Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Комплексная характеристика функционального состояния организма младших школьников разного пола в обосновании дифференцированного подхода к организации физического воспитания

Аннотация

Проведена оценка показателей сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечно-связочной систем и вестибулярного анализатора у 146 младших школьников (68 мальчиков и 78 девочек) 8-9 лет с целью комплексной сравнительной характеристики функционального состояния организма детей разного пола на начальном этапе реализации дифференцированного подхода к организации физического воспитания. Анализ результатов выявил различия между мальчиками и девочками по длительности задержки дыхания на вдохе (23,3 ± 1,0 с и 19,8 ± 0,7 с соответственно;p < 0,05), жизненной ёмкости легких (1 532 ± 45 мл и 1 406 ± 34 мл соответственно; p < 0,05), уровням статического равновесия (4,3 ± 0,3 с и 6,6 ± 0,5 с соответственно; p < 0,05) и статокинетической устойчивости (5,00 ± 0,20 об. и 5,64 ± 0,20 об. соответственно; p < 0,05), силе мышц левой кисти (8,4 ± 0,2 кг и 7,7 ± 0,2 кг соответственно; p < 0,05). Функциональное мышечное тестирование показало, что у мальчиков мышцы и связки шеи, плечевого пояса, грудные мышцы и мышцы туловища чаще находились в закрепощенном состоянии, чем у девочек. Не выполнили тесты на оценку состояния мыщц и связок шеи, плечевого пояса, грудных мышц 27,9 % мальчиков и 7,7 % девочек (p < 0,05; тест 1); 48,5 % мальчиков и 15,4 % девочек (p < 0,05; тест 2); мышц и связок туловища - 10.3 % мальчиков и 1,3 % девочек (p < 0,05); мышц и связок таза и нижних конечностей - 1,5 % мальчиков и 3,8 % девочек, (p > 0,05). Полученные результаты свидетельствуют об особенностях функционального состояния организма младших школьников разного пола и могут быть использованы для гигиенического обоснования дифференцированного подхода к организации их физического воспитания.

Об авторах

П. И. Храмцов
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


О. В. Моргачёв
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора
Россия


Список литературы

1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития: пер. с англ. Ю. Даре. М.: Теревинф, 2009. 272 с.

2. Аршинник С.П., Тхорев В.И. Физическое состояние современных школьников: результаты мониторинга, проведенного в 20142015 учебном году // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. 2016. № 1(18). С. 11-21.

3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 480 с.

4. Лапонова Е.Д., Вятлева О.А. Профилактический потенциал гендерной дифференциации образовательного процесса // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2014. № 24(195). С. 103-107.

5. Милушкина О.Ю., Федотов Д.М., Бокарева Н.А. и др. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013. № 1. С. 62-65.

6. Милушкина О.Ю. Физическое развитие и образ жизни современных школьников // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013. № 3. С. 68-71.

7. Моргачёв О.В. Особенности роста и развития младших школьников с позиций полового диморфизма (научный обзор). Сообщение 1 // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 2. С. 11-16.

8. Павлов В.В. Морфо-функциональные показатели детей младшего школьного возраста при различном планировании учебного процесса // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2007. № 3(4): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kamgifk.ru/magazin/3_07/3_ 2007_14.pdf (дата обращения: 13.06.2018).

9. Седова А.С., Храмцов П.И. Мотивация к занятиям физической культурой и физическая подготовленность школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 11. С. 40-43.

10. Скрининг-обследование обучающихся в образовательных организациях: ФР Р0ШУМЗ-1-2014 (версия 1.0, утв. Профильной комиссией Минздрава России по гигиене детей и подростков 15.02.2014, протокол № 2) // Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся / Под ред. члена-корр. РАН В.Р. Кучмы. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. С. 31-76.

11. Храмцов П.И., Седова А.С. Обоснование дифференцированного подхода к организации физического воспитания обучающихся разного пола на основе оценки функционального состояния мышц // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 4. С. 30-34.

12. Храмцов П.И., Седова А.С. Оценка функционального состояния мышц у обучающихся разного пола в обосновании дифференцированного подхода к организации физического воспитания // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 12 (285). С. 29-32.

13. Храмцов П.И. Физиолого-гигиенические предпосылки повышения здоровьеформирующей эффективности физического воспита ния детей в образовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 4. С. 15-20.

14. Чекалова М.Г. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания. Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2009. 89 с.


Рецензия

Для цитирования:


Храмцов П.И., Моргачёв О.В. Комплексная характеристика функционального состояния организма младших школьников разного пола в обосновании дифференцированного подхода к организации физического воспитания. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2018;(8):17-20.

For citation:


Khramtsov P.I., Morgachev O.V. Complex characteristic of functional state of younger schoolchildren organism at the initial stage of realization of the differentiated approach to physical education organization. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2018;(8):17-20. (In Russ.)

Просмотров: 197


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)