Preview

Влияние цифровых средств обучения на самочувствие обучающихся средних классов

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-20-25

Полный текст:

Аннотация

Введение. Актуальность научных исследований по проблеме влияния цифровых средств обучения на самочувствие подростков подтверждена показателями высокой распространенности школьно-обусловленных болезней у обучающихся средних классов. Цель. Изучить различные аспекты жизнедеятельности школьников в связи с использованием цифровых устройств и оценить их влияние на самочувствие обучающихся. Материалы и методы. В 2019 году нами было проведено анонимное анкетирование 121 ученика 6-9 классов в возрасте 13-15 лет московской общеобразовательной организации. Результаты. У 70,0 % подростков длительное использование цифровых устройств сопровождается различными жалобами на состояние здоровья, среди которых лидируют жалобы на зрительные расстройства, нарушения костно-мышечной системы вследствие избыточности статических нагрузок и нарушения нервной системы, обусловленные информационными перегрузками. Также у школьников выявлены значительные изменения жизнедеятельности: ложатся спать после полуночи до 39,0 % опрошенных, продолжительность сна менее 8 часов характерна для 70,0 % респондентов; помимо этого, отмечается сокращение времени пребывания подростков на свежем воздухе. Соблюдают правила безопасного для здоровья использования цифровых устройств не более 32,0 % обучающихся. Выводы. Занятия с планшетом или ноутбуком более 2 часов в учебные дни характерны для 39,0-47,0 % обучающихся. В выходные использование ноутбука более 4 часов в день возрастает в 3,6 раза. Более половины подростков (до 55,7 %) пользуются смартфоном более 4 часов ежедневно. Нарушения сна значительно чаще возникают у пользователей смартфона по сравнению с пользователями компьютера (31,7 % против 17,0 %, p < 0,05). Полученные данные свидетельствуют о том, что для снижения риска нарушения здоровья необходимо уделять серьезное внимание организации рациональной досуговой деятельности подростков, доступности для них различных привлекательных форм двигательной активности. По-прежнему остается актуальным формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасности и культуры использования цифровых средств обучения в школе и дома.

Об авторах

Н. О. Березина
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Марина Исааковна Степанова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 11. С. 1059-63.

2. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 2017. 168 с.

3. Степанова М.И. Гигиеническая безопасность цифровой образовательной среды детей и подростков // Педагогика. 2018. № 12. С. 38-46.

4. Макеева А.Г. Влияние вовлеченности школьников в использование цифровых инструментов на характеристики их образа жизни // Новые исследования. 2019. № 2(58). С. 29-36.

5. Вятлева О.А. Влияние использования смартфонов на самочувствие, когнитивные функции и морфофункциональное состояние центральной нервной системы у детей и подростков (обзор литературы) // Вопросы школьной и университетской медицины. 2020. № 1. С.4-11.

6. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Значение здоровья детей в формировании их гармоничного развития // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94, № 6. С. 58-62.

7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 990-95.

8. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 19-27.

9. Степанова М.И., Березина Н.О., Поленова М.А. и др. Оценка самочувствия школьников на учебных занятиях с применением интерактивных панелей // Вопросы школьной и университетской медицины. 2020. № 1. С. 22-27.

10. Александрова И.Э. Гигиеническая оптимизация учебного процесса в школе в условиях использования электронных средств обучения // Анализ риска здоровью. 2020. № 2. С. 47-54. DOI: https:// doi.org/10.21668/health.risk/2020.2.05

11. Kelleci M. The effects of internet use, cell phones and computer games on mental health of children and adolescents. TAF Prev Med Bull. 2008; 7(3):253-256.

12. Twenge J.M., Joiner T.E., Martin G., et al. Digital media may explain a substantial portion of the rise in depressive symptoms among adolescent girls: response to Daly. Clin Psychol Sci. 2018; 6(3):296-297.

13. Orben A., Przybylski A.K. The association between adolescent well-being and digital technology use. Nat Hum Behav. 2019; 3(2):173-182.

14. Firth J., Torous J., Stubbs B., et al. The “online brain”: how the Internet may be changing our cognition. World Psychiatry. 2019; 18(2):119-129

15. Gillespie R.M. The physical impact of computers and electronic game use on children and adolescents, a review of current literature. Work. 2002; 18(3):249-259

16. Lissak G. Adverse physiological and psychological effects of screen time on children and adolescents: literature review and case study. Environ Res. 2018; 164:149-157

17. Touitou Y., Touitou D., Reinberg A. Disruption of adolescents’ circadian clock: the vicious circle of media use, exposure to light at night, sleep loss and risk behaviors. J Physiol Paris. 2016; 110(4 Pt B):467-479.

18. Royant-Parola S., Legris S. Complex relationships between adolescents and their sleep (sleep patterns, use of new media, and impact on next day’s activity). J Dentofacial Anom Orthod. 2018; 21(1):102.

19. Foerster M., Henneke A., Chetty-Mhlanga S., et al. Impact of adolescents’ screen time and nocturnal mobile phone-related awakenings on sleep and general health symptoms: a prospective cohort study. Int J Environ Res Public Health. 2019; 16(3):518.

20. Hale L., Guan S. Screen time and sleep among school-aged children and adolescents: a systematic literature review. Sleep Med Rev. 2015; 21:50-58.


Для цитирования:


Березина Н.О., Степанова М.И. Влияние цифровых средств обучения на самочувствие обучающихся средних классов. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(8):20-25. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-20-25

For citation:


Berezina N.O., Stepanova M.I. The impact of digital education tools on the well-being of secondary school students. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(8):20-25. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-20-25

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)