Preview

Гигиеническая оценка умственной работоспособности и эмоционального состояния учащихся разного пола 5-9-х классов на уроках с разной временной продолжительностью использования персонального компьютера

Полный текст:

Аннотация

Изучена умственная работоспособность и эмоциональное состояние школьников 5-9-х классов разных возрастно-половых групп на уроках с использованием и без использования ПК. Под наблюдением находились 277 учащихся 5-9-х классов (113 мальчиков и 164 девочки). Проанализированы динамические изменения показателей умственной работоспособности и эмоционального состояния детей разного пола на 94 уроках. Показано, что использование компьютера в учебном процессе является значимым фактором формирования утомления для учащихся обоего пола, однако характер и уровень реакции на него неодинаков у мальчиков и девочек. Использование ПК на уроке предопределяет разнообразные изменения изучаемых показателей, направленность которых зависит от пола, возраста и времени его использования в учебной деятельности. Различная продолжительность использования ПК влияет, прежде всего, на качественный показатель корректурной работы - ее точность. От начала к концу обучения в основной школе, на фоне растущей интенсификации обучения, устойчивость к учебным нагрузкам, связанным с использованием ПК на уроках, у девочек увеличивается, а у мальчиков уменьшается. Это свидетельствует о необходимости учета различных психофизиологических реакций детей разного пола, а также особенностей восприятия ими учебной информации при разработке методического обеспечения учебного процесса, связанного с использованием персонального компьютера.

Об авторе

Е. Д. Лапонова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Вятлева О.А. Нейробиологические особенности мальчиков и девочек (научный обзор) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 2. С. 12-17.

2. Вятлева О.А. Успешность мальчиков и девочек в образно-пространственной деятельности на разных этапах пубертатного периода: значение полушарных мозговых стратегий // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 4. С. 41.

3. Грибанов А.В., Джос Ю.С. Половые различия спектральных характеристик фоновой ЭЭГ у детей младшего школьного возраста // Вестник Российской академии медицинских наук. 2016. № 1. С. 52-60.

4. Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. М.: Пашков дом, 2010. 78 с.

5. Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 1. С. 4-10.

6. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова С.А. и др. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения // Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 42-46.

7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников // Российский педиатрический журнал. 2016. № 19(6). С. 367-373.

8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. М.: Просвещение, 2012. 128 с.

9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: НЦЗД РАМН, 2009. 240 с.

10. Лапонова Е.Д. Гигиеническая оценка дифференцированного подхода к организации обучения подростков разного пола // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8 (269). С. 30-33.

11. Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Чубаровский В.В. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 10-16.

12. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников. М.: ТЦ Сфера, 2007. С. 31-40.

13. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Лапонова Е.Д. и др. Гигиеническая регламентация занятий школьников за компьютером // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8. С. 25-27.

14. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Лапонова Е.Д. и др. Обоснование регламентов использования компьютеров с жидкокристаллическим монитором в процессе учебных занятий // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 1. С. 108-110.

15. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий // Гигиена и санитария. 2012. № 2. С. 52-55.

16. Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование: анализ конфликтов половозрастной идентификации. Красноярск: КГУ, 1996. 174 с.

17. Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта: Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychepravo.ru/law/int/helsinkskaya-deklaraciya.htm (дата обращения: 01.08.2018).


Для цитирования:


Лапонова Е.Д. Гигиеническая оценка умственной работоспособности и эмоционального состояния учащихся разного пола 5-9-х классов на уроках с разной временной продолжительностью использования персонального компьютера. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2018;(8):31-38.

For citation:


Laponova E.D. Hygienic assessment of mental performance and emotional state of schoolchildren of different gender of 5-9 grades in lessons with different time duration of use a personal computer. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2018;(8):31-38. (In Russ.)

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)