Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Михаил Абрамович Грицевский – профессор без страха и упрека

Содержание

Перейти к:

Для цитирования:


Михаил Абрамович Грицевский – профессор без страха и упрека. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(8):87-88.

For citation:


Professor Sergey M. Nikanorov: A founder of the network of plague control institutions in Russia. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(8):87-88. (In Russ.)

Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии Роспотребнадзора (ранее Горьковский НИИ гигиены и профзаболеваний Госкомсанэпиднадзора России) создан в 1929 году. В нем работали такие выдающиеся российские ученые – гигиенисты и профпатологи, как И.И. Елкин, А.С. Архипов, И.Н. Кавалеров, А.И. Батурин и другие. Более 30 лет проработал в институте и профессор М.А. Грицевский, памяти которого посвящена эта статья.

М.А. Грицевский родился в г. Витебске 4 июля 1926 года. С детства он мечтал стать летчиком и в 1940 году поступил в военно-воздушную спецшколу в городе Минске. В начале Великой Отечественной войны в 1941 году курсантов-первогодков распустили по домам. Михаил по возвращении домой был вместе с родными эвакуирован. В эвакуации работал конюхом в колхозе, затем после окончания школы ФЗО – токарем на военном заводе в Казани. Вступая в ряды ВЛКСМ, 17-летний Михаил Грицевский прибавил себе год и тут же отправился в военкомат. По комсомольскому билету его мобилизовали и направили в военно-пехотное училище, а затем молодой младший лейтенант был отправлен на 3-й Украинский фронт.

Несмотря на то что воевать пришлось недолго – с 1944 года, – фронтового лиха он хлебнул сполна: форсировал реки, ходил в разведку за линию фронта, отражал танковые атаки, участвовал в одном из последних крупнейших сражений этой страшной войны на озере Балатон, похоронил раненого друга, умершего у него на руках. Этот калейдоскоп прервало серьезное ранение, после которого он целый день пролежал на поле боя и лишь ночью его нашли и смогли оказать медицинскую помощь. В госпитале врачи не надеялись на его выздоровление, но он выжил. И опять – в строй. Дорогами войны прошел Румынию, Венгрию, Австрию, Югославию и закончил службу в июле 1946 года. Война оставила о себе память на всю жизнь: ордена Великой Отечественной войны I и II степени, медали и инвалидность. И еще (что удивительно!) – прекрасные манеры. Дело в том, что в его военной биографии был и такой эпизод, как приглашение на званый обед к венгерскому «королю-комсомольцу» Михаю I Гогенцоллерн-Зигмарингену. Для того чтобы не ударить в грязь лицом, приглашенным советским офицерам-фронтовикам пришлось пройти экстренный курс придворного протокола и этикета.

Демобилизовавшись, М.А. Грицевский в 1946 году поступил в Казанский медицинский институт. Послевоенная студенческая жизнь была бедна, и учебу пришлось совмещать с работой артистом миманса в Казанском театре оперы и балета – участвовать в массовках и петь в хоре. В 1952 году молодой санитарный врач получил распределение в Казахстан в город Джаланаш для организации районной санэпидстанции, которую он затем и возглавил.

Вскоре М.А. Грицевский был переведен в областную санэпидстанцию города Караганды на должность заведующего промышленно-санитарной лабораторией. Здесь произошла встреча, изменившая всю его последующую жизнь, – он принял на работу в свою лабораторию нового лаборанта, бывшего ссыльнопоселенца, а по совместительству выдающегося русского ученого, основоположника гелиобиологии и аэроионификации, энциклопедиста, биофизика, историка, социального психолога, а также поэта и художника А.Л. Чижевского. Общение с яркой и многогранной личностью изменило мировоззрение молодого врача и сказалось на выборе им научной стези. В конце 1955 года, выдержав большой конкурс, М.А. Грицевский поступил в аспирантуру Центрального института усовершенствования врачей в Москве. В октябре 1958 года М.А. Грицевский написал кандидатскую диссертацию на тему «Физиологическое обоснование режима труда на конвейере» и успешно ее защитил (руководитель – крупный специалист по гигиене труда профессор З.Б. Смелянский).

После окончания аспирантуры в 1959 году М.А. Грицевский был направлен на работу в Горьковский НИИ гигиены труда и профзаболеваний Госкомсанэпиднадзора России. Свою трудовую деятельность в этом научном заведении он начал опять же с организационной работы. Но на этот раз пришлось создавать лабораторию физиологии труда – первую в Горьковской области, работа которой началась в 1961 году. С самого начала функционирования в лаборатории изучалась физиология труда монтажниц радиопромышленности. Другим важным направлением являлись исследования физиологического воздействия на организм работающих производственной вибрации и разработка мероприятий и технических приспособлений для борьбы с вибросиловыми воздействиями. В 1964 году М.А. Грицевскому было присвоено ученое звание старшего научного сотрудника, в 1974 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Гигиенические принципы организации труда рабочих управляющих профессий химического производства», а в 1984 году ему присвоено ученое звание профессора. С 1980-х годов началась работа по изучению физиологии труда гранильщиц хрустальных изделий.

Академиком М.А. Грицевскому стать не довелось, возможно помешала перестройка, но круг его единомышленников и друзей говорит сам за себя: академик Н.П. Бехтерева, академик В.И. Медведев, академик Н.Х. Амиров, академик А.О. Новокатикян.

Главным направлением работы М.А. Грицевского и созданной им научной школы стало изучение психофизиологических особенностей труда операторов. На это были веские причины – появились предприятия «большой химии». Их запускалось все больше, и они качественно отличались от прежних автоматизацией: ход технологического процесса на этих предприятиях контролировался и регулировался дистанционно операторами с пультов управления. Профессия оператора тогда была новой и отсутствовали подходы к физиологической оценке подобной трудовой деятельности. В своих работах М.А. Грицевский доказывал, что тяжесть и напряженность труда оператора определяются, прежде всего, состоянием ожидания в условиях обстановочной монотонии, умноженным на вероятность ошибочных действий, поскольку последствия их могут быть очень опасны. Эти специфические условия труда создают напряженность физиологических функций организма. То есть операторский труд имеет свою физиологическую цену, величина которой определяется психотипом оператора. Поэтому в зависимости от выраженности личностных качеств различна надежность и успешность деятельности операторов. Полученные в лаборатории данные свидетельствовали об острой необходимости создания системы профотбора для лиц операторских профессий. Правоту воззрений М.А. Грицевского о важности психофизиологических особенностей для успешности операторского труда, которые он отстаивал, очень жестоко и масштабно подтвердила сама жизнь: выводы отечественных и зарубежных экспертов, анализировавших в 1986– 1987 годах причины Чернобыльской катастрофы, говорят о том, что основными ее причинами явились конструкция ядерного реактора и нарушение правил эксплуатации атомной электростанции, совершенное персоналом1 2.

С началом перестройки все работы в лаборатории физиологии труда были сначала приостановлены, а затем в 1993 году из-за отсутствия финансирования лаборатория была упразднена.

М.А. Грицевский предпринимал многочисленные попытки сохранить созданный им работоспособный и сплоченный коллектив с высоким научным потенциалом, но они оказались тщетны. Профессору в расцвете творческой активности поневоле пришлось стать пенсионером. А все его научные сотрудники и ученики оказались востребованными и продолжили работу в других научных организациях и вузах.

Следует особо отметить, что наряду с заведованием лабораторией М.А. Грицевский выполнял большой объем научно-организационной и педагогической работы: являлся членом Проблемной комиссии «Научные основы гигиены труда и профпатологии» АМН СССР, членом Проблемной комиссии по физиологии труда МЗ СССР, членом Научного совета «Проблемы прикладной физиологии человека» АН СССР, участвовал в создании и был членом редколлегии журнала «Физиология человека», входил в президиум Физиологического общества, читал лекции на биофаке в Горьковском университете, разрабатывал приборы для обследования рабочих, удобные для использования в условиях производства, издавал научные сборники по физиологии труда, осуществлял руководство выполнением кандидатских диссертаций и дипломных работ и многое другое.

Умер М.А. Грицевский 31 августа 2015 года, похоронен в Нижнем Новгороде на кладбище «Федяково». Все его бывшие сотрудники и ученики свято берегут память о своем учителе – уникальном человеке и талантливом ученом.

 

1.  Абагян А. А., Асмолов В. Г., Гуськова А. К. Информация об аварии на Чернобыльской АЭС и еe последствиях, подготовленная для МАГАТЭ // Атомная энергия. 1986. Т. 61, №5. С. 301–320.

2.  Infield D.G. Summary Report on the Post-Accident Review Meeting on the Chernobyl Accident: Safety Series No 75–INSAG–1. Physics Bulletin, 1987; 38(6): 230. doi:10.1088/0031-9112/38/6/032

Об авторе

статья Редакционная

Россия


Рецензия

Для цитирования:


Михаил Абрамович Грицевский – профессор без страха и упрека. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(8):87-88.

For citation:


Professor Sergey M. Nikanorov: A founder of the network of plague control institutions in Russia. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(8):87-88. (In Russ.)

Просмотров: 140


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)