Preview

Влияние форм организации обучения на развитие функций вестибулярной системы у младших школьников

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-11-9-11

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена исследованию функций вестибулярной системы, участвующей в восприятии учебной информации в процессе образовательной деятельности детей. Оценивалась статокинетическая устойчивость (СКУ) и статическое равновесие (СР) у 164 обучающихся вторых классов при традиционной (105 детей) и инновационной (59 детей) формах (ТФ и ИФ) организации обучения. При ИФ дети занимались стоя и сидя. Установлено, что в динамике учебного года значения показателя СКУ при ИФ у мальчиков изменялись от 4,5 ± 0,3 до 5,9 ± 0,4 оборота (р < 0,05), у девочек - от 5,8 ± 0,4 до 7,8 ± 0,6 оборота (р < 0,05); при ТФ у мальчиков - от 4,9 ± 0,4 до 5,4 ± 0,5 оборотов (р > 0,05), у девочек - от 5,5 ± 0,3 до 5,8 ± 0,4 оборотов (р > 0,05). Значения СР у мальчиков и девочек увеличивались в процессе учебного года при обеих формах организации обучения.

Об авторе

Петр Иванович Храмцов
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [пер. с англ. Юлии Даре]. 2-е изд. М.: Теревинф, 2010. 271 с.

2. Бабияк В.И., Янов Ю.К. Вестибулярная функциональная система. СПб.: Гиппократ, 2007. 432 с.

3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. М.: Аркти, 2005. 176 с.

4. Гурфинкель В.С., Коц Я.М., Шик М.Л. Регуляция позы человека. М.: Наука, 1965. 256 с.

5. Замерград М.В., Яхно Н.Н. Когнитивные нарушения при патологии периферической вестибулярной системы // Неврологический журнал. 2017. № 22 (1). С. 4-9.

6. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь приобрести равновесие [пер. с нем. Шарр К.А.]. М.: Теревинф, 2017. 240 с.

7. Кучма В.Р. 2018-2027 годы - десятилетие детства в России: цели, задачи и ожидаемые результаты в сфере здоровьесбережения обучающихся // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 3. С. 4-14.

8. Кучма В.Р. Научные основы разработки и внедрения современных моделей охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 3. С. 19-29.

9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников // Российский педиатрический журнал. 2016. № 19 (6). С. 367-73.

10. Лапонова Е.Д. Характеристика функционального состояния организма школьников 5-9-х классов разного пола при обучении в условиях здоровьесберегающей образовательной среды // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 1. С. 13-23.

11. Лозанов Н.Н. Физиологические компоненты вестибулярной реакции. Уфа: Башгосиздат, 1938. 192 с.

12. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитуди-нальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 19-27.

13. Храмцов П.И. Методика комплексной оценки стато-кинетической устойчивости у детей и подростков в процессе образовательной деятельности // Материалы конференции XXVIII Международная научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Электронное приложение к сборнику). Коломна: ГСГУ, 2018. С. 98-102.

14. Belgau F. Balametrics. Sensory Integration. Available at: http:// https://balametrics.wordpress.com/therapy/sensory/ (accessed: 17.08.2019)

15. Delacato C. A new start for the child with reading problems: A manual for parents, 1982. Morton, PA: Morton.

16. Furman J.M., Redfern M.S., Fuhrman S.I., Jennings J.R Visual-vestibular stimulation influences spatial and non-spatial cognitive processing. J. Vestibular Research, 2012, vol. 22 pp. 253-59.

17. Hannaford C. Smart moves: Why learning is not all in your head. Arlington, VA: Great Ocean Publishers, 1995.

18. Hitier M., Besnard S., Smith P.F. Vestibular pathways involved in cognition. Front Integr Neurosci., 2014, vol. 8, pp. 1-16.

19. Palmer L. Auditory discrimination development through vestibular-cochlear stimulation. Academic Therapy, 1980, vol. 16 (1), pp. 55-68.

20. Sai Sailesh Kumar, Archana R., Mukkadan J.A Effect of vestibular stimulation on spatial and verbal memory in college students. The national medical journal of India, 2017, vol. 6, pp. 337-39.


Для цитирования:


Храмцов П.И. Влияние форм организации обучения на развитие функций вестибулярной системы у младших школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2019;(11):9-11. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-11-9-11

For citation:


Khramtsov P.I. Influence of education organization forms on development vestibular system functions of junior pupil. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2019;(11):9-11. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-11-9-11

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)