Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
№ 8 (2020)

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 

4-9 38
Аннотация
Введение. Переход к машинному обучению, персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению требует современных медицинских кадров. Высшая медицинская школа трансформирует систему подготовки специалистов с использованием современных цифровых технологий, начинает образование в ассоциированных с ней предуниверсариях. В связи с этим актуально изучение влияния современных технологий на функциональное состояние старшеклассников. Материалы и методы. В апреле 2019 года на основании добровольного информированного согласия был обследован 181 здоровый обучающийся медицинского предуниверсария Сеченовского университета в возрасте 15-17 лет. Проведена оценка влияния обучения на состояние центральной нервной системы (ЦНС), костно-мышечной системы и зрительного анализатора. Результаты. Традиционные уроки в предуниверсарии сочетаются с проектной деятельностью и освоением практических навыков. Для формирования практических знаний и умений используются фантомные и симуляционные технологии, модульное построение учебного расписания. Учебная нагрузка выше гигиенических нормативов - 38-40 часов в неделю. Индивидуальная проектная деятельность в малых группах (до 5 человек) с преподавателями занимает 20 часов в неделю. Симуляционные занятия проводятся 1 раз в неделю после основных занятий и длятся 90 минут с 5-минутным перерывом. Занятия с использованием симуляционных технологий не всегда являются гигиенически рациональными. Учебные нагрузки, особенности расписания и технологии обучения, приближенные к университетским, адекватны функциональным возможностям организма обучающихся медицинского предуниверсария. Симуляционные занятия не вызывают выраженных отклонений со стороны нервно-мышечного аппарата обучающихся. Также в большем проценте случаев демонстрируется высокая стрессоустойчивость и большая мотивационная готовность к данному виду деятельности. Напряжение эмоциональной сферы и высокие показатели тревожности обнаруживаются примерно в одинаковом проценте случаев как при традиционных уроках, так и при симуляционной деятельности на фантомах. Выводы. Целесообразно шире использовать современные цифровые (симуляционные, фантомные, виртуальные) и проектно-исследовательские технологии обучения, в том числе в медицинских классах общеобразовательных организаций
10-14 62
Аннотация
Введение. Изучение особенностей влияния мобильных устройств на стереотипы поведения детей и коммуникации между детьми и взрослыми в настоящее время приобретает особую актуальность. В современных условиях ребенок утрачивает физиологическую потребность в общении и двигательной активности, посвящая свободное время виртуальному пространству. Вследствие этого, наряду с вырабатываемыми особенностями когнитивных функций, существенно снижается двигательная активность детей, повышаются риски здоровью, связанные с формированием избыточной массы тела, ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем. Цель исследования - оценить эффективность введенных ограничений на использование сотовых телефонов в общеобразовательных организациях. Материалы и методы. Исследование было проведено в общеобразовательных организациях города Новосибирска в период с января по март 2020 года и им было охвачено 454 ребенка, из них 228 детей не использовали сотовые телефоны во время перемен (группа наблюдения), а 226 детей использовали сотовые телефоны на переменах и уроках (контрольная группа). Результаты. Группа наблюдения характеризовалась существенно большими энерготратами за счет реализации двигательной активности с динамическим компонентом во время перемен (р ≤ 0,05), что подтверждено объективными данными, полученными с помощью пульсометра Polar V800 и датчиков сердечного ритма Polar H10; более высоким процентом реализации во время перемен вербальных коммуникаций (81,2 % против 21,2 %); меньшей распространенностью нарушений осанки, выявляемых объективно с помощью метода компьютерной топографии (32,8 % против 65,8 %); меньшей распространенностью признаков перенапряжения зрительного аппарата в течение учебного дня среди детей, уже имеющих функциональные нарушения остроты зрения (34,6 % против 69,2 %). Заключение. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают эффективность вводимых в общеобразовательных организациях ограничений на использование обучающимися сотовых телефонов
15-19 50
Аннотация
Введение. Организация школьного питания остается одним из важных элементов сохранения здоровья школьников. Особенно выражено влияние алиментарного фактора в сенситивные периоды развития детей, одним из которых является младший школьный возраст. Цель исследования. Гигиеническая оценка организации питания младших школьников на базе общеобразовательных учреждений г. Смоленска и соответствия школьных рационов принципам рационального и адекватного питания. Материалы и методы. Объектом исследования являлись десять общеобразовательных учреждений, представлявших все районы г. Смоленска, и предприятия, выполняющие услуги по организации школьного питания. Гигиеническую оценку организации питания и фактического питания младших школьников (1-4 класс) осуществляли на основе действующих санитарно-нормативных документов. С гигиенических позиций оценены рационы школьного питания (завтрак и обед). Результаты. Установлено, что школьные рационы питания обучающихся начального звена городских общеобразовательных учреждений являлись дефицитными по нутриентному составу и калорийности, нерациональными и недостаточно сбалансированными. В школьных рационах отмечено уменьшение калорийности в 1,5-1,6 раз относительно физиологической нормы потребления за счет сниженного содержания белков, жиров и углеводов. Показатели обеспеченности школьных рационов минеральными веществами в среднем на 10-67 %, а витаминами на 15-69 %, ниже рекомендуемых норм физиологической потребности для младших школьников. Также в рационах полностью отсутствовали свежие фрукты и молоко, что является неблагоприятным фактором в питании школьников. Заключение. Результаты исследований диктуют необходимость оптимизации рационов питания, усиления производственного контроля и санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением гигиенических требований к организации питания в городских общеобразовательных учреждениях.
20-25 91
Аннотация
Введение. Актуальность научных исследований по проблеме влияния цифровых средств обучения на самочувствие подростков подтверждена показателями высокой распространенности школьно-обусловленных болезней у обучающихся средних классов. Цель. Изучить различные аспекты жизнедеятельности школьников в связи с использованием цифровых устройств и оценить их влияние на самочувствие обучающихся. Материалы и методы. В 2019 году нами было проведено анонимное анкетирование 121 ученика 6-9 классов в возрасте 13-15 лет московской общеобразовательной организации. Результаты. У 70,0 % подростков длительное использование цифровых устройств сопровождается различными жалобами на состояние здоровья, среди которых лидируют жалобы на зрительные расстройства, нарушения костно-мышечной системы вследствие избыточности статических нагрузок и нарушения нервной системы, обусловленные информационными перегрузками. Также у школьников выявлены значительные изменения жизнедеятельности: ложатся спать после полуночи до 39,0 % опрошенных, продолжительность сна менее 8 часов характерна для 70,0 % респондентов; помимо этого, отмечается сокращение времени пребывания подростков на свежем воздухе. Соблюдают правила безопасного для здоровья использования цифровых устройств не более 32,0 % обучающихся. Выводы. Занятия с планшетом или ноутбуком более 2 часов в учебные дни характерны для 39,0-47,0 % обучающихся. В выходные использование ноутбука более 4 часов в день возрастает в 3,6 раза. Более половины подростков (до 55,7 %) пользуются смартфоном более 4 часов ежедневно. Нарушения сна значительно чаще возникают у пользователей смартфона по сравнению с пользователями компьютера (31,7 % против 17,0 %, p < 0,05). Полученные данные свидетельствуют о том, что для снижения риска нарушения здоровья необходимо уделять серьезное внимание организации рациональной досуговой деятельности подростков, доступности для них различных привлекательных форм двигательной активности. По-прежнему остается актуальным формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасности и культуры использования цифровых средств обучения в школе и дома.
26-30 46
Аннотация
Введение. Образ жизни младших школьников непосредственно влияет на уровень двигательной активности, играющей важнейшую роль в укреплении их здоровья. Цель. Оценить особенности двигательно-активного образа жизни младших школьников в зависимости от пола. Методы исследования. Проведено анкетирование 124 мальчиков и 141 девочки 8-10 лет, включающее сбор информации об основных факторах образа жизни, способствующих повышению уровня двигательной активности. Результаты. Достаточная продолжительность прогулок на свежем воздухе отмечалась только у 12,1 + 2,7 % девочек и 24,2 + 3,8 % мальчиков (р < 0,05). Посещают спортивные секции и танцы 71,8 + 4,0 % мальчиков и 74,5 + 3,7 % девочек. Среди мальчиков больше, чем среди девочек, доля тех, кто посещает спортивные секции по единоборствам - 35,5 + 4,3 % и 3,5 + 1,6 %, соответственно (р < 0,001) и спортивным играм - 20,2 + 3,6 % и 10,6 + 2,6 %, соответственно (р < 0,05). Среди девочек больше, чем среди мальчиков, тех, кто посещает спортивные секции по сложно-координированным видам спорта и танцы - 41,8 + 4,2 % и 8,1 + 2,4 %, соответственно (р < 0,001). Занимаются физическими упражнениями самостоятельно и/или с родителями 79,8 + 3,6 % мальчиков и 75,9 + 3,6 % девочек (р > 0,05). Не участвуют в подвижных играх на переменах и в свободное время 16,9 + 3,4 % мальчиков и 29,8 + 3,9 % девочек (р < 0,05). Уроки физической культуры нравятся 84,7 + 3,2 % мальчиков и 87,2 + 2,8 % девочек (р > 0,05). Выводы. Образ жизни современных младших школьников разного пола имеет особенности, которые необходимо учитывать при реализации гендерного подхода на занятиях физической культуры. При занятиях с мальчиками целесообразно включать спортивные игры и упражнения для развития координации, гибкости. На занятиях с девочками больше внимания следует уделять подвижным и спортивным играм.
31-37 52
Аннотация
Введение. Недостаточная физическая активность, нарушения в питании, нерациональные факторы образовательной среды и снижение мотивации к здоровому образу жизни часто встречаются у молодого поколения и выступают как факторы риска здоровью. На современном этапе все это не позволяет обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности, достигать улучшения здоровья обучающихся образовательных организаций и требует нового подхода к решению задач по данной проблеме. Цель исследования - оценить обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья обучающихся общеобразовательных организаций для обоснования приоритетов управленческих решений. Материалы и методы. Объектом исследования явились две общеобразовательные организации г. Пензы (2017-2019 гг.), 2672 обучающихся и 720 родителей. Использованы санитарно-гигиенические, физиологические, социологические, статистические методы исследования. Результаты. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия в экспериментальной школе, где в учебный процесс внедрена современная модель гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни, а обучающиеся имеют возможность получения оздоровительной и реабилитационной медицинской помощи, значимо выше, чем в контрольной. Внедрение новой модели воспитания и функционирование отделения профилактики и реабилитации способствовало повышению мотивации школьников к здоровому образу жизни и закреплению его навыков в поведении, что подтверждается большим количеством таких обучающихся в экспериментальной школе - 75-89 %, по сравнению с контрольной - 50-74 % (р < 0,001). Заключение. Реализация управленческих решений, а именно модернизация системы гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни обучающихся, открытие на базе образовательной организации отделения профилактики и реабилитации положительно сказалось на здоровье школьников.
38-42 38
Аннотация
Введение. Научное обоснование здоровьесберегающего потенциала инновационных образовательных технологий, режимов обучения, нетрадиционных видов ученической мебели является одним из актуальных направлений школьной медицины. Режим динамических поз, предполагающий регулярное их чередование сидя и стоя на каждом уроке в течение учебного дня, обладает потенциальными здоровьесберегающими ресурсами. Цель исследования - оценить состояние стоп у детей в процессе обучения в режиме динамических поз с 1-го по 3-й класс. Материалы и методы. Исследование проводилось в 2015-2018 гг. с участием 42 обучающихся 7-10 лет, посещающих МАОУ «Земская гимназия» г.о. Балашиха Московской области. Оценивалось состояние продольного свода стопы с помощью метода плантографии с использованием копировального оттиска следа Bauerfiend (Германия). У одних и тех же детей рассчитывался индекс Штритера в начале 1-го класса и в конце 3-го класса. Результаты исследования. В ходе обучения в режиме динамических поз нормальный продольный свод стопы отмечался у 36,9 % детей в 1-м классе и 42,9 % - в 3-м классе. Плоскостопие выявлялось у каждого 5-го ребенка, причем уровень его распространенности не менялся в динамике обучения. Наиболее выраженная положительная динамика установлена для повышенного свода стопы. У первоклассников частота встречаемости такого состояния составляла 21,4 %, у обучающихся 3-х классов его распространенность уменьшилась в 5,9 раз. Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике состояния стоп в процессе обучения в режиме динамических поз, что может служить основанием для более широкого внедрения данного режима в образовательную практику.
43-49 47
Аннотация
Введение. Свердловская область является промышленным регионом, имеющим повышенную потребность в здоровых рабочих кадрах. Однако условия обучения в организациях среднего профессионального образования кроме учебной и производственной нагрузки часто имеют неудовлетворительные санитарноэпидемиологические характеристики. Эти факторы в дальнейшем могут сказаться на здоровье и профессиональной пригодности выпускников, поэтому оценка их здоровья является важной междисциплинарной задачей. Цель - анализ показателей здоровья подростков, обучающихся в организациях среднего профессионального образования Свердловской области. Материалы и методы. В ходе исследования проведен статистический анализ показателей здоровья обучающихся 15-17 лет по данным обращаемости, медицинских осмотров и инвалидности в динамике за 2015-2019 гг. Результаты. В регионе сохраняется тенденция повышения уровней общей (на 7,8 %) и первичной (на 11,1 %) заболеваемости, патологической пораженности (на 16,8%) и инвалидности (на 13,5 %) среди подросткового населения. Треть подростков региона, обучающихся в организациях среднего профессионального образования, подвержены дополнительным медико-социальным и учебно-производственным рискам. В настоящее время отсутствует возможность оценки показателей здоровья в зависимости от типа образовательной организации без проведения специальных исследований. Заключение. Для сохранения трудовых ресурсов необходимо внедрение регулярного мониторинга и анализа показателей здоровья несовершеннолетних в зависимости от типа образовательной организации. Инвестиции в охрану здоровья несовершеннолетних, обучающихся в организациях среднего профессионального образования, обеспечат высокую экономическую и социальную отдачу.
50-57 46
Аннотация
Введение. Широкое распространение электронных устройств среди современной молодежи и высокая частота их использования оказывают негативное влияние на здоровье подрастающего поколения. В связи с этим большое значение приобретает информированность пользователей о факторах риска бесконтрольного применения электронных устройств, а также сформированность навыков их безопасной эксплуатации. Подобную информацию старшеклассники могут получить и в медицинских учреждениях, и в школе, и дома. Цель исследования - изучение роли родителей, учителей, медицинских работников в формировании знаний, умений и навыков безопасного использования электронных устройств и связанных с этим компонентов здорового образа жизни у старших школьников. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели с помощью Google Forms в 2019 году был проведен специальный онлайн-опрос. В нем приняли участие 200 школьников 9-11 классов (15-17 лет) и 251 родитель, 389 учителей образовательных организаций, 220 медицинских работников. Результаты. По данным опроса установлена самая низкая оценка степени риска бесконтрольного использования электронных устройств (ЭУ) среди школьников (р ≤ 0,05) и самая высокая распространенность среди них изучаемых факторов риска. Недооценивают поведенческие факторы риска бесконтрольного использования ЭУ около 30 % старшеклассников, 20 % родителей и 20% учителей (р ≤ 0,05). Показана ведущая роль родителей в формировании навыка длительного использования ЭУ молодежью. Отмечена низкая компетентность медицинских работников в вопросах безопасного использования ЭУ и взаимосвязанных с ними компонентов здорового образа жизни (распространенность в их среде работы с ЭУ в условиях недостаточной освещенности, неприспособленном рабочем месте, отсутствие регламентируемых перерывов в работе, недооценка риска низкой двигательной активности, приема пищи менее трех раз в день). Выявлено, что учителя, хотя и обладают знаниями о безопасном использовании ЭУ, соблюдают регламентируемые требования безопасности, но не используют имеющийся опыт в своей профессиональной деятельности. Наличие навыков безопасного использования ЭУ, выполнение мероприятий, направленных на сохранение и поддержание остроты зрения при работе с ними, отмечено только у 65 % школьников и родителей, 60 % учителей (р ≤ 0,05). Выводы. Исследование выявило необходимость повышения гигиенической грамотности различных групп населения в вопросах безопасного использования электронных устройств, увеличение количества учебных дисциплин, включающих знания по данной проблеме, и формирование связанных с этим компонентов здорового образа жизни, а также использование всех возможных источников передачи актуальной информации.
58-63 18
Аннотация
Введение. Одним из приоритетных источников питьевой воды в Российской Федерации в настоящее время продолжают оставаться поверхностные водоемы, а возрастающие масштабы техногенного воздействия на окружающую среду не исключают возможности их загрязнения токсичными соединениями. Использование традиционных методов обеззараживания воды активным хлором еще более усугубляет ситуацию и приводит к образованию высокотоксичных тригалометанов. В этой связи одной из актуальных проблем гигиены является установление влияния этих токсикантов на состояние здоровья населения, включая его наиболее чувствительные группы. Цель исследования - установить и количественно оценить связь между содержанием хлороформа, его производных в питьевой воде и уровнем содержания хлорорганических соединений в крови детей, потребляющих питьевую воду с повышенным содержанием хлора и его производных. Материалы и методы. Исследования выполнены на 6 территориях Пермского края - территории наблюдения, на которой использовалась питьевая вода, не соответствующая гигиеническим нормативам по ряду показателей, и территории сравнения. Оценка содержания тригалометанов в пробах питьевой воды выполнена в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. Для определения тригалометанов (хлороформ, тетрахлорметан, дибромхлорметан, дихлорбромметан, 1,2-дихлорэтан) в биологических средах (кровь) использовали метод капиллярной газовой хроматографии в сочетании со специфическим детектирующим устройством для увеличения селективности и чувствительности определения. Исследования выполнены на газовом хроматографе «Кристалл-5000» с капиллярной колонкой Optima-5 (25 м х 0,32 мм х 0,5 мкл) и селективным детектором электронного захвата (ДЭЗ). Результаты. Представлены данные комплексных химико-аналитических исследований по определению средних концентраций тригалометанов в пробах крови групп детей, потребляющих питьевую воду с повышенным содержанием определяемых соединений (превышение гигиенического норматива по хлороформу соответствовало 3,5 ПДК), и воду, соответствующую гигиеническим нормативам. Установлены достоверные различия (р < 0,005) по содержанию в образцах крови группы наблюдения хлороформа в 5,6 раза, четыреххлористого углерода - в 6 раз, 1,2-дихлорэтана - в 24 раза относительно образцов крови детей группы сравнения. Заключение. Выявлена достоверная причинно-следственная связь возрастания хлороформа в крови детей при увеличении концентрации хлороформа в питьевой воде, которая описывается уравнением y = 0,00188 + 0,01782х (R2 = 0,263 при p = 0,0018).

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ 

64-68 26
Аннотация
Введение. ВИЧ-инфекция - заболевание, развивающееся в результате заражения вирусом иммунодефицита человека, в настоящее время из смертельных заболеваний перешла в разряд медленно текущих, управляемых инфекций. Урологические заболевания являются частым осложнением уже на ранних стадиях ВИЧ-инфекции, а распространенность заболеваний почек у пациентов с ВИЧ составляет от 5 % до 30 %. Цель. Анализ урологической заболеваемости у ВИЧ-инфицированных пациентов, госпитализированных по экстренным и плановым показаниям, и выявление основных нозологических форм урологической патологии в данной группе пациентов. Материалы и методы. Для анализа эпидемиологических, иммунологических и вирусологических характеристик 91 ВИЧ-инфицированного пациента, госпитализированного в урологическое отделение за период с июня 2016 г. по декабрь 2019 г., были использованы стационарные и амбулаторные карты больных, проведено структурирование ВИЧ-инфицированных пациентов по урологическим нозологиям, выполнена оценка стадий ВИЧ-инфекции, значений вирусной нагрузки и CD4+ Т-лимфоцитов, а также установлено наличие коинфекций. Результаты. Всего госпитализировано 53 мужчины (58,2%) и 38 женщин (41,8%), средний возраст которых 38,2 (±9,0) лет. В ходе анализа выявлено преобладание острых инфекционно-воспалительных заболеваний органов мочевыделительной системы у 49 пациентов (53,8 %) (пиелонефрит, простатит, орхоэпидимит, абсцесс почки) и мочекаменной болезни (27,5 %), которые в некоторых случаях требовали незамедлительного начала эмпирической антибактериальной терапии и экстренного дренирования полостной системы почек. Полученные данные сопоставимы с исследованиями, ранее проведенными на другой популяции ВИЧ-инфицированных больных. Выводы. Поскольку урологическое отделение ВКБ № 2 города Владивостока является основным стационаром, который оказывает как экстренную, так и плановую помощь по профилю «Урология», то представленные данные в полной мере отражают урологическую заболеваемость ВИЧ-инфицированных пациентов в городском округе и могут быть применены для оптимизации оказания медицинской помощи данной когорте больных.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)