Preview

Здоровьесберегающая деятельность школ стран Восточной Европы и Центральной Азии

Полный текст:

Аннотация

Изучен опыт работы школ по организации здоровьесбережения учащихся в Республиках Азербайджан, Армения, Беларусь, Кыргызстан и Молдова. По материалам самоаудита и экспедиционного обследования школ оценена их вовлеченность в сеть школ здоровья, ориентированность на эффективное образование учащихся в области здоровья, достаточность условий и степень комфортности образовательного процесса для формирования здоровья. Установлено, что большинство школ находится на начальных этапах реализации программ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. При экспертной оценке показателей комплексного анкетирования школьников, характеризующих их психоэмоциональное состояние, распространенность поведенческих факторов риска и жалоб на нарушение здоровья, а также информированность по вопросам здоровьесбережения и сфорормированность культуры здорового образа жизни, - не выявлено выраженных различий у обучающихся в школах с разным уровнем организации здоровьесберегающей деятельности. По итогам научных исследований для национальных координаторов сети школ здоровья, органов управления образованием и здравоохранением республик разработаны унифицированные практические рекомендации (дорожная карта).

Об авторах

В. Р. Кучма
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


М. А. Поленова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


И. К. Рапопорт
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


М. И. Степанова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


П. И. Храмцов
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р. Гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся: руководство. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. 85 с.

2. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 2017. 170 с.

3. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова С.А. и др. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения // Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 42-45.

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие). М., 2009. 128 с.

5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг и эффективность / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: Просвещение, 2012. 253 с.

6. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. 240 с.

7. Нотова С.И., Бурлуцкая Т.И., Бурлуцкая О.И. и др. Особенности питания, элементного статуса организма учащихся и их успеваемость // Вопросы современной педиатрии. 2007. Т. 6. № 5. С. 70-74.

8. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях: Приказ Минздрава России от 5 ноября 2013 года № 822н: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158224/2ff7a8c72de39 94f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 04.08.2018).

9. Поленова М.А. Информационно-образовательные нагрузки как фактор риска здоровью школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 10 (271). С. 20-22.

10. Поленова М.А. Совещание национальных координаторов сети школ здоровья в Европе стран Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), 2017 // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 1. С. 56-58.

11. Соколова С.Б. Европейские школьные службы здравоохранения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 1. С. 53-60.

12. Соколова С.Б., Кучма В.Р. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 8 (281). С. 8-12.

13. Соколова С.Б., Кучма В.Р. Формирование здорового образа жизни российских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 3. С. 27-33.

14. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28-31.

15. Храмцов П.И. Школьные проекты формирования единой профилактической среды на основе системной интеграции двигательной активности в образовательный процесс (научный обзор) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 3. С. 34-40.


Для цитирования:


Кучма В.Р., Поленова М.А., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Храмцов П.И. Здоровьесберегающая деятельность школ стран Восточной Европы и Центральной Азии. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2018;(8):55-58.

For citation:


Kuchma V.R., Polenova M.A., Rapoport I.K., Stepanova M.I., Khramtsov P.I. Health-saving activities in schools of Eastern Europe and Central Asia. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2018;(8):55-58. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)