Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Цифровая среда и самочувствие школьников

Аннотация

Введение.  В современных условиях цифровой трансформации образования медицинское сообщество, педагоги, родители озабочены вопросами влияния использования электронных средств обучения на здоровье детей. Появление новых видов цифровых средств обусловливает необходимость изучения их утомительного влияния в динамике обучения на самочувствие школьников. Анкетный опрос обучающихся, отражающий их основные жалобы при использовании на уроке наиболее распространенного сегодня вида учебных досок – интерактивных панелей, способствует выявлению и анализу «слабых мест» с точки зрения здоровьесбережения в организации учебного процесса.

Цель. Изучить особенности влияния использования на уроке интерактивных панелей на самочувствие пятиклассников

Материалы и методы. Проведено медико-социологическое исследование 130 обучающихся 5-х классов образовательных организаций с использованием анкеты, включающей вопросы, связанные с оценкой самочувствия, состояния зрительных функций  респондентов; факторов риска и особенностей организации учебного процесса с интерактивной панелью. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью непараметрических методов статистического анализа. Величины относительного риска устанавливали по правилам доказательной медицины.

Результаты.

Анализ выявил появление  у части школьников после работы с интерактивной панелью жалоб, отражающих возникновение общего и зрительного утомления, особенно у обучающихся с нарушенной зрительной функцией. Нерациональное использование интерактивной панели на уроке повышало риск возникновения таких жалоб.

Заключение. Указанные респондентами факторы, негативно влияющие на их самочувствие: яркий свет от доски, мелкое и нечеткое изображение контента экрана, повышение температуры воздуха в классе и т.д. обозначили направления профилактических мероприятий для обеспечения безопасных условий обучения.

Об авторах

Надежда Березина



IRINA ALEXANDROVA
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ "НМИЦ здоровья детей"
Россия


Марина Айзятова

Россия


Наталия Мирская

Россия


Список литературы

1. Кондаков А.М., Сергеев И.С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации. //Педагогика. 2021. №1. С. 5-23.

2. Байбородова Л.В., Тамарская Н.В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования//Педагогика. 2020.№7. С. 22-30

3. Smahel D., Wright M., Cernikova M. The impact of digital media on health: children's perspectives.// Int J Public Health. 2015 Feb;60(2):131-7. doi: 10.1007/s00038-015-0649-z. Epub 2015 Jan 20.

4. Körmendi A., Brutóczki Z., Végh B., Székely R. Smartphone use can be addictive? A case report.// J Behav Addict. 2016 Sep;5(3):548-52. doi: 10.1556/2006.5.2016.033. Epub 2016 Sep 7.

5. Khundadze M., Geladze N., Kapanadze N. Impact of internet gambling on mental and psychological health of children of various ages. //Georgian Med News. 2017 Mar;(264):50-53.

6. Lissak G. Adverse physiological and psychological effects of screen time on children and adolescents: Literature review and case study. // Environ Res. 2018 Jul;164:149-157. doi: 10.1016/j.envres.2018.01.015. Epub 2018 Feb 27.

7. Singh M. Compulsive Digital Gaming: An Emerging Mental Health Disorder in Children. //Indian J Pediatr. 2019 Feb;86(2):171-173. doi: 10.1007/s12098-018-2785-y. Epub 2018 Sep 12.

8. Hoge E, Bickham D, Cantor J. Digital Media, Anxiety, and Depression in Children// Pediatrics. - 2017. Nov; №140 (Suppl 2): S.76-80. doi: 10.1542/peds. 2016-1758G

9. Houghton S, Lawrence D, Hunter SC, Rosenberg M, Zadow C, Wood L, Shilton T. Reciprocal Relationships between Trajectories of Depressive Symptoms and Screen Media Use during Adolescence // J Youth Adolesc. – 2018. Nov; №47 (11) С. 2453-2467. doi: 10.1007/s10964-018-0901-y. Epub 2018 Jul 25.

10. Wahyuni AS, Siahaan FB, Arfa M, Alona I, Nerdy N. The Relationship between the Duration of Playing Gadget and Mental Emotional State of Elementary School Students // Open Access Maced J Med Sci. – 2019. - Jan 13. - 7(1). С.148-151. doi: 10.3889/oamjms.2019.037.

11. Тахчиди Х.П., Грачева М.А., Казакова А.А., Стрижебок А.В., Васильева Н.Н. Роль современных информационных технологий в реализации образовательных программ для детей с нормальным состоянием зрительных функций и с офтальмопатологией. Вестник РАМН. 2020; 75 («): 144-153. Doi: 10.15690/vramn1186

12. Coles-Brennan C, Sulley A, Young G. Management of digital eye strain. Clin Exp Optom. 2019;102(1):18−29. doi: 10.1111/cxo.12798.

13. Скоблина Н.А., Попов В.И., Еремин А.Л., Маркелова С.В., Милушкина О.Ю., Обрубов С.А., Цамерян А.П. Риски развития болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в условиях нарушения гигиенических правил использования электронных устройств. Гигиена и санитария. 2021;100(3):279-284. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-3-279-284

14. Долотова Н.В., Филькина О.М., Воробьева Е.А., Кочерова О.Ю. Влияние использования цифровых технологий в образовательном процессе на формирование нарушений зрения у детей// Материалы XXIII Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии», Москва, 5-7 марта 2021, -С. 52.

15. Новикова И.И.,Зубковкая Н.А., Лобкис М.А., Кузьменко М.А. Мобильные телефоны в школе как фактор риска нарушений здоровья в условиях современной образовательной среды.// Материалы XI Всероссийской научно – практической конференции с международным участием «Анализ риска здоровью -2021. Внешнесредовые, социальные, медицинские и поведенческие аспекты». Т.1, Пермь; 2021: 105-112.

16. Hale L., Guan S. Screen time and sleep among school-aged children and adolescents: a systematic literature review. Sleep medicine reviews. 2015; 21: 50-58.

17. Falbe J., Davidson K.K., Franckle R.L. et al. Sleep duration, restfulness, and screens in the sleep environment. Pediatrics. 2015; 135 (2): 367-375.

18. Touitou Y., Touitou D., Reinberg A. Disruption of adolescents' circadian clock: The vicious circle of media use, exposure to light at night, sleep loss and risk behaviors. Journal of physiology, Paris. 2016; 110 (4 Pt B): 467-479.

19. Royant-Parola S. and Legris S. Complex relationships between adolescents and their sleep (sleep patterns, use of new media, and impact on next day’s activity)./ J Dentofacial Anom Orthod. 2018; 21:102-108.

20. Foerster M., Henneke A., Chetty-Mhlanga S. et al. Impact of Adolescents' Screen Time and Nocturnal Mobile Phone-Related Awakenings on Sleep and General Health Symptoms: A Prospective Cohort Study. International journal of environmental research and public health. 2019; 16 (3): pii: E518.

21. Степанова М.И., Березина Н.О., Поленова М.А. и др. Оценка самочувствия школьников на учебных занятиях с применением интерактивных панелей// Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. 1. С. 22-27

22. Березина Н.О., Степанова М.И. Влияние цифровых средств обучения на самочувствие обучающихся средних классов //Здоровье населения и среда обитания. 2020. №8 (329). С.20-25.

23. Александрова И.Э. Гигиеническая оптимизация учебного процесса в школе в условиях использования электронных средств обучения//Анализ риска здоровью. – 2020. –№2.- С.47-54.

24. Айзятова М.В., Александрова И.Э., Мирская Н.Б., Исакова Н.В., Вершинина М.Г., Фисенко А.П. Влияние использования интерактивных панелей в процессе учебных занятий на основные параметры внутришкольной среды // Здоровье населения и среда обитания. 2021. № 2 (335). С 17- 23.

25. Измеров Н.Ф., Денисов Э.И., ред. Профессиональный риск для здоровья работников. Руководство. М.: 2003.- 448 с.


Для цитирования:


Березина Н., ALEXANDROVA I., Айзятова М., Мирская Н. Цифровая среда и самочувствие школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10).

For citation:


Berezina N., Aleksandrova I., Ayzyatova M., Mirskaya N. Digital environment and the well-being of schoolchildren. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10). (In Russ.)

Просмотров: 4


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)