ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
Введение. Формы ведомственного статистического наблюдения Роспотребнадзора, наряду с данными Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, являются важным источником информации не только для расчета эффективности деятельности Службы, оценки предотвращенных потерь здоровья населения, но и подготовки аналитических отчетов различного уровня, при этом получившиеся результаты в том числе зависят от изменений структуры и содержания форм.
Цель исследования: анализ вариативности и устойчивости данных статистических форм как входных параметров для оценки результативности и эффективности действий Роспотребнадзора по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия за период с 2017 по 2023 г.
Материалы и методы. Проведен ретроспективный сравнительный анализ структурных единиц (строки, столбцы) следующих форм ведомственного статистического наблюдения Роспотребнадзора, с учетом изменений в правовом поле в области санитарно-эпидемиологического благополучия за период с 2017 по 2023 г.: форма № 18, форма № 1, форма № 1-контроль и форма № 13.
Результаты. Трансформация нормативно-правовой базы, отмеченная в период с 2017 по 2023 г., привела к изменению структуры и содержания рассматриваемых форм статотчетности Роспотребнадзора. Общие тенденции к смещению контрольно-надзорной деятельности в сторону увеличения объема профилактических мероприятий (темп снижения проводимых контрольно-надзорных мероприятий 2023 г. к 2019 г. составил 80,8 %), расширению и детализации анализируемых показателей (добавлено и переименовано более 900 структурных показателей) и снижению объема ряда данных приводят к изменению вариативности и устойчивости статистических данных, выступающих в качестве информационной базы для широкого круга аналитических задач.
Выводы. Анализ показал, что пересмотры форм приводят к изменению динамических рядов многолетних данных, что сказывается на результатах различных решений аналитических задач. Даны рекомендации о включении в план работ, связанных с перестроением моделей причинно-следственных связей в тройственной системе «Деятельность Роспотребнадзора – качество среды обитания – состояние здоровья населения».
КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
Введение. Федеральный проект «Чистый воздух» предполагает достижение существенного улучшения качества жизни населения в городах с высоким и очень высоким загрязнением атмосферы через механизм директивного квотирования выбросов.
Цель исследования: апробация алгоритма и математического аппарата по выбору объектов квотирования по критериям риска здоровью.
Материалы и методы. Объектом исследования являлся г. Чита. Выполнены расчеты приземных концентраций более 100 химических примесей в 15 тысячах точек на селитебной территории (188 промышленных объектов, 28 тысяч источников автономного теплоснабжения, 391 участок улично-дорожной сети) с применением программы «Эколог-город». Проведена оценка канцерогенного, острого и хронического неканцерогенного риска здоровью по стандартизованной процедуре. В каждой точке и в целом по городу определены вклады каждого химического вещества и каждого субъекта в риск.
Результаты. Сформирован перечень из 29 хозяйствующих субъектов и иных источников выбросов, которые создают основную аэрогенную угрозу для жителей города и которые целесообразно включить в перечень квотируемых объектов. Для каждого объекта сформирован перечень химических веществ, в отношении которых целесообразна разработка мероприятий по снижению, в том числе в рамках директивного регулирования. Показано, что отсутствует обоснованность обязательного сокращения выбросов приоритетных веществ на всех объектах. При этом ряд объектов, исключаемых из квотирования, вносит существенные вклады в неприемлемые риски здоровью жителей. Целесообразно их включение в перечень нормируемых объектов.
Заключение. Целевое сокращение выбросов на объектах, вносящих наибольший вклад в нарушения гигиенических нормативов и риски здоровью, позволит наиболее результативно снизить угрозу для здоровья горожан. Представляется актуальным и обоснованным переход от директивно заданного снижения выбросов к адресному планированию воздухоохранных мероприятий. Количественные параметры требуемого снижения выбросов должны быть адекватны вкладам источников и химических веществ в загрязнение воздуха и неприемлемые риски для здоровья
Введение. Производственная деятельность химически опасных объектов, относящихся к ракетно-космической отрасли, нередко связана с использованием высокотоксичных компонентов жидкого ракетного топлива, что определяет ее как потенциальный источник негативного воздействия на среду обитания населения.
Цель исследования: комплексная гигиеническая оценка состояния среды обитания населения в районе расположения предприятия ракетно-космической отрасли.
Материалы и методы. Оценка выполнена за период 2018–2023 гг. на основании данных производственного контроля предприятия, а также материалов, полученных в ходе социально-гигиенического мониторинга, проводимого МРУ № 91 ФМБА России и Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области.
Результаты. Установлено отсутствие загрязнения атмосферного воздуха, почвы, воды реки компонентом ракетного топлива и продуктами его трансформации. Выявленные случаи повышенного содержания в поверхностных и подземных водах железа и марганца, а также высокие показатели мутности имеют природный характер. В воде из скважины, расположенной на территории города, концентрации нитратов составляли до 1,2 ПДК. В связи с отсутствием водоочистных сооружений качество питьевой воды для потребителей определялось преимущественно ее составом в источнике водоснабжения. Найдено, что почва жилой зоны населенного пункта городского типа загрязнена цинком до 4,0 ОДК, марганцем до 1,5 ПДК, никелем до 2,7 ОДК, кадмием до 1,2 ОДК и бенз(а)пиреном до 2220 ПДК.
Заключение. Сделан вывод, что хозяйственная деятельность химически опасного объекта не оказывает существенного негативного воздействия на состояние атмосферного воздуха, почвы и воды поверхностных водоемов. Установленные случаи повышенного содержания нитратов в пробах воды из скважины могут свидетельствовать о влиянии изучаемого предприятия на состояние подземных вод.
ГИГИЕНА ТРУДА
Введение. При попадании внутрь организма мелкодисперсные частицы пыли могут вызывать значительные структурные и функциональные изменения на клеточном и субклеточном уровнях. Несмотря на продолжающиеся исследования взаимодействия частиц с отдельными белками, изменение свойств мелкодисперсных смесей в средах более сложного состава изучено недостаточно.
Цель исследования: изучить трансформацию частиц пыли горно-металлургического предприятия в культуральной среде, содержащей биологически активные молекулы.
Материалы и методы. Для эксперимента брали фракцию пыли промышленных выбросов размером менее 1 мкм (PM1). С помощью анализатора размеров наночастиц IG-1000 Plus (Shimadzu, Япония) методом диэлектрофореза были измерены физические параметры частиц исходной пыли, а также после ее взаимодействия с культуральной средой через 1, 24, 168, 336, 744 ч экспозиции. Культуральная среда состояла из сыворотки крови крупного рогатого скота и питательной среды «Игла МЕМ» с солями Эрла и глутамином.
Результаты. Было установлено уменьшение диапазонов распределения размеров твердых мелкодисперсных частиц пыли (от 13,04 до 44,52 и от 17,54 до 110,64 нм), повышение значений удельной поверхности (до 0,28 и 0,16 нм2/нм3) и коэффициентов диффузии (до 2,33 × 10–14 и 1,34 × 10–14 см2/с) через 168 и 336 ч экспозиции с культуральной средой, по сравнению с другими временными интервалами. Диапазоны распределения, средние значения размеров, удельная поверхность, геометрическая форма частиц были практически одинаковыми перед экспериментом и в конце него.
Выводы. При исследовании растворимости частиц пыли фракции PM1 в эксперименте in vitro установлено их взаимодействие с компонентами культуральной среды, характеризующееся изменением физических параметров частиц за период времени от 1 до 744 ч. Выявлены время-зависимые сдвиги размеров, формы, удельной поверхности и коэффициентов диффузии частиц.
ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
Введение. Качество питания детей – ключевой фактор их физического и когнитивного развития. Для его оценки по всему миру разрабатывают специализированные индексы, учитывающие возрастные потребности, национальные диетологические рекомендации и особенности пищевого поведения. В данной статье представлен обзор основных индексов качества питания для детей, методик их конструирования, их преимуществ и ограничений.
Целью исследования является анализ различных индексов качества питания, которые используются в мировой практике для анализа рационов детей.
Материалы и методы. Литературный поиск исследований по разработке индексов качества питания, их обоснованию и анализу был осуществлен с помощью баз данных на платформах PubMed, Elsevier, Science Daily, ResearchGate по ключевым словам: «питание детей», «качество рациона детей», «индекс здорового питания для детей», «HEI-toddlers», «KIDMED», «DDS for children», «MAD». Всего было проанализировано 50 научных работ (42 зарубежных и 8 российских), опубликованных по теме в период 2004–2025 гг., при этом 29 работ не старше 2020 г. выпуска.
Результаты. В данном обзоре были рассмотрены 6 ключевых индексов, используемых в зарубежной практике и оценивающих качество питания детей на основе данных о потреблении пищевых продуктов – HEI (Healthy Eating Index), DQI-C (Diet Quality Index for Children), KIDMED (Mediterranean Diet Quality, DDS (Dietary Diversity Score) и MAD.
Заключение. Стандартизированный индекс HEI подходит для мониторинга на национальном уровне, а индекс DQI-C с более гибкой системой оценивания – для комплексного анализа качества питания в локальных исследованиях. Индекс KIDMED оценивает приверженность средиземноморской диете у детей, а DDS фокусируется только на разнообразии рациона.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
Введение. Очистка внутренней среды закрытых помещений пробиотическими средствами – развивающаяся экологичная дезинфектологическая технология, направленная на улучшение эпидемиологического и санитарно-гигиенического состояния за счет вытеснения пробиотическими культурами патогенной микрофлоры с объектов окружающей среды.
Цель исследования: разработать и обосновать методологию автоматизированной пробиотической очистки внут ренней среды закрытого помещения на основе Bacillus spp., рассчитанную для современного сетевого программно-аппаратного комплекса на базе системы «интернет вещей», и апробировать ее при моделировании условий реального применения с использованием лабораторных животных.
Материалы и методы. На основе анализа 32 литературных источников рассчитали режим для автоматизированной пробиотической очистки. Тестирование нового способа проводили в экспериментальном закрытом помещении объемом 40 м3. Распыление раствора коммерческого пробиотика на основе Bacillus spp. осуществлялось с помощью адиабатического увлажнителя воздуха, подключенного к модулю управления сетевого программно-аппаратного комплекса на базе системы «интернет вещей». Антимикробная эффективность очистки оценивалась стандартными микробиологическими методами. Проверка воздействия на организм осуществлялась по интегральным показателям функционального состояния организма и изменениям в микрофлоре толстого кишечника лабораторных крыс.
Результаты. Разработана и обоснована методология автоматизированной пробиотической очистки внутренней среды закрытого помещения на основе Bacillus spp.: для помещения объемом 40 м3 рекомендуемый режим распыления пробиотика с концентрацией микроорганизмов (2,8 ± 0,4) × 103 КОЕ/мл составляет ежечасно по 273 мл в течение 28 суток. Апробация данного режима показала антимикробное действие в отношении Enterococcus spp. и Staphylococcus spp. при отсутствии избыточного роста Bacillus spp. на поверхностях. Не выявлено негативного влияния на общее состояние лабораторных животных. Показано антиклостридиальное действие на микрофлору толстого кишечника крыс.
Заключение. Разработанная и обоснованная новая методология автоматизированной пробиотической очистки внутренней среды закрытого помещения была апробирована при моделировании условий реального применения. Получены базисные данные ее воздействия на санитарно-показательные микроорганизмы внутренней среды закрытого помещения и на отдельные параметры состояния организма лабораторных животных.
Введение. Повсеместное распространение иксодовых клещей, их способность резервировать и передавать возбудителей многих инфекций вирусной и бактериальной природы обуславливает актуальность исследования.
Цель исследования: охарактеризовать структуру и распространенность генетических маркеров возбудителей трансмиссивных инфекций у клещей D. reticulatus и I. persulcatus, собранных с растительности в Тюменской области и подзоне средней тайги Ханты-Мансийского автономного округа.
Материалы и методы. Ретроспективный анализ за 16-летний период, охватывающий эпидемические сезоны 2004, 2007–2011, 2013, 2015–2018 и 2021–2025 гг., в ходе которого было собрано с растительности методом «на флаг» и идентифицировано 5473 имаго клещей вида I. persulcatus (n = 2742) и D. reticulatus (n = 2731) с территорий Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Проведена видовая идентификация и определен пол клещей. Методом полимеразной цепной реакции исследованы непулированные клещи на наличие генетических маркеров вируса клещевого энцефалита, иксодовых клещевых боррелиозов, моноцитарного эрлихиоза человека и гранулоцитарного анаплазмоза человека. Рассчитаны среднемноголетние показатели, выполнен анализ номинальных переменных с применением критерия χ² Пирсона, с визуализацией и систематизацией информации в Microsoft Excel. Статистический анализ выполнен лицензионным программным обеспечением IBM SPSS Statistics 22.0.
Результаты. Многолетнее исследование иксодовых клещей показало, что D. reticulatus чаще всего были обнаружены на урбанизированных и парковых территориях г. Тюмени, реже в подзоне подтайги и северной лесостепи. I. persulcatus преобладали в подзоне южной тайги Тюменской области и средней тайги ХМАО. С 2015 г. на территории г. Тюмени впервые были обнаружены I. persulcatus. Анализ гендерной структуры выявил преобладание в сборах с растительности самок у вида I. persulcatus, а самцов – у D. reticulatus. У I. persulcatus, собранных в подзоне северной лесостепи, выявляли маркеры МЭЧ – в 27,8 % и ИКБ – в 26,8 % случаев. У D. reticulatus, собранных в г. Тюмени, обнаружена ДНК боррелий в 1,8 % и ДНК анаплазм – в 0,4 % случаев. В подзоне южной тайги у I. persulcatus обнаружены ДНК ИКБ в 59,5 % случаев, ДНК МЭЧ – в 14,6 %, ГАЧ – в 16,4 %, РНК КЭ – в 5,9 %. В зоне средней тайги у I. persulcatus чаще выявляли ДНК ИКБ в 46,5 % случаев, ДНК МЭЧ – в 15,7 % и РНК КЭ – в 7,1 % случаев.
Заключение. Показана ведущая роль I. persulcatus в поддержании эпидемической активности природных очагов в ландшафтных зонах Тюменской области (северная лесостепь, южная тайга) и ХМАО (подзона средней тайги).
Введение. Под действием сублетальных стрессовых нагрузок неспорообразующие бактерии (в том числе Salmonella spp.) способны формировать дормантные клеточные фенотипы, которые не растут на традиционных дифференциально-диагностических средах.
Цель исследования: изучить возможность смены фенотипа Salmonella Enteritidis с вегетативного на дормантный под действием морской воды.
Материалы и методы. Штамм Salmonella Enteritidis / food / Primorsky_krai_Artyem / S-28390 / 2024 (38,0 : 1,4) (VGARus ID prim001916) на протяжении 40 сут. параллельно инкубировался в стерильном физиологическом растворе и стерилизованной морской воде для выяснения возможности трансформации вегетативного фенотипа в дормантный. Реверсию дормантного фенотипа к вегетативному осуществляли путем алиментарного заражения лабораторных мышей, предварительно аттестованных на отсутствие сальмонеллезной инфекции. Помимо стандартных бактериологических методов в работе использованы плазмидомный анализ, полимеразная цепная реакция для индикации ДНК сальмонелл в режиме реального времени и полногеномное NGS-секвенирование.
Результаты. Показано, что длительная инкубация в морской воде запускает механизм трансформации вегетативного фенотипа S. Enteritidis в дормантный. Вместе с тем аналогичная инкубация S. Enteritidis в физиологическом растворе такую трансформацию не вызывает, и бактериальные клетки естественным образом погибают в отсутствие питательных веществ, однако оставшиеся в культуре жизнеспособные клетки не превращаются в дормантные. Реверсия к вегетативному фенотипу происходит после пассирования дормантной формы в перорально инокулированных лабораторных мышах. Идентичность геномов штаммов в дормантном состоянии, использованном для алиментарного заражения мышей, и в вегетативном состоянии, получаемом после пассирования, подтверждается 99,8% совпадением контигов в результате NGS-секвенирования.
Заключение. Стерилизованная морская вода как абиотический фактор способна запускать механизм трансформации вегетативного фенотипа S. Enteritidis в дормантный. Это требует детализировать гигиенические требования к зонам рекреации морских побережий в части разработки методов индикации патогенных бактерий с дормантным фенотипом.
Введение. На территории Хабаровского края локализуются сочетанные природные очаги клещевых трансмиссивных инфекций, характеризующиеся стойкостью и цикличностью функционирования. Из 19 административных территорий края 16 являются эндемичными по вирусному клещевому энцефалиту и другим клещевым инфекциям. В связи с вышеизложенным неотъемлемым элементом эпидемиологического надзора за данной группой инфекций является мониторинг показателей обилия, видового состава и инфицированности иксодовых клещей возбудителями клещевых трансмиссивных инфекций.
Цель исследования: анализ показателей инфицированности возбудителями клещевых трансмиссивных инфекций иксодовых клещей, удаленных после присасывания к человеку, на территории Хабаровского края в 2017–2024 гг.
Материалы и методы. С целью мониторинга инфицированности переносчиков клещевых трансмиссивных инфекций в течение эпидемического сезона (апрель – октябрь) 2017–2024 гг. было исследовано 16 863 напитавшихся иксодовых клещей, удаленных после присасывания к человеку, на территории Хабаровского края. Выявление антигена вируса клещевого энцефалита в клещах проводили методом иммуноферментного анализа, ДНК боррелий, риккетсий, эрлихий и анаплазм – методом полимеразной цепной реакции. Амплификацию нуклеиновых кислот проводили методом ОТ-ПЦР в режиме реального времени.
Результаты. Среди переносчиков, удаленных после присасывания к человеку, 76,0 % составили клещи рода Ixodes, клещи рода Haemaphysalis – 7,6 %, клещи рода Dermacentor – 3,1 %, клещи без уточнения рода – 13,3 %. Генетический материал возбудителей иксодовых клещевых боррелиозов – боррелий комплекса B. burgdorferi s. l. – был выявлен в 39,2 % проб, ДНК B. miyamotoi – в 6,6 % случаев, ДНК A. phagocytophilum – в 6,2 %, ДНК E. muris / E. chaffeensis – в 5,72 %, ДНК R. sibirica – в 0,4 %, ДНК R. heilongjiangensis – в 21,5 % проб. Наиболее подвержены многокомпонентному микст-инфицированию возбудителями КТИ (четырьмя и более) клещи рода Ixodes.
Заключение. Данные ежегодного мониторинга инфицированности иксодовых клещей доказывают наличие и активность сочетанных природных очагов клещевых трансмиссивных инфекций на территории Хабаровского края.
ЮБИЛЕИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
ISSN 2619-0788 (Online)
.png)

























