Preview
№ 11 (2019)

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 

4-8 16
Аннотация
Результаты исследования по гигиенической оценке уровней электромагнитного поля электронной информационно-образовательной среды школ показали, что в конференц-залах, рекреациях, столовых, учебных аудиториях и на рабочих местах в кабинетах информатики и дистанционного обучения общеобразовательных учреждений значения интенсивности электромагнитного поля находились в пределах предельно допустимых уровней. Основными источниками электромагнитного излучения в современных учебных заведениях являются корпуса системных блоков, малые серверы, СВЧ-печи, мониторы, телевизоры, ноутбуки, розетки и удлинители. Значения электромагнитного излучения сверхвысоких частот в общеобразовательной организации находились в пределах предельно допустимых уровней. Разработаны рекомендации по гигиенической безопасности использования информационно-коммуникационных технологий и расстановки техники и мебели в компьютерных классах образовательных учреждений.
9-11 12
Аннотация
Статья посвящена исследованию функций вестибулярной системы, участвующей в восприятии учебной информации в процессе образовательной деятельности детей. Оценивалась статокинетическая устойчивость (СКУ) и статическое равновесие (СР) у 164 обучающихся вторых классов при традиционной (105 детей) и инновационной (59 детей) формах (ТФ и ИФ) организации обучения. При ИФ дети занимались стоя и сидя. Установлено, что в динамике учебного года значения показателя СКУ при ИФ у мальчиков изменялись от 4,5 ± 0,3 до 5,9 ± 0,4 оборота (р < 0,05), у девочек - от 5,8 ± 0,4 до 7,8 ± 0,6 оборота (р < 0,05); при ТФ у мальчиков - от 4,9 ± 0,4 до 5,4 ± 0,5 оборотов (р > 0,05), у девочек - от 5,5 ± 0,3 до 5,8 ± 0,4 оборотов (р > 0,05). Значения СР у мальчиков и девочек увеличивались в процессе учебного года при обеих формах организации обучения.
12-17 9
Аннотация
В работе представлены результаты мониторинга внутришкольных факторов, дана гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия и организации учебного процесса в школах г. Челябинска. Установлено, что 56,4 % организаций с удовлетворительными условиями пребывания и обучения относятся ко второй группе и 0,6 % школ - к третьей группе санитарно-эпидемиологического благополучия. При исследовании расписаний уроков выявлено несоответствие гигиеническим нормам в 26,3 % случаев, в 15,0 % случаев предметы высокой степени сложности ставятся первыми, а в 10,0 % случаев предметы высокой трудности включены на 5-8 уроки. При оценке уровней тревожностей обучающихся 5-11 классов (2 032 школьника) выявлены высокие уровни реактивной и личностной тревожности у учащихся в 35,7 и 37,0 % случаев соответственно. Наиболее значимыми причинами психологического дискомфорта в образовательных организациях являются условия новой цифровой внутри-школьной среды и учебные перегрузки, которые могут проявляться в высоком уровне тревожности учащихся, что и обусловливает необходимость разработки гигиенических принципов формирования здоровьесберегающей среды.
18-21 11
Аннотация
Изучение частоты и интенсивности использования различных видов электронных устройств 229 учащимися старших классов показало, что усредненная продолжительность использования компьютера и ноутбука в каникулярный период составляет около четырех часов, что в два раза выше, чем в учебные дни (р < 0,05), а длительность непрерывной работы с ними - около трех часов, в то время как в учебные дни она не превышала двух часов (р < 0,05). Учитывая недостаточность оздоровительных мероприятий, проводимых в течение учебного года, целесообразно распространить имеющийся положительный опыт работы в этом направлении и на каникулярный период. Высокий удельный вес учреждений дневного пребывания детей в Российской Федерации (81,3 %) с числом детей в них около 50 % от общего числа детей, охваченных организованным летним отдыхом, позволяет рекомендовать эти учреждения как платформу для проведения оздоровительных мероприятий. Разработанные методические подходы по оздоровлению детей с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями органа зрения были апробированы в учреждении дневного пребывания детей в условиях одной оздоровительной летней смены и показали достоверную положительную динамику остроты зрения в 81 % случаев (р < 0,05), улучшение результатов выполнения теста Малиновского.
22-27 9
Аннотация
Функциональные резервы организма, определяющие уровень активности функциональных систем, состояние работоспособности являются индикатором влияния факторов внешней среды на здоровье в целом. В статье представлена оценка уровня адаптационных возможностей организма старшеклассников с разной двигательной активностью инновационного образовательного учреждения. В исследовании приняли участие 308 учеников (девушек - 211, юношей -97) в возрасте 15-18 лет. Для оценки функциональных резервов использовали функциональные пробы с нагрузкой: Мартине-Кушелевского, клино-ортостатическую, Штанге, Генчи, координаторную. Для оценки двигательной активности учащихся использовали метод шагометрии и метод анкетирования с использованием «Анкеты изучения медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей». Результаты скрининговой оценки уровня функциональных резервов показали, что более половины учащихся инновационной образовательной организации выполнили функциональные пробы лишь удовлетворительно. Старшеклассники с отличным уровнем функциональных резервов выявлены лишь среди девочек 10-х классов (0,6 %). Функциональные показатели лиц, имеющих более высокий уровень двигательной активности, выше, чем у школьников с меньшей двигательной активностью.
28-31 38
Аннотация
Будущее страны определяется здоровьем подрастающего поколения. На все внешние факторы как положительные, так и отрицательные наиболее быстро реагирует детский организм. По данным физического развития и здоровья детского населения можно судить о социально-гигиеническом и экономическом благополучии, о состоянии среды обитания в регионе. Показатели физического развития детей и подростков являются совокупностью морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс их роста и созревания, выносливости к любым изменениям условий окружающей среды, образа жизни. В детском и подростковом возрасте индивидуальные показатели физического развития постоянно меняются, отражая влияние совокупности всех факторов внешней среды, характера питания, образа жизни. Изменение показателей заболеваемости не носит линейный характер, а отмечаются периоды некоторого снижения распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний и периоды быстрого их увеличения. В работе выявлены закономерности изменений физического развития детей и подростков с 7 до 17 лет, произошедшие за период с 2008 по 2017 г. Сделан прогноз изменений параметров физического развития детей и подростков на предстоящие 10 лет.
32-37 14
Аннотация
Изучены особенности питания детей дошкольного возраста. Выявлено, что количественные и качественные характеристики среднесуточных рационов не соответствуют установленным требованиям действующих регламентов. Дана гигиеническая оценка содержанию мышьяка в основных продуктах питания с 2005 по 2016 г. на территории Приморского края. Изложены результаты исследования влияния содержания мышьяка на заболеваемость органов пищеварительной системы детского населения, дана динамика показателей первичной заболеваемости по среднегодовым величинам. Установлена статистически значимая связь между фактическими концентрациями мышьяка в продуктах питания и болезнями органов пищеварения среди детского населения Приморского края.
38-41 10
Аннотация
Проведена гигиеническая оценка особенностей пищевого поведения младших школьников Смоленска. Выполнено анкетирование 307 школьников 3-4 классов с различными параметрами физического развития по вопросам питания и образа жизни. В рационе питания респондентов выявлено: недостаточное и нерегулярное потребление продуктов -источников животного белка (мясо, молоко и молочные продукты, рыба), дефицит овощей, популярность продукции фаст-фуда, сладостей и сладких газированных напитков. Установленные нарушения в рационе питания и уровне двигательной активности наиболее выражены в группе детей с избыточной массой тела и ожирением. Полученные результаты подтверждают необходимость разработки профилактических мероприятий, направленных на формирование у школьников культуры здорового питания.
42-47 8
Аннотация
Предприятия по производству глинозема относятся к числу лидирующих источников загрязнения атмосферного воздуха широким спектром загрязняющих веществ, опасных для органов дыхания человека. Актуальным является исследование и оценка реализации рисков развития заболеваний органов дыхания у детей, проживающих в зоне воздействия компонентов выбросов предприятия по производству глинозема. Проведена оценка качества атмосферного воздуха территории наблюдения и сравнения по данным мониторинговых наблюдений, оценка риска неканцерогенных эффектов со стороны органов дыхания, выполнено количественное определение содержания в крови и моче химических веществ, адекватных факторам риска, проанализирована структура отдельных групп болезней органов дыхания, оценены причинно-следственные связи нарушений лабораторных показателей с повышенным содержанием в биосредах химических веществ. Установлено, что на территории с размещением производства металлургического глинозема формируется аэрогенная экспозиция химическими загрязнителями, обусловливающая риск развития заболеваний органов дыхания, который превышает приемлемый уровень до 49,9 раза. У экспонированных детей установлено повышенное до 4,2 раза содержание в крови марганца, хрома, никеля, меди, ксилолов, формальдегида и в моче алюминия, фторид-иона относительно показателей в группе сравнения. Выявлен высокий уровень дополнительной заболеваемости болезнями органов дыхания (в 1,8 раза), в структуре которых чаще выявляются хронические лимфо-пролиферативные болезни носоглотки и воспалительные заболевания верхних дыхательных путей (до 6,6 раза чаще), воспалительные заболевания с преобладанием механизма аллергического воспаления (до 2,1 раза чаще). Установлены негативные эффекты со стороны органов дыхания в виде активации антиоксидантных процессов, развития воспалительной реакции, местной, общей и специфической сенсибилизации дыхательных путей, что подтверждает реализацию рисков развития заболеваний органов дыхания у детей в зоне экспозиции химических факторов, связанных с хозяйственной деятельностью субъекта по производству глинозема.
48-51 12
Аннотация
В работе приведены результаты анализа уровня и структуры заболеваемости студентов средне-специального учебного заведения по данным врачебно-контрольных карт (форма 062/у). Получены данные о влиянии факторов учебной среды на основании результатов оценки санитарно-эпидемиологического состояния колледжа и определены параметры, формирующие ведущие позиции в структуре заболеваемости студентов. Предложен комплекс мероприятий, направленный на профилактику потерь здоровья изученной когорты студентов.
52-55 9
Аннотация
Представлены результаты определения васкулярного риска в связи с негативными факторами образа жизни (гиподинамия, курение) у лиц молодого возраста. Исследуемые (студенты, 91 человек, возраст 18-20 лет) были распределены на три группы в зависимости от фактов курения и гиподинамии. Изучение функции эндотелия и эластичность артериол определялось с помощью прибора AngioScan (фотоплетизмографический метод регистрации пульсовой волны), оценка формы и состояния капилляров - с помощью капилляроскопа (USB-микроскоп PW200-PW1600). Критериями васкулярного риска служили жесткость сосудистой стенки (оценивалась с помощью типа пульсовой волны А, В, С), насыщаемость тканей кислородом, уровень сосудистого «стресса» (оценивалась по динамике частоты пульса). Эти показатели сопоставляли с помощью программного обеспечения AngioScan для определения биологического возраста сосудов. Относительный васкулярный риск определялся как отношение регистрируемых показателей в двух обследуемых группах к соответствующим показателям в третьей (контрольной) группе. С помощью подсчета относительного васкулярного риска выявлены наиболее чувствительные показатели: тип пульсовой волны и величина сосудистого «стресса», которые указывают на выраженную тенденцию к неблагоприятному прогнозу развития сердечно-сосудистых заболеваний при данном образе жизни.
56-60 30
Аннотация
Проведено исследование по изучению напряженности учебной деятельности и определена типология физиологических реакций организма студентов с различным уровнем работоспособности. Напряженность учебного процесса студентов (по методике В.Р. Кучмы, Е.А. Ткачук, Н.В. Ефимовой, И.В. Мыльниковой (2015)) оценивалась в баллах за интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, режим и монотонность учебного труда. Одномоментно проведено обследование 295 студентов, распределенных на три группы по 60 человек. Это студенты с нормальным уровнем работоспособности, со сниженной работоспособностью и с существенно сниженной работоспособностью. Функциональное состояние центральной нервной системы, вегетативной нервной системы определялось на аппаратно-программных комплексах, в основе которых лежат методы вариационной хронорефлексометрии и пульсометрии. Ведущими факторами учебной деятельности студентов являлись высокие интеллектуальные, зрительные нагрузки и ненормируемый график учебной работы, напряженность учебной деятельности, которая была отнесена к классу 3.2. Только каждый третий студент имел нормальный уровень работоспособности. У студентов со сниженной и существенно сниженной работоспособностью по сравнению со студентами с нормальной работоспособностью установлен факт снижения функционального состояния центральной нервной системы, устойчивости нервной реакции, адаптационных возможностей за счет внутрисистемного рассогласования отделов вегетативной нервной системы и ее уровней регуляции, что может стать научной основой для формирования целенаправленных профилактических мероприятий по повышению уровня работоспособности через нормализацию перечисленных физиологических процессов.
61-65 11
Аннотация
В современных условиях необходим постоянный мониторинг уровня физического развития, так как это является диагностическим «ключом» риска развития заболеваний и проведения профилактических мероприятий. Использованы данные скрининга физического развития старших школьников и первокурсников Тихоокеанского государственного медицинского университета 832 человек (434 юноши и 398 девушек) 15-18 лет. Оценка физического развития проведена по антропометрическим и функциональным признакам. Индивидуальный уровень физического развития определен с помощью метода сигмальных отклонений. Статистическая обработка материалов проведена с использованием программного обеспечения Statistica 13 и Excel (Microsoft Office 2010). Проверка гипотезы нормального распределения количественных признаков в группах проводилась с помощью критериев Колмогорова-Смирнова, Шапиро-Уилка, Крамера-фон-Мизеса и критерия согласия Пирсона %2. Все полученные массивы данных подчинялись нормальному закону распределения. Статистически значимое различие в группах между количественными параметрами при соблюдении условия равенства (гомоскедастичности) дисперсий оценивали с помощью параметрического t-критерия Стьюдента. Установлены средние величины физического развития молодежи г. Владивостока. Физиометрические признаки показали статистически значимые различия средних значений жизненной емкости легких и динамометрии правой руки между юношами-школьниками и юношами-студентами, средних значений силы правой руки девушек школьниц и студенток. Большинство обследованных имели среднее физическое развитие, однако недостаток массы тела имеют преимущественно девушки, а юноши-студенты склонны к ожирению. Уровни жизненного индекса и силового индексов ниже нормы имеют больше 50 % респондентов. Приведенные различия статистических показателей достоверны при степени значимости p < 0,05. Полученные в результате исследования данные необходимы для разработки профилактических программ по повышению физического развития и укрепления здоровья молодого поколения.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)