Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
№ 8 (2022)
Скачать выпуск PDF

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

7-16 811
Аннотация

Введение. Сведения о формировании системы санитарного надзора в учреждениях для детей и подростков носят разрозненный характер и практически не отражены в научных публикациях. Это определило цель исследования: проанализировать историю становления санитарного надзора по разделу гигиены детей и подростков в России в XIХ–XXI вв.

Материалы и методы. Проведено экспертно-аналитическое исследование научных публикаций, исторических источников (государственные и ведомственные нормативные и методические документы, обзоры, труды гигиенистов за период 1936–2021 гг.), связанных с формированием системы санитарного надзора и обеспечением безопасных для здоровья условий в учреждениях для детей и подростков. Было проанализировано более 150 материалов, и в результате отобран 31 источник, удовлетворяющий вышеуказанным критериям.

Результаты. Первыми в конце XIX века санитарный надзор начали осуществлять училищные врачи. В начале ХХ века школьно-санитарные организации, а в дальнейшем отделы в городских санитарных бюро решали широкий круг задач, включая вопросы гигиены, педиатрии, эпидемиологии. На этапе становления санитарный надзор осуществлялся в тесном контакте с педагогами и специалистами смежных отраслей. После революции отсутствие единого для всей страны санитарного законодательства заменяли правительственные акты, которые содержали важные для охраны здоровья детей гигиенические нормативы. Совершенствование и обновление нормативной базы, форм и методов санитарного контроля в учреждениях для детей стало возможным в начале 60-х годов прошлого века в связи с интенсивным развитием гигиены детей и подростков как научной дисциплины.

Заключение. Приоритетные задачи надзора в учреждениях для детей менялись в зависимости от социально-экономических условий, уровня инфекционной и общей заболеваемости, модернизации образования, развития смежных отраслей гигиены, эпидемиологии, педагогики, строительной отрасли, правоведения. Это сопровождалось обновлением и совершенствованием законодательной базы, форм и методов санитарного контроля и надзора за учреждениями для детей. Появление новых факторов риска для здоровья детей требует от контрольно-надзорной деятельности своевременного реагирования на новые вызовы. 

17-24 659
Аннотация

Введение. В современном обществе в системе образования отмечается высокий уровень конкуренции за качество и количество получаемых знаний. Это влечет за собой увеличение времени, затрачиваемого школьником как в школе, так и при выполнении важнейшего компонента учебного процесса – домашней учебной работы.

Цель – обобщить и систематизировать результаты научных исследований (в том числе в историческом плане), касающихся физиолого-гигиенических и педагогических проблем выполнения школьниками домашней учебной работы, рационализации и оптимизации данного вида деятельности в условиях цифровой образовательной среды для профилактики развития переутомления и возникновения школьно-обусловленных заболеваний.

Материалы и методы. Стратегия поиска включала электронные запросы на русском и английском языках к научным информационным отечественным и зарубежным базам данных (РИНЦ, PubMed, Scopus), ручной поиск печатных журналов, материалов диссертационных исследований и других источников. Для анализа были выбраны научные работы, опубликованные за период 1989–2021 гг., по результатам целевого поиска было отобрано 42 полнотекстовые публикации, которые полностью соответствуют критериям включения в научный обзор.

Результаты и обсуждение. Показано, что у современных школьников наблюдается значительное превышение (по сравнению с рекомендуемой) продолжительности выполнения учебной домашней работы, что обусловливает нарушение режима дня школьника (уменьшение прогулок, ночного сна и т. д.) и появление различных жалоб на нарушение самочувствия, что еще отчетливее проявилось в период дистанционного режима обучения. Дидактическим вопросам организации домашней учебной работы посвящен целый ряд педагогических работ; вопросам гигиенической оптимизации условий и организации данного вида учебной деятельности уделяется недостаточно внимания.

Заключение. Цифровизация современного общества, трансформация системы образования диктует необходимость гигиенической оптимизации всех компонентов процесса обучения, в том числе и самостоятельно выполняемой домашней работы школьника, содержание которой претерпело значительные изменения. 

25-30 823
Аннотация

Введение. Нарушение режима сна является широко распространенной и очень значимой медико-социальной проблемой, решение которой во многом связано с проведением профилактических мероприятий, обеспечивающих соблюдение соответствующих гигиенических требований.

Цель: оценить режим сна и риски его нарушений у младших школьников в учебные и выходные дни.

Материалы и методы. В феврале – марте 2022 года проведено анкетирование 302 родителей городских школьников в возрасте 7–10 лет (средний возраст 8,21 ± 0,75 года), обучающихся в 1–4-х классах МАОУ «Земская гимназия» (г.о. Балашиха Московской области). В анкету были включены вопросы, связанные с оценкой режима сна и выявлением жалоб на его нарушения. С помощью непараметрических методов и программ статистического анализа проведен расчет относительного риска (RR), отношения шансов (OR), этиологической доли (EF) и 95 % доверительного интервала (CI).

Результаты. Установлено, что в учебные дни только 30,9 % детей ложатся спать не позднее 21 ч, 15,8 % – после 22 ч. Продолжительность сна более 10 ч, соответствующая гигиеническим рекомендациям, отмечалась только у 21,4 % школьников. В выходные дни до 42,6 % увеличивается доля детей, которые ложатся спать после 22 ч. Жалобы на различные нарушения сна выявлены у 65,9 % детей. Наиболее выраженные риски появления жалоб на трудности засыпания были отмечены в выходные дни при отходе ко сну позднее 23 ч (RR = 2,28; CI = 1,24–4,19; EF = 56 %). При отходе ко сну позже 24 ч риск появления жалоб на трудности засыпания повышается (RR = 2,42; CI = 1,22–4,80; EF = 59 %).

Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о широкой распространенности нарушений режима сна у младших школьников, что может оказывать негативное влияние на их самочувствие. Установленные риски нарушений сна следует учитывать при оценке и контроле соответствия режима сна гигиеническим требованиям. 

31-36 583
Аннотация

Введение. Правильно организованное питание детей и подростков, обучающихся в образовательных организациях, – важное условие сохранения их здоровья. В условиях цифровизации образования, учитывая выраженную гиподинамию, домашнее питание развивает и формирует новые пищевые привычки, что влияет на полноту потребления завтраков и обедов в школе и дома. Современные обучающиеся не соблюдают режим дня, нарушают режим питания, нередко переедают или недоедают, а блюда, не знакомые детям и не используемые в домашнем питании, не употребляют в школе, что не способствует удовлетворению суточных физиологических норм потребности растущего организма ребенка. Поэтому в современных условиях образования организация питания, анализ и коррекция домашнего рациона школьников являются актуальным и необходимым условием их развития с учетом преемственности питания в школе и дома.

Цель: провести гигиеническую оценку домашнего питания современных школьников.

Материалы и методы. Проанализированы предпочтения школьников в домашнем питании. Проведен анкетный опрос обучающихся младших, средних и старших классов и родителей школьников 1–11-х классов. Анкетирование проводили по разработанному опроснику (2018–2021) с учетом принципов здорового питания ВОЗ (вопросы для самостоятельного заполнения). Анкета содержала вопросы о рационе питания, режиме питания (количестве приема пищи), наличии завтрака, употреблении фруктов, рыбы, гарнира, супов, сладостей школьниками.

Результаты. Полученные результаты показали, что обычный рацион питания обучающихся во всех классах имеет дефицит по некоторому ряду предложенных блюд, старшеклассники по-прежнему пренебрегают домашним завтраком, меньше в своем рационе употребляют овощные гарниры, супы и каши. Регулярно дома завтракают в учебные дни 69,5 % обучающихся. К концу обучения в школе среди старшеклассников показатель завтракающих школьников достоверно снижается (p < 0,05), что, как правило, связано со взрослением и самостоятельностью детей, контроль родителей становится значительно меньше, подростки предоставлены сами себе. Обучающиеся младших классов (1–4-й классы) не завтракают в 16 % случаев, в 5–8-х классах эти значения достоверно снижаются и составляют 8,5 % (p < 0,05).

Заключение. Домашнее питание обучающихся требует коррекции. С родителями и детьми для грамотного выбора здоровых блюд необходима просветительская, образовательная работа, а при разработке рационов питания для детей надо учитывать сформированные ранее и вновь приобретенные пищевые привычки. 

37-43 447
Аннотация

Введение. Современный мир невозможно представить без цифровых технологий, которые используются во всех отраслях техники, науки и образования. Использование электронных средств обучения в школах и вузах показало необходимость регламентов их применения для предупреждения таких негативных последствий, как зрительное и общее утомление. Правительством Российской Федерации была разработана «Концепция информационной безопасности детей». Ее целью является создание условий информационной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, оптимальное личностное, познавательное и физическое развитие, сохранение психического и психологического здоровья и благополучия. Особую актуальность приобретает обоснование продолжительности использования цифровых средств, в том числе при дистанционном обучении.

Цель: оценка рисков ухудшения нарушений зрения и других показателей самочувствия в зависимости от продолжительности использования цифровых средств обучения старшеклассниками и студентами при дистанционном обучении.

Материалы и методы. Проведен анонимный опрос 190 старшеклассников Москвы и Омска, студентов колледжа и студентов первого курса вуза Омска с использованием online-анкетирования о состоянии здоровья, самочувствии и жалобах при дистанционном обучении разной продолжительности. Исследование выполнено в марте–апреле 2021 года, когда занятия проводились дистанционно. Обработка данных (190 чел.) осуществлялась общепринятыми статистическими методами. Рассчитывали критерий хи-квадрат, показатели относительного риска (RR) и этиологической доли (EF).

Результаты. Получены новые данные распространенности нарушений зрения у современных старшеклассников, студентов медицинского колледжа и медицинского вуза по результатам самооценки. Не имели нарушения зрения 42,9 % старшеклассников, 51,8 % студентов колледжа и только 37,2 % студентов вуза. Оценена продолжительность онлайн-обучения и показана распространенность ухудшения самочувствия, жалоб на раздражительность, головные боли, боли в шее и спине при разной продолжительности обучения. Оценены риски здоровью и определена допустимая величина продолжительности дистанционного обучения, после которой значительно возрастают риски ухудшения оцениваемых показателей состояния здоровья. Такой предельно допустимой критериальной величиной является 5-часовая продолжительность онлайн-обучения. Результаты имеют ограничения, связанные с относительно малой региональной выборкой.

Заключение. Результаты исследований направлены на профилактику нарушений зрения и психоэмоционального состояния в условиях цифровой среды при дистанционной форме обучения. Данные использованы при подготовке методических документов по профилактике нарушений зрения и обеспечению безопасных условий дистанционного обучения. 

44-50 331
Аннотация

Введение. При переходе от школьной к университетской форме обучения у подростков возможно напряжение адаптационного потенциала организма.

Цель: оценить уровень адаптации в начальный период обучения в университете по показателям крови.

Материалы и методы. У здоровых подростков 17 лет (n = 50) трижды отбирали кровь: на первой неделе, через 2 недели и через 1,5 месяца. Проводили общий анализ крови, определяли белок и белковые фракции, иммуноглобулины А, М и G, гормоны кортизол, тестостерон. По показателям белой крови оценивали состояние неспецифических адаптационных реакций организма.

Результаты. Кортизол превышал или был на верхней границе нормы, по этапам наблюдения превышение выявлено у 50,0–70,0 % подростков. В начале наблюдения по лимфоцитам у 10,0 % диагносцировали состояние стресса, через 1,5 месяца у 35,0 % – реакцию переактивации. Нарастали альбумины и α1 -глобулины; α2-, β-, и γ-глобулины снижались; сывороточные иммуноглобулины М нарастали, иммуноглобулины А были ниже нормы, что свидетельствовало о снижении гуморального иммунитета. Компенсаторная реакция организма проявлялась в виде увеличения среднего объема эритроцита, снижения среднего содержания гемоглобина в эритроците и содержания гемоглобина к клеточному объему, снижения среднего объема тромбоцитов. Повышение альбуминов в совокупности с изменениями, определенными в красной крови, указывало на нарушение водно-электролитного баланса организма, а снижение тестостерона на фоне роста кортизола – на превалировании в организме катаболических процессов.

Заключение. Показатели крови позволяют получить объективную информацию о состоянии организма подростков в начальный период обучения в университете. Они связаны с предыдущим конкурсным отбором, включающим оценку медицинских противопоказаний и физической подготовленности, экзаменами, а также отличными от домашних условиями обучения в организованном коллективе, которые указывают на необходимость их своевременной коррекции. 

51-56 1361
Аннотация

Введение. В последнее время возросло количество исследований, посвященных изучению влияния использования социальных сетей на здоровье и благополучие молодежи. Однако данные исследования содержат противоречивые сведения.

Цель: изучение влияния использования социальных сетей на формирование интернет-зависимостей у студентов-медиков.

Материалы и методы. В первом квартале 2022 года проведено анкетирование 403 студентов-медиков из Москвы, Калининграда, Воронежа. Средний возраст студентов составил 20,1 ± 0,08 года. Использовался опросник С.А. Кулакова, который направлен на выявление влияния Интернета или уже сформировавшейся интернет-зависимости и был апробирован и рекомендован академиком РАН А.Г. Сухаревым для гигиенических исследований. Статистический анализ данных осуществлялся с применением стандартных методов с использованием пакетов Microsoft Excel и Statistica 13.0. Проведена описательная статистика, рассчитаны относительные риски.

Результаты. Согласно данным приложения «Экранное время» среднее время использования социальных сетей студентами составило 250,3 ± 14,0 минуты/сутки. При этом три и более социальных сетей в день используют 53,5 % студентов-медиков. Среди студентов-медиков выявлены лица, имеющие признаки интернет-зависимости (2,3 %) и испытывающие серьезное влияние Интернета (13,9 %).

Заключение. Относительный риск возникновения интернет-зависимостей у студентов-медиков при использовании более двух часов в день социальных сетей составил RR = 4,167 (95,0 %, ДИ = 2,558–31,130). Данный фактор с точки зрения гигиены является управляемым и должен учитываться в процессе гигиенического воспитания студентов-медиков. 

57-63 358
Аннотация

Введение. Химические соединения, загрязняющие воздушную среду, а также содержащиеся в сигаретном дыму, оказывают влияние на иммунную систему и дыхательный тракт, способствуя развитию заболеваний. Учитывая половой диморфизм врожденного и приобретенного иммунитета, целью исследования явилось выявление особенностей местного и системного иммунитета у подростков женского и мужского пола, проживающих в условиях загрязнения воздушной среды, при воздействии сигаретного дыма.

Материалы и методы. В течение 2 лет обследованы 546 активно и пассивно курящих подростков обоих полов, проживающих в промышленных городах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Изучены уровни интерлейкинов 2 и 10, альфа- и гамма-интерферонов, иммуноглобулина А в сыворотке крови и смывных водах из ротовой полости и носа старшеклассников.

Результаты. Установлены гендерные особенности ответной реакции местного и системного иммунитета подростков на сочетанное влияние загрязнения атмосферного воздуха и сигаретного дыма. Значимые различия содержания цитокинов и иммуноглобулина А выявлены только для лиц мужского пола. В смывных водах из ротовой полости курящих мальчиков уровни альфа- и гамма-интерферонов были ниже, а интерлейкина 2 – выше, чем у некурящих. Содержание альфа-интерферона и иммуноглобулина А в крови курящих лиц мужского пола было выше по сравнению с некурящими.

Заключение. Гендерные особенности ответной реакции организма подростков на сочетанное влияние загрязнения атмосферного воздуха и сигаретного дыма обусловливают необходимость учета половой принадлежности при разработке профилактических и лечебных мероприятий, направленных на предотвращение нарушений иммунитета и развития патологии верхних дыхательных путей. 

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

73-81 522
Аннотация

Введение. Этиологическая роль вируса папилломы человека доказана в развитии рака шейки матки и других опухолей аногенитального тракта и орофарингеальной области. Для снижения заболеваемости в большинстве стран мира и России проводится вакцинация против папилломавирусной инфекции.

Цель: изучить клинико-эпидемиологические особенности злокачественных новообразований, ассоциированных с вирусом папилломы человека, для совершенствования вакцинопрофилактики на территориях Северо-Запада России.

Материалы и методы. Проведен анализ заболеваемости, распределения по стадиям опухолевого процесса и смертности от рака шейки матки, полости рта, миндалин, ротоглотки, гортани, ануса и анального канала, вульвы, влагалища, полового члена по данным формы № 7 «Сведения о злокачественных новообразованиях» и популяционных раковых регистров Санкт-Петербурга и Калининградской области за период 2011–2020 гг. Сведения о впервые выявленных больных в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях включают 13 117, 3 204 и 2 898 случаев указанных неоплазий соответственно. Материалы о вакцинации представлены 9 603 привитыми против папилломавирусной инфекции в 2018–2021 гг. Методы исследования: ретроспективный эпидемиологический анализ, методы статистики. Статистическую обработку полученных данных осуществляли с использованием программ Statistica 12 и WinPepi.

Результаты. С 2011 по 2019 г. в Санкт-Петербурге и Калининградской области увеличилась заболеваемость раком шейки матки. Заболеваемость раком гортани среди мужского населения регионов Северо-Запада России статистически значимо не изменилась. Доля пациентов с орофарингеальным раком на III–IV стадии заболевания составила более 60 %, рака шейки матки – около 50 % случаев. Среди пациентов в возрастных группах 60–69 лет выявлено увеличение смертности орофарингеальным раком. Выявлен низкий охват прививками против ПВИ на территориях Северо-Западного федерального округа.

Заключение. Для снижения заболеваемости и смертности от ВПЧ-ассоциированных злокачественных новообразований на Северо-Западе России необходимо развитие системы эпидемиологического надзора и вакцинопрофилактики папилломавирусной инфекции. 

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

64-72 372
Аннотация

Введение. Оценка фактического питания населения как на индивидуальном, так и на популяционном уровне зависит от корректности данных химического состава пищевых продуктов. Молоко является важным составляющим любого рациона, и корректная оценка потребляемых с ним микро- и макронутриентов необходима для оценки здоровья населения.

Цель: разработка алгоритма получения статистически корректных значений средних концентраций и вариабельности основных микро- и макронутриентов в молоке.

Материалы и методы. Для разработки и апробации алгоритма использовались данные лабораторных исследований молока различной жирности, выполненные в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» в 2020–2021 гг. лабораториями Роспотребнадзора.

Результаты. Исследования молока характеризовались большим количеством пропущенных и выпадающих значений, в связи с чем потребовалась соответствующая корректировка алгоритма. Наилучшую разделяющую способность показал подход разделения молока на кластеры по содержанию жира и кальция. Были получены три кластера, характеризующие виды молока, а именно – молоко с жирностью 2,5 % и средним содержанием кальция на уровне 1144 мг/л, с жирностью 3,2 % и средним содержанием кальция на уровне 1180 мг/л, а также молоко с содержанием кальция на уровне 597 мг/л и обоими уровнями содержания жира. Корректность алгоритма обеспечена проверкой на полноту данных жирнокислотного состава и малой вариабельностью значений.

Заключение. Разработанный алгоритм позволил получить актуальные сведения о химическом составе молока, представленного в торговых точках в Российской Федерации. При этом особое беспокойство вызывает наличие молока с малым содержанием кальция, недостаточным при среднем потреблении молока для удовлетворения физиологических потребностей населения. При этом содержание насыщенных жиров не превышало 2,2/100 г для группы с максимальным содержание жира, что не вызывает дополнительных опасений с точки зрения влияния на здоровье. Дальнейшие исследования должны быть направлены на определение допустимых и корректных этапов предобработки данных, которые позволят сохранить баланс между получаемой точностью значений и реальной их воспроизводимостью. 

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ



ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)