Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Гигиеническая характеристика напряженности учебного процесса и физиологических реакций организма студентов с различным уровнем работоспособности

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-1l-56-60

Аннотация

Проведено исследование по изучению напряженности учебной деятельности и определена типология физиологических реакций организма студентов с различным уровнем работоспособности. Напряженность учебного процесса студентов (по методике В.Р. Кучмы, Е.А. Ткачук, Н.В. Ефимовой, И.В. Мыльниковой (2015)) оценивалась в баллах за интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, режим и монотонность учебного труда. Одномоментно проведено обследование 295 студентов, распределенных на три группы по 60 человек. Это студенты с нормальным уровнем работоспособности, со сниженной работоспособностью и с существенно сниженной работоспособностью. Функциональное состояние центральной нервной системы, вегетативной нервной системы определялось на аппаратно-программных комплексах, в основе которых лежат методы вариационной хронорефлексометрии и пульсометрии. Ведущими факторами учебной деятельности студентов являлись высокие интеллектуальные, зрительные нагрузки и ненормируемый график учебной работы, напряженность учебной деятельности, которая была отнесена к классу 3.2. Только каждый третий студент имел нормальный уровень работоспособности. У студентов со сниженной и существенно сниженной работоспособностью по сравнению со студентами с нормальной работоспособностью установлен факт снижения функционального состояния центральной нервной системы, устойчивости нервной реакции, адаптационных возможностей за счет внутрисистемного рассогласования отделов вегетативной нервной системы и ее уровней регуляции, что может стать научной основой для формирования целенаправленных профилактических мероприятий по повышению уровня работоспособности через нормализацию перечисленных физиологических процессов.

Об авторах

Андрей Геннадьевич Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Миздрава России
Россия


Е. В. Булычева
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Миздрава России
Россия


Н. П. Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Миздрава России
Россия


Список литературы

1. Адамчук В.В., Варна Т.П., Воротникова В.В. Эргономика: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 254 с.

2. Боброва Н.Л. Обоснование использование комплекса диагностических методик для оценки психофизиологического состояния человека // АСУ и приборы автоматики. 2014. № 166. С. 48-52.

3. Дядичкин В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности: Монография. Минск: Высшая школа, 1990. 119 с.

4. Ермакова Н.А., Мельниченко П.И., Прохоров Н.И. и др. Образ жизни и здоровье студентов // Гигиена и санитария. 2016. № 6. C. 558-563.

5. Жукова Т.В., Горбачева Н.А., Харагургиева И.М. и др. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 4 (301). С. 36-41.

6. Иванова В.В. Формирование умственной работоспособности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки // Омский научный вестник. 2012. № 1 (105). С. 207-210.

7. Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Комплекс ORTO-expert как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Методическое руководство. Кемерово, 2003. 36 с.

8. Кашина Ю.В. Влияние учебной нагрузки на Регуляторно-адаптивные возможности студентов и уровень тревожности в начале и в конце учебного года // Кубанский научный медицинский вестник. 2012. № 2. С. 104-107.

9. Киек О.В., Новикова Е.Б. Применение шкал трудности учебных дисциплин для организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 4 (253). С. 38-40.

10. Климов В.М., Айзман Н.И. Динамика психофизиологических и социально-психологических характеристик студентов вуза разных профилей обучения // Вестник КемГУ. 2018. № 3 (75). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/dinamika-psihofiziologicheskih-i-sotsialno-psihologicheskih-harakteristik-studentov-vuza-raznyh-profiley-obucheniya (дата обращения: 12.05.2019).

11. Кретова И.Г., Беляева О.В., Ширяева О.И. и др. Влияние социальных и психологических факторов на формирование здоровья студентов в период обучения в высшем учебном заведении // Гигиена и санитария. 2014. № 4. С. 85-89.

12. Миннибаев Т.Ш., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т. и др. Изучение влияния условий и организации обучения на показатели успеваемости и здоровья студентов // Гигиена и санитария. 2015. № 4. С. 57-60.

13. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. и др. Методология и методические подходы к комплексной оценке состояния здоровья студентов // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 9 (258). С. 18-20.

14. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: Методическое руководство. М., 2001. 25 с.

15. Нифонтова О.А., Иост А.А., Ерещенко П.П. Влияние специфики обучения в высшем учебном заведении на возможности нервной системы человека // В мире научных открытий. 2013. № 11 (47). С. 129-137.

16. Пузанова Ж.В., Вялов И.С. Условия обучения в вузе и их влияние на здоровье студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 4. С. 12-14.

17. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся / Под ред. члена-корр. РАН В.Р. Кучмы. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. С. 209-227.

18. Савченко О.А., Вейних П.А., Бережной В.Г. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья на этапе получения профессионального образования // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 2 (263). С. 33-36.

19. Сахарова О.Б., Кику П.Ф., Гришанов А.В., Горборукова Т.В. Влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровья студентов Дальневосточного федерального университета // Здравоохранение РФ. 2012. № 2. С. 38-41.

20. Сбитнева О.А. Воздействие учебного процесса на организм студентов // Universum: психология и образование. 2018. № 1 (43). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/vozdeystvie-uchebnogo-protsessa-na-organizm-studentov (дата обращения: 12.05.2019).

21. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Бейлина Е.Б. Гигиеническая оценка функциональных резервов и адаптационных возможностей студентов // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (2). С. 166-170.

22. Сетко Н.П., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Адаптационная медицина детей и подростков: Монография. Оренбург, 2017. 525 с.

23. Сидорова Д.А. Гигиеническое обоснование способа оптимизации условий обучения и повышения работоспособности: Дисс. канд. мед. наук. Пермь, 2018. 4 с.

24. Шоюсупова Х.Б. Факторы, определяющие изменение динамики умственной работоспособности студентов в течение учебного дня // Молодой ученый. 2017. № 1-2 (135). С. 55-57.

25. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г. Психофизиологические характеристики уровня работоспособности студентов // Гигиена и санитария. 2008. № 1. С. 60-63.


Рецензия

Для цитирования:


Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Гигиеническая характеристика напряженности учебного процесса и физиологических реакций организма студентов с различным уровнем работоспособности. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2019;(11):56-60. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-1l-56-60

For citation:


Seiko A.G., Bulycheva E.V., Seiko N.P. Hygienic characteristic of the intensity of educational process and typology for physiological reactions of the body of each of students with different levels of efficiency. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2019;(11):56-60. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-1l-56-60

Просмотров: 387


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)