№ 8 (2020)
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
4-9 312
Аннотация
Введение. Переход к машинному обучению, персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению требует современных медицинских кадров. Высшая медицинская школа трансформирует систему подготовки специалистов с использованием современных цифровых технологий, начинает образование в ассоциированных с ней предуниверсариях. В связи с этим актуально изучение влияния современных технологий на функциональное состояние старшеклассников. Материалы и методы. В апреле 2019 года на основании добровольного информированного согласия был обследован 181 здоровый обучающийся медицинского предуниверсария Сеченовского университета в возрасте 15-17 лет. Проведена оценка влияния обучения на состояние центральной нервной системы (ЦНС), костно-мышечной системы и зрительного анализатора. Результаты. Традиционные уроки в предуниверсарии сочетаются с проектной деятельностью и освоением практических навыков. Для формирования практических знаний и умений используются фантомные и симуляционные технологии, модульное построение учебного расписания. Учебная нагрузка выше гигиенических нормативов - 38-40 часов в неделю. Индивидуальная проектная деятельность в малых группах (до 5 человек) с преподавателями занимает 20 часов в неделю. Симуляционные занятия проводятся 1 раз в неделю после основных занятий и длятся 90 минут с 5-минутным перерывом. Занятия с использованием симуляционных технологий не всегда являются гигиенически рациональными. Учебные нагрузки, особенности расписания и технологии обучения, приближенные к университетским, адекватны функциональным возможностям организма обучающихся медицинского предуниверсария. Симуляционные занятия не вызывают выраженных отклонений со стороны нервно-мышечного аппарата обучающихся. Также в большем проценте случаев демонстрируется высокая стрессоустойчивость и большая мотивационная готовность к данному виду деятельности. Напряжение эмоциональной сферы и высокие показатели тревожности обнаруживаются примерно в одинаковом проценте случаев как при традиционных уроках, так и при симуляционной деятельности на фантомах. Выводы. Целесообразно шире использовать современные цифровые (симуляционные, фантомные, виртуальные) и проектно-исследовательские технологии обучения, в том числе в медицинских классах общеобразовательных организаций
10-14 372
Аннотация
Введение. Изучение особенностей влияния мобильных устройств на стереотипы поведения детей и коммуникации между детьми и взрослыми в настоящее время приобретает особую актуальность. В современных условиях ребенок утрачивает физиологическую потребность в общении и двигательной активности, посвящая свободное время виртуальному пространству. Вследствие этого, наряду с вырабатываемыми особенностями когнитивных функций, существенно снижается двигательная активность детей, повышаются риски здоровью, связанные с формированием избыточной массы тела, ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем. Цель исследования - оценить эффективность введенных ограничений на использование сотовых телефонов в общеобразовательных организациях. Материалы и методы. Исследование было проведено в общеобразовательных организациях города Новосибирска в период с января по март 2020 года и им было охвачено 454 ребенка, из них 228 детей не использовали сотовые телефоны во время перемен (группа наблюдения), а 226 детей использовали сотовые телефоны на переменах и уроках (контрольная группа). Результаты. Группа наблюдения характеризовалась существенно большими энерготратами за счет реализации двигательной активности с динамическим компонентом во время перемен (р ≤ 0,05), что подтверждено объективными данными, полученными с помощью пульсометра Polar V800 и датчиков сердечного ритма Polar H10; более высоким процентом реализации во время перемен вербальных коммуникаций (81,2 % против 21,2 %); меньшей распространенностью нарушений осанки, выявляемых объективно с помощью метода компьютерной топографии (32,8 % против 65,8 %); меньшей распространенностью признаков перенапряжения зрительного аппарата в течение учебного дня среди детей, уже имеющих функциональные нарушения остроты зрения (34,6 % против 69,2 %). Заключение. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают эффективность вводимых в общеобразовательных организациях ограничений на использование обучающимися сотовых телефонов
Екатерина Александровна Цукарева,
А. В. Авчинников,
Л. М. Сидоренкова,
С. О. Авчинникова,
Ю. П. Корякина
15-19 337
Аннотация
Введение. Организация школьного питания остается одним из важных элементов сохранения здоровья школьников. Особенно выражено влияние алиментарного фактора в сенситивные периоды развития детей, одним из которых является младший школьный возраст. Цель исследования. Гигиеническая оценка организации питания младших школьников на базе общеобразовательных учреждений г. Смоленска и соответствия школьных рационов принципам рационального и адекватного питания. Материалы и методы. Объектом исследования являлись десять общеобразовательных учреждений, представлявших все районы г. Смоленска, и предприятия, выполняющие услуги по организации школьного питания. Гигиеническую оценку организации питания и фактического питания младших школьников (1-4 класс) осуществляли на основе действующих санитарно-нормативных документов. С гигиенических позиций оценены рационы школьного питания (завтрак и обед). Результаты. Установлено, что школьные рационы питания обучающихся начального звена городских общеобразовательных учреждений являлись дефицитными по нутриентному составу и калорийности, нерациональными и недостаточно сбалансированными. В школьных рационах отмечено уменьшение калорийности в 1,5-1,6 раз относительно физиологической нормы потребления за счет сниженного содержания белков, жиров и углеводов. Показатели обеспеченности школьных рационов минеральными веществами в среднем на 10-67 %, а витаминами на 15-69 %, ниже рекомендуемых норм физиологической потребности для младших школьников. Также в рационах полностью отсутствовали свежие фрукты и молоко, что является неблагоприятным фактором в питании школьников. Заключение. Результаты исследований диктуют необходимость оптимизации рационов питания, усиления производственного контроля и санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением гигиенических требований к организации питания в городских общеобразовательных учреждениях.
20-25 635
Аннотация
Введение. Актуальность научных исследований по проблеме влияния цифровых средств обучения на самочувствие подростков подтверждена показателями высокой распространенности школьно-обусловленных болезней у обучающихся средних классов. Цель. Изучить различные аспекты жизнедеятельности школьников в связи с использованием цифровых устройств и оценить их влияние на самочувствие обучающихся. Материалы и методы. В 2019 году нами было проведено анонимное анкетирование 121 ученика 6-9 классов в возрасте 13-15 лет московской общеобразовательной организации. Результаты. У 70,0 % подростков длительное использование цифровых устройств сопровождается различными жалобами на состояние здоровья, среди которых лидируют жалобы на зрительные расстройства, нарушения костно-мышечной системы вследствие избыточности статических нагрузок и нарушения нервной системы, обусловленные информационными перегрузками. Также у школьников выявлены значительные изменения жизнедеятельности: ложатся спать после полуночи до 39,0 % опрошенных, продолжительность сна менее 8 часов характерна для 70,0 % респондентов; помимо этого, отмечается сокращение времени пребывания подростков на свежем воздухе. Соблюдают правила безопасного для здоровья использования цифровых устройств не более 32,0 % обучающихся. Выводы. Занятия с планшетом или ноутбуком более 2 часов в учебные дни характерны для 39,0-47,0 % обучающихся. В выходные использование ноутбука более 4 часов в день возрастает в 3,6 раза. Более половины подростков (до 55,7 %) пользуются смартфоном более 4 часов ежедневно. Нарушения сна значительно чаще возникают у пользователей смартфона по сравнению с пользователями компьютера (31,7 % против 17,0 %, p < 0,05). Полученные данные свидетельствуют о том, что для снижения риска нарушения здоровья необходимо уделять серьезное внимание организации рациональной досуговой деятельности подростков, доступности для них различных привлекательных форм двигательной активности. По-прежнему остается актуальным формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасности и культуры использования цифровых средств обучения в школе и дома.
26-30 353
Аннотация
Введение. Образ жизни младших школьников непосредственно влияет на уровень двигательной активности, играющей важнейшую роль в укреплении их здоровья. Цель. Оценить особенности двигательно-активного образа жизни младших школьников в зависимости от пола. Методы исследования. Проведено анкетирование 124 мальчиков и 141 девочки 8-10 лет, включающее сбор информации об основных факторах образа жизни, способствующих повышению уровня двигательной активности. Результаты. Достаточная продолжительность прогулок на свежем воздухе отмечалась только у 12,1 + 2,7 % девочек и 24,2 + 3,8 % мальчиков (р < 0,05). Посещают спортивные секции и танцы 71,8 + 4,0 % мальчиков и 74,5 + 3,7 % девочек. Среди мальчиков больше, чем среди девочек, доля тех, кто посещает спортивные секции по единоборствам - 35,5 + 4,3 % и 3,5 + 1,6 %, соответственно (р < 0,001) и спортивным играм - 20,2 + 3,6 % и 10,6 + 2,6 %, соответственно (р < 0,05). Среди девочек больше, чем среди мальчиков, тех, кто посещает спортивные секции по сложно-координированным видам спорта и танцы - 41,8 + 4,2 % и 8,1 + 2,4 %, соответственно (р < 0,001). Занимаются физическими упражнениями самостоятельно и/или с родителями 79,8 + 3,6 % мальчиков и 75,9 + 3,6 % девочек (р > 0,05). Не участвуют в подвижных играх на переменах и в свободное время 16,9 + 3,4 % мальчиков и 29,8 + 3,9 % девочек (р < 0,05). Уроки физической культуры нравятся 84,7 + 3,2 % мальчиков и 87,2 + 2,8 % девочек (р > 0,05). Выводы. Образ жизни современных младших школьников разного пола имеет особенности, которые необходимо учитывать при реализации гендерного подхода на занятиях физической культуры. При занятиях с мальчиками целесообразно включать спортивные игры и упражнения для развития координации, гибкости. На занятиях с девочками больше внимания следует уделять подвижным и спортивным играм.
31-37 451
Аннотация
Введение. Недостаточная физическая активность, нарушения в питании, нерациональные факторы образовательной среды и снижение мотивации к здоровому образу жизни часто встречаются у молодого поколения и выступают как факторы риска здоровью. На современном этапе все это не позволяет обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности, достигать улучшения здоровья обучающихся образовательных организаций и требует нового подхода к решению задач по данной проблеме. Цель исследования - оценить обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья обучающихся общеобразовательных организаций для обоснования приоритетов управленческих решений. Материалы и методы. Объектом исследования явились две общеобразовательные организации г. Пензы (2017-2019 гг.), 2672 обучающихся и 720 родителей. Использованы санитарно-гигиенические, физиологические, социологические, статистические методы исследования. Результаты. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия в экспериментальной школе, где в учебный процесс внедрена современная модель гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни, а обучающиеся имеют возможность получения оздоровительной и реабилитационной медицинской помощи, значимо выше, чем в контрольной. Внедрение новой модели воспитания и функционирование отделения профилактики и реабилитации способствовало повышению мотивации школьников к здоровому образу жизни и закреплению его навыков в поведении, что подтверждается большим количеством таких обучающихся в экспериментальной школе - 75-89 %, по сравнению с контрольной - 50-74 % (р < 0,001). Заключение. Реализация управленческих решений, а именно модернизация системы гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни обучающихся, открытие на базе образовательной организации отделения профилактики и реабилитации положительно сказалось на здоровье школьников.
38-42 355
Аннотация
Введение. Научное обоснование здоровьесберегающего потенциала инновационных образовательных технологий, режимов обучения, нетрадиционных видов ученической мебели является одним из актуальных направлений школьной медицины. Режим динамических поз, предполагающий регулярное их чередование сидя и стоя на каждом уроке в течение учебного дня, обладает потенциальными здоровьесберегающими ресурсами. Цель исследования - оценить состояние стоп у детей в процессе обучения в режиме динамических поз с 1-го по 3-й класс. Материалы и методы. Исследование проводилось в 2015-2018 гг. с участием 42 обучающихся 7-10 лет, посещающих МАОУ «Земская гимназия» г.о. Балашиха Московской области. Оценивалось состояние продольного свода стопы с помощью метода плантографии с использованием копировального оттиска следа Bauerfiend (Германия). У одних и тех же детей рассчитывался индекс Штритера в начале 1-го класса и в конце 3-го класса. Результаты исследования. В ходе обучения в режиме динамических поз нормальный продольный свод стопы отмечался у 36,9 % детей в 1-м классе и 42,9 % - в 3-м классе. Плоскостопие выявлялось у каждого 5-го ребенка, причем уровень его распространенности не менялся в динамике обучения. Наиболее выраженная положительная динамика установлена для повышенного свода стопы. У первоклассников частота встречаемости такого состояния составляла 21,4 %, у обучающихся 3-х классов его распространенность уменьшилась в 5,9 раз. Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике состояния стоп в процессе обучения в режиме динамических поз, что может служить основанием для более широкого внедрения данного режима в образовательную практику.
43-49 343
Аннотация
Введение. Свердловская область является промышленным регионом, имеющим повышенную потребность в здоровых рабочих кадрах. Однако условия обучения в организациях среднего профессионального образования кроме учебной и производственной нагрузки часто имеют неудовлетворительные санитарноэпидемиологические характеристики. Эти факторы в дальнейшем могут сказаться на здоровье и профессиональной пригодности выпускников, поэтому оценка их здоровья является важной междисциплинарной задачей. Цель - анализ показателей здоровья подростков, обучающихся в организациях среднего профессионального образования Свердловской области. Материалы и методы. В ходе исследования проведен статистический анализ показателей здоровья обучающихся 15-17 лет по данным обращаемости, медицинских осмотров и инвалидности в динамике за 2015-2019 гг. Результаты. В регионе сохраняется тенденция повышения уровней общей (на 7,8 %) и первичной (на 11,1 %) заболеваемости, патологической пораженности (на 16,8%) и инвалидности (на 13,5 %) среди подросткового населения. Треть подростков региона, обучающихся в организациях среднего профессионального образования, подвержены дополнительным медико-социальным и учебно-производственным рискам. В настоящее время отсутствует возможность оценки показателей здоровья в зависимости от типа образовательной организации без проведения специальных исследований. Заключение. Для сохранения трудовых ресурсов необходимо внедрение регулярного мониторинга и анализа показателей здоровья несовершеннолетних в зависимости от типа образовательной организации. Инвестиции в охрану здоровья несовершеннолетних, обучающихся в организациях среднего профессионального образования, обеспечат высокую экономическую и социальную отдачу.
50-57 396
Аннотация
Введение. Широкое распространение электронных устройств среди современной молодежи и высокая частота их использования оказывают негативное влияние на здоровье подрастающего поколения. В связи с этим большое значение приобретает информированность пользователей о факторах риска бесконтрольного применения электронных устройств, а также сформированность навыков их безопасной эксплуатации. Подобную информацию старшеклассники могут получить и в медицинских учреждениях, и в школе, и дома. Цель исследования - изучение роли родителей, учителей, медицинских работников в формировании знаний, умений и навыков безопасного использования электронных устройств и связанных с этим компонентов здорового образа жизни у старших школьников. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели с помощью Google Forms в 2019 году был проведен специальный онлайн-опрос. В нем приняли участие 200 школьников 9-11 классов (15-17 лет) и 251 родитель, 389 учителей образовательных организаций, 220 медицинских работников. Результаты. По данным опроса установлена самая низкая оценка степени риска бесконтрольного использования электронных устройств (ЭУ) среди школьников (р ≤ 0,05) и самая высокая распространенность среди них изучаемых факторов риска. Недооценивают поведенческие факторы риска бесконтрольного использования ЭУ около 30 % старшеклассников, 20 % родителей и 20% учителей (р ≤ 0,05). Показана ведущая роль родителей в формировании навыка длительного использования ЭУ молодежью. Отмечена низкая компетентность медицинских работников в вопросах безопасного использования ЭУ и взаимосвязанных с ними компонентов здорового образа жизни (распространенность в их среде работы с ЭУ в условиях недостаточной освещенности, неприспособленном рабочем месте, отсутствие регламентируемых перерывов в работе, недооценка риска низкой двигательной активности, приема пищи менее трех раз в день). Выявлено, что учителя, хотя и обладают знаниями о безопасном использовании ЭУ, соблюдают регламентируемые требования безопасности, но не используют имеющийся опыт в своей профессиональной деятельности. Наличие навыков безопасного использования ЭУ, выполнение мероприятий, направленных на сохранение и поддержание остроты зрения при работе с ними, отмечено только у 65 % школьников и родителей, 60 % учителей (р ≤ 0,05). Выводы. Исследование выявило необходимость повышения гигиенической грамотности различных групп населения в вопросах безопасного использования электронных устройств, увеличение количества учебных дисциплин, включающих знания по данной проблеме, и формирование связанных с этим компонентов здорового образа жизни, а также использование всех возможных источников передачи актуальной информации.
58-63 258
Аннотация
Введение. Одним из приоритетных источников питьевой воды в Российской Федерации в настоящее время продолжают оставаться поверхностные водоемы, а возрастающие масштабы техногенного воздействия на окружающую среду не исключают возможности их загрязнения токсичными соединениями. Использование традиционных методов обеззараживания воды активным хлором еще более усугубляет ситуацию и приводит к образованию высокотоксичных тригалометанов. В этой связи одной из актуальных проблем гигиены является установление влияния этих токсикантов на состояние здоровья населения, включая его наиболее чувствительные группы. Цель исследования - установить и количественно оценить связь между содержанием хлороформа, его производных в питьевой воде и уровнем содержания хлорорганических соединений в крови детей, потребляющих питьевую воду с повышенным содержанием хлора и его производных. Материалы и методы. Исследования выполнены на 6 территориях Пермского края - территории наблюдения, на которой использовалась питьевая вода, не соответствующая гигиеническим нормативам по ряду показателей, и территории сравнения. Оценка содержания тригалометанов в пробах питьевой воды выполнена в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. Для определения тригалометанов (хлороформ, тетрахлорметан, дибромхлорметан, дихлорбромметан, 1,2-дихлорэтан) в биологических средах (кровь) использовали метод капиллярной газовой хроматографии в сочетании со специфическим детектирующим устройством для увеличения селективности и чувствительности определения. Исследования выполнены на газовом хроматографе «Кристалл-5000» с капиллярной колонкой Optima-5 (25 м х 0,32 мм х 0,5 мкл) и селективным детектором электронного захвата (ДЭЗ). Результаты. Представлены данные комплексных химико-аналитических исследований по определению средних концентраций тригалометанов в пробах крови групп детей, потребляющих питьевую воду с повышенным содержанием определяемых соединений (превышение гигиенического норматива по хлороформу соответствовало 3,5 ПДК), и воду, соответствующую гигиеническим нормативам. Установлены достоверные различия (р < 0,005) по содержанию в образцах крови группы наблюдения хлороформа в 5,6 раза, четыреххлористого углерода - в 6 раз, 1,2-дихлорэтана - в 24 раза относительно образцов крови детей группы сравнения. Заключение. Выявлена достоверная причинно-следственная связь возрастания хлороформа в крови детей при увеличении концентрации хлороформа в питьевой воде, которая описывается уравнением y = 0,00188 + 0,01782х (R2 = 0,263 при p = 0,0018).
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
Ованнес Мнацаканович Григорян,
Г. Н. Алексеева,
Т. С. Черланова,
С. Н. Бениова,
Л. Ф. Скляр,
М. Ю. Щелканов
64-68 278
Аннотация
Введение. ВИЧ-инфекция - заболевание, развивающееся в результате заражения вирусом иммунодефицита человека, в настоящее время из смертельных заболеваний перешла в разряд медленно текущих, управляемых инфекций. Урологические заболевания являются частым осложнением уже на ранних стадиях ВИЧ-инфекции, а распространенность заболеваний почек у пациентов с ВИЧ составляет от 5 % до 30 %. Цель. Анализ урологической заболеваемости у ВИЧ-инфицированных пациентов, госпитализированных по экстренным и плановым показаниям, и выявление основных нозологических форм урологической патологии в данной группе пациентов. Материалы и методы. Для анализа эпидемиологических, иммунологических и вирусологических характеристик 91 ВИЧ-инфицированного пациента, госпитализированного в урологическое отделение за период с июня 2016 г. по декабрь 2019 г., были использованы стационарные и амбулаторные карты больных, проведено структурирование ВИЧ-инфицированных пациентов по урологическим нозологиям, выполнена оценка стадий ВИЧ-инфекции, значений вирусной нагрузки и CD4+ Т-лимфоцитов, а также установлено наличие коинфекций. Результаты. Всего госпитализировано 53 мужчины (58,2%) и 38 женщин (41,8%), средний возраст которых 38,2 (±9,0) лет. В ходе анализа выявлено преобладание острых инфекционно-воспалительных заболеваний органов мочевыделительной системы у 49 пациентов (53,8 %) (пиелонефрит, простатит, орхоэпидимит, абсцесс почки) и мочекаменной болезни (27,5 %), которые в некоторых случаях требовали незамедлительного начала эмпирической антибактериальной терапии и экстренного дренирования полостной системы почек. Полученные данные сопоставимы с исследованиями, ранее проведенными на другой популяции ВИЧ-инфицированных больных. Выводы. Поскольку урологическое отделение ВКБ № 2 города Владивостока является основным стационаром, который оказывает как экстренную, так и плановую помощь по профилю «Урология», то представленные данные в полной мере отражают урологическую заболеваемость ВИЧ-инфицированных пациентов в городском округе и могут быть применены для оптимизации оказания медицинской помощи данной когорте больных.
ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)
ISSN 2619-0788 (Online)