ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
Введение. Исследование является продолжением работ изучения биологических вызовов, влияющих на качество общественного здоровья. В настоящее время биологические угрозы, связанные с затяжными, социально обусловленными инфекциями, приобретают особую актуальность.
Цель исследования. Анализ и оценка национальных Стратегий противодействия распространению социально обусловленных биологических вызовов затяжного характера, как ВИЧ-инфекция, туберкулез и вирусные гепатиты.
Материалы и методы. В исследовании использованы эпидемиологический, информационно-аналитический, статистический методы. Источниками информации были отчетные формы Росстата по ВИЧ-инфекции, туберкулезу и вирусным гепатитам за 2009–2023 гг; глобальные отчеты ВОЗ и UNAIDS за 2021, 2022 гг.; научные публикации за 2008–2023 гг.; нормативно-правовые акты за 2004–2022 гг.
Результаты. Россия, несмотря на улучшение ситуации по туберкулезу, продолжает оставаться в списках стран с высоким бременем ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С. Между тем долгосрочная Стратегия противодействия распространению социально значимых инфекций разработана только по ВИЧ-инфекции. Целевая Программа по туберкулезу до 2024 г. по основным индикаторам выполнена. План борьбы с хроническим вирусным гепатитом С до 2030 г., без определения целевых индикаторов, утвержден только в 2022 г. При высоком сочетании ВИЧ-инфекции, туберкулеза, вирусных гепатитов на фоне их негативного влияния на качество общественного здоровья, в целевых Программах отсутствуют консолидированные показатели по коморбидности; потерям человеческих ресурсов и экономическим затратам, вызванным ими; кадровой обеспеченности и материально-технической оснащенности специализированных медицинских организаций. Структурная разобщенность системы оказания медицинской помощи пациентам с социально значимыми инфекциями осложняет реализацию целевых Программ по противодействию их распространению.
Заключение. В противодействии распространению ВИЧ-инфекции, туберкулеза, вирусных гепатитов оптимальным является создание Центров социально значимых инфекций с разработкой Единой Стратегии, с консолидированными целевыми показателями по коморбидности, экономическим затратам, потерям человеческих ресурсов, кадровой обеспеченности и материально-технической оснащенности специализированных медицинских организаций.
Введение. Глобальные катастрофы и вызовы оказывают значительное влияние на функционирование национальных систем здравоохранения, а при оценке обеспечения их готовности к своевременному и эффективному ответу к данным событиям существуют различные и зачастую неоднородные подходы, обуславливающие необходимость разработки интегральной и унифицированной модели ее функционирования с учетом ресурсных возможностей.
Цель исследования: разработать на основе международных подходов теоретическую модель ресурсного обеспечения региональной системы здравоохранения для устойчивого ответа на глобальные вызовы.
Материалы и методы. Проведен шестиэтапный аналитический обзор международных научных публикаций по методу PRISMA. Первый и третий этапы включали формирование первичных баз данных (объем первичной выборки – 470 статей, объем дополнительной выборки – 549 статей) из публикаций Национальной медицинской библиотеки
Национального института здравоохранения и базы данных PubMed за период с 1 января 2000 по май 2024 года. Второй и четвертый этапы исследования включали проведение экспертного рецензирования и исключение публикаций. На пятом этапе проведен экспертный анализ итоговой выборки (объем выборки – 30 статей) из наиболее содержательных публикаций. На шестом этапе разработана BPMN (Business Process Management Notation) модель снабжения системы
здравоохранения ресурсами, позволяющая ей сохранять устойчивость в условиях реализации глобальных вызовов.
Результаты. Разработана теоретическая модель ресурсного обеспечения региональной системы здравоохранения для устойчивого ответа на глобальные вызовы, представленная пятью уровнями взаимодействия, учитывающими виды и условия оказания медицинской помощи, различные звенья формирования ресурсных резервов, а также иерархические связи между медицинскими организациями.
Заключение. Разработанная модель формализована и алгоритмизирована в части описания основных процессов, реализуемых в структурных элементах системы здравоохранения при различных сценариях их функционирования, и может быть использована для разработки планов и программ по повышению мобилизационной готовности региональной системы здравоохранения для ответа на глобальные вызовы.
Введение. В настоящее время экологические риски представляют собой одну из важнейших угроз для общественного здоровья. Загрязнение атмосферы, воды, почвы; изменение климата, утрата биоразнообразия; загрязнение пищевых продуктов, бытовая среда обитания человека и другие экологические факторы оказывают значительное влияние на здоровье населения.
Цель исследования: разработка методологических основ стратегии противодействия экологическим рискам общественному здоровью.
Материалы и методы. На основе систематизации положений нормативно-правовых документов (3 федеральных закона, 3 указа Президента, 3 государственных доклада); нормативно-методического документа (руководство по оценке риска) раскрывается методический подход к созданию стратегии противодействия экологическим рискам общественному здоровью. Использование указанных документов обосновывается тем, что экологические риски фактически влекут за собой риски недостижения стратегических ориентиров сохранения и укрепления уровня общественного здоровья. Проведено обобщение результатов 23 научных публикаций за период 2001–2022 гг. Выбор статей осуществлялся посредством поисковых систем (PubMed, «КиберЛенинка» и eLibrary.ru) по ключевым словам: экологические риски здоровью,
общественное здравоохранение, окружающая среда, управление факторами риска здоровью. На основе обобщенных документов раскрываются методологические основы для разработки стратегии противодействия экологическим рискам.
Результаты. Изложено современное состояние вопроса по ведущим экологическим рискам, представлена их классификация, разработана методология стратегии противодействия экологическим рискам (далее – методология). Методология содержит ряд последовательных этапов: идентификацию экологических рисков; оценку их влияния на
здоровье человека; стратификацию рисков; разработку конкретных мероприятий, направленных на защиту здоровья населения путем устранения или снижения воздействия экологических рисков; оценку реализации эффективности мероприятий и корректировку.
Заключение. В методологии представлен всесторонний подход к решению проблемы экологических рисков, что является важным шагом на пути к улучшению здоровья населения и повышению качества жизни.
Актуальность. Оценка интегративного воздействия социальных детерминант на общественное здоровье имеет существенное значение при разработке и реализации стратегий противодействия рискам снижения качества здоровья населения.
Цель исследования: выработка предложений по содержанию отдельных составляющих проекта Стратегии противодействия рискам снижения качества общественного здоровья, связанным с социальными детерминантами общественного здоровья.
Материалы и методы. Кабинетное исследование: в качестве методологического подхода авторы использовали рекомендации ВОЗ “The urban health index: A handbook for its calculation and use” и стандарт ГОСТ Р ИСО 31000-2019, поскольку вызовы общественному здоровью фактически влекут за собой риски снижения качества общественного здоровья, связанные с социальными детерминантами общественного здоровья. Проведена экспертиза результатов найденных по изучаемой тематике в российской базе данных eLIBRARY и международной базе данных PubMed 28 научных статей, опубликованных за последние 12 лет (с 01. 01. 2012 по 01. 01. 2024). Выбор статей осуществлялся по ключевым словам в названии публикации: социальные детерминанты здоровья. Для отбора основных задач и направлений, целевых показателей реализации проекта Стратегии использовался метод экспертных оценок. Отбор экспертов осуществлен из числа специалистов общественного здоровья, погруженных в данную тематику.
Результаты. Социальные детерминанты здоровья оказывают как положительное, так и отрицательное прямое и косвенное влияние на здоровье населения. По результатам анализа зарубежных и российских научных трудов, посвященных исследованию воздействия социальных детерминант на общественное здоровье, а также анализа единичных случаев из зарубежного опыта по учету социальных детерминант в здравоохранении для противодействия рискам снижения качества общественного здоровья авторами была обоснована необходимость создания, а также разработаны предложения по структуре и содержанию Стратегии.
Заключение. Авторы обосновали необходимость внедрения стратегии противодействия рискам снижения качества общественного здоровья с учетом социальных детерминант, влияющих на здоровье населения, и предложили рекомендации по содержанию отдельных составляющих стратегии.
Введение. Несмотря на важность показателей физической активности и их определяющее влияние на показатели общественного здоровья, исследования, посвященные этому вопросу, относительно старших возрастных групп практически отсутствуют, а изучение вопроса влияния на показатели физической активности социальных детерминант не проводилось.
Цель исследования: провести анализ влияния социальных детерминант на показатели физической активности населения предпенсионного и пенсионного возраста.
Материалы и методы. Было опрошено 1489 респондентов трех возрастных групп: 45–59 лет (предпенсионный возраст), 60–74 года и 75 лет и старше (пенсионный возраст) в период декабрь 2023 – январь 2024 г. В качестве социальных детерминант рассматривали пол, возраст и уровень образования. Выделялось два уровня образования. Для анализа достоверности различий использовали критерий χ². Силу и направление связи оценивали с использованием непараметрического аналога коэффициента корреляции – коэффициента ассоциации (Ка).
Результаты. По субъективным представлениям, уровень физической активности у мужчин и у женщин находится примерно на одном уровне до возраста 74 года, а потом значительно снижается независимо от уровня образования (удельный вес низкого уровня повышался с 22 до 48 %), однако среди лиц с более высоким уровнем образования он дольше сохраняется на высоком уровне. Соответственно, удельный вес мужчин, имеющих очень низкий уровень физической активности, выше среди мужчин, имеющих низкий образовательный статус. При сравнении субъективных и объективных оценок выявляется существенное завышение субъективных характеристик в отношении высокого уровня физической активности и занижение степени распространенности низкого уровня физической активности (χ² = 4,02). Сделанные заключения в отношении мужчин справедливы и в отношении женщин, однако различия выражены менее значительно.
Заключение. У мужчин и женщин, имеющих более высокий уровень образования, наблюдается и более высокий уровень физической активности по их субъективным представлениям, что подтверждается и объективными характеристиками.
Введение. Заболеваемость и охват населения профилактическими осмотрами и диспансеризацией являются критериями оценки профилактических мероприятий.
Цель исследования: проанализировать динамику заболеваемости, охвата профилактическими и диспансерными медицинскими осмотрами населения Удмуртской Республики за период 2002–2022 гг.
Материал и методы. За период 2002–2022 гг. исследована динамика общей и первичной заболеваемости взрослого населения (на 1000 чел.), охват диспансерными (на 1000 больных) и профилактическими медицинскими осмотрами (%). Методы исследования: анализ литературы, статистический, динамических рядов, математический, сравнительный анализ.
Результаты. В Удмуртской Республике выросла первичная и общая заболеваемость, темп прироста – 12,6 и 22,3 % соответственно. Отрицательный темп прироста первичной заболеваемости установлен в г. Глазове (–4 %), Алнашском (–10,96 %), Вавожском (–23,1 %), Воткинском (–24,6 %), Киясовском (–35,4 %) и Можгинском (–9 %) районах; общей заболеваемости – в г. Глазове (–0,15 %), Вавожском (–27,9 %), Воткинском (–3,2 %) и Увинском (–18,3 %) районах. Охват профилактическими осмотрами в регионе достоверно не изменился – 84,1 и 84,5 %, при этом прирост охвата диспансеризацией составил 140,55 %. В г. Глазове, Алнашском, Вавожском, Воткинском и Киясовском районах, в которых отмечена динамика снижения первичной заболеваемости, охват профилактическими медицинскими осмотрами снизился в среднем до 68,64 % (в 2002 г. – 87,82 %), а уровень охвата диспансеризацией вырос на 133,1 %. Снижение первичной заболеваемости в Можгинском районе с 643,5 до 585,6 на 1000 населения происходило на фоне повышения охвата профилактическими осмотрами с 91,1 до 94,7 % и прироста охвата диспансеризацией на 147,5 %.
Выводы. В Удмуртской Республике за период 2002–2022 гг. выросли первичная и общая заболеваемость населения и охват диспансеризацией. Охват профосмотрами достоверно не изменился. В г. Глазове, Алнашском, Вавожском, Воткинском, Киясовском и Можгинском районах первичная заболеваемость населения снизилась, что позволяет прогнозировать улучшение эпидемических процессов на других административных территориях.
Введение. Значительный вклад в глобальную структуру смертности населения вносят злокачественные новообразования и туберкулез, что обуславливает высокую актуальность массовых профилактических осмотров.
Цель исследования: сравнительно изучить объем, динамику и результативность профилактических флюорографий/рентгенографий органов грудной клетки в контексте влияния пандемии и обоснования путей дальнейшего развития медицинской профилактики.
Материалы и методы. Проведено сравнительное исследование объемов и результативности отдельных медицинских мероприятий первого этапа диспансеризации взрослого населения для РФ в целом и отдельных федеральных округов на основе учетной формы медицинской документации № 131/у в период 2019–2022 гг. Методы исследования: аналитические, описательной статистики; анализ данных выполнен в программе MedCalc 18.2.1 (MedCalc Software Ltd).
Результаты. В целом по стране количество профилактических флюорографий/рентгенографий возросло на 10,4 %. В большинстве административно-территориальных единиц наблюдался рост числа флюорографий/рентгенографий (исключение – ЦФО и СФО), сопровождающийся ростом выявления патологических состояний, за исключением УФО. Прирост выявления патологических состояний составил 36,2 %, абсолютным лидером по этому показателю являлся Южный федеральный округ (увеличение на 97,9 %). В других федеральных округах наблюдалась как положительная, так и отрицательная динамика. На уровне РФ количество случаев выявления туберкулеза легких уменьшилось на 31,9 % (до 2759 случаев). Количество случаев выявления злокачественных новообразований трахеи, бронхов, легкого увеличилось на 19,6 % (до 15 784 случаев).
Заключение. Разнонаправленный характер динамики числа и результативности профилактических мероприятий обусловлен продолжением стагнации процессов диспансеризации. Для качественного развития медицинской профилактики необходимо создание и внедрение новых организационных технологий, включающих использование технологий искусственного интеллекта для автоматического определения и описания результатов профилактических лучевых исследований.
СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ
Введение. Наблюдавшийся высокий темп мобилизации медицинского сообщества в период пандемии COVID-19 характеризуется высоким уровнем психоэмоционального и физического напряжения кадровых специалистов, который сохранился в продолжение их деятельности в переходный и постпандемийный периоды.
Цель исследования: изучение влияния психосоциальных факторов на качество работы врачей общей практики в постпандемийный период и их последствий на достижение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью.
Материалы и методы. В 2022–2023 гг. проведен социологический опрос в медицинских организациях г. Москвы с участием 340 врачей общей практики / семейных врачей и 394 пациентов, посещавших врачей общей практики / семейных врачей не менее одного раза за последние 12 месяцев. Применен метод одномоментного параллельного опроса с использованием международных валидированных опросников EUROPEP и COPSOQ III (Long version). Статистическая обработка первичных данных осуществлялась c помощью пакетов прикладных программ Statistica 10 и SPSS (р ≤ 0,05).
Результаты. На сравнительном анализе по годам показано, что показатель «посещаемость на дому» у врачей общей практики / семейных врачей превышал нагрузку на врачей терапевтов в допандемийный период в 2,1 (2019 г.) и в пандемию – в 1,8 (2020 г.), 1,07 (в 2021 г.) раза. Продолжение профессиональной деятельности без перерыва на укрепление здоровья в переходный период способствовало накоплению эффекта профессиональной утомляемости с последствиями неудовлетворенности работой и высокого уровня выгорания у 34,1 % респондентов – врачей общей практики / семейных врачей, которое обусловило снижение качества взаимодействия с пациентами и неудовлетворенность 50,3 % пациентов оказанной медицинской помощью. Ограничения исследования: опрос проводился среди врачей общей практики / семейных врачей и пациентов медицинских организаций в г. Москве.
Заключение. Профилактика снижения неудовлетворенности работой и ее влияния на уровень удовлетворенности населения медицинской помощью связана с необходимостью разработки корпоративных программ укрепления здоровья и снижения риска выгорания врачей общей практики / семейных врачей в медицинских организациях г. Москвы.
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Введение. Изучение динамики физического развития детей, в том числе подростков, является одним из важных научных направлений педиатрии и организации здравоохранения.
Цель исследования: выявить особенности динамики физического развития подростков 15–17 лет за последние 30 лет в Ивановской области.
Материалы и методы. Обследовано 180 подростков в 1994 году и 274 в 2023 году в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях г. Иваново. Физическое развитие оценивалось по данным антропометрических измерений, проводимых по унифицированной методике. Рассчитывали средние показатели длины и массы тела (M ± m). Индивидуальную оценку физического развития проводили по методу сигмальных отклонений с использованием местных возрастных нормативов. Обработка данных проводилась общепринятыми методами вариационной статистики. Достоверность различий между показателями оценивалась по t-критерию (Стьюдента) (при нормальном распределении), по непараметрическому критерию U (Манна – Уитни) (при распределении отличном от нормального).
Результаты. Выявлено, что за последние 30 лет у подростков 15–17 лет в Ивановской области отсутствуют процессы акселерации и наблюдается увеличение числа детей с дисгармоничным физическим развитием. К 17 годам отмечается уменьшение числа детей с нормальным физическим развитием (с 73,3 до 63,8 %), увеличение с отклонениями физического развития в основном в виде дефицита массы тела (с 10,6 до 23,6 %), отсутствуют достоверные прибавки роста в 15–17 лет. Выявлено отсутствие достоверных различий у юношей 16 и 17 лет средних значений длины тела, а у девушек в 15, 16, 17 лет – и массы, и длины тела.
Заключение. Выявлены особенности динамики физического развития подростков 15–17 лет за последние 30 лет в Ивановской области, свидетельствующие о необходимости постоянного мониторинга антропометрических показателей с перепроверкой региональных стандартов каждые 10 лет и разработкой программ профилактики его нарушений в регионе.
ISSN 2619-0788 (Online)