Перейти к:
Влияние использования мобильных электронных устройств с аудионаушниками на самочувствие лиц молодого возраста
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-3-24-29
Аннотация
Введение. Для жителей крупных городов характерным является комплексное воздействие на них физических факторов риска. Большое количество молодых людей повышают звуковую нагрузку, прослушивая аудиофайлы с помощью аудионаушников.
Цель исследования: изучение влияния использования аудионаушников на самочувствие школьников и студентов.
Материалы и методы. В период с 2019 по 2020 год проведено анкетирование 800 (345 юношей и 455 девушек) школьников средних и старших классов и студентов Москвы, Воронежа, Ижевска. Критерии включения в основную группу – школьник, студент, наличие подписанного информированного согласия, стаж использования мобильных электронных устройств с аудионаушниками год и более; в группу сравнения – школьник, студент, не использующий аудионаушники в повседневной жизни. Статистическая обработка была выполнена при помощи пакета статистических программ Statistica 10.0. Рассчитаны коэффициенты сопряженности, построены регрессионные модели, рассчитаны относительные риски.
Результаты. Установлено, что значимое влияние на возникновение у школьников и студентов снижения слуха оказывают: прослушивание аудиофайлов на 100 % громкости, использование аудионаушников в транспорте, отсутствие свободного от использования аудионаушников дня в неделю. Относительный риск возникновения снижения слуха у лиц молодого возраста при ежедневном использовании аудионаушников на максимальной громкости составил RR = 3,20 (95 % доверительный интервал: 2,40–5,21).
Заключение. Выявлены факторы, оказывающие воздействие на самочувствие и снижение слуха у лиц молодого возраста. Данные факторы с точки зрения гигиены являются управляемыми и должны быть учтены при проведении гигиенического воспитания школьников и студентов.
Для цитирования:
Скоблина Н.А., Павлова Г.В., Мелихова Е.П., Мартюшева В.И., Маркелова С.В., Попов М.В., Иевлева О.В. Влияние использования мобильных электронных устройств с аудионаушниками на самочувствие лиц молодого возраста. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(3):24-29. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-3-24-29
For citation:
Skoblina N.A., Pavlova G.V., Melikhova E.P., Martyusheva V.I., Markelova S.V., Popov M.V., Ievleva O.V. Health risks of using headphones with mobile electronic devices for young people. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(3):24-29. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-3-24-29
Введение. Каждый современный человек, особенно житель городов и мегаполисов, ежедневно подвергается воздействию большого количества физических факторов [1–4].
Одним из самых значительных факторов является шум. Это связано с наличием большого количества транспорта, работающей техники в условиях производства и в быту [5].
Помимо индустриального шума, большое количество молодых людей повышают звуковую нагрузку, прослушивая аудиофайлы с помощью аудионаушников [6–8].
Негативное воздействие интенсивных звуковых нагрузок на все отделы и структуры звуковоспринимающего и звукопроводящего аппаратов органа слуха известно давно, но этот вопрос остается актуальным и сегодня, учитывая, что фактор воздействует на лиц молодого возраста и может приводить не только к снижению работоспособности, но и ухудшению самочувствия и состояния здоровья [9–11].
Цель исследования – изучение влияния использования аудионаушников на самочувствие школьников и студентов.
Материалы и методы. В период с 2019 по 2020 год проведено анкетирование 800 (345 юношей и 455 девушек) школьников средних и старших классов Москвы, Воронежа, Ижевска, а также студентов медицинских вузов в этих городах. Для исследования были выбраны те организации, руководители и родительский комитет которых дали положительный ответ на предложение принять участие в исследовании. Средний возраст школьников составил 13,0 ± 3,7 года; студентов – 19,8 ± 1,4 года; половых различий выявлено не было.
Все респонденты были разделены на две группы в зависимости от использования аудионаушников: в первую группу вошли 490 школьников средних и старших классов и студентов, регулярно использующих аудионаушники в повседневной жизни (основная группа), во вторую – 310 школьников средних и старших классов и студентов, не использующих наушники в повседневной жизни (группа сравнения). При этом численность групп школьников средних и старших классов, а также студентов основой группы и группы сравнения составила не менее 100 наблюдений, что согласно методике К.А. Отдельновой обеспечивало 95,0 % вероятности достоверности результата исследования. Средний возраст, в котором лица молодого возраста в основной группе стали использовать аудионаушники в повседневной жизни, составил 9,9 ± 1,2 года.
Критерии включения – школьник, студент, наличие подписанного информированного согласия, корректно заполненная респондентом или его законным представителем анкета, стаж использования мобильных электронных устройств с аудионаушниками год и более. Критерии исключения – иная возрастная категория, отсутствие подписанного информированного согласия, отсутствие корректно заполненной анкеты, стаж использования мобильных электронных устройств с аудионаушниками менее года.
Анкетирование проводилось с использованием разработанной анкеты-опросника, включающей перечень вопросов, позволяющих выявить имеющиеся жалобы на снижение функции слуха, снижение слуха в течение последнего года, нарушение сна, головные боли и др.; установить факт регулярного использования в повседневной жизни мобильных электронных устройств с аудионаушниками (ежедневно, 5–6 раз в неделю и т. д.); оценить длительность (в минутах в сутки) и громкость использования аудионаушников (по 5-балльной шкале, где 1 – минимальный уровень от возможной громкости аудионаушников, а 5 – максимальный уровень громкости аудионаушников). Анкета-опросник включала 24 вопроса с заранее сформулированными ответами. Результаты анкетирования вошли в базу данных анализа использования молодежью электронных устройств с наушниками1.
Работы во время исследования проведены с соблюдением требований биомедицинской этики и полностью соответствуют этическим нормам, изложенным в Хельсинкской декларации2.
Статистический анализ данных осуществлялся с применением стандартных методов с использованием пакетов Microsoft Excel и Statistica 10.0. Статистическую обработку материала проводили после определения соответствия выборки закону нормального распределения. Исследования проведены со статистической достоверностью результатов 95,0 % (p ≤ 0,05). Проведена описательная статистика. Рассчитаны коэффициенты сопряженности, построены регрессионные модели, рассчитаны относительные риски.
Результаты. В результате анкетирования выявлено, что лица молодого возраста из основной группы регулярно используют аудионаушники в повседневной жизни. Время использования аудионаушников (М ± m) среди учащихся средней школы составило 127,1 ± 13,3; старшей школы – 150,2 ± 7,4; студентов – 202,1 ± 23,7 минуты/сутки соответственно. Только 6,0 ± 1,1 % лиц молодого возраста из основной группы имели свободный от использования аудионаушников день в неделю. В наземном и подземном транспорте, где возможен повышенный уровень шума, использовали аудионаушники 50,0 ± 2,3 % студентов и школьников из основной группы. При этом треть опрошенных студентов (33,3 ± 2,5 %) отметили, что будут продолжать использовать мобильные электронные устройства с аудионаушниками в транспорте в любых условиях и каждый восьмой (12,7 ± 2,7 %) примет решение в зависимости от значимости данной работы и ее срочности. Мобильные электронные устройства с аудионаушниками студентами используются в 75,5 ± 2,1 % случаев для целей досуга (прослушивание музыки, просмотр фильмов, общение).
В группе сравнения аудионаушники не использовались обучающимися в повседневной жизни.
При изучении громкости использования аудионаушников в основной группе выяснено, что 70,0 ± 2,1 % (n = 343) лиц молодого возраста предпочитают использовать аудионаушники на громкости в 4 и 5 баллов из 5 возможных, что соответствует более 60,0 % от максимальной громкости аудионаушников, и только 30,0 ± 2,6 % обучающихся используют аудионаушники на громкости 1, 2 или 3 балла – т. е. до 60,0 % от максимальной громкости аудионаушников.
Среди школьников и студентов основной группы жалобы на снижение слуха, заложенность ушей предъявляют 38,6 ± 2,2 % (n = 189), среди лиц молодого возраста из группы сравнения – 15,2 ± 2,8 % (n = 47) (р = 0,002). Среди студентов и школьников основной группы ухудшения слуха в течение последнего года отметили 14,6 ± 2,6 %, среди лиц молодого возраста из группы сравнения таких не выявлено (р = 0,04).
Из негативных проявлений, которые могут беспокоить студентов и школьников, были проанализированы: нарушения сна, головная боль, головокружение.
Школьники и студенты из основной группы отметили у себя нарушения сна в 36,0 ± 2,2 % (n = 176), что было сопряжено и с наличием жалоб на снижение слуха, заложенность ушей (коэффициент сопряженности Пирсона составил 0,56, p ≤ 0,05); в группе сравнения – 14,8 ± 2,0 % (n = 46) (р = 0,002). При этом 10,0 ± 2,0 % могут заснуть в аудионаушниках.
В основной группе 14,0 ± 1,6 % (n = 69) школьники и студенты предъявляют жалобы на наличие головной боли и 10,0 ± 1,0 % (n = 49) – на головокружение, что достоверно (p ≤ 0,05) отличается от наличия проявлений в группе сравнения, где суммарно эти жалобы составили 7,0 ± 1,5 % (n = 22).
В целом изменения самочувствия наблюдаются среди лиц молодого возраста, регулярно использующих аудионаушники в повседневной жизни, в 2,6 раза чаще, чем у тех, которые не используют аудионаушники в повседневной жизни (р = 0,001).
Изучение влияния использования аудионаушников в повседневной жизни на снижение слуха у лиц молодого возраста в течение последнего года показало, что значимое влияние оказывают такие факторы, как прослушивание аудиофайлов на 100 % громкости, использование аудионаушников в транспорте, отсутствие свободного от использования аудионаушников дня в неделю, что представлено в таблице.
Таблица. Связь использования аудионаушников лицами молодого возраста с возникновением у них снижения слуха в течение последнего года
Table. Association between the use of headphones and hearing impairment in young people over the past year
Расчет относительного риска показал, что риск возникновения снижения слуха у лиц молодого возраста в течение последнего года при ежедневном использовании аудионаушников на максимальной громкости (5 баллов – 100 %) составил RR – 3,20, DI = 2,40–5,21.
В ходе исследования получена прогностическая регрессионная модель, описывающая влияние факторов, связанных с использованием аудионаушников, на формирование у лиц молодого возраста снижения слуха в течение года, которая имеет следующий вид (при значении Y > 1 прогноз неблагоприятный, p ≤ 0,05):
Y = –1,37 + 0,90*Х1 + 0,45*Х2 + 0,48*Х3 + 0,30*Х4 + 0,15*Х5 + 0,10*Х6, где
А – константа; В – коэффициенты регрессии;
Х – значения независимых переменных в баллах:
Х1 – использование разных типов аудионаушников;
Х2 – отсутствие свободного от использования аудионаушников дня в неделю;
Х3 – использование мобильных электронных устройств с аудионаушниками в транспорте;
Х4 – засыпание в аудионаушниках;
Х5 – громкость использования аудиофайлов;
Х6 – начало использования мобильных электронных устройств с аудионаушниками в младшей школе.
Обсуждение. Необходимо отметить, что проблема использования молодыми людьми различных электронных устройств и влияния на их самочувствие и состояние здоровья находит отражение в научных публикациях, демонстрирующих негативные последствия для состояния здоровья [12–25].
Присутствие мобильных электронных устройств, в том числе с аудионаушниками, как в учебной, так и в досуговой деятельности молодых людей требует оценки возможных рисков для самочувствия, здоровья и разработки профилактических мероприятий с целью снижения возможных негативных последствий [16–21].
Влияние звуковой нагрузки при использовании аудионаушников на лиц молодого возраста в литературе в большинстве случаев рассматривается с учетом их конструктивных особенностей [17][18][22–24].
Исследователи отмечают, что негативные последствия воздействия звуковой нагрузки на организм человека многообразны: зафиксировано воздействие на орган слуха, центральную нервную систему, различные отделы головного мозга, что приводит к изменению нормальных процессов высшей нервной деятельности и вызывает стойкое торможение нервных клеток [18–20][25].
Полученные в данном исследовании результаты соответствуют данным, представленным в литературе о негативном влиянии повышенной звуковой нагрузки на состояние органа слуха и самочувствие студентов и школьников. Были обнаружены статистически значимые различия показателей, характеризующих самочувствие лиц молодого возраста в основной группе и группе сравнения: школьники и студенты, регулярно использующие наушники в повседневной жизни, в 2,6 раза чаще имеют нарушения самочувствия.
Кроме того, проведенное исследование позволяет говорить о факторах риска, оказывающих влияние на состояние органа слуха лиц молодого возраста, таких как: недельный режим использования мобильных электронных устройств с аудионаушниками и наличие «свободного» от использования аудионаушников дня, использование аудионаушников в транспорте, прослушивание аудиофайлов на 100 % громкости, засыпание в наушниках. С точки зрения гигиены данные факторы являются управляемыми и требуют формирования у лиц молодого возраста навыков безопасного использования аудионаушников средствами гигиенического воспитания.
Полученные данные свидетельствуют о низком уровне сформированности навыков безопасного использования аудионаушников у лиц молодого возраста, поскольку объективно отсутствует необходимость использования мобильных электронных устройств с наушниками в транспорте с целью досуга, прослушивания аудиофайлов на максимально возможной громкости или засыпания в наушниках, что противоречит гигиеническим принципам организации сна. В ходе исследования для студентов были разработаны чек-листы по гигиеническому воспитанию лиц молодого возраста. Так, например, чек-листы по здоровому сну совместно со специалистами ГБУЗ ЯНАО «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» были оформлены в виде плакатов и размещены в интернет-ресурсах Центра и социальных сетях с учетом того, что плакаты могут быть использованы всеми специалистами по гигиеническому воспитанию при проведении работы со студентами и школьниками.
Заключение. В ходе исследования были выявлены управляемые с точки зрения гигиены факторы, оказывающие воздействие на самочувствие и снижение слуха у лиц молодого возраста при использовании мобильных электронных устройств с наушниками: отсутствие «свободного» от использования аудионаушников дня в неделю, использование аудионаушников в транспорте, прослушивание аудиофайлов на 100 % громкости, засыпание в наушниках. Получены данные, свидетельствующие о низком уровне сформированности навыков безопасного использования аудионаушников у лиц молодого возраста. Полученные данные должны быть использованы при проведении гигиенического воспитания лиц молодого возраста. Простые приемы безопасного использования мобильных электронных устройств с аудионаушниками, которыми могут овладеть лица молодого возраста, могут быть представлены в виде чек-листа.
1. По дороге из школы или университета домой постарайся выйти в офлайн, особенно во время поездки в транспорте.
2. Избегай использования мобильных электронных устройств с аудионаушниками в шумных местах и прослушивания аудиофайлов на максимальной громкости.
3. Освой гимнастику для глаз и выполняй ее во время перерывов в работе с мобильными электронными устройствами. Нет времени на гимнастику – не беда, можно во время проездки в транспорте закрыть глаза и полностью расслабиться, при этом постараться думать о приятном.
4. При отходе ко сну не используй мобильные электронные устройства, выработай свои полезные привычки перед сном: гимнастика для глаз, массаж, релаксация и др.
1. Свидетельство о регистрации базы данных 2020621491, 20.08.2020. Заявка № 2020621319 от 03.08.2020.
2. WMA. Declaration of Helsinki – ethical principles for medical research involving human subjects. Aviable at: https://www.wma.net/policies-post/wma-declaration-of0helsinki-ethical-principles-for-medical-research-involving-human-subjrcts (дата обращения: 08.11.2021).
Список литературы
1. Евдокимов В.И., Попов В.И., Рут А.Н. Проблемы инновационных исследований в гигиене // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 9. С. 5–8.
2. Клепиков О.В., Самойлов А.С., Ушаков И.Б., Попов В.И., Куролап С.А. Комплексная оценка состояния окружающей среды промышленного города // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97. № 8. С. 686–692. doi: 10.18821/0016-099002018-97-8-686-692
3. Попов В.И., Бережнова Т.А., Мирзонов В.А. Особенности иммунофункционального реагирования организма на территориях техногенного риска // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2011. № 3. С. 63–65.
4. Андронов А.В., Ким Т.Д.-Н., Попов В.И., Хруленко В.Н. Из опыта профилактики заболеваний и укрепления иммунной системы организма // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2013. Т. 12. № (3). С. 771–776.
5. Клепиков О.В., Ушаков И.Б., Попов В.И., Самодурова Н.Ю. Воздействие городского автотранспортного шума с оценкой риска здоровью населения // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 9. С. 904–908. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-9-904-909
6. Serra MR, Biassoni EC, Richter U, et al. Recreational noise exposure and its effects on the hearing of adolescents. Part I: An interdisciplinary long-term study. Int J Audiol. 2005;44(2):65-73. doi: 10.1080/14992020400030010
7. Biassoni EC, Serra MR, Richtert U, et al. Recreational noise exposure and its effects on the hearing of adolescents. Part II: development of hearing disorders. Int J Audiol. 2005;44(2):74-85. doi: 10.1080/14992020500031728
8. Zhao F, Manchaiah VK, French D, Price SM. Music exposure and hearing disorders: an overview. Int J Audiol. 2010;49(1):54-64. doi: 10.3109/14992020903202520
9. Старкова Л.Н., Пихтилева Н.А., Трусова А.С. Формирование здорового образа жизни студентовмедиков через информированность и вовлеченность в исследование // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2019. № 12. С. 173–178.
10. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И., Храм цов П.И., Александрова И.Э., Соколова С.Б. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе» // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 12. С. 1385–1391. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-12-1385-1391
11. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Татаринчик А.А., Бокарева Н.А., Федотов Д.М. Оценка рисков здоровья школьников и студентов при воздействии обучающих и досуговых информационно-коммуникационных технологий // Анализ риска здоровью. 2019. № 3. С. 135–143. doi: 10.21668/health.risk/2019.3.16
12. Сетко Н.П., Коршунова Р.В. Гигиеническая характеристика факторов риска нарушения зрения у студентов // Санитарный врач. 2021. № 2. С. 37–43. doi: 10.33920/med-08-2102-04
13. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Особенности развития донозологических изменений в психическом и физическом здоровье у учащихся поколения Z // Анализ риска здоровью. 2019. № 4. С. 158–164. doi: 10.21668/health.risk/2019.4.17
14. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020. № 3. С. 85–91.
15. Новикова И.И., Романенко С.П., Лобкис М.А. и др. Функциональное состояние адаптационной системы школьников, обучающихся в условиях ограничения использования устройств мобильной связи // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 5. С. 178–195.
16. Новикова И.И., Гавриш С.М., Зубцовская Н.А., Сорокина А.В., Мыльникова И.В. Оценка состояния здоровья и успеваемости обучающихся в условиях ограничений на использование мобильной связи // Глобальные проблемы современности. 2020. Т. 1. № 10-12. С. 11–14. doi: 10.26787/nydha-2713-2048-2020-1-10-11-12-11-14
17. Бунькова А.Д., Васнина А.В. Выбор наушников и влияние их использования на орган слуха // European Journal of Biomedical and Life Sciences. 2015. № 4. С. 45–49.
18. Алешков Д.С., Бедрина Е.А. Исследование влияния использования наушников на органы слуха // Безопасность жизнедеятельности. 2016. № 8 (188). С. 8–12.
19. Черных Н.Ю., Скребнева А.В., Мелихова Е.П., Васильева М.В. Распространенность нарушений сна среди студентов-медиков // Российский вестник гигиены. 2021. № 3. С. 23–27. doi: 10.24075/rbh.2021.018
20. Гончарова Г.А. Нервно-психическое здоровье детей - активных пользователей цифровых средств // Российский вестник гигиены. 2021. № 3. С. 33–35. doi: 10.24075/rbh.2021.017
21. Коломин В.В., Кудряшева И.А., Девришов Р.Д. и др. Гигиенические аспекты инновационных процессов в современном обществе // Российский вестник гигиены. 2021. № 2. С. 20–23. doi: 10.24075/rbh.2021.013
22. Reddy BA, Thenmozhi MS. Excessive usage of headphones among college students and their effects. Drug Invent Today. 2018;10(11):2296-2299.
23. Wang D, Zhuang Y, Wu Y, et al. Analysis of influential factors of self-reported hearing loss deviation in young adults. J Public Health. 2020;28(4):455-461. doi: 10.1007/s10389-019-01023-1
24. Fasanya BK, Strong JD. Younger generation safety: hearing loss and academic performance degradation among college student headphone users. AISC. 2019;791:522-531. doi: 10.1007/978-3-319-94589-7_51
25. Ahmed MA, Gayathri R, Priya VV. Awareness about the relation of cochlear damage and use of headphones among young generation – а survey. Drug Invent Today. 2018;10(6):911-915.
Об авторах
Н. А. СкоблинаРоссия
Скоблина Наталья Александровна – д.м.н., профессор, профессор кафедры гигиены педиатрического факультета
ул. Островитянова, д. 1., г. Москва, 117997
Г. В. Павлова
Россия
Павлова Галина Владимировна – д.м.н., профессор, профессор кафедры гигиены
ул. Коммунаров, д. 281, г. Ижевск, 426034
Е. П. Мелихова
Россия
Мелихова Екатерина Петровна – к.б.н., доцент кафедры общей гигиены
ул. Студенческая, д. 10, г. Воронеж, 394000
В. И. Мартюшева
Россия
Мартюшева Валентина Игоревна – аспирант кафедры гигиены
ул. Коммунаров, д. 281, г. Ижевск, 426034
С. В. Маркелова
Россия
Маркелова Светлана Валерьевна – к.м.н., доцент, доцент кафедры гигиены педиатрического факультета
ул. Островитянова, д. 1., г. Москва, 117997
М. В. Попов
Россия
Попов Максим Валерьевич – студент лечебного факультета
ул. Студенческая, д. 10, г. Воронеж, 394000
О. В. Иевлева
Россия
Иевлева Ольга Владимировна – аспирант кафедры гигиены педиатрического факультета
ул. Островитянова, д. 1., г. Москва, 117997
Рецензия
Для цитирования:
Скоблина Н.А., Павлова Г.В., Мелихова Е.П., Мартюшева В.И., Маркелова С.В., Попов М.В., Иевлева О.В. Влияние использования мобильных электронных устройств с аудионаушниками на самочувствие лиц молодого возраста. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(3):24-29. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-3-24-29
For citation:
Skoblina N.A., Pavlova G.V., Melikhova E.P., Martyusheva V.I., Markelova S.V., Popov M.V., Ievleva O.V. Health risks of using headphones with mobile electronic devices for young people. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(3):24-29. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-3-24-29