Preview

Изменение состояния стоп у младших школьников в процессе обучения в режиме динамических поз

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-38-42

Полный текст:

Аннотация

Введение. Научное обоснование здоровьесберегающего потенциала инновационных образовательных технологий, режимов обучения, нетрадиционных видов ученической мебели является одним из актуальных направлений школьной медицины. Режим динамических поз, предполагающий регулярное их чередование сидя и стоя на каждом уроке в течение учебного дня, обладает потенциальными здоровьесберегающими ресурсами. Цель исследования - оценить состояние стоп у детей в процессе обучения в режиме динамических поз с 1-го по 3-й класс. Материалы и методы. Исследование проводилось в 2015-2018 гг. с участием 42 обучающихся 7-10 лет, посещающих МАОУ «Земская гимназия» г.о. Балашиха Московской области. Оценивалось состояние продольного свода стопы с помощью метода плантографии с использованием копировального оттиска следа Bauerfiend (Германия). У одних и тех же детей рассчитывался индекс Штритера в начале 1-го класса и в конце 3-го класса. Результаты исследования. В ходе обучения в режиме динамических поз нормальный продольный свод стопы отмечался у 36,9 % детей в 1-м классе и 42,9 % - в 3-м классе. Плоскостопие выявлялось у каждого 5-го ребенка, причем уровень его распространенности не менялся в динамике обучения. Наиболее выраженная положительная динамика установлена для повышенного свода стопы. У первоклассников частота встречаемости такого состояния составляла 21,4 %, у обучающихся 3-х классов его распространенность уменьшилась в 5,9 раз. Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике состояния стоп в процессе обучения в режиме динамических поз, что может служить основанием для более широкого внедрения данного режима в образовательную практику.

Об авторах

Петр Иванович Храмцов
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


А. С. Седова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Н. О. Березина
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Лапонова Е.Д. и др. Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников // Российский педиатрический журнал. 2013. № 3. С. 43-47.

2. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28-31.

3. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 4-11.

4. Кучма В.Р., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 7. С. 16-20.

5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Медико-профилактические основы безопасной жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе // Российский педиатрический журнал 2017. Т. 20. № 3. С. 161-165.

6. Поленова М.А. Информационно-образовательные нагрузки как фактор риска здоровью школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 10 (271). С. 20-22.

7. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы здоровьесбережения обучающихся в Десятилетие детства в России // Российский педиатрический журнал. 2018. Т. 21. № 1. С. 31-37

8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 990-995.

9. Васильев Е.В., Перекусихин М.В., Васильев В.В. Гигиеническая оценка влияния санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций на здоровье детского населения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 3. С. 33-34.

10. Котомина Е.В., Соколова Т.Е. Технология здоровьесбережения в организации учебно-воспитательного процесса в «Школе здоровья» // Школа здоровья. 2012. № 2. С. 32-37.

11. Храмцов П.И. Физиолого-гигиенические предпосылки повышения здоровьеформирующей эффективности физического воспитания детей в образовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 4. С. 15-20.

12. Dadaczynski K., Jensen B.B., Viig N.G. и др. Здоровье, благополучие и образование: создание устойчивого будущего. Московское заявление по школам, содействующим укреплению здоровья // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 1. С. 56-61.

13. Пометельникова Е.А., Певзнер Т.Ф. Пути повышения двигательной активности детей в условиях школы // Школа здоровья. 2012. № 1. С. 32-37.

14. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома // Практическое пособие. М.: Аркти, 2005. 174 с.

15. Храмцов П.И. Влияние форм организации обучения на развитие функций вестибулярной системы у младших школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 11 (320). С. 9-11.

16. Храмцов П.И., Березина Н.О. Состояние здоровья младших школьников, обучающихся в режиме динамических поз // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 4 (325). С. 18-23.

17. Чекушин А.А., Альбакри Р., Морозов Д.А. и др. Распространенность недифференцированной дисплазии соединительной ткани среди пациентов с плоскостопием // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. 2013. № 2 (31). С. 72-73.

18. Тихомирова Н.Ю., Елисеева Л.Н., Басте З.А. и др. Распространенность костно-суставных признаков недифференцированной дисплазии соединительной ткани у лиц молодого возраста Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 2 (15). С. 59-63.

19. Калаева Г.Ю., Хохлова О.И., Бочкова Т.А. Дисплазия соединительной ткани и патология опорно-двигательного аппарата у детей младшего подросткового возраста. Политравма. 2011. № 3. С. 76-79.

20. Barnekow V., Buijs G., Clift S., et al. Health-promoting schools: a resource for developing indicators. International Planning Committee, European Network of Health Promoting Schools. 2006. 232 p. Available at: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0017/240344/E89735.pdf Accessed: 23.04.2020

21. Langford R., Bonell C.P., Jones He, et al. The WHO Health Promoting School framework for improving the health and well-being of students and their academic achievement. Cochrane Database Syst Rev. 2014; (4):CD008958. DOI: https://doi.org/10.1002/14651858.CD008958.pub2

22. Chastin S.F., Mandrichenko O., Skelton D.A. The frequency of osteogenic activities and the pattern of intermittence between periods of physical activity and sedentary behaviour affects bone mineral content: the cross-sectional NHANES study. BMC Public Health. 2014; 14:4.

23. Basch C.H., Kecojevic А., Cadorett V., et al. Sedentary images in a popular US based parenting magazine: 2010-2015. Health Promot Perspect. 2016; 6(2):55-57.

24. Gaddad P., Pemde H.K., Basu S., et al. Relationship of physical activity with body image, self esteem sedentary lifestyle, body mass index and eating attitude in adolescents: a cross-sectional observational study. J Family Med Prim Care. 2018; 7(4):775-79.

25. Grgic J., Dumuid D., Bengoechea E.G., et al. Health outcomes associated with reallocations of time between sleep, sedentary behaviour, and physical activity: a systematic scoping review of isotemporal substitution studies. Int J Behav Nutr Phys Act. 2018; 15(1):69.

26. Rodriguez-Ayllon M., Cadenas-Sanchez C., Estévez-López F., et al. Role of physical activity and sedentary behavior in the mental health of preschoolers, children and adolescents: a systematic review and meta-analysis. Sports Med. 2019; 49(9):1383-1410.

27. Khramtsov P.I., Sedova A.S., Kurgansky A.M., et al. Posturographic correlates of children's posture, spine and feet conditions. In: Mind the gap! Building bridges to better health for all young people EUSUHM 2017. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe, 2017. p. 186.


Для цитирования:


Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О. Изменение состояния стоп у младших школьников в процессе обучения в режиме динамических поз. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(8):38-42. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-38-42

For citation:


Khramtsov P.I., Sedova A.S., Berezina N.O. Changes in foot conditions of primary school children studying in dynamic postures. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(8):38-42. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-38-42

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)