Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Алгоритм формирования единой профилактической среды в образовательной организации

Аннотация

Введение. Ухудшение состояния здоровья обучающихся, отсутствие научного обоснования последовательных действий, основных направлений и показателей работы общеобразовательных организаций в сфере охраны здоровья участников образовательного процесса определяют цель исследования: научно обосновать алгоритм и модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации. Материалы и методы. Работа проводилась по четырем направлениям: 1) изучение здоровьесбергающей деятельности современных общеобразовательных организаций; 2) анализ показателей, характеризующих социально-психологический климат общеобразовательных организаций; 3) изучение образа жизни, напряженности, режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия педагогов; 4) изучение иностранных инструментов для оценки здоровьесберегающей деятельности школ. Объектами исследования являлись общеобразовательные организации, учащиеся школ, педагоги. Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием методов непараметрического анализа, с применением программы STATISTICA 13.3.

Результаты. Большинство обследованных российских общеобразовательных организаций находятся на начальных этапах развития здоровьесберегающей деятельности. На основании экспертно-статистического анализа здоровьесбергающей деятельности российских школ, находящихся на различных уровнях развития и имеющих различные достижения в сфере профилактической деятельности, выявлены и обоснованы эффективные направления и конкретные показатели оценки результатов на каждом этапе создания единой профилактической среды в образовательной организации.

Заключение. Разработаны алгоритм и модель единой профилактической среды школы, включающая 7 компонентов, и обоснована система её мониторинга по ведущим показателям, субъектами и объектами которой являются обучающиеся, их родители и педагоги. Результатами работы по здоровьесбережению в школе являются: улучшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, их эмоциональное благополучие, снижение распространенности поведенческих факторов риска, улучшение знаний, навыков в отношении здоровья, высокая академическая успеваемость обучающихся.

Об авторе

Светлана Борисовна Соколова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
Россия

канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, ведущий научный сотрудник отдела гигиены детей, подростков и молодежи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ имени Ф. Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора



Список литературы

1. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., ред. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование): монография М.: Научная книга, 2021. 350 с.

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. Состояние здоровья детей в современной России. Москва, 2020. Сер. 21 Социальная педиатрия (2-е издание, дополненное). 116 c.

3. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 19-27.

4. Порецкова Г.Ю., Тяжева А.А., Рапопорт И.К., Воронина Е.Н. Современные тренды нарушения здоровья детей школьного возраста г. Самары // Наука и инновации в медицине. 2019. Т. 4. № 1. С. 58-62.

5. Матвеев Э.Н., Соколовская Т.А., Кураева В.М. Особенности заболеваемости детского населения 0-14 лет Российской Федерации за период 2000-2015 гг. // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2017. №1. С. 26-43.

6. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Бадеева Т.В., Писарева А.Н., Котова Н.В., Ковальчук С.Н. Динамика состояния здоровья подростков города Нижнего Новгорода (1980-2015 гг.) // Медицинский альманах. 2016. № 5 (45). С. 14-17.

7. Фисенко А.П., Кучма В.Р., Кучма Н.Ю., Нарышкина Е.В., Соколова С.Б. Стратегия и практика формирования здорового образа жизни детей в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2020. Т. 23. № 2. С. 76-84.

8. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья // Анализ риска здоровью. 2019. № 2. С. 4-13. doi: 10.21668/health.risk/2019.2.01

9. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. Москва, 2017. 170.

10. Скворцова Е.С., Лушкина Н.П. Социально-гигиенический портрет подростков, ежедневно продолжительно пользующихся интернетом // Наркология. 2020. Т. 19. № 7. С. 35-43.

11. Скворцова Е.С. Характеристика и особенности употребления наркотических и токсикоманических веществ среди сельских подростков-школьников России в 2016-2017 гг. // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 2. С. 144-156.

12. Заседание Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 24 апреля 2013 http://government.ru/news/1512/.

13. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2015. Т. 18. № 3. С. 28-31.

14. Кучма В.Р. ред. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективности. М.: Просвещение, 2010. 253 с.

15. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 1997/1998 survey. Currie C, Hurrelmann K, Settertobulte W, Smith R & Todd J (eds.). (2000) Health and health behaviour among young people (Health Policy for Children and Adolescents, No.1). WHO Regional Office for Europe, Copenhagen. [Internet]. Available at: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/119571/E67880.pdf . Аccessed: 13.07.2021.

16. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2001/2002 survey. Currie C et al (eds.) (2004) Young People's Health in Context: international report from the HBSC 2001/02 survey, (Health Policy for Children and Adolescents, No.4). WHO Regional Office for Europe, Copenhagen. [Internet]. Available at: https://www.euro.who.int/en/publications/abstracts/young-peoples-health-in-context.-health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc-study-international-report-from-the-20012002-survey Аccessed: 13.07.2021.

17. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2005/2006 survey. Currie C, Nic Gabhainn S, Godeau E, Roberts C, Smith R, Currie D, Pickett W, Richter M, Morgan A & Barnekow V (eds.) (2008). Inequalities in young people's health: HBSC international report from the 2005/06 Survey. Health Policy for Children and Adolescents, No. 5, WHO Regional Office for Europe, Copenhagen, Denmark. [Internet]. Available at: https://www.euro.who.int/en/health-topics/noncommunicable-diseases/obesity/publications/pre-2009/inequalities-in-young-peoples-health.-hbsc-international-report-from-the-20052006-survey Аccessed: 13.07.2021.

18. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey. Currie C et al. eds. Social determinants of health and well-being among young people. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 2012 (Health Policy for Children and Adolescents, No. 6). [Internet]. Available at: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0010/181972/E96444-Rus-full.pdf Аccessed: 13.07.2021.

19. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2013/2014 survey. Inchley J et al. eds. Growing up unequal: gender and socioeconomic differences in young people's health and well-being. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2013/2014 survey. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 2016 (Health Policy for Children and Adolescents, No. 7). [Internet]. Available at: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0016/331711/HSBC-No.7-Growing-up-unequal-Full-Report-ru.pdf Аccessed: 13.07.2021.

20. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2017/2018 survey. Inchley J, Currie D, Budisavljevic S, Torsheim T, Jåstad A, Cosma A et al., editors. Spotlight on adolescent health and well-being. Findings from the 2017/2018 Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) survey in Europe and Canada. International report. Volume 2. Key data. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2020. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. [Internet]. Available at: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/333064/9789289055123-rus.pdf Аccessed: 13.07.2021.

21. Welsh Network of Healthy School Schemes (2010). Indicators for the Welsh Network of Healthy School Schemes National Quality Award. Available at: https://www.publichealthnetwork.cymru/en/social-determinants/education/welsh-network-of-healthy-school-schemes-wnhss/ Аccessed: 13.07.2021.

22. Lee A, St Leger LH, Ling KW, et al. The Hong Kong Healthy Schools Award Scheme, school health and student health: An exploratory study. Health Education Journal. 2018;77(8):857-871. doi:10.1177/0017896918779622

23. SHE rapid assessment tool, 2013 Available at: https://www.schoolsforhealth.org/resources/materials-and-tools/how-be-health-promoting-school/rapid-assessment-tool Аccessed: 13.07.2021.

24. FRESH consortium (2014). Monitoring and Evaluation Guidance for School Health Programs Thematic Indicators Supporting FRESH (Focusing Resources on Effective School Health). Available at: https://healtheducationresources.unesco.org/library/documents/monitoring-and-evaluation-guidance-school-health-programs-eight-core-indicators Аccessed: 13.07.2021.

25. CDC American national Health Education Standards. Available at: https://www.cdc.gov/healthyschools/sher/standards/index.htm Аccessed: 13.07.2021.

26. World Health Organization. Global Standards for Health Promoting Schools. Available at: https://www.who.int/publications/i/item/global-standards-for-health-promoting-schools Аccessed: 13.07.2021.

27. Bada E., Darlington E., Masson J., Santos R.M. European Standards and Indicators for Health Promoting Schools (version 1.1) Available at: www.schoolsforhealth.org/resources/materials-and-tools/teachers-resources Аccessed: 13.07.2021.


Для цитирования:


Соколова С.Б. Алгоритм формирования единой профилактической среды в образовательной организации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10).

Просмотров: 12


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)