Preview

Профилактические возможности технологии обучения младших школьников в условиях активной сенсорно-развивающей среды

Полный текст:

Аннотация

Проведена гигиеническая оценка педагогической технологии обучения младших школьников в условиях активной сенсорно-развивающей среды. Эта технология разработана для снижения утомительного влияния на здоровье школьников большой учебной нагрузки. В условиях Крайнего Севера ее негативное влияние усиливают особенности сурового климата, выраженная гиподинамия, «сенсорный голод». Обучение в условиях активной сенсорно-развивающей среды способствует более благоприятному протеканию адаптации к учебным требованиям, снижению утомительности учебных занятий, распространенности неблагоприятных сдвигов со стороны сердечно-сосудистой системы, нервно-психического статуса детей. Увеличение объема двигательной активности детей в процессе занятий, использование офтальмотренажеров, мебели для занятий стоя-сидя, предусмотренные новой педагогической технологией, содействовали более выраженному, чем в контрольной группе, снижению зрительного утомления и острой заболеваемости школьников. Здоровьесберегающий эффект технологии обучения в условиях сенсорно-развивающей среды способствовал повышению эмоционального комфорта и учебной мотивации младших школьников, снижению деструктивной тревожности.

Об авторах

С. А. Уланова
ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»
Россия


М. И. Степанова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Бутко М.А. Взаимосвязь объема двигательной активности детей младшего школьного возраста с их физической подготовленностью, физическим и функциональным развитием, а также с умственной и физической работоспособностью // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2015. № 2. С. 31-35.

2. Дьячкова М.Г., Беляков Н.Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера Pоссийской Федерации // Экология человека. 2005. № 4. С. 19-23.

3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей PАMH, 2009. 240 с.

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. и др. Медикопрофилактические основы работы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. 110 с.

5. Кучма В.Р., Уланова С.А. Школа как территориальный центр здоровьесбережения в условиях Крайнего Севера // Гигиена и санитария. 2015. № 94 (7). С. 58-63.

6. Лусканова Н. Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы: методика: [Электронный ресурс]. Pежим доступа: http:// gymnasium44.ru/forum/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D 0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%9B%D1%83%D1 %81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE %D0%B9.pdf (дата обращения: 24.08.2018).

7. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д. Влияние двигательной активности на состояние костно-мышечной системы современных школьников // Гигиена и санитария. 2010. № 2. С. 78-80.

8. Токарев С.А., Буганов А.А., Уманская Е.Л. Эпидемиологическая оценка факторов риска сердечно-сосудистых заболева ний у детей на Крайнем Севере // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2005. № 4(1). С. 10-13.

9. Тэммл P., Дорки М., Амен В. и др. Тест тревожности. М., 1999. 94 с.: [Электронный ресурс]. Pежим доступа: http://www. shkola-kaz.ru/ooo/2015-2016/ocenochny/test_trevozhnosti_adaptacija _1_klass.pdf (дата обращения: 24.08.2018).

10. Уланова С.А., Шарафуллина Ж.В. Технологические аспекты здоровьесберегающей деятельности в школах Крайнего Севера // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 1. С. 197-204.

11. Уланова С.А., Шарафуллина Ж.В. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в школах Крайнего Севера на основе деятельностного подхода как фактор социализации личности обучающихся: монография. Сыктывкар: ФГБОУ ВО «СГУ им. П. Сорокина», 2017. 182 с.


Для цитирования:


Уланова С.А., Степанова М.И. Профилактические возможности технологии обучения младших школьников в условиях активной сенсорно-развивающей среды. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2018;(8):39-43.

For citation:


Ulanova S.A., Stepanova M.I. Preventive possibilities of younger schoolchildren teaching technology in the conditions of active sensory-developing environment. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2018;(8):39-43. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)