Preview

Уровень функциональных резервов учащихся инновационного образовательного учреждения с разной двигательной активностью

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-11-22-27

Полный текст:

Аннотация

Функциональные резервы организма, определяющие уровень активности функциональных систем, состояние работоспособности являются индикатором влияния факторов внешней среды на здоровье в целом. В статье представлена оценка уровня адаптационных возможностей организма старшеклассников с разной двигательной активностью инновационного образовательного учреждения. В исследовании приняли участие 308 учеников (девушек - 211, юношей -97) в возрасте 15-18 лет. Для оценки функциональных резервов использовали функциональные пробы с нагрузкой: Мартине-Кушелевского, клино-ортостатическую, Штанге, Генчи, координаторную. Для оценки двигательной активности учащихся использовали метод шагометрии и метод анкетирования с использованием «Анкеты изучения медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей». Результаты скрининговой оценки уровня функциональных резервов показали, что более половины учащихся инновационной образовательной организации выполнили функциональные пробы лишь удовлетворительно. Старшеклассники с отличным уровнем функциональных резервов выявлены лишь среди девочек 10-х классов (0,6 %). Функциональные показатели лиц, имеющих более высокий уровень двигательной активности, выше, чем у школьников с меньшей двигательной активностью.

Об авторах

Е. С. Богомолова
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия


Н. В. Котова
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия


С. Н. Ковальчук
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия


Е. А. Олюшина
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия


А. С. Киселева
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия


М. В. Шапошникова
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия


Екатерина Олеговна Максименко
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия


М. В. Ашина
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков: монография. М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2014. 338 с.

2. Гвоздарева О.В. Результаты исследования влияния двигательной активности на здоровье школьников Горно-Алтайска // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 3 (298). С. 47-50.

3. Грицинская В.Л. Адаптационные функциональные резервы школьников коренного населения республики Тыва // Педиатрия жане бала хирургиясы. 2014. № 4 (78). С. 30-34.

4. Курзанов А.Н., Заболотских Н.В., Ковалев Д.В. Оценка функциональных резервов организма в ракурсе постдипломной подготовки специалистов по функциональной диагностике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 190-192.

5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Поленова М.А. Приоритетные направления, достижения и перспективы научных исследований в гигиене детей и подростков // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. 4. С. 4-14.

6. Кучма В.Р. и др. Морфофункциональное развитие современных школьников. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 352 с.

7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 12. С. 990-995.

8. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Приоритет факторов риска здоровью учащихся колледжей как основа профилактических программ // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 9. С. 104.

9. Маганов С.П., Цыбульская Е.А. Исследование двигательной активности студентов с помощью компьютерного метода (шагометрия) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: «Молодежь - науке - VIII. Актуальные проблемы туризма, спорта и бизнеса», 26-28 апреля, 2017 г.). Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2017. С. 657-659.

10. Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников // Здравоохранение Российской Федерации. 2013. № 5. С. 37-38.

11. Силкин Ю.Р., Чекалова Н.Г., Балчугов В.А. Системный подход в исследовании функциональных резервов организма - основа донозологической диагностики // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции: «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры», 17 марта 2015 г. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2015. С. 240-246.

12. Уланова С.А. Физиолого-гигиеническая оценка муниципальной модели «Школа - территориальный центр здоровьесбережения» // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 12-20.

13. Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Блинова Е.Г., Новикова И.И., Янушанец О.И., Петрова Е.А. Региональные особенности жизнедеятельности и здоровья учащихся подросткового возраста (по данным многоцентровых исследований) // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 8. С. 47-50.


Для цитирования:


Богомолова Е.С., Котова Н.В., Ковальчук С.Н., Олюшина Е.А., Киселева А.С., Шапошникова М.В., Максименко Е.О., Ашина М.В. Уровень функциональных резервов учащихся инновационного образовательного учреждения с разной двигательной активностью. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2019;(11):22-27. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-11-22-27

For citation:


Bogomolova E.S., Kotova N.V., Kovalchuk S.N., Olyushina E.A., Kiseleva A.S., Shaposhnikova M.V., Maksimenko E.O., Ashina M.V. Level of functional reserves in students of innovative school with different motor activity. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2019;(11):22-27. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-11-22-27

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)