Preview

Роль родителей, учителей, медицинских работников в формировании знаний, умений и навыков безопасного использования электронных устройств старшими школьниками

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-50-57

Полный текст:

Аннотация

Введение. Широкое распространение электронных устройств среди современной молодежи и высокая частота их использования оказывают негативное влияние на здоровье подрастающего поколения. В связи с этим большое значение приобретает информированность пользователей о факторах риска бесконтрольного применения электронных устройств, а также сформированность навыков их безопасной эксплуатации. Подобную информацию старшеклассники могут получить и в медицинских учреждениях, и в школе, и дома. Цель исследования - изучение роли родителей, учителей, медицинских работников в формировании знаний, умений и навыков безопасного использования электронных устройств и связанных с этим компонентов здорового образа жизни у старших школьников. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели с помощью Google Forms в 2019 году был проведен специальный онлайн-опрос. В нем приняли участие 200 школьников 9-11 классов (15-17 лет) и 251 родитель, 389 учителей образовательных организаций, 220 медицинских работников. Результаты. По данным опроса установлена самая низкая оценка степени риска бесконтрольного использования электронных устройств (ЭУ) среди школьников (р ≤ 0,05) и самая высокая распространенность среди них изучаемых факторов риска. Недооценивают поведенческие факторы риска бесконтрольного использования ЭУ около 30 % старшеклассников, 20 % родителей и 20% учителей (р ≤ 0,05). Показана ведущая роль родителей в формировании навыка длительного использования ЭУ молодежью. Отмечена низкая компетентность медицинских работников в вопросах безопасного использования ЭУ и взаимосвязанных с ними компонентов здорового образа жизни (распространенность в их среде работы с ЭУ в условиях недостаточной освещенности, неприспособленном рабочем месте, отсутствие регламентируемых перерывов в работе, недооценка риска низкой двигательной активности, приема пищи менее трех раз в день). Выявлено, что учителя, хотя и обладают знаниями о безопасном использовании ЭУ, соблюдают регламентируемые требования безопасности, но не используют имеющийся опыт в своей профессиональной деятельности. Наличие навыков безопасного использования ЭУ, выполнение мероприятий, направленных на сохранение и поддержание остроты зрения при работе с ними, отмечено только у 65 % школьников и родителей, 60 % учителей (р ≤ 0,05). Выводы. Исследование выявило необходимость повышения гигиенической грамотности различных групп населения в вопросах безопасного использования электронных устройств, увеличение количества учебных дисциплин, включающих знания по данной проблеме, и формирование связанных с этим компонентов здорового образа жизни, а также использование всех возможных источников передачи актуальной информации.

Об авторе

Светлана Валерьевна Маркелова
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р., Ефимова Н.В, Ткачук Е.А. и др. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5-10 классов общеобразовательных школ // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 6. С. 552-558.

2. Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н. Гаджеты и их использование учащимися во внешкольной деятельности // Новые исследования. 2019. № 1 (57). С. 15-24.

3. Саньков С.В. Гигиеническая безопасность электронной информационно-образовательной среды в современной школе (научный обзор) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 2. С. 13-20.

4. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. 2016. № 95 (12). С. 1183-1188.

5. Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Параничева Т.М. и др. Влияние компьютерной нагрузки на состояние физиологических функций у детей 7-10 лет // Физиология человека. 2017. Т. 43. № 2. С. 66-73.

6. Кучма В.Р., Саньков С.В., Курганский А.М. Гигиеническая оценка уровней электромагнитного поля электронной информационно-образовательной среды школ // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 11 (320). С. 4-8.

7. Декларация о гигиенической безопасности для детей и подростков цифровой среды // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 62-63.

8. Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н. и др. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 2. С. 172-177.

9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 8 (281). С. 4-7.

10. Бухтияров И.В., Денисов Э.И., Еремин А.Л. Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций // Гигиена и санитария. 2014. № 93 (4). С. 5-9.

11. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Курганский А.М. и др. Гигиеническая оценка использования ридеров в начальной школе // Гигиена и санитария. 2014. № 93 (3). С. 57-60.

12. Вятлева О.А., Курганский А.М. Мобильные телефоны и здоровье детей 6-10 лет: значение временных режимов и интенсивность излучения // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8 (293). С. 27-30.

13. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В. и др. Оценка рисков здоровью школьников и студентов при воздействии обучающих и досуговых информационно-коммуникационных технологий // Анализ риска здоровью. 2019. № 3. С. 135-143.

14. Соколова Н.В., Куляпкина Е.П. Нарушения зрения у детей школьного возраста. Роль учителя в профилактике заболеваний зрительного анализатора // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2019. № 77. С. 12-21.

15. Скоблина Н.А., Шпаков А.И., Маркелова С.В. и др. Субъективная оценка студентами влияния факторов риска на зрение при использовании электронных устройств // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 4 (325). С. 48-52.

16. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. М., 2017. 170 с.

17. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А. и др. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения // Вестник РГМУ. 2020. № 3. С. 85-91.

18. Пивоваров Ю.П., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. и др. Использование интернет-опросов в оценке осведомленности об основах здорового образа жизни // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 2. С. 398-413.

19. Ефимова Г.З. Учителя-мужчины и учителя-женщины: общее и различное в социологических портретах // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 5 (30) Доступно по: http://naukovedenie.ru/PDF/137PVN515.pdf (ссылка активна на: 22.07.2020). Это надо? DOI: https://dx.doi.org/10.15862/137PVN515

20. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TATIS 2013) [Текст] / Под ред. Е. Ленской. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 36 с.

21. Леонов С.А., Матвеев Э.Н., Акишкин В.Г. и др. Характеристика врачебных кадров разного профиля в субъектах Российской Федерации // 2010. Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2010. № 1 (13). С. 4. http://vestnik.mednet.ru/content/view/166/3 (дата обращения 22.07.2020).

22. Raj M., Bhattacherjee S., Mukherjee A. Usage of online social networking sites among school students of Siliguri, West Bengal, India. Indian J Psychol Med. 2018; 40(5):452-457

23. Porcar E., Pons A.M., Lorente A. Visual and ocular effects from the use of flat-panel displays. Int J Ophthalmol. 2016; 9(6):881-885. DOI: https://doi.org/10.18240/ijo.2016.06.16

24. Wiart J., Hadjem A., Wong M.F., et al. Analysis of RF exposure in the head tissues of children and adults. Phys Med Biol. 2008; 53(13):3681-95

25. Lemola S., Perkinson-Gloor N., Brand S., et al. Adolescents' electronic media use at night, sleep disturbance, and depressive symptoms in the smartphone age. J Youth Adolesc. 2015; 44(2):405-418.

26. Shimray S.R., Keerti C., Ramaiah C.K., et aï. An overview of mobile reading habits. DESIDOC J Libr Inf Technol. 2015; 35(5):364-375. DOI: https://doi.org/10.14429/djlit.35.5.8901

27. Tseng M.C. Computer vision syndrome for non-native speaking students: what are the problems with online reading? J Interact Learn Res. 2014; 25(4):551-567.

28. Chassiakos Y.R., Radesky J., Christakis D., et al. Children and adolescents and digital media. Pediatrics. 2016; 138(5):e20162593. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2016-2593

29. Thomas Y. Get a good night’s sleep: 7 practical steps. http://www.sleepcouncil.org.uk/wp-content/uploads/2013/01/Get-a-Good-NightsSleep.pdf

30. Borreli L. 5 reasons why cellphones are bad for your health. http://medicaldaily.com/5-reasons-why-cellphones-are-bad-yourhealth-247624

31. Howard J. Kids under 9 spend more than 2 hours a day on screens, report shows // CNN. 2017 October 19, 2017 Updated 2047 GMT (0447 HKT) https://edition.cnn.com/2017/10/19/health/children-smartphone-tablet-use-report/index.html

32. De Clercq B., Abel T., Moor I., et al. Social inequality in adolescents' healthy food intake: the interplay between economic, social and cultural capital. Eur J Public Health. 2016; 27(2):279-286. DOI: https://doi.org/10.1093/eurpub/ckw236


Для цитирования:


Маркелова С.В. Роль родителей, учителей, медицинских работников в формировании знаний, умений и навыков безопасного использования электронных устройств старшими школьниками. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(8):50-57. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-50-57

For citation:


Markelova S.V. The role of parents, teachers and health professionals in forming knowledge, abilities and skills of a safe use of electronic devices by high school children. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(8):50-57. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-50-57

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)