Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Особенности физического развития школьников и студентов, занимающихся физкультурой и спортом

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-324-3-4-9

Аннотация

Введение. Характерной особенностью современного образа жизни детей и подростков является недостаточная двигательная активность, что негативно влияет на их здоровье. С целью изучения двигательной активности проведено анкетирование 997 школьников и 597 студентов г. Уфы. Результаты исследования. Установлено, что 688 обучающихся (43,16 %) не занимаются спортом вне школьной и университетской программы. Самостоятельно занимаются бегом, спортивными играми 272 человека (17,06 %). Регулярно занимаются в спортивных кружках и секциях 634 респондента (39,78 %). Выявлено, что не занимающиеся спортом студенты и школьники имеют нарушения в режиме дня. Так, школьники, не занимающиеся спортом, достоверно больше свободного времени проводят у экранов телевизоров (52,78 %) по сравнению с занимающимися в спортивных секциях сверстниками (41,36 %). Доля школьников, длительное время проводящих за компьютером, среди не занимающихся спортом также была выше (58,59 % по сравнению с 41,47 %). Такая же тенденция выявлена и среди студентов: 36,24 % не занимающихся спортом студентов большую часть свободного времени проводят за компьютером. Достаточную продолжительность пребывания на открытом воздухе чаще имели занимающиеся спортом студенты в отличие от не занимающихся (23,40 % по сравнению с 11,15 %). Выводы. По характеру занятий спортом у школьников и студентов были выявлены возрастно-половые различия. Так, продолжительность тренировок и уровень спортивного мастерства выше у юношей по сравнению с девушками. Отмечено увеличение с возрастом кратности и продолжительности тренировок, а также уровня спортивного мастерства. Анализ состояния здоровья обследованных показал, что гармоничное физическое развитие имели достоверно чаще школьники и студенты, занимающиеся спортом, тогда как дисгармоничное физическое развитие чаще встречалось у не занимающихся спортом. У школьников и студентов, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, выявлены более высокие показатели жизненной емкости легких, силы мышц кисти и более высокий уровень адаптации.

Об авторах

Артем Иванович Агафонов
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Т. Р. Зулькарнаев
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Е. А. Поварго
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Е. Г. Степанов
Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан
Россия


Р. А. Ахметшина
Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан
Россия


А. Э. Хусаинов
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков - залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы) // Вестник РАМН. 2014. Т. 69. № 5-6. С. 65-70.

2. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28-31.

3. Милушкина О.Ю., Маркелова С.В., Скоблина Н.А. и др. Особенности образа жизни современной студенческой молодежи // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 11 (308). С. 5-8.

4. Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О. и др. Медико-педагогические и нейрофизиологические предпосылки формирования у обучающихся мотивации к занятиям физической культурой // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 1. С. 86-91.

5. Перова Е.И., Гаркавенко В.А, Клендар В.А. Анализ динамики основных показателей развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации // Вестник спортивной науки. 2013. № 5. С. 100-104.

6. Бабикова А.С., Насыбуллина Г.М. Гигиеническая оценка условий и организации тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 12 (309). С. 41-46.

7. Седова А.С., Храмцов П.И. Мотивация к занятиям физической культурой и физическая подготовленность школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 11 (296). С. 40-43.

8. Баранов А.А., Кучма В.Р. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей / Под ред. А.А. Баранова и проф. В.Р. Кучмы. М.: Союз педиатров России, 1999. 225 с.

9. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Гигиеническая характеристика напряженности учебного процесса и физиологических реакций организма студентов с различным уровнем работоспособности // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 11 (320). С. 56-60.

10. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 236 с

11. Bnndova D, Veselska ZD, Klein D, et al. Is the association between screen-based behavior and health complaints among adolescents modeled by physical activity? Int J Public Health. 2015; 60(2):139-45. DOI: https://doi.org/10.1007/s00038-014-0627-x

12. Hills AP, King NA, Armstrong TP. The contribution of physical activity and sedentary behavior to the growth and development of children and adolescents. Sports Med, 2007; 37:533-545. DOI: https://doi.org/10.2l65/00007256-200737060-00006

13. World Health Organization Global Recommendations of Physical Activity for Health. World Health Organization. Geneva: WHO, 2010. Available at: https://www.гesearchgate. net/publication/277925592_Global_Recommendations_on_ Physical_Activity_for_Health_WHO_Geneva_2010. Accessed: 20 May 2019.

14. Janssen I, LeBlanc AG. Systematic review of the health benefits of physical activity and fitness in school-aged children and youth. Int J Behav Nutr Phy. 2010; 7(1):40. DOI: https://doi. org/10.1186/1479-5868-7-40

15. Kalman M, Inchley J, Sigmundova D, et al. Secular trends in moderate-to-vigoraus physical activity in 32 countries from 2002 to 2010: a cross-national perspective Eur J Public Health. 2015; 25(Suppl 2):37-40. DOI: https://doi.org/10.1093/eurpub/ckv024

16. Biddle SJH, Gorely T, Marshall SJ, et al. The prevalence of sedentary behavioг and physical activity in leisure time: a study of Scottish adolescents using ecological momentary assessment. Prev Med. 2009; 48(2):151-155. DOI: https://doi.org/10.10l6/j. ypmed.2008.10.025

17. Chzhen Y, Moor I, Pickett W, et al. International trends in ‘bottom-end’ inequality in adolescent physical activity and nutrition: HBSC study 2002-2014. Eur J Public Health. 2018; 28(4):624-630. DOI: https://doi.org/10.1093/eurpub/ckx237

18. Keane E, Kelly C, Molcho M, et al. Physical activity, screen time and the risk of subjective health complaints in school-aged children. Prev Med. 2017; 96:21-27. DOI: https://doi. org/10.1016/j.ypmed.2016.12.011


Рецензия

Для цитирования:


Агафонов А.И., Зулькарнаев Т.Р., Поварго Е.А., Степанов Е.Г., Ахметшина Р.А., Хусаинов А.Э. Особенности физического развития школьников и студентов, занимающихся физкультурой и спортом. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(3):4-9. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-324-3-4-9

For citation:


Agafonov A.I., Zulkarnaev T.R., Povargo E.A., Stepanov E.G., Akhmetshina R.A., Khusainov A.E. Features of Physical Development of Schoolchildren and Students Engaged in Physical Education and Sports. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(3):4-9. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-324-3-4-9

Просмотров: 397


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)