Preview

К ВОПРОСУ О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ШКОЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОЙ ПАТОЛОГИИ

Полный текст:

Аннотация

Исследования ряда лет показывают рост хронической патологии и неблагоприятные сдвиги в структуре групп здоровья за период обучения в школе. Цель исследования - разработать и предложить систематизацию школьно-обусловленной патологии. Анализ состояния здоровья школьников г. Самары позволил установить, что за период первых 4 лет обучения число здоровых детей уменьшается на 18 %, к окончанию школы их становится не более 11 %. Выделены заболевания, частота которых возрастает с началом обучения: болезни костно-мышечной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной систем, органа зрения. Развитие этих состояний у школьников во многом связано с факторами учебного процесса. Предлагается систематизация школьно-обусловленной патологии, которая учитывает систему поражения, стадию, факторы, способствующие ее развитию, и влияние нарушений на качество образовательного процесса и жизнь ребенка.

Об авторах

Галина Юрьевна Порецкова
ФБГОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Д. В. Печкуров
ФБГОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


И. К. Рапопорт
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей»» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Антропов Ю.Ф., Бельмер С.В. Запоры у детей: значение особенностей психоэмоционального статуса // Русский медицинский журнал. 2012. №2 20 (2). С. 48-50.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Текшева Л.М. Чтение, компьютер и здоровье // Вопросы современной педиатрии. 2008. № 7 (1). С. 21-25.

3. Бельмер С.В., Разумовский А.Ю., Хавкин А.И. и др. Болезни желудка и двенадцатиперстной кишки у детей: монография. М., 2017. 536 с.

4. Гурылева М.Э., Галимзянова Г.З. Особенности образа жизни современных школьников с миопией: медико-социологическое исследование // Вопросы современной педиатрии. 2011. № 10(4). С. 5-9.

5. Емелина А.А., Печкуров Д.В., Порецкова Г.Ю. Возможности раннего прогнозирования артериальной гипертензии у школьников // Медицинский Альманах. 2011. № 6 (19). С. 317-220.

6. Звездина И. В., Трофименко А. В. Роль нерационального питания в развитии неинфекционных заболеваний у школьников // Медицинский Вестник Северного Кавказа. 2010. № 3. С. 108-109.

7. Кашура О.И., Егоров В.В., Смолякова Г.П. Эффективность функциональной реабилитации зрительных расстройств у школьников младших классов // Российская педиатрическая офтальмология. 2012. №2 1. С. 22-25.

8. Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. М.: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН; 2010. 80 с.

9. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Сафонкина С.Г. и др. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях // Анализ риска здоровью. 2014. № 1. С. 65-73.

10. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 990-995.

11. Морено И.Г., Неудахин Е.В., Иванова С.В. и др. Роль вегетативных и гормонально-метаболических расстройств в развитии первичной артериальной гипертензии у детей и подростков с ожирением // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2016. Т. 95. № 3. С. 31-38.

12. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx. (дата обращения: 02.12.2015).

13. Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2015 году: статистические материалы. Часть VI: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii (дата обращения: 15.02.2017). М., 2016. 143 с.

14. Порецкова Г.Ю. Результаты диспансеризации школьников как основа для разработки индивидуальных профилактических программ в рамках медицинского обеспечения образовательного процесса // Социальные аспекты здоровья населения: электронное периодическое издание. 2014. № 6 (40). 8 с. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/ 25.02.2015 (дата обращения: 15.02.2017).

15. Родионова А.Н., Долгих В.В., Колесникова Л.И. и др. Факторы риска и структура психосоматической патологии у высокоинтеллектуальных школьников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1. С. 90-95.

16. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (логитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28-30.

17. Тюков Ю.А., Матвеева Е.С., Тарасова И.С. Особенности распространенности социально-значимых заболеваний среди городских школьников в зависимости от пола и возраста // Уральский медицинский журнал. 2013. № 9 (114). С. 94-99.

18. Федеральные протоколы оказания первичной медико-социальной помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях. Ч. 1. М.: РОШУМЗ, 2014. 231 с.

19. Хомич М.М., Юрьев В.В. Подходы к оценке здоровья детей // Бюллетень Федерального центра сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова. Февраль 2012. С. 25-31.


Для цитирования:


Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В., Рапопорт И.К. К ВОПРОСУ О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ШКОЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОЙ ПАТОЛОГИИ. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2018;(5):30-34.

For citation:


Poretskova G., Pechkurov D.V., Rapoport I.K. TO THE QUESTION OF SYSTEMATIZATION OF SCHOOL-RELATED DISORDERS. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2018;(5):30-34. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)