Контактная информация

117105, Москва, Варшавское шоссе, 19А
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
Редакция «ЗНиСО».

Оригиналы документов предпочтительно направлять в организацию курьерской доставкой


Тел.: (495) 633-18-17 доб 240
Internet: zniso.fcgie.ru
E-mail: zniso@fcgie.ru


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная.

№ 08 (293) Август 2017 год

Просмотров: 908

СТАНОВЛЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-4-6


Скачать файл: 4-6.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 0)


И.А. Кузнецова, Т.И. Фигурина, Н.Б. Нюнько
Управление Роспотребнадзора по Вологодской области, Вологда, Россия
Организация целенаправленной работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Вологодской области имеет глубокие исторические корни и теснейшим образом связана с формированием профилактической медицины и санитарной организации в нашей стране. Формирование санитарно-эпидемиологической службы Вологодской области связано с именами З.Г. Френкеля, Н.В. Фалина, В.В. Лебедева, Е.Г. Агишевой, Е.Е. Барткевич.
Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; санитарное отделение при Губернской управе; санитарно-эпидемиологическое бюро; Второй краевой санитарно-бактериологический институт, госсанинспекция.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Кибардина А.С. Неутомимый труженик. Вологда, 1962. 40 с.
  2. Лихачева Б.Т. Имена вологжан в науке и технике. Северо-Западное книжное изд., 1968. 280 с.
  3. Онищенко Г.Г. и др. Главные государственные сани- тарные инспекторы. Главные государственные санитарные врачи: Очерки / Г.Г. Онищенко, Е.Н. Беляев, Л.Г. Подунова М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2002. 528 с.
  4. Служба, которая всегда рядом: Очерки истории сани- тарно-эпидемиологической службы Вологодской об- ласти. Вологда, 2009. 406 с.
  5. Турупанов Н.Л. Дело, выбранное сердцем: Очерки из истории медицины Вологодского края. Ч. 1. Вологда, 1993. 175 с.
  6. Фалина Н.Н. Родословная рода Фалиных: Рукопись. Санкт-Петербург, 1990–1992 гг. 18 с.
Контактная информацияНюнько Наталья Борисовна, тел.: +7 (921) 824-27-92, е-mail: dzen@vologda.ru
Расположение статьи на стр. 4-6

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПОПУЛЯЦИОННОЙ И ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-7-10


Скачать файл: 7-100.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 0)


В.Р. Кучма1, 2 1 ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
2 ФГАОУ ВО «Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия
Стратегия развития гигиены детей и подростков в современных условиях включает популяционный и персонализированный уровни обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения, формирования культуры и навыков здорового образа жизни детей, подростков и молодежи. Отдельным направлением является санитарно-эпидемиологическая диагностика: проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок. В условиях ослабления санэпиднадзора возрастает ответственность руководителей образовательных организаций за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся, профилактику школьно-обусловленных заболеваний, охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Персонализированная гигиена детей и подростков должна обеспечить индивидуальные оценки рисков здоровью обучающихся и обоснование индивидуальных дорожных карт (навигации) сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся. Развитие популяционной и персонализированной ги- гиены детей и подростков требует соответствующего ресурсного обеспечения. Основными ин- весторами должны выступать государственные структуры и бизнес-сообщества.
Ключевые слова: гигиена, профилактика, популяционный и персонализированный подходы, здоровье детей, ресурсы, инвесторы.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Гигиена детей и подростков: Сборник нормативно- методических документов / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2013. 379 с.
  2. Кучма В.Р. и др. Новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, И.Э. Александрова [и др.] // Гигиена и санитария. 2014. № 4. С. 110–115.
  3. Кучма В.Р. и др. Врач по гигиене детей и подростков – новое действующее лицо школьного здравоохранения / В.Р. Кучма, А.Г. Сухарев // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012. № 2. С. 4–8.
  4. Кучма В.Р. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.
  5. Кучма В.Р. и др. Гигиена детей и подростков как раздел профилактической медицины / В.Р. Кучма, А.Г. Сухарев // Гигиена и санитария. 2015. № 6. С. 66–70.
  6. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 512 с.
  7. О «дорожной карте» «Хелснет» (HealthNet) Национальной технологической инициативы (Утверждена Решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 20 декабря 2016 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ media/files/tEwp4HClZvf5inBVMABbds3ow1AFXvwH.pdf (дата обращения: 10.05.2017).
  8. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (Утверждена Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/ vu4xfkO2AdpTk1NaJN9gjDNtc69wa5fq.pdf (дата обращения: 10.05.2017).
  9. Покровский В.И. и др. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие / В.И. Покровский, Н.И. Брико М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 400 с.
  10. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. 610 с.
  11. Сафонкина С.Г. и др. Научно-практическое обоснование методологии санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях / С.Г. Сафонкина, А.В. Иваненко, В.Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2012. № 6. С. 46–48.
  12. Сафонкина С.Г. и др. О необходимости совершенство-вания методической и нормативно-правовой базы проведения производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий в образовательных учреждениях г. Москвы / С.Г. Сафонкина, В.В. Молдованов, И.Э. Александрова [и др.] // ЗНиСО. 2011. № 12. С. 13–16.
  13. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government. ru/docs/all/109256/ (дата обращения: 10.05.2017).
Контактная информацияКучма Владислав Ремирович, тел.: +7 (495) 917-48-31, e-mail: vrkuchma@mail.ru
Расположение статьи на стр. 7-10

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-11-17


Скачать файл: 11-17.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 0)


С.В. Селюнина, Н.А. Горбачева ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва, Россия
Проведен анализ проблем взаимодействия подрастающего поколения пользователей глобальной сетью Интернет. Дана оценка нормативно-правового обеспечения информационной безопасности детей и подростков в Сети, определена необходимость разработки и обоснования современных подходов к обеспечению безопасности их общения в виртуальном пространстве.
Ключевые слова: дети и подростки, информационная безопасность, цифровая компетентность, информационные технологии.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Бовина И.Б. и др. Как здоровье приходит к детям? Развитие социальных представлений о здоровье у детей и подростков с точки зрения кросс-культурной перспективы (Франция/Россия) / И.Б. Бовина, Н.В. Дворянчиков. Отчет РГНФ, 2017.
  2. Бовина И.Б. Риск: социально-психологический взгляд: [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 4. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/ 49292.shtml (дата обращения: 07.04.2017).
  3. Будыкин С.В. и др. Информационная безопасность детей и подростков в представлениях родителей: [Электронный ресурс] / С.В. Будыкин, Н.В. Дворянчиков, И.Б. Бовина // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. С. 117–126.
  4. Будыкин С.В. Информационная безопасность детей и подростков в современном мире: психологические ас- пекты проблемы: [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Т. 7. № 1. С. 13–24.
  5. Василенко Л.А. и др. Информационная культура в системе государственного управления / Л.А. Василенко, И.Н. Рыбакова. М., 2004.
  6. Википедия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 10.02.2017).
  7. Горбачева Н.А. Правоприменительные аспекты фор- мирования у подрастающего поколения цифровой компетентности и их реализация в гигиенической практике // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 12 (285). С. 21–25.
  8. Гражданское право: Учебник / М.В. Карпычев, В.А. Бес- сонов [и др.] / Под общ. ред. М.В. Карпычева, А.М. Хужина. 2-e изд., перераб. и доп. М.: ИД ФОРУМ: НИЦИНФРА-М, 2014. 784 с.
  9. Дети в Интернете. Исследование компании RUметрика. Режим доступа: http://www.internet-kontrol.ru/stati/deti-vinternete.html (Deti v Internete. Issledovanie kompanii RU-metrika.
  10. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
  11. Куликов А.Н. Специфика рисков социокультурного раз- вития в современном обществе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 4. С. 133–138.
  12. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве: [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 26. С. 7. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.12.2016).
  13. Матяш С.А. Информационная безопасность личности как социальная проблема современности // Вестник ГУУ. 2013. № 8. С. 38–45.
  14. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, № 17, ст. 291.
  15. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  16. Об утверждении Концепции информационной безопасности детей: Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р.
  17. Об утверждении Порядка взаимодействия оператора единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяю- щих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21 февраля 2013 г. № 170 с провайдером хостинга» (с изменениями и дополнениями).
  18. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г.
  19. О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей стра- ниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих иден- тифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации за- прещено: Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 (с изменениями и дополнениями).
  20. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (Утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). Режим доступа: http://base. garant.ru/70183566/ (дата обращения: 5.05.2017).
  21. Продвижение интернет- и онлайновых ресурсов, безопасных для несовершеннолетних: Рекомендации Пар- ламентской Ассамблеи Совета Европы от 28 сентября 2009 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5BRuss ian_documents%5D/%5B2009%5D/%5BSepOct2009%5D /Rec1882_rus.asp#P7_228 (дата обращения: 10.06.2017).
  22. Самыгин С.И. и др. Глобальные вызовы современности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 6. Т. 2. С. 60–66.
  23. Самыгин С.И. и др. Информационные аспекты обеспечения национальной безопасности России / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 92–95.
  24. Самыгин С.И. и др. Информационная безопасность молодежи в современной России / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина, А.В. Кузнецова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11/1. С. 140–144.
  25. Солдатова Г. и др. Дети России Онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU KIDS ONLINE II в России / Г. Солдатова, Е. Рассказова, Е. Зотова [и др.]. М. 213 с.
  26. Солдатова Г.В. и др. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова, А.И. Чекалина, О.С. Гостимская / Под ред. Г.В. Солдатовой. М., 2011. 176 с.
  27. Тихонова А.Д. Проблема вовлечения в террористическую деятельность посредством использования социальных сетей: Доклад на конференции «Коченовские Чтения», 10–12 ноября 2016 г.
  28. Толоконникова А.В. Дети и Интернет: проблемы и га- рантии информационной безопасности: [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2015. № 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1766 (дата обращения: 03.09.2016).
  29. Трофимов Д.Ю. и др. Правовое регулирование доступа в Интернет / Д.Ю. Трофимов, С.В. Чирков // Актуальные проблемы агропромышленного комплекса: Сб. трудов научно-практической конференции преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов, посвященный 80-летию Новосибирского государственного аграрного университета (г. Новосибирск, 7–11 ноября 2016 г.), том «Общественные науки. Юридические нау- ки» / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Новосибирск: ИЦ «Золотой колос», 2016. 109 с.
  30. Шпагина Е.М. Информационная безопасность в кон- тексте защиты прав детей в Российской Федерации // Психология и право psyandlaw.ru 2016. Т. 6. № 4. С. 86–94.
  31. Юревич А.В. Три источника и три составные части поддержания нравственности в обществе // Психологические исследования нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2013. С. 13–35.
  32. Breakwell G.M. The psychology of risk. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 256 p.
  33. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions – European Strategy for a Better Internet for Children. URL: http://ec.europa.eu/digital-agenda/en/european-strategydeliver-better-internet-our-children (дата обращения: 10.01.2017).
  34. Ernst-Vintila A. et al. Is there social psychology of historic grievances and intergroup conflict in the age of «radicalisation» / A. Ernst-Vintila, Y. Klar. Paper presented at the Conference «Tribute to Serge Moscovici», 17–18 November, 2016.
  35. Kopecky K. et al. The risks of Internet communication / K.Kopecky, R. Szotkowski, V. Krejci // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. ?.1348–1357.
  36. Kwan G.C.E. et al. Facebook bullying: An extension of battles in school / G.C.E. Kwan, M.M. Skoric // Computers in human behavior. 2013. Vol. 29. P. 16–25.
  37. La perception par les parents des risques encourus par leurs enfants sur Internet: [Электронный ресурс] // IPSOS. URL: http://www.social-sante.gouv.fr/espaces,770/famille, 774/publications-et-textes-officiels,893/sondagesetenquetes-sur-la,740/la-perception-par-les-parentsdes,7411.html (дата обращения: 31.10.2016).
  38. Livingstone S. et al. Theoretical framework for children's internet use / S. Livingstone, L. Haddon // Children, risk and safety on the Internet: research and policy challenges in comparative perspective / Eds. by S. Livingstone, L. Haddon, and A. Girzig. Bristol: The Policy Press, 2012. P. 1–12.
  39. Livingstone S. et al. Risky experience for children online: charting European research on children and the Internet / S. Livingstone, L. Haddon // Children and society. 2008. Vol. 22. P. 314–323.
  40. Livingstone S. et al. With members of the EU kids online network. EU kids online / S. Livingstone, L. Haddon, A. Girzing, K. Llafsson. London, Final report, September, 2011. 54 p.
  41. Livingstone S. et al. Annual research review: harms experienced by child users of online and mobile technologies: the nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age / S. Livingstone, P. Smith // Journal of child psychology and psychiatry. 2014. Vol.55. № 6. Р. 635–654.
Контактная информацияГорбачева Наталия Анатольевна, тел.: +7 (985) 483-96-43, e-mail: gorbachevana@fcgie.ru
Расположение статьи на стр. 11-17

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ, ОБСЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-18-20


Скачать файл: 18-20.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 0)


В.В. Молдованов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», Москва, Россия
Проведен анализ результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и актов по результатам контрольно-надзорных мероприятий Управления Роспотребнадзора по городу Москве в образовательных организациях. Показана необходимость статистического учета и включения в информационный фонд социально-гигиенического мониторинга показателей распространенности нарушений требований санитарных правил, выявляемых по результатам санитарно-эпидемиологического обследования и экспертизы документации в образовательных организациях, разработки унифицированной методики проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы для обеспечения полноты и достоверно- сти сведений о текущем санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательной организации.
Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, образовательная организация, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, обследование.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Кучма В.Р., ред. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.
  2. Михайличенко К.Ю. и др. Параметры школьной среды как фактор, негативно влияющий на здоровье учащихся / К.Ю. Михайличенко, В.А. Назаров, А.С. Кондрашова, А.Я. Чижов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2010. №. 4 С. 342–347.
  3. Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации: Форма федерального статистического наблюдения № 18 (Утверждена Приказом Росстата от 16 октября 2013 г. № 411).
  4. Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии организаций для детей и подростков: Форма федерального статистического наблюдения № 9-14 (Утверждена Приказом Роспотребнадзора от 17 октября 2014 г. № 1036).
  5. Сухарева Л.М. и др. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования / Л.М. Сухарева, Л.С. Намазова-Баранова, И.В. Рапопорт, И.В. Звездина // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 3. С. 18–26.
  6. Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровье учащихся. М.: МИОО, 2009. 256 с
Контактная информацияМолдованов Владимир Валерьевич, тел.: +7 (903) 625-64-47, e-mail: mvv7373@mail.ru
Расположение статьи на стр. 18-20

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА ЗАНЯТИЯХ ДОШКОЛЬНИКОВ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-21-23


Скачать файл: 21-23.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 0)


М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, И.Э. Александрова, М.А. Поленова, И.П. Лашнева, Н.О. Березина, Т.В. Шумкова ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
Проведено исследование влияния занятий с использованием интерактивной доски в детском саду на функциональное состояние организма детей 6–7 лет. Интерактивная доска использовалась на всех занятиях (двух или трех) в течение дня. Непрерывная длительность ее использования на каждом занятии не превышала 5 минут, а суммарная – 20 минут. В качестве контроля использова- ли результаты аналогичных исследований у этих же детей на занятиях без использования интерактивной доски. Сравнительный анализ результатов исследований не выявил различий в показателях утомления и психоэмоционального состояния детей в ответ на развивающие занятия с использованием и без использования интерактивной доски. Установлено выраженное активизирующее влияние занятий с использованием интерактивной доски на деятельность центральной нервной системы.
Ключевые слова: интерактивная доска, дошкольники, функциональное состояние организма, утомление, психоэмоциональное состояние.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Васильева М.Н. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С. 37–44.
  2. Денякина Л.М. Информационно-коммуникационные технологии и интерактивное оборудование в обучении дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. № 6. С. 30–31.
  3. Кучма В.Р. и др. Гигиеническая оценка занятий до- школьников с использованием электронных планшетов / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, И.Э. Александрова [и др.] // Гигиена и санитария. 2016. № 95(4). С. 387–391.
  4. Кучма В.Р. и др. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт. М.: Просвещение, 2012. 253 с.
  5. Пичужкина Н.М. и др. Факторы риска формирования миопии у детей / Н.М. Пичужкина, А.В. Коновалова // Здравоохранение Российской Федерации. 2000. № 1. C. 42–51.
  6. Подобед О.В. Роль интерактивной доски в развитии мелкой моторики у детей 6–7 лет с ЗПР. Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 139–142.
  7. Солдатова Г.У. и др. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста / Г.У. Солдатова, В.Н. Шляпников // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78–84.
  8. Степанова М.И. и др. Обоснование гигиенических требований к использованию интерактивной доски в учебном процессе / М.И. Степанова, И.Э. Александрова, З.И. Сазанюк [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 5 (254). С. 12–14.
  9. Степанова М.И. и др. Особенности жизнедеятельности и состояния здоровья современных дошкольников / М.И. Степанова, Н.О. Березина, З.И. Сазанюк // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 8 (281). С. 13–15.
  10. Унифицированная методика гигиенического изучения организма условий и режима учебных занятий м использованием компьютеров / Под ред. Г.Н. Сердюковской. М., 1987. 91 с.
Контактная информацияСтепанова Марина, тел.: +7 (495) 917-10-60, е-mail: mi_stepanova@mail.ru
Расположение статьи на стр. 21-23

О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УТОМЛЯЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ С ФАКТОРАМИ УРОКА И ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-24-26


Скачать файл: 24-26.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 0)


И.Э. Александрова ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
Представлены результаты изучения взаимосвязи показателей, характеризующих переутомление учащихся в процессе обучения, и ведущих в современной цифровой среде факторов утомительности школьного урока (суммарная продолжительность использования электронных средств обучения и плотность урока), а также гигиенической рациональности школьного расписания, основанной на учете трудности учебных предметов. Получена статистически значимая модель изменчивости показателей выраженного утомления школьников в динамике учебного дня в зависимости от организации урока и школьного расписания. Показана степень влияния на развитие утомления ребенка в процессе обучения уровня гигиенической рациональности дневного расписания уроков (с позиции трудности учебных предметов), длительности использования электронных средств обучения и плотности урока. Указанные показатели могут служить индикаторами выраженного утомления школьников при гигиенической оценке организации образовательного процесса в школе.
Ключевые слова: школьники, урок, расписание, математическая модель, изменчивость показателей, выраженное утомление.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Александрова И.Э. и др. Разработка и определение эффективности метода гигиенической оценки школьного урока / И.Э. Александрова, З.И. Сазанюк // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 10 (283). С. 29–31.
  2. Гозак С.В. и др. Способ оценки здоровьесберегающей функции организации учебного процесса в общеобразовательных школах: Сб. научн. тр. / С.В. Гозак, Е.Т. Елизарова, А.Н. Парац // Здоровье и окружающая среда. Минск, 2014. Т. 2. Вып. 24. С. 77–81.
  3. Множественная регрессия и корреляция: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vmeste.opredelim.com/docs/ 56000/index-15329.html (дата обращения: 19.05.2017).
  4. Проверка адекватности регрессионной модели: [Элек- тронный ресурс]. Режим доступа: http://helpstat.ru/2012/ 01/proverka-adekvsionnoj-modeli/ (дата обращения: 21.05.2017).
  5. Степанова М.И. и др. Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе / М.И. Степанова, И.Э. Александрова, З.И. Сазанюк [и др.] // Гигиена и санитария. 2015. № 7. С. 64–68.
  6. Сухарева Л.М. и др. Заболеваемость и умственная работоспособность московских школьников / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова // Гигиена и санитария. 2014. № 3. С. 64–67.
  7. Murnaghan D. et al. Investigating Mental Fitness and School Connectedness in Prince Edward Island and New Brunswick, Canada / D. Murnaghan, W. Morrison, C. Laurence, B. Bell // Journal of School Health. 2014. Vol. 84. P. 444–450.
Контактная информацияАлександрова Ирина Эрнстовна, тел.: +7 (495) 917-10-60, e-mail: accialex@yandex.ru
Расположение статьи на стр. 24-26

МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ 6–10 ЛЕТ: ЗНАЧЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ РЕЖИМОВ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ИЗЛУЧЕНИЯ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-27-30


Скачать файл: 27-30.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 2)


Вятлева О.А., Курганский А.М. ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
Статистический анализ анкетных данных 215 детей 6–10 лет показал, что превышение ежедневного количества разговоров по мобильному телефону (МТ) более 2–6, а их общего времени более 5–10 минут сопряжено с риском перехода детей в разряд часто болеющих. При этом уста- новлено, что временные параметры пользования МТ у 35–44 % обследованных детей превышают указанные критичные значения. Измерение плотности потока энергии (ППЭ) МТ у современных 78 детей 7–9 лет показало, что у 35 % из них ППЭ МТ превышает норматив для взрослых (100 мкВт/см?). Результаты свидетельствуют о недостаточном контроле над интенсивно- стью излучения и параметрами пользования МТ у детей 6–10 лет, поскольку более чем у трети из них эти показатели представляют потенциальную опасность для здоровья.
Ключевые слова: дети, мобильные телефоны, плотность потока энергии, временные режимы пользования, нарушения сна, головные боли, простудные заболевания.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Вятлева О.А. и др. Физиолого-гигиеническая оценка влияния мобильных телефонов различной интенсивности излучения на функциональное состояние головно- го мозга детей и подростков методом энцефалографии / О.А. Вятлева, Л.М. Текшева, А.М. Курганский // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 10. С. 965–968.
  2. Гигиенические требования по размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи: СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190–03. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. 27 с.
  3. Григорьев Ю.Г. и др. Мобильная связь и здоровье детей: оценка опасности применения мобильной связи детьми и подростками: рекомендации детям и родите- лям / Ю.Г. Григорьев, Н.И. Хорсева. М.: Экономика, 2014. 230 с.
  4. Поляков А.Я. и др. Показатели здоровья детского населения в системе социально-гигиенического мониторинга на территории, прилегающей к мощному радио- телецентру / А.Я. Поляков, В.Н. Михеев, К.П. Петруничева // Гигиена и санитария. 2005. № 6. С. 55–57.
  5. Рыбалко С.Ю. и др. Низкоинтенсивное электромагнитное излучение меняет течение неспецифических адаптационных реакций / С.Ю. Рыбалко, С.Г. Ященко, И.Г. Романенко [и др.] // Вестник проблем биологии и медицины. 2014. № 1 (106). С. 172–174.
  6. Санитарно-гигиеническая оценка сотовых телефонов в России: современные проблемы и пути их решения: Доклад Российского национального комитета по защи- те от неионизирующих излучений. Москва, 2001 г. Приложение 3: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vrednost.ru/docrnk.php#11 (дата обращения: 17.06.2017).
  7. Сердюк А.М. Взаимодействие организма с электромагнитными полями как с факторами окружающей среды. Киев: Наукова думка, 1977. 228 с.
  8. Текшева Л.М. и др. Гигиенические аспекты использования сотовой связи в школьном возрасте / Л.М. Текшева, Н.К. Барсукова, О.А. Чумичева [и др.] // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 2. С. 60–65.
  9. Ященко С.Г. и др. Гематологические показатели периферической крови человека при воздействии электромагнитного излучения мобильных телефонов / С.Г. Ященко, С.Ю. Рыбалко, И.Б. Бутырская [и др.] // Таврический медико-биологический вестник. 2014. № 3 (67). С.100–103.
  10. Antilla P. et al. Long-term trends in the incidence of headache in Finish school children / P. Antilla, L. Metsahoncala, M. Sillanpaa // Pediatrics. 2006. Vol. 117. N 6. P. 1196–1201.
  11. Iarc Classifies Radiofrequency Electromagnetic Fields As Possibly Carcinogenic To Humans: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iarc.fr/en/media-centre/pr/ 2011/pdfs/pr208_E.pdf (дата обращения: 19.06.2017).
  12. Mortazavi S.M.J. et al. The Pattern of Mobile Phone Use and Prevalence of Self-Reported Symptoms in Elementary and Junior High School Students in Shiraz, Iran / S.M.J. Mortazavi, M. Atefi, F. Kholghi // Iran J Med Sci. 2011. Vol. 36. N 2. P. 96–103.
  13. Sudan M. et al. Prenatal and postnatal cell phone exposures and headaches in children / M. Sudan, L. Kheifets, O. Arach [et al.] // The Open Pediatrics Medicine Journal. 2012. N 6. P. 46–52.
  14. Thomas S.et al. Exposure to radio-frequency electromagnetic fields and behavioral problems in Bavarian children and adolescents / S. Thomas, S. Heinrich, von Kries R. [et al.] // European Journal of Epidemiology. 2010. Vol. 25. N 2. P. 135–141.
  15. Zheng F. et al. Association between mobile phone use and self-reported well-being in children: a questionnaire-based cross-sectional study in Chongqing, China / F. Zheng, P. Gao, M. He [et al.] // BMJ Open. 2015. N 5. P.e007302.
Контактная информацияВятлева Ольга Алексеевна, тел.: +7 (926) 341-85-28, e-mail: o.vyatleva@niigd.ru
Расположение статьи на стр. 27-30

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 9–11 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-31-35



Скачать файл: 31-35.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 0)


Л.М. Сухарева, В.Р. Кучма, Д.С. Надеждин ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
Представлены результаты исследования возрастно-полового развития нервно-психической сферы учащихся 9–11 классов средней школы. Поставлены задачи изучения особенностей возрастно- го развития когнитивных функций подростков, развития психомоторики и формирования их социально-психологической адаптации. В 9–11 классах школьного обучения выявлено продолжение развития психофизиологических функций подростков в комплексе с их социально-психо- логической адаптацией. При этом проявились гендерные различия в виде достоверно большего развития у девушек логического мышления и того вида психомоторики, которая связана с координацией движения. Другой вид психомоторики, связанный со скоростью сенсомоторных реакций сильнее развит у юношей. Выявлены также особенности нервно-психической сферы у лиц, покидающих школу по окончании 9 класса. При исследовании социометрического статуса полу- чено более негативные психосоциальные взаимоотношения одноклассников. Проведенное исследование имеет практическое значение для современной психогигиены и школьной психологии при работе с учащимися старших классов.
Ключевые слова: психогигиена, психофизиология, когнитивные функции, психомоторика, социометрия, фактор риска.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Баранов А.А. и др. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева М.: Изд. группа ГЭОТАР-Медиа, 2006. 352 c.
  2. Баранов А.А. и др. Особенности состояния здоровья современных школьников / А.А. Баранов, Л.М. Сухарева // Вопросы современной педиатрии, 2006. Т. 5. № 5. Приложение 1 «Школа и здоровье». 2006. С. 14–21.
  3. Баранов А.А. и др. База данных «Нормативы показателей когнитивных функций учащихся средней школы в процессе возрастного развития с 7–8 до 17–18 лет» / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Д.С. Надеждин. Свидетельство о государственной регистрации базы данных RU 2015620880 от 8.06.2015.
  4. Крылов Д.Н. Критические периоды формирования личности // В.сб. «Здоровье, развитие, личность». М.: Ме- дицина, 1990. С. 210–221.
  5. Матвеев Е.В. и др. Развитие инструментальных технологий оценки высших психических функций в норме и патологии / Е.В. Матвеев, Д.С. Надеждин // Медицинская техника. 1999. № 1. С. 15–19.
  6. Надеждин Д.С. и др. Применение «метода социометрии» в мониторинге психо-социального развития учащихся / Д.С. Надеждин, В.Г. Сахаров, Г.И. Квасов // Школа здоровья. 2010. № 4. С. 11–13.
  7. Надеждин Д.С. и др. Способ бланково-компьютерных психологических и психогигиенических исследований: Патент на изобретение RU № 2 492 802 C1 A61B 5/00, 18.05.2012 / Д.С. Надеждин, В.Г. Сахаров, Г.А. Гончарова, Г.И. Квасов, М.А. Гринина.
  8. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 128 с.: илл.
  9. Сухарева Л.М. и др. Автоматизированный комплекс для психофизиологических исследований детей и подростков в целях профориентации и профотбора / Л.М. Сухарева, К.Э. Павлович, О.Я. Боксер // В сб. «Время экстрен- ной реакции человека-оператора и вопросы безопасности: теория, методы, приборы»: Симпозиум, Иваново, 1990.
  10. Сухарева Л.М. и др. «Школы здоровья в России: прин- ципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. ФГОС» / Л.М. Сухарева, В.Р. Кучма, И.К. Рапопорт. М.: Просвещение, 2012. 253 с.
  11. Сухарева Л.М. и др. Особенности нервно-психической сферы учащихся при формировании вредных привычек на среднем этапе школьного онтогенеза / Л.М. Сухарева, Д.С. Надеждин, Г.А. Гончарова, В.Г. Сахаров // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8 (269). С. 8–12.
  12. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. 256 с.
Контактная информацияНадеждин Дмитрий Серафимович, тел.: +7 (916) 854-37-88, e-mail: n-d-s-1@yandex.ru
Расположение статьи на стр. 31-35

СОЧЕТАНИЕ УЧЕБЫ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ФАКТОР РИСКА ЗДОРОВЬЮ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-36-39


Скачать файл: 36-39.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 1)


В.Ю. Иванов1, Е.И. Шубочкина1, Е.М. Ибрагимова2, Е.Г. Блинова2, И.И. Новикова3, О.И. Янушанец4, Е.А. Петрова5 1 ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
2 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России, Омск, Россия
3 ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора, Новосибирск, Россия
4 ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия
5 Управление Роспотребнадзора по Псковской области, Псков, Россия
Изучены гигиенические особенности трудовой занятости подростков, проживающих в четырех регионах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Омская и Псковская области). Установлены региональные особенности по распространенности и структуре трудовой занятости. Подтверждено, что работа в подростковом возрасте может оказывать негативное воздействие на образ жизни и состояние здоровья. В группе работающих подростков наблюдается более высокая распространенность поведенческих факторов риска (курение, употребление алкоголя, наркотиков, недостаток сна и др.). Подростки с опытом работы имеют более низкие показатели состояния здоровья. Анализ относительного риска (RR) и этиологической доли (EF) показал, что наибольшие риски здоровью имеют подростки, работающие постоянно в течение года.
Ключевые слова: работающие подростки; трудовая занятость подростков; труд несовершеннолетних; риски здоровью подростков; качество жизни подростков; региональные аспекты здоровья.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Баранов А.А. и др. Медико-социальные проблемы воспитания подростков: Монография / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева [и др.]. М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2014. 338 с.
  2. Васильева Е.Н. и др. Экономическая социализация учащейся молодежи: опыт регионального исследования / Е.Н. Васильева, В.Н. Гуляихин // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 115–119.
  3. Иванов В.Ю. Гигиенические аспекты трудовой занятости подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 12 (249). С. 35–37.
  4. Измеров Н.Ф. Профессиональный риск для здоровья работников: Руководство / Под ред. Н.Ф. Измерова и Э.И. Денисова. М.: Тровант, 2003. 448 с.
  5. Мальцева Е.С. и др. Временная занятость несовершеннолетних граждан как фактор формирования человеческого капитала региона / Е.С. Мальцева, А.А. Анохин // Регионология. 2009. № 3. С. 209–215.
  6. Намазова-Баранова Л.С. и др. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации / Л.С. Намазова-Баранова, В.Р. Кучма, А.Г. Ильин [и др.] // Медицинский совет. 2014. № 1. С. 6–10.
  7. Флетчер Р. и др. Клиническая эпидемиология: Основы доказательной медицины. М.: Медиа Сфера, 1998. 352 с.
  8. Dal-Santo J.A. et al. Effects of work permits on illegal employment among youth workers: findings of a schoolbased survey on child labor violations / J.A. Dal-Santo, J.M. Bowling, T.A. Harris // Am. J. Public Health. 2010. № 100(4). Р. 635–637.
  9. Komarek L. et al. Health and personality of adolescents (Interadol) / L. Komarek, M. Havlinova, K. Provasnik European Union for School and University Health and Medicine, Bulletins 1987–1989. Paris, 1989. Р. 44–48.
  10. Santana V.S. et al. Workdays lost due to occupational injuries among young workers in Brazil / V.S. Santana, A. Villaveces, S.I. Bangdiwala [et al.] // Am. J. Ind. Med. 2012. № 55(10). Р. 917–925.
  11. Zierold K.M. et al. A comparison of school performance and behaviors among working and nonworking high school students / K.M. Zierold, S. Garman, H.A. Anderson // Family & Community Health. 2005. № 28(3). Р. 214–224.
  12. Ware J.E. et al. SF-36 Health Survey: Manual and interpretation guide / J.E. Ware, K.K. Snow, M. Kosinski [et al.] The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass; 1993.
КонтактнаяинформацияИванов Виктор Юрьевич, тел.: +7 (495) 917-46-39, e-mail: viktor_ivanov_08@mail.ru
Расположение статьи на стр. 36-39

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-40-43


Скачать файл: 40-43.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 0)


Н.А. Бокарева1,2, О.Ю. Милушкина2, Н.А. Скоблина1,2 1 ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
2 ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
В литературе имеются данные об изменениях в физическом развитии подрастающего поколения. Выявляемые новые тенденции требуют поиска современных факторов, влияющих на формирование физического развития детей и подростков. Показано, что на гармоничность физического развития влияют медико-социальные факторы, факторы внутришкольной среды и образа жизни школьников, а также смена постоянного места жительства.
Ключевые слова: физическое развитие, дети и подростки, факторы, формирующие физическое развитие, школьники, миграция.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Баранов А.А. и др. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей. / А.А. Баранов, В.Р. Куч- ма, Ю.А. Ямпольская [и др.] // М., 1999. 226 с.
  2. Богомолова Е.С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье – среда обитания»: Автореферат диссертации. Нижний Новгород, 2010. 44 с.
  3. Бокарева Н.А. и др. Гигиеническая оценка влияния организации образовательного процесса на физическое развитие школьников г. Москвы / Н.А. Бокарева, О.Ю. Ми- лушкина, З.А. Овчинникова [и др.] // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2016. № 3. С. 63–69.
  4. Бокарева Н.А. и др. Динамика физического и биологического развития московских школьников / Н.А. Бокарева, Н.А. Скоблина, О.Ю. Милушкина // Доктор.Ру. Педиатрия. Гастроэнтерология. 2014. №11 (99). С. 5–8.
  5. Година Е.З. и др. Ауксологические исследования на родине М.В. Ломоносова / Е.З. Година, И.А. Хомякова, Л.В. За- дорожная [и др.] // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. 2011. № 3. С. 68–100.
  6. Кучма В.Р. и др. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов [и др.] // М.: Издатель НЦЗД, 2012. С. 144–170.
  7. Милушкина О.Ю. и др. Ведущие факторы риска нарушения морфофункционального состояния организма детей и подростков / О.Ю. Милушкина, Ю.П. Пивоваров, Н.А. Скоблина, Н.А. Бокарева // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 2 (51). С. 26–31.
  8. Поварго Е.А. и др. Региональные особенности физического развития школьников Уфы / Е.А. Поварго, А.Т. Зулькарнаева, Т.Р. Зулькарнаев [и др.] // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 4. С. 72–74.
  9. Поляков В.К. Состояние здоровья школьников: соматометрические показатели, особенности питания и коррекция нарушений нутритивного статуса: Автореферат диссертации. Саратов, 2010. 40 с.
  10. Рыбаковский Л.Л. Современная миграционная политика России в контексте ее национальных приоритетов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012. № 6 (449). С. 11–26.
  11. Соколов А.Я. и др. Уровень физического развития и типы телосложения девочек и мальчиков Магадана 7– 10 лет / А.Я. Соколов, Ю.В. Заводчикова // Гигиена и санитария. 2009. № 3. С. 86–88.
  12. Hermanussen M. (ed.) Auxology – Studying human growth and development. Germany, Schweizerbart Science Publishers, 2013. 324 p.
  13. Misra A. et al. Migration and its impact on adiposity and type 2 diabetes / A. Misra, O.P. Ganda // Nutrition. 2007. Vol. 23. P. 696–708.
  14. Ulijaszek S.J. Obesity: a disorder of convenience. Obes Reviews. 2007. Vol. 8. P. 183–187.
Контактная информацияБокарева Наталия Андреевна, тел.: +7 (916) 351-72-21, e-mail: nabokareva@mail.ru
Расположение статьи на стр. 40-43

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-44-45


Скачать файл: 44-45.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 0)


П.И. Храмцов ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
Представлены результаты оценки функционального состояния грудных мышц и мышц плечевого пояса у 57 детей 1-х классов в динамике 2 лет обучения в процессе реализации комплекса фи- зических упражнений на растяжку закрепощенных мышц. Для оценки состояния мышц и связок использовали функциональные мышечные тесты. Установлено, что в динамике 2 лет обучения количество детей, выполнивших тесты в полном объеме, увеличилось в 1,5 раза, а не выполнивших его – сократилось в 1,8 раза. Показана профилактическая и корригирующая эффективность физических упражнений на растяжку закрепощенных мышц, интегрированных в процесс физического воспитания младших школьников.
Ключевые слова: младшие школьники, функциональные тесты, состояние мышц и связок, физическое воспитание, профилактическая эффективность.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Букуп К. Клиническое исследование костей, суставов и мышц: Пер. с англ. М.: Мед. лит., 2007. 320 с.
  2. Нельсон А. и др. Анатомия упражнений на растяжку / А. Нельсон, Ю. Кокконен: Пер. с англ. С.Э. Борич. Минск: Попури, 2014. 224 с.
  3. Храмцов П.И. и др. Оценка функционального состояния мышц у обучающихся разного пола в обосновании дифференцированного подхода к организации физического вос- питания / П.И. Храмцов, А.С. Седова // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 12 (285). C. 29–32.
  4. Kendall F.P. et al. Lower extremity muscles / F.P. Kendall, E.K. McCreary et al. Muscles: testing and function. London: Williams and Wilkins, 1983. P. 158–189.
  5. Khramtsov P. et al. Posture and physical education of students in the Russian Federation. / P. Khramtsov, K. Matveev // The 4-th European Conference on health promoting schools – Equity, Education and Health. Abstracts. 2013. Abstracts. Odense. 2013. P. 83–86
Контактная информацияХрамцов Пётр Иванович, тел.: +7 (903) 599-57-91, e-mail: pikhramtsov@gmail.com
Расположение статьи на стр. 44-45

ОБЪЕКТИВНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-46-49


Скачать файл: 46-49.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 0)


О.В. Левченко1,2 1 ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва, Россия
2 ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
Представлены результаты анализа санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций в 2007–2016 гг. Отмечено расхождение между показателями удельного веса объектов III группы по УСЭБ и удельного веса объектов и инструментальных замеров в общеобразовательных организациях, не отвечающих гигиеническим требованиям (освещенность, микроклимат, шум, электромагнитные поля). Сделан вывод об отсутствии единообразия в методическом подходе оценки уровня санитарно-эпидемиологического благополучия объектов, не- объективности и недостоверности показателей удельного веса объектов по группам по уровням санитарно-эпидемиологического благополучия.
Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, общеобразовательные организации, вспышки инфекционных и паразитарных болезней, освещенность, микроклимат, шум, электромагнитные поля.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Баранов А.А. и др. Состояние здоровья современных детей и роль медико-социальных факторов в его формировании / А.А. Баранов, Л.М. Кучма // Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 6–10.
  2. Кучма В.Р. и др. О новых научных подходах к управлению системой санитарно-эпидемиологического бла- гополучия обучающихся в общеобразовательных уч- реждениях / В.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8. С. 6–9.
  3. Кучма В.Р. и др. Санитарно-эпидемиологическое бла- гополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях / В.Р. Куч- ма, Е.И. Шубочкина, С.Г. Сафонкина [и др.] // Анализ риска здоровью. 2014. № 1. С. 65–73.
  4. Новикова И.И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного промышленного центра: Автореф. … дис. д-ра мед. наук. Омск, 2006. 34 с.
  5. Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального статистического наблюдения за сани- тарным состоянием субъекта Российской Федерации: Приказ Росстата от 08 декабря 2016 № 770.
  6. Об утверждении форм отраслевого статистического наблюдения: Приказ Роспотребнадзора от 17 октября 2014 № 1036.
  7. Об утверждении форм отраслевого статистического наблюдения и инструкций по заполнению форм (вместе с «Инструкцией по заполнению формы отраслевого статистического наблюдения № 23-09 «Сведения о вспышках инфекционных заболеваний», утв. Приказом Роспотребнадзора»): Приказ Роспотребнадзора от 02 де- кабря 2009 № 718.
  8. Система оценки и контроля качества деятельности центров госсанэпиднадзора и структурных подразделений центров: МУ 5.1.661–97. М.: Информационно- издательский центр Минздрава России, 1997.
  9. Шубочкина Е.И. и др. Оценка связи между показателя- ми состояния здоровья детей и уровнем санэпидблагополучия образовательных учреждений» / Е.И. Шубочкина, В.В. Молдаванов, Е.М. Ибрагимова // Материалы Пленума НС по экологии человека и гигиене окру- жающей среды «Научно-методологические и законодательные основы совершенствования нормативно- правовой базы профилактического здравоохранения: проблемы и пути решения», 13–14 декабря 2012 г. М., 2012. С. 491–493.
Контактная информацияЛевченко Оксана Васильевна, тел.: +7 (495) 954-09-80, e-mail: gigdet@fcgie.ru
Расположение статьи на стр. 46-49

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-50-53


Скачать файл: 50-53.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 0)


В.В. Чубаровский, И.С. Лабутьева, В.Р. Кучма ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
Проведено комплексное обследование 128 подростков в возрасте 15–17 лет, учащихся педагогического колледжа и спортивной школы, полученные данные сопоставлены с данными аналогичного исследования с использованием унифицированного диагностического подхода, проведенного в 1988 и 2003 гг. Приводятся данные о структуре пограничной психической патологии и аддик- тивных нарушений. Делается вывод о крайне неблагоприятном состоянии психического здоровья подростков обследованного контингента и негативной динамике эпидемиологических пока- зателей в историческом интервале 30 лет и необходимости разработки и проведения психо- профилактических мероприятий.
Ключевые слова: психическое здоровье, подростки, пограничные состояния, школа, ПТУ, кол- ледж, лонгитюдное исследование.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Агарков А.П. и др. Перспективы развития психиатрической помощи детям и подросткам в Томской области / А.П. Агарков, Л.В. Варанкова // Социальные преобразования и психическое здоровье: Материалы второго национального конгресса по социальной психиатрии с международным участием. М., 2006. 141 c.
  2. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. М.: «Литер- ра», 2010. 272 c.
  3. Гурьева В.А. и др. Психопатология подросткового воз- раста / В.А. Гурьева, В.Я. Семье, В.Я. Гиндикин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. 310 c.
  4. Детская и подростковая психиатрия: Клинические лек- ции для профессионалов / Под ред. Шевченко Ю.С., М.: Медицинское информационное агентство, 2011. 925 c.
  5. Катенко С.В. Особенности динамики показателей психического здоровья у студентов юношеского возраста, по данным ретроспективного исследования // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 5 (278). С 36–39.
  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Санкт-Петербург: «Речь», 2009. 312 с.
  7. Малыгин В.Л. и др. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие / В.Л. Малыгин, А.С. Искандрова, К.А. Феликсов [и др.] М.: МГМСУ, 2011. 32 с.
  8. Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: «Медицина», 1987. 184 с.
  9. Смулевич А.Б. Расстройства личности. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 192 с.
Контактная информацияЛабутьева Ирина Сергеевна, тел.: +7 (909) 962-57-21, e-mail: weeds777@mail.ru
Расположение статьи на стр. 50-53

АЛГОРИТМ РАБОТЫ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-54-56


Скачать файл: 54-56.pdf
Посмотреть файл через Google Docs    (cкачиваний: 0)


Е.И. Шубочкина1, С.Г. Сафонкина2, В.В. Молдованов1,2, Е.М. Ибрагимова1 1 ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
2 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», Москва, Россия
На основании апробированных методик санитарно-эпидемиологической экспертизы и определения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия разработаны алгоритмы деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним, позволяющие оказывать качественную первичную медико-санитарную помощь по профилактике заболеваний обучающихся в образовательной организации.
Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, врач по гигиене детей и подростков, образовательная организация, алгоритмы деятельности.
ЛИТЕРАТУРА 
  1. Кучма В.Р. и др. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения / В.Р. Кучма, А.Ю. Макарова, И.К. Рапопорт // Здравоохранение Российской Федерации. 2014. Т. 58. № 3. С. 4–10.
  2. Кучма В.Р. и др. Научно-методические основы деятельности врача по гигиене детей и подростков детской поликлиники (отделения) / В.Р. Кучма, А.Г. Сухарев // Российский педиатрический журнал. 2013. № 2. С. 44–47.
  3. Кучма В.Р. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.
  4. Об утверждении Порядка оказания медицинской по- мощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05 ноября 2013 г. № 822н.
  5. Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 366н.
  6. О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 февраля 2016 г. № 11.
Контактная информацияМолдованов Владимир Валерьевич, тел.: +7 (903) 625-64-47, e-mail: mvv7373@mail.ru
Расположение статьи на стр. 54-56

Language selection
Ссылки