Preview
№ 8 (2018)

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 

4-10 4
Аннотация
Приведены данные о распространенности поведенческих факторов риска, определяющих здоровье, среди московских школьников 7-8-х и 10-11-х классов. Выявлены неблагоприятных факторы в отношении здоровья (высокий уровень школьной нагрузки, нездоровое питание, гиподинамия, потребление психоактивных веществ, агрессивное поведение) и представлены их гендерные и возрастные различия. Предложены практические профилактические меры для снижения риска формирования нарушений здоровья.
11-16 1
Аннотация
Представлен анализ данных лонгитудинального наблюдения за здоровьем одних и тех же московских школьников, наблюдавшихся врачами-специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, с 1-го по 11-й класс. Изучена динамика заболеваемости функциональной диспепсией, дискинезией желчевыводящих путей, функциональными кишечными нарушениями, хроническим гастродуоденитом, язвенной болезнью, дефицитом и избытком массы тела, ожирением, ювенильной струмой и др. Помимо показателей заболеваемости проводилось изучение течения патологических процессов по каждой нозологии на протяжении 11 лет. Выявлено, что рассматриваемые нарушения здоровья характеризуются ростом распространенности и/или неблагоприятным течением патологических процессов в школьном онтогенезе. Высокая заболеваемость указанными нарушениями здоровья и ухудшение клинической симптоматики у 43-65 % учащихся в 9-11-х классах свидетельствуют о негативной роли чрезмерных учебных нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и предэкзаменационного стресса в формировании патологических состояний у школьников.
17-20 4
Аннотация
Проведена оценка показателей сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечно-связочной систем и вестибулярного анализатора у 146 младших школьников (68 мальчиков и 78 девочек) 8-9 лет с целью комплексной сравнительной характеристики функционального состояния организма детей разного пола на начальном этапе реализации дифференцированного подхода к организации физического воспитания. Анализ результатов выявил различия между мальчиками и девочками по длительности задержки дыхания на вдохе (23,3 ± 1,0 с и 19,8 ± 0,7 с соответственно;p < 0,05), жизненной ёмкости легких (1 532 ± 45 мл и 1 406 ± 34 мл соответственно; p < 0,05), уровням статического равновесия (4,3 ± 0,3 с и 6,6 ± 0,5 с соответственно; p < 0,05) и статокинетической устойчивости (5,00 ± 0,20 об. и 5,64 ± 0,20 об. соответственно; p < 0,05), силе мышц левой кисти (8,4 ± 0,2 кг и 7,7 ± 0,2 кг соответственно; p < 0,05). Функциональное мышечное тестирование показало, что у мальчиков мышцы и связки шеи, плечевого пояса, грудные мышцы и мышцы туловища чаще находились в закрепощенном состоянии, чем у девочек. Не выполнили тесты на оценку состояния мыщц и связок шеи, плечевого пояса, грудных мышц 27,9 % мальчиков и 7,7 % девочек (p < 0,05; тест 1); 48,5 % мальчиков и 15,4 % девочек (p < 0,05; тест 2); мышц и связок туловища - 10.3 % мальчиков и 1,3 % девочек (p < 0,05); мышц и связок таза и нижних конечностей - 1,5 % мальчиков и 3,8 % девочек, (p > 0,05). Полученные результаты свидетельствуют об особенностях функционального состояния организма младших школьников разного пола и могут быть использованы для гигиенического обоснования дифференцированного подхода к организации их физического воспитания.
21-25 5
Аннотация
Представлены результаты исследования влияния уровня жизни населения на состояние здоровья детей и подростков по данным федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга. Показана динамика заболеваемости детей и подростков социально значимыми и основными классами болезней. Показатели федерального информационного фонда социальногигиенического мониторинга отражают общую картину первичной заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет включительно и подростков от 15 до 17 лет включительно социально значимыми и основными классами болезней без учета принципов возрастной периодизации и не позволяют выявить особенности заболеваемости детей и подростков различных возрастных групп. Чем выше величина прожиточного минимума, тем выше заболеваемость ожирением детей; чем меньше процент лиц с доходами ниже величины прожиточного минимума, тем выше заболеваемость ожирением детей и подростков. На заболеваемость ожирением подростков (как менее чувствительной группы) величина прожиточного минимума достоверного влияния не оказала. Социально-экономическое положение регионов влияет на поведение и заболеваемость детей и подростков: чем выше величина прожиточного минимума, тем выше заболеваемость ожирением детей и удельный вес детей и подростков с понижением остроты зрения.
26-30 1
Аннотация
В современных условиях отмечается рост показателей распространенности психических заболеваний среди всех возрастных групп, отмечаются высокие показатели подростковых суицидов. Цель исследования - оценить санитарно-эпидемиологическое и психологическое благополучие подростков, обучающихся в различных учебных заведениях. Объектом исследования явились 100 девушек и 100 юношей в возрасте 15-18 лет, учащихся общеобразовательных школ и колледжей. В исследовании использованы гигиенические, социологические, клинические, катамнестические и статистические методы. Оценка условий и организации обучения в обследованных школах позволила отнести их к оптимально допустимым, а в колледжах - к потенциально опасным, и прогнозировать в последних формирование морфофункциональных отклонений у подростков. Различные формы психических нарушений выявлены у 67,5 % обследованных. Значительную часть (36 %) из них составили предболезненные состояния, 16 % из них - невротические реакции, 20 % - патохарактерологические реакции. Собственно, неврозы выявлены у 20 % обследуемых. Установлено достоверное преобладание распространенности психических расстройств у подростков в колледжах (82 %) по сравнению со школами (53 %) за счет патохарактерологических реакций. Патохарактерологические и акцентированные личностные особенности являются важнейшими предикторами психических расстройств, из них формируются группы риска, которые должны быть в сфере внимание медицинских и педагогических работников образовательных организаций. Особенности формирования психических расстройств у обучающихся подростков обуславливают необходимость проведения первичной и вторичной психопрофилактики в данных группах.
31-38
Аннотация
Изучена умственная работоспособность и эмоциональное состояние школьников 5-9-х классов разных возрастно-половых групп на уроках с использованием и без использования ПК. Под наблюдением находились 277 учащихся 5-9-х классов (113 мальчиков и 164 девочки). Проанализированы динамические изменения показателей умственной работоспособности и эмоционального состояния детей разного пола на 94 уроках. Показано, что использование компьютера в учебном процессе является значимым фактором формирования утомления для учащихся обоего пола, однако характер и уровень реакции на него неодинаков у мальчиков и девочек. Использование ПК на уроке предопределяет разнообразные изменения изучаемых показателей, направленность которых зависит от пола, возраста и времени его использования в учебной деятельности. Различная продолжительность использования ПК влияет, прежде всего, на качественный показатель корректурной работы - ее точность. От начала к концу обучения в основной школе, на фоне растущей интенсификации обучения, устойчивость к учебным нагрузкам, связанным с использованием ПК на уроках, у девочек увеличивается, а у мальчиков уменьшается. Это свидетельствует о необходимости учета различных психофизиологических реакций детей разного пола, а также особенностей восприятия ими учебной информации при разработке методического обеспечения учебного процесса, связанного с использованием персонального компьютера.
39-43 1
Аннотация
Проведена гигиеническая оценка педагогической технологии обучения младших школьников в условиях активной сенсорно-развивающей среды. Эта технология разработана для снижения утомительного влияния на здоровье школьников большой учебной нагрузки. В условиях Крайнего Севера ее негативное влияние усиливают особенности сурового климата, выраженная гиподинамия, «сенсорный голод». Обучение в условиях активной сенсорно-развивающей среды способствует более благоприятному протеканию адаптации к учебным требованиям, снижению утомительности учебных занятий, распространенности неблагоприятных сдвигов со стороны сердечно-сосудистой системы, нервно-психического статуса детей. Увеличение объема двигательной активности детей в процессе занятий, использование офтальмотренажеров, мебели для занятий стоя-сидя, предусмотренные новой педагогической технологией, содействовали более выраженному, чем в контрольной группе, снижению зрительного утомления и острой заболеваемости школьников. Здоровьесберегающий эффект технологии обучения в условиях сенсорно-развивающей среды способствовал повышению эмоционального комфорта и учебной мотивации младших школьников, снижению деструктивной тревожности.
44-46 1
Аннотация
Представлены результаты гигиенической оценки образовательной системы «УниК», которая используется в начальной школе. Установлено, что, несмотря на более интенсивную организацию учебной деятельности и опережающий темп изучения программного материала с использованием специально подобранных заданий, мультимедийного способа подачи информации, выполнения мероприятий, направленных на профилактику утомления и др., ее реализация не сопровождается у учащихся более выраженным утомлением, чем у их традиционно обучающихся сверстников; показатели физического развития и функциональных возможностей детей не ухудшаются.
47-50 1
Аннотация
Изучены социально-гигиенические особенности жизнедеятельности и здоровья учащихся подросткового возраста, проживающих в четырех регионах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Омская и Псковская области). Установлены региональные особенности жизнедеятельности по особенностям семьи, распространенности нездорового образа жизни, удовлетворенности организацией обучения и профессиональной ориентированностью учащихся, трудовой занятостью, а также показателям состояния здоровья и качества жизни, связанного со здоровьем. Наилучшие показатели здоровья и качества жизни, связанного со здоровьем, наблюдались у подростков Омской области, имеющих лучшие характеристики условий жизнедеятельности. Обоснована важность разработки комплексных региональных профилактических программ для снижения рисков здоровью подростков.
51-54 1
Аннотация
В одномоментном исследовании у 135 московских школьников 1-3-х классов (2017-2018 гг.) измеряли плотность потока энергии (ППЭ) индивидуальных мобильных телефонов (МТ) и с помощью анкет определяли режимы использования ими МТ и показатели их самочувствия. Значения максимальной ППЭ МТ у 43,5 % детей превысили норматив для взрослых (100 мкВт/см2). У большинства детей общая длительность разговоров (ОДР) достигала 6 минут, их количество (КР) - от 1 до 4, длительность каждого (ДР) 1-4 минуты. Обнаружены значимые (p < 0,04) корреляции между использованием МТ и самочувствием. Они были более многочисленными в группе детей без неврологических нарушений в анамнезе (80 чел.), у которых эффект МТ не маскируется нарушениями раннего развития. У них при увеличении ежедневного времени пользования МТ возрастала частота головных болей (КР r = 0,24; ОДР r = 0,26) и тревожных состояний (ДР r = 0,22), а частота головокружений положительно коррелировала с ППЭ (r = 0,24). Обнаружены отрицательные корреляции частоты нарушений сна, внимания и памяти со стажем пользования МТ (г от -0,24 до -0,36), а также положительные корреляции частоты головных болей и тревожных состояний с возрастом детей (r = 0,27). Результаты свидетельствуют о преимущественно негативном влиянии излучения МТ на центральную нервную систему младших школьников, что требует регламентации использования МТ в детском возрасте.
55-58 2
Аннотация
Изучен опыт работы школ по организации здоровьесбережения учащихся в Республиках Азербайджан, Армения, Беларусь, Кыргызстан и Молдова. По материалам самоаудита и экспедиционного обследования школ оценена их вовлеченность в сеть школ здоровья, ориентированность на эффективное образование учащихся в области здоровья, достаточность условий и степень комфортности образовательного процесса для формирования здоровья. Установлено, что большинство школ находится на начальных этапах реализации программ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. При экспертной оценке показателей комплексного анкетирования школьников, характеризующих их психоэмоциональное состояние, распространенность поведенческих факторов риска и жалоб на нарушение здоровья, а также информированность по вопросам здоровьесбережения и сфорормированность культуры здорового образа жизни, - не выявлено выраженных различий у обучающихся в школах с разным уровнем организации здоровьесберегающей деятельности. По итогам научных исследований для национальных координаторов сети школ здоровья, органов управления образованием и здравоохранением республик разработаны унифицированные практические рекомендации (дорожная карта).
59-64 2
Аннотация
Изучение сезонной обеспеченности витаминами 188 организованных детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие стандартную С-витаминизацию третьих блюд рациона питания, показало, что 75-85 % из них имеют круглогодичный дефицит витаминов, который у 40 % носит характер полигиповитаминоза. Результаты исследований свидетельствуют о том, что даже в осенне-зимний период обеспеченность детей основными витаминами не превышает нижней границы физиологической нормы, а в весенние месяцы около 70 % детей испытывают субклинический дефицит витамина С, а 15 % - витамина А. Если в сентябре-октябре каждый третий ребенок имеет дефицит витамина В6, а каждый десятый - витамина D, то к апрелю-маю число детей с недостаточной обеспеченностью этими витаминами увеличивается в 1,8-6,3 раза. Динамическое изучение обеспеченности витаминами организованных детей показало, что половина из них испытывает круглогодичный дефицит витамина В12. Оценка риска развития соматических нарушений здоровья у детей с полигиповитаминозом позволила установить, что низкое содержание в крови витаминов до 3,0 раз повышает риск формирования нарушений физического развития детей, дисфункции сосудистого тонуса и вегетативной реактивности, при этом уровень заболеваемости детей хроническими соматичес -кими заболеваниями повышается в 1,3-2,2 раза. Низкая обеспеченность детей витаминами в 1,63,2 раза повышает риск задержки физического и биологического развития детей; в 2,1 -3,3 раза чаще провоцирует развитие функциональных нарушений дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы. У детей с полигиповитаминозом в 1,3-4,1 раза повышается риск развития хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта и нервной системы, аллергических болезней органов дыхания и кожи, патологии опорно-двигательного аппарата.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)