Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Современные аспекты обучения в организациях среднего профессионального образования и здоровье обучающихся

Аннотация

 

Резюме

Введение. Среднее профессиональное образование (СПО) в России на современном этапе характеризуется увеличением компонента практической подготовки (дуальное обучение), направленной на повышение профессиональных компетенций выпускников. Отмечаются тенденции ухудшения состояния здоровья лиц подросткового возраста, что требует оптимизации медицинского обеспечения студентов с учетом характера учебно-производственной нагрузки. До настоящего времени не разработаны алгоритмы организации медицинского обеспечения студентов СПО с учетом особенностей учебно-производственной нагрузки, возрастного состава обучающихся (от 14 до 22 и более лет).

Цель работы - оценка адаптации студентов колледжей к условиям обучения в зависимости от состояния здоровья и обоснование путей совершенствования их медицинского обеспечения.

Материал и методы. Проведен сбор и анализ материалов базы данных многоцентровых исследований, выполненных по единой

 программе в ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. В выборку включены данные 197 юношей, обучающихся профессиям сварщика и автослесаря на первом и втором году обучения в колледжах г. Омска и г. Москвы. Оценивались показатели качества жизни по международному опроснику MOS SF -36, показатели состояния здоровья и самочувствия. Студенты были разделены на подгруппы с учетом состояния здоровья. Статистическая обработка соответствовала современным требованиям и критериям доказательной медицины.

Результаты. Установлено, что в организации СПО на вышеуказанные профессии поступает значительное число абитуриентов, имеющих заболевания (21,1-26%). Результаты анкетирования студентов, обучающихся профессиям сварщика и автослесаря, выявили достоверные различия в адаптации к учебному процессу обучающихся с хронической патологией. Для них было характерно снижение показателей качества жизни по опроснику MOS SF -36, рост жалоб, повышенная утомляемость. Это отмечалось преимущественно у обучающихся на втором курсе обучения, что обусловлено возрастающей учебно-производственной нагрузкой. Сделаны выводы, что обучающиеся с хроническими заболеваниями, осваивающие профессии с вредными условиями труда, являются группой повышенного риска ухудшения состояния здоровья, требуют наблюдения и решения вопроса профессиональной пригодности к работе по осваиваемым профессиям, контроля за условиями труда студентов на производственной практике.

Заключение. Важность охраны здоровья будущих молодых профессионалов обусловлена реализацией практико-ориентированного обучения в 42% учебных организаций СПО. Модели школьной медицины, предлагаемые для оптимизации медицинского обеспечения обучающихся в общеобразовательных организациях, могут быть адаптированы к условиям СПО. В зарубежных исследованиях показана возможность раннего формирования производственно - обусловленных заболеваний в отдельных профессиях на этапе завершения обучения, что подтверждает актуальность профессиональной ориентации подростков, врачебной профессиональной консультации и создания эффективной системы медицинского обеспечения лиц подросткового возраста и учащейся молодежи.

Ключевые слова: студенты, колледжи, здоровье, медицинское обеспечение, факторы риска

 

 

Modern aspects of training in of secondary vocational organization and students health

 

Evgeniya I. Shubochkina1, Elena G. Blinova 2

1National Medical Research Center of Children's Health "of the Ministry of Health of Russian Federation, 2, building 1 Lomonosovskiy prospect, Moscow, 119991, Russian Federation

2Omsk State Medical University Ministry of Health of Russian Federation, 12 Lenina street, Omsk, 644099, Russian Federation

 

Summary

Introduction. Secondary vocational education (SPE) in Russia at the present stage is characterized by an increase in the component of practical training (dual training) aimed at improving the professional competencies of graduates. Trends in the deterioration of the health status of adolescents are noted, which requires optimization of medical support for students, taking into account the nature of the educational and production load. To date, no algorithms have been developed for organizing medical support for SPE students, taking into account the nature of the educational and production load, the peculiarities of the age composition of students (from 14 to 22 years or more).

The objective of the study is to assess the adaptation of college students to the learning conditions depending on their health status and to substantiate ways to improve their medical support.

Material and methods. The collection and analysis of the materials of the database of multicenter studies performed under the unified program in the NMRC of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation was carried out. The sample includes data from 197 young men studying the professions of welder and car mechanic in the first and second year of study at colleges in Omsk and Moscow. The quality of life indicators were evaluated according to the international questionnaire MOS SF-36, indicators of health and well-being. The students were divided into subgroups based on their health status. The statistical processing met the modern requirements and criteria of evidence-based medicine.

Results. It is established that a significant number of applicants with diseases (21.1-26%) enter the above-mentioned professions in the SPO organization. The results of the survey of students studying the professions of welder and car mechanic revealed significant differences in the adaptation to the educational process of students with chronic pathology. They were characterized by a decrease in the quality of life indicators according to the MOS SF -36 questionnaire, an increase in complaints, increased fatigue. This was noted mainly among students in the second year of study, which is due to the increasing educational and production load. It is concluded that students with chronic diseases, mastering professions with harmful working conditions, are a group of increased risk of health deterioration, require monitoring and solving the issue of professional suitability for work in the professions being mastered, monitoring the working conditions of students in industrial practice.

Conclusion. The importance of protecting the health of future young professionals is due to the implementation of practice-oriented training in 42% of vocational training organizations. The models of school medicine proposed for optimizing the medical support of students in general education organizations can be adapted to the conditions of secondary vocational education. Foreign studies have shown the possibility of early formation of production-related diseases in certain professions at the stage of completion of training, which confirms the relevance of professional orientation of adolescents, medical professional consultation and the creation of an effective system of medical support for adolescents and students.

Keywords: students, colleges, health, medical care, risk factors

 

Об авторах

Евгения Ивановна Шубочкина
ФГАУ НМИЦ Минздрава России
Россия


Елена Блинова



Елена Блинова



Список литературы

1. Список литературы

2. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. //Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. Монография. Москва. 2019. С. 272.

3. Иванов В.Ю., Шубочкина Е.И., Чепрасов В.В. Медико-социальные аспекты профессиональной ориентации старшеклассников в современных условиях // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 9/ С. 97-99.

4. Шавалиев А.Н. Об особенностях подготовки квалифицированных кадров в Свердловской области на основе практико-ориентированного (дуального) обучения. Профессиональное образование и рынок труда. 2015; № 5/6: С. 21- 23.

5. Матвеев Н.В., Ушанова И.А Дуальное образование расширяет границы: очертание нового международного проекта // Человек и образование. 2016. № 1 (46). С. 72-75.

6. Пахневская О.Г., Романченко А.М., Романченко М.К. Системы профессионального образования России и зарубежных стран // Professional Education in Russia and Abroad // 2017. №1 (25). С.153-162.

7. Рапопорт И.К. Состояние здоровья школьников и проблемы выбора профессии //

8. Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 36-38.

9. Плотникова О.В. Врачебная профессиональная консультация подростков с дисплазией соединительной ткани - проблемы, этапы, методология // Профилактическая и клиническая медицина. 2013. № 2 (47). С. 62-66

10. Ибрагимова Е.М., Шубочкина Е.И. Состояние здоровья и медико-социальные особенности подростков, обучающихся по разным программам профессиональной подготовки // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 4. С. 22-26.

11. Шубочкина Е.И., Кучма В.Р., Ибрагимова Е.М. Профессиональная ориентация подростков как медико-социальная проблема подготовки трудового потенциала // Вестник РНИМУ. 2013. № 5-6: С.78-82.

12. Иванов В.Ю., Шубочкина Е.И., Рапопорт И.К., Ибрагимова Е.М. Профилактика негативных последствий ранней трудовой занятости // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 3. С. 52-63

13. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Молдованов В.В., Иванов В.Ю. Условия формирования здоровья трудового потенциала: проблемы, пути решения // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 8. С. 50-54.

14. Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Матвеев Э.Н. Динамика заболеваемости юношей 15–17 лет в Российской Федерации. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. 65(2). С 80-85.

15. Статистические материалы. Заболеваемость детского населения России (15-17 лет) в 2019 году с диагнозом, установленным впервые в жизни. часть IX. Москва 2020 г. https://resursor.ru/content/statistika-po-detskoj-zabolevaemosti-v-rossii-otchet-2019-go доступен 21.09.2021

16. Кутумова О.Ю. Заболеваемость подростков Красноярского края по данным обращаемости за медицинской помощью // Медицина. 2018. № 14. С.58-68

17. Мальцев С.В., Сафина Л.З., Мансурова Г.Ш. Состояние здоровья школьников –медицинские и социальные проблемы // Практическая медицина. 2019. Том 17. № 5.С. 8-15.

18. Ганузин В.М., Штанюк М.Г. Состояние здоровья школьников по данным детского центра здоровья // Детская медицина Северо-Запада. 2020.т.8. № 1. С. 90-91.

19. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. Сафонкина С.Г., Молдованов В.В, Ибрагимова Е.М Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений и риски здоровью детей и подростков // Анализ риска здоровью. 2014. № 1. С. 65-72.

20. Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В., Ханхареев С.С., Богданова О.Г. Оценка риска здоровью обучающихся образовательных учреждений обусловленного факторами среды обитания // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. №5. С.105-108.

21. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Молдованов В.В., Иванов В.Ю. Профилактическая среда в образовательных организациях профессионального образования: актуальные проблемы и пути решения // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8 (269). С.46-50.

22. Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Денисов Э.И. Оценка профессиональных рисков для здоровья в системе доказательной медицины // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 1. С.14-20.

23. Гуртов В., Федорова Е., Мазаева К. Наиболее востребованные рабочие профессии в промышленном секторе // Общество и экономика. 2015.№ 4-5.165-172

24. Будзинская О.В. Прогнозирование потребности в квалифицированных кадрах на примере нефтегазовой отрасли // Социально-трудовые исследования. 2020. № 3 (40). С. 81-89.

25. Ступина М.Ю. Сетко Н.П. Физиолого-гигиеническая характеристика состояния здоровья подростков, обучающихся профессии бурильщика. // Здоровье населения и среда обитания. 2018. №11 (308). С. 18-21.

26. Сетко Н.П., Ступина М.Ю. Оценка риска здоровью подростков, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования // Оренбургский медицинский вестник. 2018. № 3. Том VI. С. 49-53.

27. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях Российской Федерации: проблемы и пути решения // Здравоохранение Российской Федерации. 2014. Т. 58. № 3. С. 4-9.

28. Кучма В.Р. Научные основы разработки и внедрения современных моделей охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях / /Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 3. С.19-29.

29. Казанцева А.В., Ануфриева Е.В. Результаты аудита качества медицинской помощи подросткам, обучающихся в колледжах Свердловской области // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. №2. С.31-38.

30. Шубочкина Е.И Охрана здоровья учащихся в организациях среднего профессионального образования в европейских странах (научный обзор) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 4. С. 21-31.


Дополнительные файлы

1. Неозаглавлен
Тема
Тип Прочее
Скачать (1MB)    
Метаданные
2. Неозаглавлен
Тема
Тип Прочее
Скачать (14MB)    
Метаданные
3. Неозаглавлен
Тема
Тип Прочее
Скачать (14MB)    
Метаданные
4. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (B)    
Метаданные

Для цитирования:


Шубочкина Е.И., Блинова Е., Блинова Е. Современные аспекты обучения в организациях среднего профессионального образования и здоровье обучающихся. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10).

Просмотров: 5


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)