
«Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО» – ежемесячный научно-практический рецензируемый журнал, издается с 1993 года.
ЗНиСО предоставляет актуальные и авторитетные материалы по профилактической медицине:
- гигиене (влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека);
- эпидемиологии (эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней);
- общественному здоровью, организации и социологии здравоохранения (медицинские науки) (влияние социально-экономических факторов на состояние общественного здоровья, сохранение и укрепление здоровья);
- социальной структуре, социальным институтам и процессам (социологические науки) (влияние социально-экономических факторов на состояние общественного здоровья и организация медицинской помощи);
- медицине труда (медицинские и биологические науки).
Выпуски содержат научные статьи на основе оригинальных исследований, теоретические, методологические и обзорные статьи, включая систематические обзоры по широкому кругу вопросов, отчеты о прошедших научно-практических мероприятиях и др. Регулярно публикуются статьи ведущих авторитетных ученых и отчеты о новейших разработках и обмену опытом в области профилактической медицины.
Качественная независимая экспертная оценка, контроль соблюдения политики журнала и принятых редакцией высоких стандартов работы позволяют авторам максимально повысить эффективность своей работы для широкого круга исследователей со всего мира.
Авторы, редколлегия и редсовет журнала разнообразны, многие из них являются представителями различных регионов и стран, например, Европы (Германия, Хорватия, Норвегия, Белоруссия, Греция, Финляндия), Азии (Казахстан), Юго-Восточной и Восточной Азии (Вьетнам, Китай), Закавказья (Азербайджан). География читательской аудитории – Россия и страны ЕАЭС.
Журнал входит в перечень рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертационных исследований на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Учредителем журнала является ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора. Печатное периодическое издание «Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО» зарегистрировано в Роскомнадзоре (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-71110 от 22.09.2017 г.).
Главный редактор: Попова Анна Юрьевна.
Периодичность – 1 раз в месяц. Плановый тираж – 1 000 экз.
Показатели эффективности журнала: импакт-фактор РИНЦ 2021 (пятилетний) – 0,686; десятилетний индекс Хирша (h‐индекс) – 87.
Журнал придерживается принципов и требований следующих организаций:
- Комитета по этике научных публикаций – Committee on Publication Ethics (COPE);
- Всемирной ассоциации медицинских редакторов (WAME) (Главный редактор ЗНиСО является членом Ассоциации);
- Международного комитета редакторов медицинских журналов (ICMJE) (журнал включён в список изданий, заявляющих, что они следуют рекомендациям Комитета);
- Комитета научных редакторов (CSE), а также учитывает ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств, в том числе Elsevier.
Плата за редакционную обработку и публикацию статьи с авторов не взимается.
Декларация о политике доступа к материалам – открытый доступ ко всем опубликованным материалам предоставляется не ранее чем через 6 месяцев с момента их публикации.
Журнал проиндексирован в Российской научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU, CYBERLENINKA, библиографической базе данных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), Российской государственной библиотеке (РГБ), Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science, Google (Google Scholar), Dimensions, LENS.ORG, NLM Catalog, Ulrich’s Periodicals Directory, ROAD, EMBASE, VINITI RAN и другие.
Дата обновления: 10.11.2022
Текущий выпуск
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ 
Введение. Спрос на медицинские услуги неодинаков для различных групп населения. Определение межгрупповых различий в использовании системы здравоохранения способствует выявлению диспропорций в доступности медицинской помощи. Для исследования поведения разных групп населения в системах здравоохранения используется модель Андерсена, являющаяся теоретическим базисом данной работы.
Цель исследования: определить группы населения РФ, которые более склонны обращаться за помощью в медицинские организации, и установить различия в их предпочтениях между государственными и частными медицинскими организациями.
Материалы и методы. В работе применяются методы статистического и регрессионного анализа с использованием данных «Национального мониторинга общественного здоровья» 2022 года. Полученная в рамках исследования репрезентативная выборка взрослого населения состояла из 2150 респондентов.
Результаты. Каждые четыре из пяти респондентов обращались за помощью в медицинские организации (79,0 %) за последний год. Две трети респондентов хотя бы однажды посещали частную клинику (65,3 %) за последний год. Более склонными обращаться за медицинской помощью оказались женщины, представители молодых возрастных групп населения, состоящие в браке, имеющие высшее образование, занятые, индивиды с ежемесячными доходами от 20 тысяч рублей, низко оценивающие состояние своего здоровья. Первые четыре перечисленные группы населения и представители высшей доходной группы (от 60 тысяч рублей) более вероятно пользовались услугами частных клиник чем остальные респонденты.
Заключение. Исследование не показало различий в доступности услуг системы здравоохранения между респондентами, проживающими в населенных пунктах разной величины. Различия в доступности медицинских услуг оказались связанными со статусом занятости и доходами индивидов.
Введение. Вакцинопрофилактика является самым эффективным и экономически выгодным способом предупреждения возникновения инфекционных заболеваний. Но, несмотря на научно-доказанную положительную роль вакцинации, в последние годы в мире складывается неоднозначное отношение к проводимой прививочной кампании.
Цель – апробация и валидация разработанной авторской методики, позволяющей определить уровень приверженности населения к вакцинации.
Материалы и методы. Материалом для исследования служила авторская методика, состоящая из четырех групп (шкал) и включающая в себя 36 вопросов, являющихся индикаторами для оценки уровня приверженности вакцинации. В апреле – июне 2023 года было проведено анкетирование 300 респондентов в возрасте от 19 до 75 лет, которым был предложено оценить степень своего согласия или несогласия по шкале Лайкерта (от «согласен» до «не согласен»). Каждый показатель представлял собой величину, вычисленную для конкретного респондента, выраженную в баллах. Подсчет баллов производился в ручном или автоматическом режиме.
Статистическая обработка материалов осуществлялась с использованием статистических программ обработки SPSS Statistics 23.0 с применением методов корреляционного анализа и описательной статистики.
Результаты. В общей выборке уровень приверженности вакцинации оказался средним у 179 респондентов (59,7 %), низким – у 9 (3,0 %) и высоким – у 112 (37,3 %). Корреляционный анализ (по r-Спирмену) уровня приверженности вакцинации и ответов на вопросы методики показал статистически значимые положительные связи. Методика удовлетворяет стандартным требованиям к методикам относительно их надежности: на внутреннюю согласованность, факторную валидность шкал, надежность частей теста (α-коэффициент Кронбаха составляет 0,830, факторный анализ позволил выделить 4 компоненты).
Заключение. Проведенная апробация и последующая валидация разработанной авторской методики позволили определить уровень приверженности населения вакцинации как средний, шкалы анкеты соответствуют значимым факторам, влияющим на выбор поведенческой стратегии. Предложенная методика может быть рекомендована как для исследовательских целей, так и в практическом применении в организациях здравоохранения.
СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ 
Введение. Пандемия COVID-19 неоднозначно отразилась на физической активности населения. С одной стороны, наблюдалось снижение физической активности граждан из-за ограничительных мер. С другой стороны, эпидемиологическая ситуация заставила людей обращать больше внимания на свое здоровье, в том числе путем повышения физической активности.
Цель исследования: описать изменения физической активности трудоспособного населения России вследствие пандемии COVID-19 и оценить влияние физической активности на здоровье россиян в период пандемии.
Материалы и методы. Эмпирическая база исследования – данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ-ВШЭ) четырех волн: «допандемийный» период – 27-я и 28-я волны, проведенные с октября 2018 г. по январь 2020 г., «пандемийный» период – 29-я и 30-я волны, проведенные с октября 2020 г. по январь 2022 г. Выборочная совокупность: трудоспособное население (от 18 до 64 лет). Данные обрабатывались с помощью статистического пакета SPSS STATISTICS.
Результаты. По результатам исследования установлено, что в 2019 году физкультурой занимались 26 % населения, а к 2021 году эта группа увеличилась до 31 %. Россияне, которые активно занимались спортом до пандемии, еще больше увеличили свою физическую активность, а число «неактивных» граждан сократилось с 728 до 707 человек. Во время пандемии COVID-19 получила популярность физическая активность средней интенсивности. Так, количество занимающихся прогулочной ходьбой увеличилось на 7 %.
Выводы. Таким образом, физическая активность трудоспособного населения России в условиях пандемии COVID-19 возросла, однако она не соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения.
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 
Введение. В школьном возрасте зарождаются поведенческие модели образа жизни, определяющие состояние здоровья во взрослой жизни. Школы считаются лучшей средой для формирования приверженности здоровому образу жизни.
Цель исследования: проведение оценки приверженности здоровому образу жизни сельских учащихся до и после осуществления профилактических мероприятий по гигиеническому воспитанию.
Материалы и методы. Проведено дважды анкетирование учащихся 6 школ Бековского района Пензенской области с использованием международного опросника HEALTH BEHAVIOR IN SCHOOL-AGED CHILDREN. Анонимно в 2015 г. опрошено 617, в 2022 г. – 596 учащихся 5–11-го классов (11–17 лет). Разработан метод интегральной оценки приверженности детей и подростков здоровому образу жизни, основанный на совокупном соблюдении школьниками шести компонентов здорового образа жизни. Выделены 4 варианта приверженности здоровому образу жизни. Показатель приверженности определен как доля лиц, соблюдающих конкретное количество компонентов здорового образа жизни, от общего числа опрошенных респондентов и выражен в процентах.
Результаты. До начала профилактического вмешательства в 2009 году среди учащихся 5–8-го классов курили или пробовали курить 12,7 % мальчиков и 7,2 % девочек, среди учащихся 9–11-го классов – соответственно 28,1 и 16,4 %. На первом этапе вмешательства (2008–2015 гг.) было достигнуто значительное сокращение числа курящих школьников. После внедрения в 2015 г. в школах района второго этапа вмешательства в гигиеническое воспитание среди 11–14-летних школьников повысилось число ежедневно употребляющих фрукты (ОШ: 1,45; 95 % ДИ: 1,06–1,99), снизилось число курящих (ОШ: 0,22; 95 % ДИ: 0,07–0,66), употребляющих спиртные напитки (ОШ: 0,25; 95 % ДИ: 0,08–0,76). Среди школьников 15–17 лет повысилось число ежедневно употребляющих фрукты (ОШ: 0,049; 95 % ДИ: 1,49–1,06), овощи (ОШ: 1,78; 95 % ДИ: 1,16–2,73), имеющих достаточную физическую активность (ОШ: 1,9; 95 % ДИ: 1,26–2,87), некурящих (ОШ: 0,45; 95 % ДИ: 0,21–0,96), не употребляющих алкоголь (ОШ: 0,29; 95 % ДИ: 0,11–0,8). Показатель приверженности здоровому образу жизни среди учащихся 5–8-го классов увеличился с 1,54 (95 % ДИ: 0,8; 2,28) в 2015 г. до 3,98 % (95 % ДИ: 2,76; 5,2) (P < 0,05) в 2022 г., среди учащихся 9–11-го классов – соответственно с 1,76 (95 % ДИ: 1,21; 2,31) до 1,83 (95 % ДИ: 1,21; 2,45).
Выводы. Двухэтапное профилактическое вмешательство в гигиеническое воспитание в школах сельского района без привлечения дополнительных финансовых затрат способствовало повышению среди учащихся 5–8-го классов приверженности здоровому образу жизни.
Введение. В настоящее время особую значимость приобретает диагностика донозологических состояний у студентов среднего профессионального образования медицинского профиля в связи с широким использованием современного оборудования, технологий и материалов в процессе их профессионального обучения.
Цель исследования: оценка функционального статуса студентов медицинского колледжа, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» на разных курсах обучения.
Материалы и методы. Выполнено одномоментное поперечное исследование юношей – студентов медицинского колледжа Волгоградского государственного медицинского университета (специальность «Стоматология ортопедическая» n = 182) в апреле-мае 2023 г. Сформированы три группы наблюдения: 1-я группа – обучающиеся на 1-м курсе, средний возраст 18,29 ± 0,11 (66 человек); 2-я группа – студенты 2-го курса, средний возраст 19,84 ± 0,20 (60 человек); 3-я группа – обучающиеся 3-го года обучения в колледже, средний возраст 20,66 ± 0,24 (56 человек). Проведен расчет показателей вариабельности сердечного ритма. Проанализированы интегративные показатели деятельности регуляторных систем с выделением состояний адаптационных возможностей по Р.М. Баевскому. С использованием вариационной хронорефлексометрии оценивалось функциональное состояние центральной нервной системы.
Результаты. Исследование показало наличие сбалансированной регуляции сердечного ритма (1-й тип) у большинства студентов-юношей (73 %). При этом к последнему курсу обучения возрастает количество молодых людей с избыточной симпатикотонической реакцией. У части юношей выявлено увеличение показателей активности регуляторных систем выше нормальных значений. Неоптимальная активность вегетативной нервной системы может приводить к сниженной работоспособности нервной системы, быстрому возникновению утомления, что подтверждается результатами вариационной хронорефлексометрии.
Обсуждение. Результаты оценки функционального статуса студентов-юношей показали незначительное напряжение регуляторных систем, которое не оказывает негативного воздействия на организм. Однако к последнему курсу обучения возрастает количество студентов с избыточной симпатикотонической реакцией, что свидетельствует о предрасположенности к срыву адаптационных механизмов у отдельных юношей. Одной из мер профилактики дальнейшего негативного изменения функционального статуса обучающихся является оптимизация учебных нагрузок. Осуществленная оценка напряженности учебного процесса будущих зубных техников позволила классифицировать этот показатель как 3.1.
Выводы. Результаты свидетельствуют, что учебная нагрузка вызывает напряжение регуляторных систем организма, увеличивающаяся в процессе обучения.
Поставлена задача совершенствования учебного расписания, а также разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение функциональных резервов студентов-юношей медицинского колледжа, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая».
Введение. Цифровизация образования, широко внедряемая с 2015 года в России, позволила обеспечить возможность дистанционного обучения школьников и студентов в период пандемии COVID-19. Результаты оценки показателей функционального состояния школьников и студентов при этой форме обучения показали возможность таких негативных последствий, как повышенное утомление, появление жалоб, связанных с опорно-двигательным аппаратом, выраженные проявления компьютерно-зрительного синдрома и стресса.
Цель исследований: оценка особенностей адаптации обучающихся в школах, колледжах и вузах при дистанционном обучении в зависимости от возраста и пола.
Методы исследования: анонимный опрос старшеклассников Москвы и Омска (91 человек), студентов колледжа Омска (56 человек) и вуза Омска (43 человека) с использованием онлайн-анкетирования по авторской анкете, содержащей 36 вопросов, касающихся оценки состояния здоровья, самочувствия после онлайн-обучения и выполнения домашних заданий, продолжительности досуга в Интернете, особенностей образа жизни. Оценивались показатели самочувствия, жалобы на утомляемость, головные боли, раздражительность, боли, связанные с опорно-двигательным аппаратом, проявления нарушений зрения, иные жалобы при дистанционном обучении и выполнении домашних заданий. Обработка данных (190 человек) осуществлялась с использованием онлайн-калькуляторов для расчета статистических критериев общепринятыми статистическими методами. Результаты описательной статистики представлялись в виде средней арифметической (М) и стандартной средней ошибки (±m). Использовался критерий Стьюдента, Фишера, оценивались величины относительных рисков здоровью (RR), их доверительные интервалы и этиологическая доля (EF, %).
Результаты. Показано, что при дистанционном обучении увеличивается распространенность жалоб на утомляемость, головные боли, раздражительность, боли в шее и спине после учебных онлайн-занятий и после выполнения домашних заданий. Установлено, что влияние на здоровье суммарной учебной нагрузки, включающей не только занятия онлайн, но и выполнение домашних заданий, имеет гендерные различия. Более уязвимыми по сравнению с юношами оказываются девушки. У школьниц достоверными были риски появления головных болей после учебных занятий по сравнению с домашними занятиями (RR = 3,4; 95 % CI = 1,37–8,45) при очень высокой степени связи (EF = 70,6 %). Появление раздражительности в конце учебных занятий у девушек встречалось чаще, чем у юношей. У девушек колледжа по сравнению с юношами были выше показатели сильной усталости после занятий (RR = 2,77; 95 % CI = 1,07–7,16). Девушки колледжа также чаще юношей жаловались на боли в запястье правой руки. У студентов вуза гендерные отличия были еще более выраженными. Это относилось к появлению усталости после учебных и домашних занятий, появлению болей в шее (RR = 8,05; 95 % CI = 1,24–52,4) и спине (RR = 3,83; 95 % CI = 1,22–12,1) после выполнения домашних заданий. Установлено, что досуг и образ жизни всех обучающихся характеризуется продолжительным пребыванием в Интернете, сниженной продолжительностью сна, низкой двигательной активностью.
Заключение. Имеются достоверные различия в образе жизни и реакциях девушек и юношей на учебную нагрузку в условиях дистанционного обучения. Показано, что дистанционное цифровое обучение может негативно влиять на показатели самочувствия, способствуя появлению жалоб, характерных для компьютерно-зрительного синдрома, нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата. Получены данные, подтверждающие необходимость регламентации суммарной цифровой нагрузки для снижения негативных последствий для состояния здоровья современных подростков и молодежи при большей уязвимости организма девушек.
Введение. В последнее время большое внимание уделяется проблеме нарушения сна в молодом возрасте. Студенты-медики занимают особое положение, так как учебная нагрузка в медицинском вузе выше, чем у студентов других вузов, и это может приводить к развитию нарушений сна, что, в свою очередь, может привести к снижению внимания, общего самочувствия и плохой успеваемости.
Цель исследования: изучение распространенности нарушения качества сна у студентов медицинского университета. Материалы и методы. Проведено онлайн-анкетирование среди 680 студентов Смоленского государственного медицинского университета осенью 2022 года. Для оценки качества сна и нарушений сна у студентов использовали Питтсбургский индекс качества сна (PSQI). Анкетирование проводилось анонимно. Репрезентативная группа сформирована методом случайной выборки. Статистическая обработка данных была проведена при помощи программы MICROSOſt EXCEL.
Результаты. Выявлено низкое качество сна у 75,9 % студентов-медиков. Опрошенные студенты спали ночью в среднем 6 часов 12 минут. Максимальные нарушения выявлены в субъективной оценке качества сна у 3,5 % респондентов; в задержке сна – у 3,1 %; в продолжительности сна – у 7,2 %; в эффективности сна – у 1,5 %; в использовании лекарств – у 5,3 %; в дневной дисфункции – у 17,4 % исследованных. Анализ качества сна у студентов-медиков по курсам выявил, что низкое качество сна отмечается на всех курсах. Нарушения сна чаще встречаются на 2-м и 3-м курсе.
Заключение. Нарушения сна у студенческой молодежи включают проблемы с качеством, временем, количеством сна и появлением сонливости в течение дня. Нарушения сна чаще встречаются на младших курсах. Учащиеся женского пола подвергаются более высокому риску. Понимание того, какие нарушения сна встречаются у студентов, а затем принятие соответствующих мер по профилактике этих проблем помогут сохранить не только высокую успеваемость, но и физическое и психическое здоровье.
ГИГИЕНА ПИТАНИЯ 
Введение. Распространенность избыточной массы тела и ожирения среди детей и подростков характеризуется существенным ростом. Факторами риска могут выступать социально-гигиенические факторы, что определяет актуальность их изучения для разработки комплексных мер для профилактики.
Цель исследования: изучение социально-гигиенического портрета сельских и городских школьников для выявления факторов формирования избыточной массы тела и ожирения среди детей и подростков.
Материалы и методы. Материалами являлись результаты анкетного опроса 2159 школьников в возрасте 7– 17 лет школ г. Новосибирска и Новосибирской области, проведенного в соответствии с программой, рекомендованной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для изучения вопросов питания школьников в рамках Национального проекта «Демография» в мае 2020 г. Статистический анализ проводился с применением программы EXCEL и пакета STATISTICA 10.0. Использовались параметрические методы, а также методы корреляционного и регрессионного анализов. Статистически значимыми считали различия при р < 0,05.
Результаты. Установлено, что удельный вес детей с избыточной массой тела составлял 24,6 % среди городских и 25,2 % среди сельских школьников, 24,2 % детей воспитывались в неполных семьях, 20,0 % – в семьях с низким доходом. Установлена сильная корреляционная связь между наличием избыточной массы тела у двоих родителей и избыточной массой тела у детей, у отцов и детей (r = 0,88, р ≤ 0,05 и r = 0,76, р ≤ 0,05) и средней силы – между избыточной массой тела у матерей и избыточной массой тела у детей (r = 0,54, р ≤ 0,05). Выявлена статистически значимая корреляция между отсутствием высшего образования у родителей и наличием избыточной массы тела у детей (r = 0,63, р ≤ 0,05).
Заключение. Полученные данные послужили основой при разработке модели профилактики избыточной массы тела и ожирения и реализации ее в условиях семьи и школы.
Введение. Здоровое сбалансированное питание является основой для поддержания и сохранения здоровья в любом возрасте. Выявление причин нарушения в организации питания дошкольников остается сегодня актуальным, так как нарушение основ рационального питания вносит свой вклад в усиление негативных тенденций в состоянии здоровья детей.
Цель исследования – сравнительная оценка фактического питания детей дошкольного возраста двух дошкольных учреждений, работающих по единому меню.
Материалы и методы. Для оценки организации питания проводился сравнительный анализ питания расчетным и индивидуальным весовым методами (весенне-летний период, 2022 год). Объекты исследования – 2 учреждения (№ 1 и 2), 99 детей в возрасте 3–6 лет. Изучено 20 700 порций, проведено 41 580 взвешиваний. Расчет потребляемой пищи проводился по каждому ребенку и в среднем по учреждению. С целью получения информации о качестве предоставляемых услуг по организации питания в детских садах проводился опрос родителей (анкетирование), анкета одобрена на заседании ЛЭК НГИУВ-филиала ФГБОУ ДПО «РМАНПО» (Протокол № 1 от 14.01.2020).
Результаты. Оценка продуктового набора весовым методом показала, что фактическое потребление продуктов питания отличалось от данных меню-раскладок. Рацион питания в детском саду характеризуется несбалансированностью. Натуральные нормы продуктов питания выполнялись в обоих учреждениях только по крупам и бобовым (95–100 %), сокам и фруктам (100 %). Дефицит хлеба составлял от 8 до 28 % рекомендуемых норм потребления, картофеля и овощей – 14 %. Существенные различия по сравнению с меню-раскладками выявлены в потреблении детьми овощей, картофеля, субпродуктов, рыбы, сыра и творога. Общая калорийность рационов была ниже данных меню-раскладок на 6–12 %, белков – от 8 до 18 %, жиров – от 7 до 16 %, углеводов – от 5 до 11 %.
Заключение. Весовой метод показывает более точные данные потребления нутриентов детьми во время пребывания в детском саду. Меню-раскладки дают завышенные показатели по нутриентному составу рационов питания в среднем от 6 до 15 %. Опрос родителей показал, что дети дома не употребляют некоторые блюда из предлагаемого меню, поэтому адаптировать их к рациону питания в детском саду сложнее.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ 
Введение. На сегодняшний день является крайне актуальным вопрос взаимодействия участников лечебно-диагностического процесса для повышения эффективности профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, и борьбы с антибиотикорезистентностью.
Цель: оптимизация подходов к взаимодействию участников лечебно-диагностического процесса, направленная на совершенствование системы профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, и борьбы с антибиотикорезистентностью.
Материалы и методы. В данной работе представлен ретроспективный эпидемиологический анализ определения возбудителей ИСМП родильниц и новорожденных с множественной устойчивостью к антибактериальным препаратам (MDR и EDR) по 3 медицинским организациям в 3 субъектах РФ за период 2019–2021 гг. Также в ходе исследования применялись социологический, статистический, аналитический, методы и метод организационного эксперимента.
Результаты. В ходе исследования проанализированы индексы резистентности штаммов, выделенные у родильниц и новорожденных с 2019 по 2021 г. Определены основные мероприятия для снижения количества инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, и уровня антибиотикорезистентности. Оценены значения средних поддерживающих доз потребления антибактериальных препаратов, рассчитанных на 1 койко-день, по 3 субъектам РФ на примере участников Пилотного проекта с 2019 по 2021 г. Предложена схема оптимального взаимодействия участников лечебно-диагностического процесса, позволяющая решить проблемы антибиотикорезистентности и распространенности инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.
Заключение. Постоянное и эффективное взаимодействие всех участников лечебно-диагностического процесса, открытость в предоставлении данных, возможность использования специальных программ для профилактики, повышение квалификации медицинского персонала и выявление сложностей, препятствующих выполнению мер по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, позволит влиять на распространение антибиотикорезистентности и усовершенствовать мероприятия, направленные на решение данных важных задач.
ЮБИЛЕИ 
Новости
2023-06-16
Поздравляем лауреатов премии "Призвание"-2023!!
Ученые ФБУН Центрального НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора под руководством директора, академика РАН, доктора медицинских наук, профессора Василия Геннадьевича Акимкина
стали лауреатами премии «Призвание» – главной медицинской награды лучшим врачам России!
Еще объявления... |
ISSN 2619-0788 (Online)