Preview

Санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье обучающихся образовательных организаций в современных условиях

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-31-37

Полный текст:

Аннотация

Введение. Недостаточная физическая активность, нарушения в питании, нерациональные факторы образовательной среды и снижение мотивации к здоровому образу жизни часто встречаются у молодого поколения и выступают как факторы риска здоровью. На современном этапе все это не позволяет обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности, достигать улучшения здоровья обучающихся образовательных организаций и требует нового подхода к решению задач по данной проблеме. Цель исследования - оценить обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья обучающихся общеобразовательных организаций для обоснования приоритетов управленческих решений. Материалы и методы. Объектом исследования явились две общеобразовательные организации г. Пензы (2017-2019 гг.), 2672 обучающихся и 720 родителей. Использованы санитарно-гигиенические, физиологические, социологические, статистические методы исследования. Результаты. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия в экспериментальной школе, где в учебный процесс внедрена современная модель гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни, а обучающиеся имеют возможность получения оздоровительной и реабилитационной медицинской помощи, значимо выше, чем в контрольной. Внедрение новой модели воспитания и функционирование отделения профилактики и реабилитации способствовало повышению мотивации школьников к здоровому образу жизни и закреплению его навыков в поведении, что подтверждается большим количеством таких обучающихся в экспериментальной школе - 75-89 %, по сравнению с контрольной - 50-74 % (р < 0,001). Заключение. Реализация управленческих решений, а именно модернизация системы гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни обучающихся, открытие на базе образовательной организации отделения профилактики и реабилитации положительно сказалось на здоровье школьников.

Об авторах

М. В. Перекусихин
Управление Роспотребнадзора по Пензенской области; ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Россия


Валерий Валентинович Васильев
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»; Пензенский институт усовершенствования врачей филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России
Россия


Т. В. Рябинина
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»
Россия


Е. В. Васильев
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»
Россия


Список литературы

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник Российской академии медицинских наук. 2009. № 5. С. 6-10.

2. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Сафонкина С.Г. и др. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях // Анализ риска здоровью. 2014. № 1. С. 65-73.

3. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В. Методический подход к гигиенической оценке школьной образовательной среды // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 2. С. 4-10.

4. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Писарева А.Н. и др. Санитарно-гигиеническое обеспечение общеобразовательных организаций как фактор риска здоровью школьников // Медицинский альманах. 2017. № 4 (49). С. 157-162.

5. Александрова И.Э. Гигиеническая оценка учебного расписания в условиях школьной цифровой среды // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 3 (300). С. 15-17.

6. Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. и др. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников // Гигиена и санитария. 2013. № 5. С. 91-94.

7. Гончарова О.В., Соколовская Т.А. Заболеваемость детей 0-14 лет в Российской Федерации: логитудинальное и проспективное исследования // Медицинский совет. 2014. № 6. С. 6-8.

8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 990-995.

9. Матвеев Э.Н., Маношкина Е.М., Бантьева М.Н. и др. Особенности заболеваемости подростков 15 - 17 лет в Российской Федерации в динамике за 2000-2015 годы // Менеджер здравоохранения. 2017. № 6. С. 13-21.

10. Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О. и др. Медико-педагогические и нейрофизиологические предпосылки формирования у обучающихся мотивации к занятиям физической культурой. // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 1. С. 86-91.

11. Зюрин Э.А., Масягина Н.В., Куренцов В.А. и др. Исследование результативности выполнения нормативов ВФСК ГТО I-VI ступени как фактора, определяющего физическую подготовленность детей, подростков и студенческой молодежи Российской Федерации // Вестник спортивной науки. 2017. № 5. С. 43-47.

12. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э. и др. Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет // Вопросы питания. 2017. Т. 86. № 4. С. 50-60.

13. Есауленко И.Э., Настаушева Т.Л., Жданова О.А. и др. Регулярное питание в школе как фактор физического развития детей и подростков: результаты когортного исследования // Вопросы современной педиатрии. 2016. Т. 15, № 4. С. 364-370.

14. Перекусихин М.В. Комплексная оценка санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций и здоровья обучающихся: дисс.. канд. мед. наук. Казань, 2019. 191 с. Доступно по: https://www.dissercat.com/content/kompleksnaya-otsenka-sanitarno-epidemiologicheskogo-blagopoluchiya-obshcheobrazovatelnykh. Ссылка активна на 27 августа 2020.

15. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э. и др. Новый методический подход к гигиенической оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 2. С. 27-32.

16. Кучма В.Р., Чернигов В.В. Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 7-10.

17. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 236 c.

18. Васильев В.В., Перекусихин М.В. Гигиеническая оценка реализации мероприятий по снижению рисков, сохранению и укреплению здоровья детей в общеобразовательных организациях // Анализ риска здоровью. 2018. № 3. С. 128-35.

19. Ottová-Jordan V., Smith O.R., Augustine L., et al. Trends in health complaints from 2002 to 2010 in 34 countries and their association with health behaviours and social context factors at individual and macrolevel. Eur J Public Health. 2015; 25(Suppl 2):83-89. DOI: https://doi.org/10.1093/eurpub/ckv033

20. Elgar F.J., Pförtner T.-K., Moor I., et al. Socioeconomic inequalities in adolescent health 2002-2010: a time-series analysis of 34 countries participating in the Health Behaviour in School-Aged Children study. Lancet. 2015; 385(9982):2088-2095. DOI: https://doi.org/10.1016/ S0140-6736(14)61460-4

21. Hunt P., Barrios L., Telljohann S.K., et al. A whole school approach: collaborative development of school health policies, processes, and practices. J School Health. 2015; 85(11):802-809. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12305

22. Lobstein T., Jackson-Leach R., Moodie M.L., et al. Child and adolescent obesity: part of a bigger picture. Lancet. 2015; 385(9986):2510-2520. DOI: https://www.doi.org/10.1016/S0140-6736(14)61746-3


Для цитирования:


Перекусихин М.В., Васильев В.В., Рябинина Т.В., Васильев Е.В. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье обучающихся образовательных организаций в современных условиях. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(8):31-37. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-31-37

For citation:


Perekusikhin M.V., Vasilyev V.V., Ryabinina T.V., Vasilyev E.V. Sanitary and epidemiologic wellbeing and health of school children in modern conditions. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(8):31-37. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-31-37

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)