительной степени влияние МТ на самочувствие детей возрастает с началом его постоянного использования, которое совпадает с началом школьного обучения [1]. Современные научные данные свидетельствуют о неблагоприятном влиянии сверхвысокочастотного (СВЧ) электромагнитного излучения МТ на здоровье школьников. В эпидемиологических исследованиях детей и подростков выявлена связь между интенсивностью разговоров по МТ и частотой жалоб на головные боли [2–5], головокружения [4][6], нарушения сна [2][4][5][7], утомляемость [4][7–11], психоэмоциональные нарушения [4][7][10][12], связь с простудными заболеваниями [2][5], нарушением когнитивных функций [4][8][9]. Частота жалоб на самочувствие у детей и подростков тем выше, чем дольше и интенсивнее они используют МТ. Так, у подростков регулярное использование МТ в течение года приводит к снижению уровня здоровья [3], а использование МТ более 4 лет сопряжено с рисками появления головных болей, головокружений, болей в шее и нарушений слуха [13]. Лонгитудинальное (более 4 лет) наблюдение младших школьников, использующих МТ, выявило у них замедление реакций на звуковой и световой сигнал, нарушение фонематического восприятия, повышение утомляемости, снижение показателей произвольного внимания и смысловой памяти в сравнении с ровесниками, не использующими мобильную связь [8][9]. У юношей 17–19 лет использование МТ более 4 часов в день в течение 8 месяцев вызывало нарушения сна и психоэмоционального состояния [14].

Оценка влияния мобильной связи на самочувствие осложняется тем, что сами режимы разговоров по МТ и уровень его излучения меняются в процессе его использования. Известно, что по мере роста и взросления дети чаще и дольше ежедневно говорят по МТ [2][5], переходят к использованию более современных моделей МТ, в частности смартфонов, уровень СВЧ-излучения которых ниже, чем у старых «кнопочных» моделей [15]. С появлением мобильного Интернета (МИ) дети в большей степени начинают использовать МТ в качестве мультимедийного средства, а не для голосового общения [16]. При таком способе использования МТ снижается воздействие СВЧизлучения на мозг и возрастает длительность пользования экраном гаджета [16].

Цель исследования – оценить, как изменяются способы и режимы использования МТ у современных школьников на протяжении 2 лет обучения в начальной школе и как эти изменения влияют на самочувствие детей.

Материалы и методы исследования. В проспективном когортном исследовании (2017–2019 годы) приняли участие 47 младших школьников (25 мальчиков и 22 девочки). Исследование проведено с соблюдением этических норм,  изложенных в Хельсинской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС). Программа исследования одобрена ЛНЭК ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России (протокол № 8 от 26.08.2021). От родителей всех детей, участвовавших в исследованиях, получены письменные информированные согласия. Критерии включения в исследование – школьник 1–2-го классов, пользующийся мобильным телефоном. В начальном и повторном исследовании дети с помощью родителей заполняли анкеты, в которых указывали: возраст начала пользования мобильным телефоном; тип МТ; способы и бытовые особенности его использования (пользование МИ, наушниками, громкой связью, расположение МТ в дневное и ночное время, использование МТ ночью); режимы голосового общения (длительность разговора, их ежедневное количество и длительность), а также частоту и длительность пользования МИ (ЧП и ДП соответственно). В качестве возраста начала пользования МТ ребенок указывал возраст, когда МТ стал его собственным. Совместно с родителями дети также заполняли анкету о самочувствии, в которой отмечали частоту жалоб на трудности засыпания, неудовлетворенность сном, головные боли, головокружения, утомляемость, тревожность, снижение настроения. С помощью анкеты также определяли частоту таких косвенных признаков нарушения памяти и внимания, как забывчивость (неспособность вовремя вспомнить нужную информацию) и невнимательность (неспособность сосредоточится на явлении или деятельности). Наличие более 4 простуд в год и частые (несколько раз в неделю) жалобы на самочувствие рассматривались как клинически значимые (КЗЖ). У 23 детей в начальном и в повторном исследовании измеряли максимальную и среднюю плотность потока энергии (ППЭ) излучения МТ у лицевой панели1 с помощью прибора ПЗ-33.

Для статистического анализа данных использовали пакет Statistica (описательная статистика, критерии Вилкоксона, Манна – Уитни, Спирмена, «вероятностный калькулятор»).

Результаты исследования

Изменение режимов пользования мобильным телефоном и самочувствия детей в ходе исследования

В табл. 1 представлены изменения уровня излучения, способов и режимов использования МТ, а также жалоб на самочувствие у младших школьников за период наблюдения.

Таблица 1. Изменение параметров излучения и пользования мобильным телефоном, а также самочувствия младших школьников за период наблюдения
Table 1. Changes in the parameters of radiation, mobile phone use, and well-being of of elementary schoolchildren over the observation period


Примечание: M – среднее, SD – стандартное отклонение, Me – медиана, LQ и UQ – нижний и верхний квартили. «МТ днем» – чем выше балл, тем ближе к телу. ЧП МИ: 1 балл – менее 1 раза/нед.; 2 – несколько раз/нед.; 3 – ежедневно; 0 – не пользуется.
Note: M – mean, SD – standard deviation, Me – median, LQ and UQ – lower and upper quartiles. “MP at the daytime” – the closer to the body, the higher the score. FU MI: score 1 – less than once a week; 2 – several times a week; 3 – daily; 0 – none.

Согласно анкетам, дети начинали использовать МТ с 7 лет (7,00 ± 0,67 года). В исходном исследовании средний возраст детей составил 8,21 ± 0,75 года, в повторном – 9,85 ± 0,67 года. Интервал между исследованиями составил около двух лет (1,92 [ 1,08; 2,0]). Как видно в табл. 1, к началу исследования общее время пользования (ОВП) МТ у детей было менее полутора лет, а к окончанию – около 3 лет.

За время наблюдения режимы голосового общения детей по МТ значимо не изменились, а максимальный и средний уровень излучения МТ снизился, что, по-видимому, было связано с переходом детей к использованию смартфонов (см. увеличение доли детей со смартфонами в повторном исследовании). Значимо возросла доля детей, использующих МИ, а также частота (от менее 1 раза в неделю до нескольких раз в неделю) и длительность (с 1,5 до 16 часов в месяц) его использования. К концу периода наблюдения дети начинали держать МТ днем ближе к телу (в карманах одежды) по сравнению с началом (в портфеле).

Сравнение самочувствия детей в исходном и повторном исследованиях выявило у них значимое увеличение КЗЖ на тревогу и на неудовлетворенность сном.

Взаимосвязь между изменением параметров пользования мобильным телефоном и динамикой самочувствия

Насколько изменения в параметрах пользования МТ связаны между собой и с изменениями самочувствия, мы оценили с помощью корреляционного анализа (по Спирмену), результаты которого представлены в табл. 2 и 3.

В табл. 2 указаны корреляции между приростами различных параметров пользования мобильной связью за период наблюдения.

Таблица 2. Корреляции (по Спирмену) между приростами различных параметров пользования мобильной связью у младших школьников за 2-летний период наблюдения
Table 2. Spearman’s correlations between the increments of various parameters of mobile communication use in elementary schoolchildren over a 2-year observation period


Примечание: здесь и в табл. 3 звездочкой в титульных ячейках отмечены показатели, которые значимо изменились за время наблюдения; тип МТ: отрицательный прирост соответствует переходу от кнопочного МТ (балл 2) к смартфону (балл 1); МИ – положительный прирост соответствует переходу к пользованию МИ. Остальные обозначения в табл. 1.
Note: Here and in Table 3 an asterisk in the title cells marks indicators that have changed significantly during the observation period; MP type: negative growth corresponds to transition from a push-button MP (score 2) to a smartphone (score 1); MI – a positive growth corresponds to transition to the use of MI. Other abbreviations are provided in Table 1.

Корреляционный анализ подтвердил связь между переходом к использованию смартфона (изменение типа МТ) и снижением уровня СВЧ-излучения, которое, в свою очередь, высокозначимо коррелировало с увеличением стажа пользования МТ. С переходом к пользованию смартфоном коррелирует также переход к пользованию МИ. Приближение МТ к телу ребенка в дневное время наиболее значимо связано с увеличением интенсивности его использования: с увеличением стажа пользования МТ и ежедневной длительности разговоров по нему, с началом использования МИ, с повышением частоты и длительности использования МИ.

В табл. 3. показано, насколько изменения самочувствия детей за время наблюдения коррелируют с изменением режимов использования МТ.

Таблица 3. Корреляции (по Спирмену) между изменениями показателей самочувствия и изменениями параметров пользования МТ у младших школьников
Table 3. Spearman’s correlations between changes in well-being and in the parameters of MP use in primary schoolchildren


Примечание: # – корреляции с приростами частоты жалоб; длительность наблюдения – временной интервал между 1-м и 2-м исследованиями; переход от выключения МТ на ночь к невыключению – положительный прирост. Остальные обозначения как в табл. 1 и 2
Note: # – correlations with the increment in the frequency of symptoms; the duration of observation is the time interval between the initial and repeated studies; transition from turning off the MP at night against not turning it off is a positive score increment. See Tables 1 and 2 for abbreviations.

Из нее следует, что выявленное за время наблюдения увеличение КЗЖ на тревогу положительно связано со сменой типа используемого МТ (переход к смартфону), с изменением привычки в его использовании (оставление включенным на ночь), а также с длительностью использования МИ.

Сравнение детей (по критерию Манна – Уитни), перешедших к использованию смартфона (9 чел.) и не изменивших тип МТ (35 чел.), показало, что у первых в отличие от вторых в большей степени возрастала частота тревожных состояний (p = 0,041) и заболеваемость простудами (p = 0,039).

Увеличение КЗЖ на недостаток сна за время наблюдения не коррелировало у детей ни с изменением режимов пользования МТ, ни с длительностью наблюдения, ни со стажем пользования. Однако корреляционный анализ выявил связь между увеличением частоты пользования МИ и увеличением КЗЖ на трудности засыпания.

Переход на смартфоны и, как следствие, снижение максимального уровня излучения МТ за время исследования коррелировали с ростом КЗЖ на забывчивость и были связаны с приростом общего времени пользования МТ (стажа) и длительностью динамического наблюдения. Так, с увеличением ОВП было связано повышение частоты жалоб на головокружения и уменьшение КЗЖ на плохое настроение. Чем длительнее был период наблюдения, тем чаще у детей отмечались КЗЖ на забывчивость и реже – КЗЖ на плохое настроение. Корреляционный анализ также показал, что увеличение общей ежедневной длительности разговоров по МТ, которое наблюдалось в тенденции к концу исследования, было связано с увеличением КЗЖ на невнимательность и забывчивость.

Обсуждение. Проведенное исследование выявило определенные тенденции в характере изменений способа и режимов использования, а также на уровне СВЧ-излучения МТ у современных детей на протяжении 2 лет обучения в начальной школе. Они состоят в переходе к пользованию смартфоном, что сопровождается снижением уровня СВЧ-излучения МТ, а также началом и повышением интенсивности использования МИ. К концу исследования дети стали держать МТ днем ближе к телу, что связано с повышением интенсивности его использования и свидетельствует о привыкании к нему. За время наблюдения у исследованных детей достоверно усилились клинически значимые (несколько раз в неделю) жалобы на неудовлетворенность сном и тревогу.

Анализ корреляций обнаружил связь между ухудшением самочувствия детей и изменением параметров пользования МТ. Он позволил оценить вклад двух разных факторов, определяющих эффект длительного пользования МТ на самочувствие детей: 1) кумулятивного воздействия на мозг СВЧ-излучения, определяемого интенсивностью и длительностью голосового общения, и 2) изменения способа использования МТ.

Полученные результаты свидетельствуют, что именно изменение способа использования МТ (переход к пользованию им как мультимедийным средством) связано у детей с изменением самочувствия. Так, с переходом к пользованию смартфоном и с повышением длительности использования МИ коррелировало усиление КЗЖ на тревогу и трудности засыпания. Увеличение у детей КЗЖ на неудовлетворенность сном за время наблюдения хотя не коррелировало с переходом к использованию МИ, тем не менее также является характерным отличием пользователей МИ [16]. О негативных последствиях для самочувствия, связанных с началом пользования смартфоном, косвенно свидетельствуют также корреляции между снижением максимального уровня излучения МТ и повышением частоты жалоб на невнимательность и усталость. Такие жалобы могут быть следствием использования смартфона в качестве мини-компьютера, при котором более значимыми факторами воздействия на мозг являются световое излучение экрана и многозадачное поведение с гаджетом. По данным литературы, эти параметры пользования МТ коррелируют с нарушениями сна, настроения, внимания и памяти у детей и взрослых [16–20]. Наши данные о связи роста тревожности у детей с тем, что они начинают оставлять МТ включенным на ночь, также согласуются с данными литературы о неблагоприятных для здоровья последствиях доступности МТ ночью [21–23].

Нельзя, однако, исключить, что негативное влияние МИ на самочувствие детей отчасти может быть связано и с влиянием СВЧ-излучения. Несмотря на то что уровень излучения при переходе от «кнопочного» МТ к смартфону снижается, а область его воздействия при работе с МИ изменяется (кисти рук вместо головы), ежедневная длительность такого воздействия при пользовании МИ у современных младших школьников может быть значительной (до 2 и более часов в день) [16]. Как показало клинико-нейрофизиологическое исследование работников производства, хроническое СВЧ-облучение кистей рук при уровнях, сравнимых с излучением МТ (от 0,32 до 314 мкВ/см2), сопровождается в зависимости от длительности его воздействия развитием вегетативных дисфункций, астенических, вестибулярных нарушений, а также развитием полинейропатии конечностей2.

Корреляционный анализ показал, что некоторые изменения в самочувствии детей (повышение частоты головокружений и количества КЗЖ на забывчивость и невнимательность) связаны с увеличением общей длительности пользования МТ и интенсивности голосового общения по нему. Эти изменения, по-видимому, отражают кумулятивный эффект воздействия электромагнитного излучения МТ на мозг. Они сходны с описанными в литературе [8][9][13][14], но в нашем исследовании не достигают уровня значимости, что, возможно, связано с небольшой длительностью наблюдения и малым стажем пользования МТ. Кроме того, в отличие от других исследователей, которые применяли более точные, инструментальные методы оценки когнитивных функций [8][9], мы использовали субъективную оценку в виде жалоб на забывчивость и невнимательность. С небольшим периодом наблюдения, вероятно, связано и то, что мы не обнаружили описанного в литературе [2][5][9] существенного увеличения у детей ежедневной длительности разговоров по МТ.

Обращает на себя внимание значимая корреляция между увеличением стажа пользования МТ и снижением КЗЖ на настроение, что, по-видимому, объясняется положительными свойствами МТ. Он обеспечивает определенную психологическую поддержку детям благодаря легкой связи с родными, а также дает доступ к разнообразным интересным играм и развлечениям.

Проведенное исследование показало, что у современных детей влияние длительного пользования МТ на самочувствие зависит не только от ежедневной электромагнитной нагрузки на мозг, связанной с голосовым общением по МТ. За время наблюдения эта нагрузка у детей уменьшилась, поскольку уровень СВЧ-излучения снизился, а ежедневная длительность разговоров существенно не изменилась. Несмотря на это, самочувствие детей ухудшилось. Это ухудшение самочувствия, судя по данным корреляционного анализа, связано с использованием МТ в качестве мультимедийного средства, при котором определяющее значение имеет длительность пребывания у экрана смартфона и многозадачное его использование.

Выводы

1. За 2-летний период наблюдения у младших школьников выявлены значимые изменения способа и режимов использования мобильного телефона, которые состоят в снижении уровня СВЧ-излучения, начале и повышении интенсивности пользования мобильным Интернетом, что связано с заменой кнопочных телефонов на смартфоны.

2. За время наблюдения у детей возросли клинически значимые (несколько раз в неделю) жалобы на неудовлетворенность сном и тревогу.

3. Корреляционный анализ показал, что выявленное у детей повышение жалоб на тревогу связано с переходом к использованию ими смартфона как мультимедийного средства.

1. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190–03 «Гигиенические требования по размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи». М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. 27 с.

2. Карпикова Н.И. Клинико-нейрофизиологическое исследование состояния нервной системы работающих в ближ- ней зоне пачечно-импульсного СВЧ-облучения низкой интенсивности. Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1995.

Список литературы

1. Вятлева О.А., Курганский А.М. Особенности пользования мобильной связью (интенсивность излучения, временные режимы) и их влияние на показатели здоровья у современных младших школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 8 (305). С. 51–54. doi: 10.35627/2219-5238/2018-305-8-51-54

2. Текшева Л.М., Барсукова Н.К., Чумичева О.А., Хатит З.Х. Гигиенические аспекты использования сотовой связи в школьном возрасте // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 2. С. 60–65.

3. Chiu CT, Chang YH, Chen CC, Ko MC, Li CY. Mobile phone use and health symptoms in children. J Formos Med Assoc. 2015;114(7):598-604. doi: 10.1016/j.jfma.2014.07.002

4. Durusoy R, Hassoy H, Özkurt A, Karababa AO. Mobile phone use, school electromagnetic field levels and related symptoms: a cross-sectional survey among 2150 high school students in Izmir. Environ Health. 2017;16(1):51. doi: 10.1186/s12940-017-0257-x

5. Вятлева О.А., Курганский А.М. Режимы пользования мобильным телефоном и здоровье детей школьного возраста // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 8. С. 857–862. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-8-857-862

6. Вятлева О.А., Курганский А.М. Риски для здоровья, связанные с режимами использования и уровнем излучения мобильных телефонов у современных младших школьников // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 11. С. 1267–1271. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-11-1267-1271

7. Redmayne M, Smith E, Abramson MJ. The relationship between adolescents’ well-being and their wireless phone use: a cross-sectional study. Environ Health. 2013;12:90. doi: 10.1186/1476-069x-12-90

8. Григорьев Ю.Г., Хорсева Н.И. Мобильная связь и здоровье детей: оценка опасности применения мобильной связи детьми и подростками. Рекомендации детям и родителям. М.: Экономика; 2014, 229 с.

9. Grigoriev YG, Khorseva NI. A longitudinal study of psychophysiological indicators in pupils users of mobile communications in Russia (2006–2017): children are in the group of risk. In: Markov M, ed. Mobile Communications and Public Health. N.W., Boca Raton, FL: CRC Press, 2018:237–253. doi: 10.1201/b22486-10

10. Thomas S, Kühnlein A, Heinrich S, Praml G, von Kries R, Radon K. Exposure to mobile telecommunication networks assessed using personal dosimetry and well-being in children and adolescents: the German MobilEe-study. Environ Health. 2008;7:54. doi: 10.1186/1476-069x-7-54

11. Schoeni A, Roser K, Röösli M. Symptoms and the use of wireless communication devices: A prospective cohort study in Swiss adolescents. Environ Res. 2017;154:275–283. doi: 10.1016/j.envres.2017.01.004

12. Ikeda K, Nakamura K. Association between mobile phone use and depressed mood in Japanese adolescents: a cross-sectional study. Environ Health Prev Med. 2014;19(3):187–193. doi: 10.1007/s12199-013-0373-3

13. Ferdous J. Mobile phone usage and awareness of health hazards among the adolescents in Sylhet city. Imp J Interdiscip Res. 2017;3(11):325–330.

14. Liu S, Wing YK, Hao Y, Li W, Zhang J, Zhang B. The associations of long-time mobile phone use with sleep disturbances and mental distress in technical college students: a prospective cohort study. Sleep. 2019;42(2):zsy213. doi: 10.1093/sleep/zsy213

15. Вятлева О.А., Курганский А.М. Мобильные телефоны и здоровье детей 6–10 лет: значение временных режимов и интенсивность излучения // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8(293). С. 27–30. doi: 10.35627/2219-5238/2017-293-8-27-30

16. Вятлева О.А., Курганский А.М. Влияние использования мобильного интернета на самочувствие, слухоречевую память и электроэнцефалограмму младших школьников. «Сысинские чтения – 2020»: материалы I национального конгресса с международным участием по экологии человека, гигиене и медицине окружающей среды. М.: ФГБУ «ЦСП» ФМБА России, 2020. C. 83–85.

17. Hale L, Guan S. Screen time and sleep among school-aged children and adolescents: a systematic literature review. Sleep Med Rev. 2015;21:50–58. doi: 10.1016/j.smrv.2014.07.007

18. Wilmer HH, Sherman LE, Chein JM. Smartphones and cognition: A review of research exploring the links between mobile technology habits and cognitive functioning. Front Psychol. 2017;8:605. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00605

19. Tamana SK, Ezeugwu V, Chikuma J, et al. Screentime is associated with inattention problems in preschoolers: Results from the CHILD birth cohort study. PLoS One. 2019;14(4):e0213995. doi: 10.1371/journal.pone.0213995

20. Вятлева О.А. Влияние пользования смартфонами на самочувствие, когнитивные функции и морфофункциональное состояние центральной нервной системы у детей и подростков (обзор литературы) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 1. С. 4–11.

21. Falbe J, Davidson KK, Franckle RL, et al. Sleep duration, restfulness, and screens in the sleep environment. Pediatrics. 2015;135(2):e367–375. doi: 10.1542/peds.2014-2306

22. Royant-Parola S, Legris S. Complex relationships between adolescents and their sleep (sleep patterns, use of new media, and impact on next day’s activity). J Dentofacial Anom Orthod. 2018;21(1):102–108. doi: 10.1051/odfen/2018040

23. Foerster M, Henneke A, Chetty-Mhlanga S, Röösli M. Impact of adolescentsʼ screen time and nocturnal mobile phone-related awakenings on sleep and general health symptoms: A prospective cohort study. Int J Environ Res Public Health. 2019;16(3):518. doi: 10.3390/ijerph16030518


Об авторах

О. А. Вятлевa
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Вятлева Ольга Алексеевна – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



А. М. Кургaнский
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Курганский Александр Михайлович – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



Рецензия

Для цитирования:


Вятлевa О.А., Кургaнский А.М. Изменения способа и режимов пользования мобильным телефоном и их связь с самочувствием у младших школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):34-40. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-34-40

For citation:


Vyatleva О.A., Kurgansky A.M. Changes in the Method and Modes of Mobile Phone Use and Their Relationship with the Well-being in Junior Schoolchildren. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10):34-40. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-34-40

Просмотров: 447


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)