Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Журнал Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО является ежемесячным рецензируемым научно-практическим журналом, входит в перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

В журнале публикуются оригинальные исследования по актуальным вопросам гигиены и эпидемиологии (влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, профилактическая медицина, эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней, организация лабораторного дела), общественного здоровья и здравоохранения (влияние социально-экономических факторов на состояние общественного здоровья, сохранение и укрепление здоровья), социологии медицины (влияние социально-экономических факторов на состояние общественного здоровья и организация медицинской помощи) и др.

Журнал рассчитан на руководителей и работников органов и учреждений Роспотребнадзора, системы здравоохранения, научно-исследовательских институтов РАМН, профессорско-преподавательского состава профильных кафедр медицинских ВУЗов, научных сотрудников, занимающихся научными исследованиями и разработками.

Основан в 1993 году. Учредителем журнала является ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора. Издание зарегистрировано в Роскомнадзоре, свидетельство ПИ № ФС77-71110 от 22.09.2017 г. (печатное издание).

Главный редактор: Попова Анна Юрьевна

Периодичность – 1 раз в месяц. Плата за редакционную обработку и публикацию статьи не взимается.

Декларация о политике доступа к материалам – открытый доступ ко всем опубликованным материалам предоставляется не ранее чем через 6 месяцев с момента их публикации.

Журнал принимает к рассмотрению статьи по следующим группам специальностей:

  • 14.02.01 – Гигиена (медицинские науки)
  • 14.02.01 – Гигиена (биологические науки)
  • 14.02.02 – Эпидемиология (медицинские науки)
  • 14.02.02 – Эпидемиология (биологические науки)
  • 14.02.03 – Общественное здоровье и здравоохранение (медицинские науки)
  • 14.02.04 – Медицина труда (медицинские науки)
  • 14.02.05 – Социология медицины (социологические науки)
  • 14.02.05 – Социология медицины (медицинские науки)
  • 14.02.06 – Медико-социальная экспертиза и медико-социальная реабилитация (медицинские науки)

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 10 (2021)
Скачать выпуск PDF
7-11 62
Аннотация

Введение. 6 ноября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения видного ученого, организатора здравоохранения, академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора Галины Николаевны Сердюковской. В течение 33 лет Г.Н. Сердюковская руководила Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР (в настоящее время НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России).

Целью является анализ архивных материалов, научных публикаций и представление неоценимого вклада Галины Николаевны в развитие российской медицинской науки, одного из самых важных ее направлений – гигиены детей и подростков.

Материалы и методы. Анализ архивных материалов, научных публикаций за период 1965–2012 гг.

Результаты. Представлены основные научные достижения ученых-гигиенистов в области детства, значимость результатов в охране здоровья подрастающего поколения, приведены основные научные направления деятельности института под руководством академика РАМН Г.Н. Сердюковской, этапы становления и развития основ профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. Показана роль и место исследований, проводимых сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков под руководством Галины Николаевны, в государственной системе гигиены и охраны здоровья подрастающего поколения.

Заключение. Представленные материалы являются научной, организационной и методологической основой для научных коллективов, продолжающих развивать новые направления исследований по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, основанные Г.Н. Сердюковской.

12-21 77
Аннотация

Введение. Ухудшение состояния здоровья обучающихся, отсутствие научного обоснования последовательных действий, основных направлений и показателей работы общеобразовательных организаций в сфере охраны здоровья участников образовательного процесса определяют цель исследования: научно обосновать алгоритм и модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации.

Материалы и методы. Работа проводилась по четырем направлениям: 1) изучение здоровьесбергающей деятельности современных общеобразовательных организаций; 2) анализ показателей, характеризующих социально-психологический климат общеобразовательных организаций; 3) изучение образа жизни, напряженности, режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия педагогов; 4) изучение иностранных инструментов для оценки здоровьесберегающей деятельности школ. Объектами исследования являлись общеобразовательные организации, учащиеся школ, педагоги, иностранные инструменты для оценки здоровьесберегающей деятельности школ. Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием методов непараметрического анализа, с применением программы Statistica 13.3.

Результаты. Большинство обследованных российских общеобразовательных организаций находятся на начальных этапах развития здоровьесберегающей деятельности. На основании экспертно-статистического анализа здоровьесбергающей деятельности российских школ, находящихся на различных уровнях развития и имеющих различные достижения в сфере профилактической деятельности, выявлены и обоснованы эффективные направления и конкретные показатели оценки результатов на каждом этапе создания единой профилактической среды в общеобразовательной организации.

Заключение. Разработаны алгоритм и модель единой профилактической среды школы, включающая 7 компонентов, и обоснована система ее мониторинга по ведущим показателям, субъектами и объектами которой являются обучающиеся, их родители и педагоги. Результатами работы по здоровьесбережению в школе являются: улучшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, их эмоциональное благополучие, снижение распространенности поведенческих факторов риска, улучшение знаний, навыков в отношении здоровья и академической успеваемости обучающихся.

 

22-26 41
Аннотация

Введение. В современных условиях цифровой трансформации образования медицинское сообщество, педагоги, родители озабочены вопросами влияния использования электронных средств обучения на здоровье детей. Появление новых видов цифровых средств обусловливает необходимость изучения их утомительного влияния в динамике обучения на самочувствие школьников. Анкетный опрос обучающихся, отражающий их основные жалобы при использовании на уроке наиболее распространенного сегодня вида учебных досок – интерактивных панелей, способствует выявлению и анализу слабых мест с точки зрения здоровьесбережения в организации учебного процесса.

Цель. Изучить особенности влияния использования на уроке интерактивных панелей на самочувствие пятиклассников.

Материалы и методы. Проведено медико-социологическое исследование 130 обучающихся 5-х классов образовательных организаций с использованием анкеты, включающей вопросы, связанные с оценкой самочувствия, состояния зрительных функций респондентов, факторов риска и особенностей организации учебного процесса с интерактивной панелью. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью непараметрических методов статистического анализа. Величины относительного риска устанавливали по правилам доказательной медицины.

Результаты. Анализ выявил появление у части школьников после работы с интерактивной панелью жалоб, отражающих возникновение общего и зрительного утомления, особенно у обучающихся с нарушенной зрительной функцией. Нерациональное использование интерактивной панели на уроке повышало риск возникновения таких жалоб.

Заключение. Указанные респондентами факторы, негативно влияющие на их самочувствие: яркий свет от доски, мелкое и нечеткое изображение контента экрана, повышение температуры воздуха в классе и т. д., обозначили направления профилактических мероприятий для обеспечения безопасных условий обучения.

27-33 29
Аннотация

Введение. Внедрение в образовательный процесс цифровых технологий предполагает широкое использование клавиатурного письма и сокращение доли ручного письма. Вместе с тем исследования в области физиологии и гигиены письма свидетельствуют о важности письма рукой для развития и формирования мозговых функций у детей в процессе обучения. Потенциальные риски для развития детского организма, связанные с использованием клавиатурного письма и снижением доли ручного письма, требуют проведения научных исследований по гигиенической оценке клавиатурного письма. Однако отсутствие научно обоснованного методического подхода ограничивает возможности проведения таких исследований.

Цель исследования – разработать методический подход и провести тестовое исследование по гигиенической оценке клавиатурного письма на основе биокибернетического анализа биоэлектрической активности мозга.

Материалы и методы. Для организации и проведения исследований разработан алгоритм, основанный на сравнительном анализе биоэлектрической активности мозга при клавиатурном и ручном письме. Система наложения электродов включала монополярные отведения по международной системе 10–20. Регистрация ЭЭГ проводилась с помощью компьютерного электроэнцефалографа «Нейро-КМ» («Статокин», Россия) с пакетом программ Brainsys для спектрально-когерентного и статистического анализа ЭЭГ. Программное обеспечение позволяло оценить топографию абсолютной мощности альфа-ритма в состоянии покоя, при ручном и клавиатурном письме, внутриполушарную и межполушарную когерентность альфа-ритма.

Результаты. Установлено, что мощность колебаний в альфа-диапазоне снижается при клавиатурном и ручном письме по сравнению с состоянием покоя. Снижение мощности альфа-волн, отражающих активацию коры, отмечается в более обширной области при ручном письме. При клавиатурном письме снижение альфа-волн установлено только в моторных и сенсомоторных отделах мозга. При ручном письме по сравнению с состоянием покоя значимо возрастало взаимодействие всех областей коры внутри обоих полушарий, при клавиатурном – только в одном.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ручное письмо обеспечивается более сложной системой активации и взаимодействия областей коры мозга, чем при клавиатурном письме. Предложенный алгоритм может быть использован при проведении дальнейших научных исследований по гигиенической оценке клавиатурного письма.

34-40 48
Аннотация

Введение. Значительные изменения в способах и режимах использования мобильного телефона (МТ) у современных младших школьников и недостаточная изученность их последствий для здоровья определили актуальность и цель настоящего исследования.

Цель исследования – оценить динамику пользования МТ у учащихся начальной школы и его влияние на самочувствие детей.

Материалы и методы. В проспективном когортном исследовании (2017–2019 годы) 47 младших школьников (25 мальчиков и 22 девочки) с помощью анкет оценили изменения типа МТ, режимов голосового общения и пользования мобильным Интернетом (МИ), а также динамику частоты жалоб на самочувствие, в том числе клинически значимых (КЗЖ) (несколько в неделю). У 23 детей измеряли уровень излучения МТ.

Результаты. За время наблюдения отмечено снижение уровня излучения МТ (p = 0,002); увеличение доли детей, использующих МИ (с 57,4 до 85,1 %, p = 0,006); повышение частоты (p = 0,002) и длительности (p = 0,01) его использования; приближение МТ к телу при ношении его днем (p = 0,01). К окончанию исследования возросла доля детей с КЗЖ на неудовлетворенность сном (с 23,4 до 40,4 %, p = 0,025) и тревогу (с 2,12 до 12,8 %, p = 0,043). Снижение уровня излучения МТ, переход к пользованию МИ и увеличение длительности использования МИ значимо коррелировали у детей с заменой «кнопочного» МТ на смартфон. Переход к пользованию смартфоном и МИ был связан с ростом КЗЖ на тревогу (p = 0,02) и трудности засыпания (p = 0,04).

Заключение. Исследование показало, что у современных младших школьников, имеющих небольшой стаж пользования МТ, переход к использованию МТ в качестве мультимедийного средства является более важным фактором ухудшения самочувствия, чем длительность и интенсивность голосового общения по МТ.

41-46 46
Аннотация

Введение. В настоящее время в суточных рационах современных школьников присутствуют в основном продукты питания, содержащие в избыточном количестве жиры и углеводы при низком содержании белков, витаминов и микроэлементов. Широкое распространение приобрели стереотипы питания, связанные с употреблением сублимированной и рафинированной пищи, продуктов системы быстрого приготовления, так называемых фастфудов. Такие негативные проявления пищевого поведения школьников во многом обусловлены недостаточным уровнем их знаний, поэтому повышение грамотности в вопросах питания, а также меры, направленные на формирование грамотности, остаются необходимыми для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Цель: оценка знаний современных школьников о здоровом питании в условиях цифровой среды с помощью модифицированного опросника.

Материалы и методы. Для изучения знаний школьников о здоровом питании использовался модифицированный авторами опросник, базирующийся на 10 принципах здорового питания ВОЗ. Опросник включает 23 вопроса для самостоятельного заполнения школьниками. В исследовании приняли участие 73 школьника 5-х классов г. Москвы.

Результаты. Необходимый уровень знаний о здоровом питании отсутствовал практически у всех опрошенных. 93 % школьников имели средний уровень грамотности, 7 % – низкую грамотность, обучающиеся с высокой грамотностью отсутствовали. Рацион считали несбалансированным 14 %, частично сбалансированным – 7 %, избыточно калорийным – 70 % школьников. О влиянии питания на успеваемость в школе положительно ответили 10 %, не уверены в этом 20 %, 70 % ответили, что питание не оказывает влияния на успеваемость.

Заключение. Выявленные нарушения пищевого поведения были связаны с уровнем пищевой грамотности. Использованный опросник позволил получить подробную информацию об особенностях питания школьников и может быть рекомендован для более масштабного опроса с целью раннего выявления нарушений пищевого поведения, для улучшения пищевой грамотности и предотвращения нарушений здоровья.

47-52 44
Аннотация

Введение. При обновлении критериев эффективности работы организаций отдыха необходимо учитывать цели и задачи современных лагерей.

Цель исследования: оценить мнение родителей об организации отдыха и оздоровления детей в период организованного отдыха.

Материалы и методы. В 2019–2020 гг. при участии интернет-каталога детских лагерей incamp.ru был проведен анонимный опрос родителей – потенциальных потребителей услуг сферы детского отдыха. В опросе приняли участие 343 респондента из 48 регионов России.

Результаты исследования. Главной целью пребывания детей в лагере, по мнению родителей, является отдых (88,0 % респондентов; 95 % ДИ 84,6–91,5), приобретение коммуникативных навыков и поиск новых друзей (79,9 %; 95 % ДИ 75,6–84,1); оздоровление детей (49,0 %; 95 % ДИ 43,7–54,3) и приобретение новых знаний (48,1 %; 95 % ДИ 42,8–53,4). Треть родителей положительно оценивают оздоровление своего ребенка в лагере без уточнения критериев оздоровления (32,3 %; 95 % ДИ 27,4–37,4); 27,1 % (95 % ДИ 22,4–31,8) отметили улучшение физического и эмоционального состояния. Респонденты отмечают, что на оздоровление детей в лагере в первую очередь влияют повышение физической активности (86,6 %; 95 % ДИ 83,0–90,2) и организация качественного питания (83,7 %; 95 % ДИ 79,8–87,6); на втором месте находятся условия пребывания детей (74,3 %; 95 % ДИ 69,7–79,0) и место расположения лагеря (77,0 %; 95 % ДИ 72,5–81,4). Менее всего на оздоровление в лагере, по мнению родителей, влияет продолжительность смены (32,1 %; 95 % ДИ 27,1–37,0).

Заключение. Эффективная система развития детского отдыха должна учитывать то, что одним из участников организации процесса отдыха детей и их оздоровления являются родители (законные представители) детей. Разработка современных критериев эффективности работы детского лагеря должна проводиться в том числе с учетом ожиданий потенциальных потребителей услуги детского отдыха – родителей (законных представителей) детей.

53-59 50
Аннотация

Введение. Среднее профессиональное образование (СПО) в России на современном этапе характеризуется увеличением компонента практической подготовки (дуальное обучение), направленной на повышение профессиональных компетенций выпускников. Отмечаются тенденции ухудшения состояния здоровья лиц подросткового возраста, что требует оптимизации медицинского обеспечения студентов с учетом характера учебно-производственной нагрузки. До настоящего времени не разработаны алгоритмы организации медицинского обеспечения студентов СПО с учетом особенностей учебно-производственной нагрузки, возрастного состава обучающихся (от 14 до 22 и более лет).

Цель исследования – оценка адаптации студентов колледжей к условиям обучения в зависимости от состояния здоровья и обоснование путей совершенствования их медицинского обеспечения.

Материал и методы. Проведен сбор и анализ материалов базы данных многоцентровых исследований, выполненных по единой программе в ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. В выборку включены данные 197 юношей, обучающихся профессиям сварщика и автослесаря на первом и втором году обучения в колледжах гг. Омска и Москвы. Оценивались показатели качества жизни по международному опроснику MOS SF-36, показатели состояния здоровья и самочувствия. Студенты были разделены на подгруппы с учетом состояния здоровья. Статистическая обработка соответствовала современным требованиям и критериям доказательной медицины.

Результаты. Установлено, что в организации СПО на вышеуказанные профессии поступает значительное число абитуриентов, имеющих заболевания (21,1–26 %). Результаты анкетирования студентов, обучающихся профессиям сварщика и автослесаря, выявили достоверные различия в адаптации к учебному процессу обучающихся с хронической патологией. Для них было характерно снижение показателей качества жизни по опроснику MOS SF-36, рост жалоб, повышенная утомляемость. Это отмечалось преимущественно у обучающихся на втором курсе, что обусловлено возрастающей учебно-производственной нагрузкой. Сделаны выводы, что обучающиеся с хроническими заболеваниями, осваивающие профессии с вредными условиями труда, являются группой повышенного риска ухудшения состояния здоровья, требуют наблюдения и решения вопроса профессиональной пригодности к работе по осваиваемым профессиям, контроля за условиями труда студентов на производственной практике.

Заключение. Важность охраны здоровья будущих молодых профессионалов обусловлена реализацией практикоориентированного обучения в 42 % учебных организаций СПО. Модели школьной медицины, предлагаемые для оптимизации медицинского обеспечения обучающихся в общеобразовательных организациях, могут быть адаптированы к условиям СПО. В зарубежных исследованиях показана возможность раннего формирования производственно-обусловленных заболеваний в отдельных профессиях на этапе завершения обучения, что подтверждает актуальность профессиональной ориентации подростков, врачебной профессиональной консультации и создания эффективной системы медицинского обеспечения лиц подросткового возраста и учащейся молодежи.

60-66 36
Аннотация

Введение. Занятия спортом при дозировании физических нагрузок могут дать хороший результат.

Цель исследования – оценить показатели здоровья и физического развития студентов в процессе занятий любительским спортом.

Материалы и методы. Объект наблюдения 30 студентов в возрасте 23,8 ± 0,3 года. Определяли суточные энергетические расходы. Интегральные индексы характеризовали физическое развитие: массы тела, индекс Пенье, силовой, жизненный, вегетативный Кердо, коэффициент выносливости (КВ), коэффициент экономичности кровообращения (КЭК) и функциональных изменений. Анализировали показатели сердечно-сосудистой системы: частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое давление (САД, ДАД) в покое, после нагрузки и периода восстановления. По биохимическим показателям крови, отобранной на следующее утро после занятий, оценивали состояние функций и систем организма.

Результаты. Энергетические расходы составили 3665,5 ± 37,3 ккал. Студенты физически развиты, функциональные возможности дыхательного аппарата и адаптация к занятиям спортом (по активности парасимпатической вегетативной нервной системы) удовлетворительные. Физическая активность оценивалась как высокая (тяжелый труд). В организме превалировали катаболические процессы, наличие состояния стресса подтверждал превышающий норму у 50,0 % обследованных кортизол. О неадекватности нагрузок свидетельствовали: индекс функциональных изменений (у 57,7 % адаптация в состоянии функционального напряжения); реакция сердечно-сосудистой системы (КВ, ЧСС, КЭК, КК-МВ, тропонин-1, АлАТ, ЛДГ); усиление эритропоэза; гормональные сдвиги (кортизол, тестостерон); изменения в метаболизме белков (общий белок, мочевина, мочевая кислота), жиров (холестерин общий, липопротеиды высокой и низкой плотности) и гормонов (кортизол, тестостерон); признаки ранней стадии анемии (эритроциты, белок общий, ферритин).

Заключение. Использование методологии оценки функционального состояния организма по интегральным и биохимическим критериям в период отдыха после нагрузок позволяет проводить донозологическую диагностику и профилактику нарушений здоровья при занятиях активным спортом.

67-73 46
Аннотация

Введение. Одним из основных негативных факторов в образовательной среде является увеличение стрессовой нагрузки на сердечно-сосудистую систему учащихся в период подготовки к экзаменам. Кумулятивный эффект длительного, систематического воздействия стрессоров может сопровождаться нарушениями психического и соматического здоровья студентов. Степень ответной реакции на стрессовую нагрузку индивидуальна и обусловлена состоянием сердечно-сосудистой системы, комплексом психофизиологических характеристик организма.

Цель исследования – изучить основные параметры центральной гемодинамики у студентов-медиков в зависимости от индекса массы тела и адаптационных возможностей в предэкзаменационном периоде.

Материалы и методы. Обследовали 170 студентов-медиков (юношей и девушек) с разным адаптационным потенциалом системы кровообращения, определяли антропометрические показатели, измеряли артериальное давление и частоту пульса, на основании которых рассчитывали индекс массы тела и основные параметры центральной гемодинамики в период подготовки к экзаменам.

Результаты исследования. Частота пульса у студентов в период подготовки к экзаменам достигает среднего значения 85,4 ± 12,21 уд./мин. Уровень обменно-энергетических процессов в миокарде характеризуется как средний с тенденцией к недостаточности функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (ДП = 90,4 ± 1,22). Выявлено существенное различие ряда исследуемых показателей в зависимости от пола, индекса массы тела (F = 3,99; р = 0,00890) и адаптационного потенциала системы кровообращения (F = 23,08; р = 0,00000).

Выводы. В предэкзаменационный период частота пульса и индекс Кердо у студентов превышают норму, что свидетельствует о преобладании симпатических влияний на фоне стресса. Студенты с напряжением механизмов адаптации имеют более высокие значения ряда гемодинамических показателей. У студентов с избыточной массой тела систолическое, пульсовое артериальное давление, а также индекс Робинсона выше, чем у лиц с нормальным индексом массы тела. Среди студентов с 1-й степенью ожирения отсутствуют лица с удовлетворительным уровнем адаптации системы кровообращения. Анализ параметров центральной гемодинамики дает возможность оценить толерантность сердечно-сосудистой системы студентов к учебным нагрузкам.

 

74-83 44
Аннотация

Введение. Ключевой целью национальных проектов является сохранение и поддержание здоровья граждан. Питание вносит существенный вклад в здоровьесбережение, однако очевидны проблемы в количественной и качественной характеристиках питания населения, обеспечении продовольственной безопасности, высоких рисках развития заболеваний, связанных с питанием. С учетом современных тенденций необходимы новые подходы к подготовке специалистов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело». Студенты, осваивающие программу специалитета, должны овладеть рядом общекультурных и профессиональных компетенций, а также быть готовы к осуществлению медицинской, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности, в том числе для реализации задач в сфере безопасного и качественного питания. Формирование необходимых компетенций осуществляется в процессе изучения основных дисциплин, а также может быть закреплено и расширено в рамках вариативной части (или вузовского компонента) образовательной программы.

Цель работы: обосновать содержание вариативной части образовательной программы по гигиене питания для повышения качества подготовки врачей медико-профилактического профиля по этому направлению деятельности.

Материалы и методы. На основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, профессионального стандарта и проекта примерной образовательной программы высшего образования по специальности «Медико-профилактическое дело» в образовательную программу Уральского государственного медицинского университета включены дисциплины вариативной части, содержащие отдельные темы, посвященные гигиене питания, а также дисциплина «Санитарно-эпидемиологический надзор за производством и реализацией пищевой продукции».

Результаты и заключение. Опыт разработки и реализации дисциплин вариативной части продемонстрировал их высокую востребованность студентами и удовлетворенность результатами обучения, создал условия для неоднократного повторения и закрепления учебного материала, в том числе в условиях учебных обследований пищевых объектов, гигиенического воспитания в индивидуальных и групповых формах, а также изучения новых технологий производства и оборота пищевой продукции, обеспечения ее качества и безопасности.

84-89 27
Аннотация

Введение. В настоящее время актуальным является разработка алгоритма оценки химической и физико-гигиенической безопасности для детей и подростков изделий, изготовленных из инновационных материалов: органического хлопка, бамбука, волокон и нитей с ионами серебра для детских бельевых изделий, материалов с пропиткой из экстракта травы череды для стелек детской обуви и подгузников из растительного сырья. В институте проводятся исследования по гигиенической оценке и научному обоснованию детских товаров, изготовленных по инновационным технологиям.

Цель работы – гигиеническая оценка безопасности подгузников, изготовленных из инновационных материалов (экоподгузники).

Материал и методы. Исследованы 200 образцов средних размеров детских одноразовых экоподгузников, изготовленных с применением инновационных материалов. Использованы санитарно-химические, физико-гигиенические, токсиколого-гигиенические и органолептические методы.

Результаты. Результаты санитарно-химических и токсиколого-гигиенических исследований экоподгузников в водной модельной среде показали, что в водных вытяжках из исследуемых образцов подгузников концентрация формальдегида составляет от 0,08 ± 0,020 до 0,1 мг/дм3 ; показатели индекса токсичности – от 74,1 до 89,1 %; изменения рН – от 0,35 до 0,5 ед.; суммы общих фенолов – от < 0,005 до 0,024 ± 0,002 мг/дм3 , что не превышает норматив. Ацетальдегид, акрилонитрил, ацетон, бензол, гексан, спирты метиловый и пропиловый, толуол, этилацетат, свинец, мышьяк, цинк, хром также не превышали значений предельно допустимых концентраций. Проведенные санитарно-химические исследования в воздушной модельной среде представленных образцов детских подгузников при экспозиции 4, 12, 24 часа показали, что уже при экспозиции 4 часа обнаруживается миграция химических веществ, которая не меняется при экспозициях 12 и 24 часа. Значение показателя «полное влагопоглощение», которое является одним из основных показателей, обеспечивающих функциональное назначение подгузников, составляло от 307,6 ± 30,8 до 355,5 ± 35,5 г, что значительно больше установленного норматива (не менее 240,0 г для средних размеров). Это связано с использованием инновационных материалов при производстве экоподгузников.

Заключение. Полученные данные выявили необходимость разработки особых методических подходов к измерению воздухопроницаемости подгузников; необходимость нормировать запах и включить данный показатель в требования безопасности; регламентировать проведение испытаний в воздушной модельной среде – 4 часа.

 

ГИГИЕНА ТРУДА 

4
Аннотация

Занятия спортом при дозировании физических нагрузок могут дать хороший результат. Цель – оценить показатели здоровья и физического развития студентов при занятиях любительским спортом. Материалы и методы. Объект наблюдения 30 студентов в возрасте 23,8±0,3 года. Определяли суточные энергетические расходы. Интегральные индексы характеризовали физическое развитие: массы тела, Пенье, силовой, жизненный, вегетативный Кердо, коэффициент выносливости, коэффициент экономичности кровообращения и функциональных изменений. Анализировали показатели сердечно-сосудистой системы в покое, после нагрузки и периода восстановления. По биохимическим показателям крови, отобранной на следующее утро после занятий, оценивали состояние функций и систем организма. Результаты. Суточные энергетические расходы составили 3665,5±37,3 ккал.  Студенты физически развиты, функциональные возможности дыхательного аппарата и адаптация к занятиям спортом (по активности парасимпатической вегетативной нервной системе) удовлетворительные. Однако по индексу функциональных изменений у 57,7% адаптация оценивалась как состояние функционального напряжения. Определены изменения в метаболизме белков и жиров, гормонов, ферментов, миоглобина и тропонина-1, эритропоэзе. Выводы. Использование методологии оценки здоровья по интегральным и биохимическим критериям в период отдыха после нагрузок позволило выявить напряжение адаптационных резервов организма и негативные сдвиги в сердечно-сосудистой, гормональной, ферментной системах, метаболизме пищевых веществ. По суточным энергетическим расходам студенты приближались к группе с высокой физической активностью (тяжелый труд). В организме превалировали катаболические процессы, у 50,0% кортизол превышал норму, что также свидетельствовало о состоянии стресса. Для компенсации энергетических потребностей дополнительно использовались липиды и белки. Определены признаки ранней стадии анемии.

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 

7
Аннотация

Введение. 6 ноября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения видного ученого, организатора здравоохранения, академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора Галины Николаевны Сердюковской. В течение 33 лет Г.Н. Сердюковская руководила Институтом  гигиены детей и подростков МЗ СССР (в настоящее время НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России). Целью данной статьи является анализ и представление неоценимого  вклада Галины Николаевны в развитие Российской медицинской науки, одного из  самых важных  ее направлений -  гигиены детей и подростков.

Материалы и методы. В процессе подготовки статьи проведен анализ архивных материалов, научных публикаций,  воспоминаний современников.

Результаты. Представлены основные научные достижения ученых-гигиенистов в области детства,  значимость результатов  в охране здоровья подрастающего поколения под руководством академика РАМН  Г.Н. Сердюковской. Приведены основные научные направления деятельности института этапы становления и развития основ профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. Показана роль и место исследований проводимых сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков под руководством Галины Николаевны, в государственной системе гигиены и  охраны здоровья подрастающего поколения.

Выводы. Представленные материалы являются научной, организационной и методологической основой для научныхколлективов , продолжающих  развивать новые направления исследований по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, основанных Г.Н. Сердюковской.

 

13
Аннотация

Введение. Ухудшение состояния здоровья обучающихся, отсутствие научного обоснования последовательных действий, основных направлений и показателей работы общеобразовательных организаций в сфере охраны здоровья участников образовательного процесса определяют цель исследования: научно обосновать алгоритм и модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации. Материалы и методы. Работа проводилась по четырем направлениям: 1) изучение здоровьесбергающей деятельности современных общеобразовательных организаций; 2) анализ показателей, характеризующих социально-психологический климат общеобразовательных организаций; 3) изучение образа жизни, напряженности, режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия педагогов; 4) изучение иностранных инструментов для оценки здоровьесберегающей деятельности школ. Объектами исследования являлись общеобразовательные организации, учащиеся школ, педагоги. Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием методов непараметрического анализа, с применением программы STATISTICA 13.3.

Результаты. Большинство обследованных российских общеобразовательных организаций находятся на начальных этапах развития здоровьесберегающей деятельности. На основании экспертно-статистического анализа здоровьесбергающей деятельности российских школ, находящихся на различных уровнях развития и имеющих различные достижения в сфере профилактической деятельности, выявлены и обоснованы эффективные направления и конкретные показатели оценки результатов на каждом этапе создания единой профилактической среды в образовательной организации.

Заключение. Разработаны алгоритм и модель единой профилактической среды школы, включающая 7 компонентов, и обоснована система её мониторинга по ведущим показателям, субъектами и объектами которой являются обучающиеся, их родители и педагоги. Результатами работы по здоровьесбережению в школе являются: улучшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, их эмоциональное благополучие, снижение распространенности поведенческих факторов риска, улучшение знаний, навыков в отношении здоровья, высокая академическая успеваемость обучающихся.

4
Аннотация

Введение.  В современных условиях цифровой трансформации образования медицинское сообщество, педагоги, родители озабочены вопросами влияния использования электронных средств обучения на здоровье детей. Появление новых видов цифровых средств обусловливает необходимость изучения их утомительного влияния в динамике обучения на самочувствие школьников. Анкетный опрос обучающихся, отражающий их основные жалобы при использовании на уроке наиболее распространенного сегодня вида учебных досок – интерактивных панелей, способствует выявлению и анализу «слабых мест» с точки зрения здоровьесбережения в организации учебного процесса.

Цель. Изучить особенности влияния использования на уроке интерактивных панелей на самочувствие пятиклассников

Материалы и методы. Проведено медико-социологическое исследование 130 обучающихся 5-х классов образовательных организаций с использованием анкеты, включающей вопросы, связанные с оценкой самочувствия, состояния зрительных функций  респондентов; факторов риска и особенностей организации учебного процесса с интерактивной панелью. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью непараметрических методов статистического анализа. Величины относительного риска устанавливали по правилам доказательной медицины.

Результаты.

Анализ выявил появление  у части школьников после работы с интерактивной панелью жалоб, отражающих возникновение общего и зрительного утомления, особенно у обучающихся с нарушенной зрительной функцией. Нерациональное использование интерактивной панели на уроке повышало риск возникновения таких жалоб.

Заключение. Указанные респондентами факторы, негативно влияющие на их самочувствие: яркий свет от доски, мелкое и нечеткое изображение контента экрана, повышение температуры воздуха в классе и т.д. обозначили направления профилактических мероприятий для обеспечения безопасных условий обучения.

8
Аннотация

Резюме

Введение. Внедрение в образовательный процесс цифровых технологий предполагает широкое использование клавиатурного письма и сокращение доли ручного письма. Вместе с тем, исследования в области физиологии и гигиены письма свидетельствуют о важности письма рукой для развития и формирования мозговых функций у детей в процессе обучения. Потенциальные риски для развития детского организма, связанные с использованием клавиатурного письма и снижением доли ручного письма, требуют проведения научных исследований по гигиенической безопасности клавиатурного письма.

Цель исследования - разработать методическое обеспечение гигиенической оценки клавиатурного письма на основе биокибернетического анализа биоэлектрической активности мозга в сравнении с ручным письмом и провести тестовое исследование.

Материалы и методы. Для организации и проведения исследований разработан алгоритм, основанный на сравнительном анализе биоэлектрической активности мозга при клавиатурном и ручном письме. Система наложения электродов включала монополярные отведения по международной системе 10-20 (Fp1,2; F3,4; C3,4; P3,4; O1,2; F7,8; T3,4;T5,6; Fz; Cz; Pz). Регистрация ЭЭГ проводилась на компьютерном электроэнцефалографе "Нейро-КМ" (фирма "Статокин", Россия) с пакетом программ «Brainsys» для спектрально-когерентного и статистического анализа ЭЭГ. Программное обеспечение позволяло оценить топографию абсолютной мощности альфа-ритма в состоянии покоя, при ручном и клавиатурном письме, а также топографию значимых различий абсолютной мощности альфа-ритма между ЭЭГ в покое и при ручном письме, между ЭЭГ в покое и при клавиатурном письме; внутриполушарную и межполушарную когерентность альфа-ритма и топографию значимых различий по внутриполушарной и межполушарной когернетности альфа-ритма.

Результаты. Установлено, что мощность колебаний в альфа-диапазоне снижается при клавиатурном и ручном письме по сравнению с состоянием покоя. Выявлены значимые  различия внутриполушарной и межполушарной когерентности альфа-ритма при клавиатурном и ручном письме. Снижение мощности альфа-волн, отражающих активацию коры, отмечается в более обширной области при ручном письме. При клавиатурном письме снижение альфа-волн установлено только в моторных и сенсомоторных отделах мозга. При ручном письме по сравнению с состоянием покоя значимо возрастало взаимодействие всех областей коры внутри обоих полушарий, при клавиатурном – только в одном полушарии (левом – для праворуких и правом - для леворуких обследуемых).

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ручное письмо обеспечивается более сложной системой активации и взаимодействия областей коры мозга, чем при клавиатурном письме. Разработанный алгоритм и методическое обеспечение может быть использовано при проведении научных исследований по оценке гигиенической безопасности клавиатурного письма.

Ключевые слова: клавиатурное письмо, ЭЭГ-исследования, биокибернетический подход.

5
Аннотация

Резюме

Введение. Значительные изменения в способах и режимах использования мобильного телефона (МТ) у современных младших школьников и недостаточная изученность их последствий для здоровья определили актуальность и цель настоящего исследования.

Цель исследования - оценить динамику пользования МТ у учащихся начальной школы и ее влияние на самочувствие детей.

Материалы и методы. В начале и в конце проспективного когортного (2 года) исследования 47 московских младших школьников (25 мальчиков) (2017-2019 годы) с помощью анкет оценили тип МТ, режимы голосового общения и пользования мобильным Интернетом (МИ), а также частоту жалоб на самочувствие, в том числе клинически значимых (КЗЖ) (несколько в неделю). У 23 детей измеряли уровень излучения МТ.

Результаты. За время наблюдения отмечено снижение уровня излучения МТ (p=0,002); увеличение доли детей, использующих МИ (с 57,4 до 85,1%, p=0,006), повышение частоты (p=0,002) и длительности (p=0,01) его использования; приближение МТ к телу при ношении его днем (p=0,01). К окончанию исследования возросла доля детей с КЗЖ на неудовлетворенность сном (с 23,4 до 40,4%, p=0,025) и тревогу (с 2,12 до 12,8%, p=0,043). Снижение уровня излучения МТ, переход к пользованию МИ и увеличение длительности использования МИ значимо коррелировали у детей с заменой «кнопочного» МТ на смартфон. Переход к пользованию смартфоном и МИ был связан с ростом КЗЖ на тревогу (p=0,02) и трудности засыпания (p=0,04).

Обсуждение. Обсуждается роль двух факторов, определяющих эффект длительного использования МТ на самочувствие детей: 1) интенсивности и длительности его использования для голосового общения и 2) перехода к использованию его в качестве мультимедийного средства.

Заключение. Исследование показало, что у современных младших школьников, имеющих небольшой стаж МТ, переход к использованию МТ в качестве мультимедийного средства является более важным фактором ухудшения самочувствия, чем длительность и интенсивность голосового общения по МТ.

 

8
Аннотация

Введение. В настоящее время в суточных рационах современных школьников присутствует в основном пища, содержащая в избыточном количестве жиры и углеводы, при низком содержании белков, витаминов и микроэлементов. Широкое распространение приобрели стереотипы питания, связанные с употреблением сублимированной и рафинированной пищи, продуктов системы быстрого приготовления, так называемых «фаст-фудов». Такие негативные проявления пищевого поведения школьников во многом обусловлены недостаточным уровнем их знаний, поэтому повышение грамотности в вопросах питания, а также меры, направленные на формирование грамотности остаются необходимыми для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Цель. Оценка знаний современных школьников о здоровом питании в условиях цифровой среды с помощью модифицированного опросника.

Материалы и методы. Для изучения знаний школьников о здоровом питании использовался модифицированный авторами опросник, базирующийся на 10 принципах здорового питания ВОЗ. Опросник включает 23 вопроса для самостоятельного заполнения школьниками. В исследовании приняли участие 73 школьника 5-х классов г. Москвы.

Результаты. Необходимый уровень знаний о здоровом питании отсутствовал практически у всех опрошенных. 93% школьников имели средний уровень грамотности, 7% школьников - низкую грамотность, обучающиеся с высокой грамотностью отсутствовали. Рацион считали несбалансированным 14%, частично сбалансированным - 7%, избыточно калорийным - 70%. О влиянии питания на успеваемость в школе положительно ответили 10%, не уверенны в этом – 20%, 70% ответили, что питание не оказывает влияние на успеваемость.

Заключение. Выявленные нарушения пищевого поведения были связаны с уровнем пищевой грамотности. Использованный опросник позволил получить подробную информацию об особенностях питания школьников и может быть рекомендован для более масштабного опроса с целью раннего выявления нарушений пищевого поведения, для улучшения пищевой грамотности и предотвращения нарушений здоровья.

9
Аннотация

Введение. При обновлении критериев эффективности работы организаций отдыха необходимо учитывать цели и задачи современных лагерей.

Цель исследования. оценить мнение родителей об организации отдыха и оздоровления детей в период организованного отдыха.

Материалы и методы. В 2019-2020 гг. при участии интернет-каталога детских лагерей incamp.ru был проведен анонимный опрос родителей – потенциальных потребителей услуг сферы детского отдыха. В опросе приняли участие 343 респондента из 48 регионов России.

Результаты исследования. Главной целью пребывания детей в лагере, по мнению родителей, является отдых (88,0; 95% ДИ 84,6-91,5), приобретение коммуникативных навыков и поиск новых друзей (79,9; 95% ДИ 75,6-84,1); оздоровление детей (49,0; 95% ДИ 43,7-54,3) и приобретение новых знаний (48,1; 95% ДИ 42,8-53,4). Треть родителей положительно оценивают оздоровление своего ребенка в лагере без уточнения критериев оздоровления (32,3%; 95% ДИ 27,4-37,4); 27,1% (95% ДИ 22,4-31,8) отметили улучшение физического и эмоционального состояния.  Респонденты отмечают, что на оздоровление детей в лагере, в первую очередь, влияют организация качественного питания (83,7%; 95% ДИ 79,8-87,6) и повышение физической активности (86,6%; 95% ДИ 83,0-90,2); на втором месте находятся условия пребывания детей (74,3%; 95% ДИ 69,7-79,0) и место расположения лагеря (77,0%; 95% ДИ 72,5-81,4). Менее всего на оздоровление в лагере, по мнению родителей, влияет продолжительность смены (32,1%; 95% ДИ 27,1-37,0 респондентов).

Выводы. Эффективная система развития детского отдыха должна учитывать то, что одним из участников организации процесса отдыха детей и их оздоровления являются родители (законные представители) детей. Разработка современных критериев эффективности работы детского лагеря должна проводиться в том числе с учетом ожиданий потенциальных потребителей услуги детского отдыха – родителями (законными представителями) детей.

5
Аннотация

 

Резюме

Введение. Среднее профессиональное образование (СПО) в России на современном этапе характеризуется увеличением компонента практической подготовки (дуальное обучение), направленной на повышение профессиональных компетенций выпускников. Отмечаются тенденции ухудшения состояния здоровья лиц подросткового возраста, что требует оптимизации медицинского обеспечения студентов с учетом характера учебно-производственной нагрузки. До настоящего времени не разработаны алгоритмы организации медицинского обеспечения студентов СПО с учетом особенностей учебно-производственной нагрузки, возрастного состава обучающихся (от 14 до 22 и более лет).

Цель работы - оценка адаптации студентов колледжей к условиям обучения в зависимости от состояния здоровья и обоснование путей совершенствования их медицинского обеспечения.

Материал и методы. Проведен сбор и анализ материалов базы данных многоцентровых исследований, выполненных по единой

 программе в ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. В выборку включены данные 197 юношей, обучающихся профессиям сварщика и автослесаря на первом и втором году обучения в колледжах г. Омска и г. Москвы. Оценивались показатели качества жизни по международному опроснику MOS SF -36, показатели состояния здоровья и самочувствия. Студенты были разделены на подгруппы с учетом состояния здоровья. Статистическая обработка соответствовала современным требованиям и критериям доказательной медицины.

Результаты. Установлено, что в организации СПО на вышеуказанные профессии поступает значительное число абитуриентов, имеющих заболевания (21,1-26%). Результаты анкетирования студентов, обучающихся профессиям сварщика и автослесаря, выявили достоверные различия в адаптации к учебному процессу обучающихся с хронической патологией. Для них было характерно снижение показателей качества жизни по опроснику MOS SF -36, рост жалоб, повышенная утомляемость. Это отмечалось преимущественно у обучающихся на втором курсе обучения, что обусловлено возрастающей учебно-производственной нагрузкой. Сделаны выводы, что обучающиеся с хроническими заболеваниями, осваивающие профессии с вредными условиями труда, являются группой повышенного риска ухудшения состояния здоровья, требуют наблюдения и решения вопроса профессиональной пригодности к работе по осваиваемым профессиям, контроля за условиями труда студентов на производственной практике.

Заключение. Важность охраны здоровья будущих молодых профессионалов обусловлена реализацией практико-ориентированного обучения в 42% учебных организаций СПО. Модели школьной медицины, предлагаемые для оптимизации медицинского обеспечения обучающихся в общеобразовательных организациях, могут быть адаптированы к условиям СПО. В зарубежных исследованиях показана возможность раннего формирования производственно - обусловленных заболеваний в отдельных профессиях на этапе завершения обучения, что подтверждает актуальность профессиональной ориентации подростков, врачебной профессиональной консультации и создания эффективной системы медицинского обеспечения лиц подросткового возраста и учащейся молодежи.

Ключевые слова: студенты, колледжи, здоровье, медицинское обеспечение, факторы риска

 

 

Modern aspects of training in of secondary vocational organization and students health

 

Evgeniya I. Shubochkina1, Elena G. Blinova 2

1National Medical Research Center of Children's Health "of the Ministry of Health of Russian Federation, 2, building 1 Lomonosovskiy prospect, Moscow, 119991, Russian Federation

2Omsk State Medical University Ministry of Health of Russian Federation, 12 Lenina street, Omsk, 644099, Russian Federation

 

Summary

Introduction. Secondary vocational education (SPE) in Russia at the present stage is characterized by an increase in the component of practical training (dual training) aimed at improving the professional competencies of graduates. Trends in the deterioration of the health status of adolescents are noted, which requires optimization of medical support for students, taking into account the nature of the educational and production load. To date, no algorithms have been developed for organizing medical support for SPE students, taking into account the nature of the educational and production load, the peculiarities of the age composition of students (from 14 to 22 years or more).

The objective of the study is to assess the adaptation of college students to the learning conditions depending on their health status and to substantiate ways to improve their medical support.

Material and methods. The collection and analysis of the materials of the database of multicenter studies performed under the unified program in the NMRC of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation was carried out. The sample includes data from 197 young men studying the professions of welder and car mechanic in the first and second year of study at colleges in Omsk and Moscow. The quality of life indicators were evaluated according to the international questionnaire MOS SF-36, indicators of health and well-being. The students were divided into subgroups based on their health status. The statistical processing met the modern requirements and criteria of evidence-based medicine.

Results. It is established that a significant number of applicants with diseases (21.1-26%) enter the above-mentioned professions in the SPO organization. The results of the survey of students studying the professions of welder and car mechanic revealed significant differences in the adaptation to the educational process of students with chronic pathology. They were characterized by a decrease in the quality of life indicators according to the MOS SF -36 questionnaire, an increase in complaints, increased fatigue. This was noted mainly among students in the second year of study, which is due to the increasing educational and production load. It is concluded that students with chronic diseases, mastering professions with harmful working conditions, are a group of increased risk of health deterioration, require monitoring and solving the issue of professional suitability for work in the professions being mastered, monitoring the working conditions of students in industrial practice.

Conclusion. The importance of protecting the health of future young professionals is due to the implementation of practice-oriented training in 42% of vocational training organizations. The models of school medicine proposed for optimizing the medical support of students in general education organizations can be adapted to the conditions of secondary vocational education. Foreign studies have shown the possibility of early formation of production-related diseases in certain professions at the stage of completion of training, which confirms the relevance of professional orientation of adolescents, medical professional consultation and the creation of an effective system of medical support for adolescents and students.

Keywords: students, colleges, health, medical care, risk factors

 

9
Аннотация

Введение. В настоящее время актуальным является разработка алгоритма оценки химической и физико-гигиенической безопасности изделий для детей и подростков, изготовленных из инновационных материалов: из органического хлопка, бамбука, волокон и нитей с ионами серебра для изготовления детских бельевых изделий, материалов с пропиткой экстрактом травы череды для стелек детской обуви и подгузников из растительного сырья. В институте проводятся исследования по гигиенической оценке и научному обоснованию товаров для детей, изготовленных по инновационным технологиям.

Цель работы - гигиеническая оценка безопасности подгузников, изготовленных из инновационных материалов (ЭКО - подгузники).

Материал и методы. Исследованы 200-ти образцов средних размеров детских одноразовых ЭКО-подгузников,  изготовленных с применением инновационных материалов. Использованы санитарно-химические, физико-гигиенические, токсиколого-гигиенические и органолептические методы:

Результаты. В образцах детских одноразовых ЭКО-подгузниках - внутренний слой, непосредственно контактирующий с кожей ребенка, представлен нетканым полотном из 100% полипропилена;  внешний слой – нетканое полотно, содержащее 15,5% вискозы, 22,3% хлопка и 62,2% полиэфира; волокнистая масса наполнителя, содержащая гранулы адсорбента, состоит из 100% натурального волокна - хлопок и лен. Результаты санитарно-химических и токсиколого-гигиенических исследований ЭКО-подгузников в водной модельной среде показали, что в водных вытяжках из исследуемых образцов подгузников концентрация формальдегида составляет от 0,08±0,020 до 0,1 мг/дм3; показатели индекса токсичности от 74,1 до 89,1%;  изменения рН от 0,35 до 0,5 ед.; суммы общих фенолов  от <0,005 до 0,024±0,002 мг/дм3, что не превышает норматив.  Ацетальдегид, акрилонитрил, ацетон, бензол, гексан, спирты метиловый и пропиловый, толуол, этилацетат, свинец, мышьяк, цинк, хром также не превышали значений предельно допустимых концентраций. Проведенные санитарно-химические исследования в воздушной модельной среде представленных образцов детских подгузников при экспозиции 4, 12, 24 часа показали, что уже при экспозиции 4 часа обнаруживается миграция химических веществ, которая  не меняется при экспозициях 12 и 24 часа. Значение показателя «полное влагопоглащение», которое является одним из основных показателей, обеспечивающих функциональное назначение подгузников, составляло от 307,6±30,8 г  до  355,5±35,5 г, что значительно больше установленного норматива (не менее 240,0 г для средних размеров). Это связано с использованием инновационных  материалов при производстве ЭКО – подгузников. Для определения «дышащих» свойств ЭКО-подгузников и традиционных подгузников, необходимо разработать особые методические подходы к измерению воздухопроницаемости.

Выводы. Полученные данные выявили необходимость разработки особых методических подходов к измерению воздухопроницаемости подгузников; необходимость нормировать запах и включить данный показатель в требования безопасности; регламентировать проведение испытаний в воздушной модельной среде - 4 часа.

Ключевые слова: гигиеническая оценка; детские подгузники; инновационные материалы; санитарно-химические исследования; физико-гигиенические исследования; токсиколого-гигиенические исследования.

 

Информация об авторах:

Вершинина Марина Германовна – к.м.н., доцент, руководитель НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков;  e-mail: labckb@gmail.com; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6051-5231.

Барсукова Наталия Константиновна – к.м.н., зав. лабораторией комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы; e-mail: barsukova.nk@nczd.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8716-4806.

Чумичева Ольга Алексеевна – к.б.н., ведущий научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы; e-mail: olgachumicheva@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0662-2954.

Надёжина Людмила Геннадьевна - специалист лаборатории комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы; e-mail: lnadiezhina@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0311-8621.

Информация о вкладе авторов: М.Г. Вершинина – общее руководство; Барсукова Н.К.– анализ результатов, редактирование, написание текста рукописи; Чумичева О.А. – сбор материала; написание текста рукописи; Надежина Л.Г. – сбор материала..

Финансирование: исследование проведено без спонсорской поддержки.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 

Hygienic assessment of children's disposable diapers made with the use of innovative materials

Marina G. Vershinina, Nataliya K. Barsukova, Olga A. Chumicheva, Ludmila G. Nadiezhina

National Medical Research Center for Children's Health

Federal State Autonomous Institution of the Ministry of Health of the Russian Federation

Lomonosovsky prospect, 2, building 1, Moscow, 119991, Russian Federation

Summary

Introduction. Currently, it is relevant to develop an algorithm for assessing the chemical and physical and hygienic safety of products for children and adolescents made from innovative materials: organic cotton, bamboo, fibers and threads with silver ions for the manufacture of children's underwear, materials impregnated with a grass extract of the series for the insoles of children's shoes and diapers from vegetable raw materials. The institute conducts research on the hygienic assessment and scientific justification of goods for children made using innovative technologies.

The objective of our work: hygienic assessment of the safety of diapers made of innovative materials (ECO - diapers).

Materials and methods. 200 samples of medium-sized children's disposable ECO-diapers made with the use of innovative materials were studied. Sanitary-chemical, physico-hygienic, toxicological-hygienic and organoleptic methods were used:

Results. In the samples of children's disposable ECO-diapers, the inner layer, which is directly in contact with the child's skin, is represented by a non-woven fabric made of 100% polypropylene; the outer layer is a non-woven fabric containing 15.5% viscose, 22.3% cotton and 62.2% polyester; the fibrous mass of the filler containing adsorbent granules consists of 100% natural fiber-cotton and linen. The results of sanitary-chemical and toxicological-hygienic studies of ECO-diapers in an aqueous model environment showed that the concentration of formaldehyde in the aqueous extracts from the studied diaper samples ranges from 0.08±0.020 to 0.1 mg/dm3; toxicity index values from 74.1 to 89.1%; pH changes from 0.35 to 0.5 units.; the amounts of total phenols from <0.005 to 0.024±0.002 mg/dm3, which does not exceed the standard. Acetaldehyde, acrylonitrile, acetone, benzene, hexane, methyl and propyl alcohols, toluene, ethyl acetate, lead, arsenic, zinc, chromium also did not exceed the maximum permissible concentrations. The conducted sanitary and chemical studies in the air model environment of the presented samples of baby diapers at an exposure of 4, 12, 24 hours showed that even at an exposure of 4 hours, the migration of chemicals is detected, which does not change at exposures of 12 and 24 hours. The value of the indicator "full moisture absorption", which is one of the main indicators that ensure the functional purpose of diapers, ranged from 307.6±30.8 g to 355.5±35.5 g, which is significantly more than the established standard (at least 240.0 g for medium sizes). This is due to the use of innovative materials in the production of ECO – diapers. To determine the "breathing" properties of ECO-diapers and traditional diapers, it is necessary to develop special methodological approaches to measuring breathability.

Conclusions. The obtained data revealed the need to develop special methodological approaches to measuring the breathability of diapers; the need to normalize the smell and include this indicator in the safety requirements; to regulate testing in an air model environment - 4 hours.

Keywords: hygienic assessment; baby diapers; innovative materials; sanitary and chemical research; physical and hygienic research; toxicological and hygienic research.

Author information:

Marina G. Vershinina, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Research Institute of Hygiene and Health Protection of Children and Adolescents; e-mail:  labckb@gmail.com; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6051-5231.

Nataliya К. Barsukova, Candidate of Medical Sciences, Head of the Laboratory of complex problems of hygienic assessment and expertise; e-mail: barsukova.nk@nczd.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8716-4806.

Оl'ga А. Chumicheva, Candidate of Biological Sciences,  leading researcher of the Laboratory of complex problems of hygienic assessment and expertise; e-mail: olgachumicheva@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0662-2954.

Lyudmila G. Nadiezhina, Specialist of the laboratory of complex problems of hygienic assessment and expertise; e-mail: lnadiezhina@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0311-8621.

Authors contributions: Vershinina M.G. - general guidance; Barsukova N.K. - analysis of the results, editing, writing the text of the manuscript; Chumicheva O.A.- collection of material; writing the text of the manuscript; Nadezhina L.G.- collection of material..

Funding information: the study was conducted without sponsorship.

Conflict of interest: the authors declare that there is no conflict of interest.

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ 

6
Аннотация

Ключевой целью национальных проектов является сохранение и поддержания здоровья граждан. Питание вносит существенный вклад в здоровьесбережение, однако проблемы в количественной и качественной характеристиках питания населения, обеспечения его безопасности очевидны. Поэтому необходимы новые подходы к подготовке специалистов медико-профилактического профиля. Студенты, осваивающие программу специалитета, должны овладеть рядом общекультурных и профессиональных компетенций, а также быть готовы к осуществлению медицинской, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности, в том числе для реализации задач в сфере безопасного и качественного питания. Формирование необходимых компетенций осуществляется в процессе изучения основных дисциплин,  закрепляется и углубляется вариативной частью образовательной программы. В Уральском государственном медицинском университете реализуется ряд дисциплин по выбору, направленных на углубленное изучение вопросов гигиены питания. Данный подход способствует повышению качества формирования профессиональных навыков врача по гигиене питания, формирует готовность к пропаганде здорового питания, прививает навыки гигиенического просвещения как в индивидуальных, так и в массовых формах.

ЮБИЛЕИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ 

Новости

2021-11-22

Анонс нового номера (ЗНиСО № 11-2021)

Анонс нового номера (ЗНиСО № 11-2021)

Еще объявления...