Preview

Гигиеническая оценка новых форм организации занятий в медицинском предуниверсарии

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-4-9

Полный текст:

Аннотация

Введение. Переход к машинному обучению, персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению требует современных медицинских кадров. Высшая медицинская школа трансформирует систему подготовки специалистов с использованием современных цифровых технологий, начинает образование в ассоциированных с ней предуниверсариях. В связи с этим актуально изучение влияния современных технологий на функциональное состояние старшеклассников. Материалы и методы. В апреле 2019 года на основании добровольного информированного согласия был обследован 181 здоровый обучающийся медицинского предуниверсария Сеченовского университета в возрасте 15-17 лет. Проведена оценка влияния обучения на состояние центральной нервной системы (ЦНС), костно-мышечной системы и зрительного анализатора. Результаты. Традиционные уроки в предуниверсарии сочетаются с проектной деятельностью и освоением практических навыков. Для формирования практических знаний и умений используются фантомные и симуляционные технологии, модульное построение учебного расписания. Учебная нагрузка выше гигиенических нормативов - 38-40 часов в неделю. Индивидуальная проектная деятельность в малых группах (до 5 человек) с преподавателями занимает 20 часов в неделю. Симуляционные занятия проводятся 1 раз в неделю после основных занятий и длятся 90 минут с 5-минутным перерывом. Занятия с использованием симуляционных технологий не всегда являются гигиенически рациональными. Учебные нагрузки, особенности расписания и технологии обучения, приближенные к университетским, адекватны функциональным возможностям организма обучающихся медицинского предуниверсария. Симуляционные занятия не вызывают выраженных отклонений со стороны нервно-мышечного аппарата обучающихся. Также в большем проценте случаев демонстрируется высокая стрессоустойчивость и большая мотивационная готовность к данному виду деятельности. Напряжение эмоциональной сферы и высокие показатели тревожности обнаруживаются примерно в одинаковом проценте случаев как при традиционных уроках, так и при симуляционной деятельности на фантомах. Выводы. Целесообразно шире использовать современные цифровые (симуляционные, фантомные, виртуальные) и проектно-исследовательские технологии обучения, в том числе в медицинских классах общеобразовательных организаций

Об авторах

В. Р. Кучма
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет); ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Анна Юрьевна Макарова
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Россия


О. В. Тикашкина
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет); ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Глыбочко П.В. Новые рубежи системы медицинского образования // Социология образования. 2015. № 2. С. 4-8.

2. Глыбочко П.В., Есауленко И.Э., Попов В.И. и др. Здоровьесбережение студенческой молодежи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования: монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017. 312 с.

3. Сизова Ж.М., Семенова Т.В., Челышкова М.Б. Оценка профессиональной готовности специалистов здравоохранения при аккредитации // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2017. Т. 12. № 4. С. 459-463.

4. Котельников Г.П., Колсанов А.В. Инновационная деятельность СамГМУ: инфраструктура, подготовка кадров, формирование прорывных проектов, трансфер технологий в практику, участие в Российской и региональной инновационной экосистеме // Наука и инновации в медицине. 2016. № 1 (1). С. 8-13.

5. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. 2012. № 91 (3). С. 9-14.

6. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с 1-го по 9-й класс // Российский педиатрический журнал. 2013. № 4. С. 48-53.

7. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Значение здоровья подростков в формировании их гармоничного развития // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 6. С. 58-62.

8. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. и др. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2016. № 19 (5). С. 287-293.

9. Рапопорт И.К. Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 19-27.

10. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Захарова И.Н. и др. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста // Педиатрическая фармакология. 2017. Т. 14. № 1. С. 7-23.

11. Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А. Морфофункциональное развитие современных школьников. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 352 с.

12. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены // Российский педиатрический журнал. 2018. Т. 21. № 3. С. 161-167.

13. Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 5 (314). С. 20-27.

14. Миннибаев Т.Ш., Тимошенко К.Т. Университетская гигиена и медицина: история, проблемы и пути их решения, новые вызовы // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 1. С. 46-55.

15. Сетко Н.П., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Адаптационная медицина детей и подростков. Оренбург: ОрГМУ, 2017. 515 с.

16. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий // Гигиена и санитария. 2012. Т. 91. № 2. С. 52-55.

17. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К. и др. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 1. С. 5-8.

18. Кучма В.Р., Степанова М.И., Сазанюк З.И. и др. Гигиеническая оценка эффективного учебного плана в старшей школе // Сеченовский вестник. 2015. № 2 (20). С. 34-40.

19. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Соколова С.Б. и др. Гигиеническая оценка самочувствия старшеклассников при 5-дневной учебной неделе // Сеченовский вестник. 2015. № 2 (20). С. 41-49.

20. Gordon M., Fell C.W.R., Box H., et al. Learning health “safety” within non-technical skills interprofessional simulation education: a qualitative study. Med Educ Online. 2017; 22(1):1272838. DOI: https://www.doi.org/10.1080/10872981.2017.1272838

21. Cleland J.A., Johnston W., Anthony M., et al. A survey of factors influencing career preference in new-entrant and exiting medical students from four UK medical schools. BMC Med Educ. 2014; 14:151. DOI: https://www.doi.org/10.1186-1472-6920-15-151

22. De Visser M., Fluit C., Fransen J., et al. The effect of curriculum sample selection for medical school. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2017; 22(1):43-56. DOI: https://www.doi.org/10.1007/s10459-016-9681-x

23. Sørensen J.L., Østergaard D., LeBlanc V., et al. Design of simulation-based medical education and advantages and disadvantages of in situ simulation versus off-site simulation. BMC Med Educ. 2017; 17(1):1-9. DOI: https://www.doi.org/10.1186/s12909-016-0838-3

24. Denniston C., Molloy E., Nestel D., et al. Learning outcomes for communication skills across the health professions: a systematic literature review and qualitative synthesis. BMJ Open. 2017; 7:e014570. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/bmjopen-2016-014570

25. Sorensen J.L., Navne L.E., Martin H.M., et al. Clarifying the learning experiences of healthcare professionals with in situ versus off-site simulation-based medical education: a qualitative study. BMJ Open. 2015; 5(10):e008345. DOI: https://www.doi.org/10.1136/bmjopen-2015-008345

26. McEwan D., Ruissen G.R., Eys M.A., et al. The effectiveness of teamwork training on teamwork behaviors and team performance: a systematic review and meta-analysis of controlled interventions. PloS One. 2017; 12(1):e0169604. DOI: https://www.doi.org/10.1371/journal.pone.0169604

27. Wong AH-W., Gang M., Szyld D., et al. Making an “attitude adjustment”: using a simulation-enhanced interprofessional education strategy to improve attitudes toward teamwork and communication. Simul Healthc. 2016; 11(2):117-125. DOI: 10.1097/sih.0000000000000133


Для цитирования:


Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Тикашкина О.В. Гигиеническая оценка новых форм организации занятий в медицинском предуниверсарии. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(8):4-9. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-4-9

For citation:


Kuchma V.R., Makarova A.Yu., Tikashkina O.V. Hygienic assessment of new forms of organizing studies in a medical pre-university. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(8):4-9. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-4-9

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)