Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Об опыте проведения родительского контроля за питанием обучающихся в общеобразовательных организациях Мурманской области

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-78-83

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Мониторингу питания в организованных детских коллективах традиционно уделяется особое внимание. Меняются формы и методы работы, расширяется круг участников. Значимым резервом повышения плотности контроля в сложившихся условиях может служить родительский контроль. Вовлечение родителей в данные мероприятия способствует повышению их личной заинтересованности в соблюдении принципов здорового питания и повышении общей гигиенической грамотности проверяющих и проверяемых.

Цель исследования: проанализировать формы организации работы по контролю за школьным питанием.

Материалы и методы. В работе использованы аналитический и социологический методы. В рамках анкетирования, проведенного в 2020/21 учебном году в общеобразовательных учреждениях г. Мурманска, были изучены вопросы организации горячего питания обучающихся начальных классов, в том числе удовлетворенность качеством питания, разнообразием меню, полнотой порций и временем, отведенным для приема пищи. В опросе приняли участие 21 755 школьников, 17 977 родителей, 1470 педагогов. Совместно с родителями в г. Мурманске проводился бракераж готовой продукции, обсуждались вопросы качества питания детей, проводились «дни открытых дверей», дегустационные дни. Ежеквартально подводились итоги работы. Мероприятия родительского контроля проводились в соответствии с МР 2.4.0180–20 «Родительский контроль за организацией питания в общеобразовательных организациях», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 18 мая 2020 г.

Результаты. Начиная с 2014 года по согласованию с администрацией школы родители (законные представители) обучающихся принимают участие в родительском бракераже готовой продукции. К мероприятиям допускаются лица, имеющие медицинскую книжку, они допускаются к снятию пробы из «общего котла», к контролю организационных процессов, происходящих в обеденном зале, в том числе за соблюдением требований санитарного законодательства к организации питания детей. Материалы социологического исследования показали, что в 2020 году возросла удовлетворенность работой школьных столовых обучающихся, родителей, педагогов по сравнению с 2019 годом.

Заключение. Опыт совместной работы с родителями по контролю за питанием на практике показал свою эффективность и оперативность в принятии корректирующих мер по регулированию логистических вопросов.

Для цитирования:


Сергеев А.А., Дмитриевская С.В. Об опыте проведения родительского контроля за питанием обучающихся в общеобразовательных организациях Мурманской области. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(2):78-83. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-78-83

For citation:


Sergeev A.A., Dmitrievskaya S.V. About the Experience in Parental Control over Nutrition in Schools of the Murmansk Region. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(2):78-83. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-78-83

Введение. Питание является значимым фактором формирования здоровья населения. Нарушения структуры питания, к которому относится дефицит полноценных (животных) белков, большинства витаминов, минеральных веществ, полиненасыщенных жирных кислот, на фоне избыточного поступления жиров животного происхождения является главной причиной роста неинфекционных (алиментарно-зависимых) заболеваний [1–8].

Нерациональное питание определяет риски формирования нарушений развития таких заболеваний, как ожирение, сахарный диабет, заболеваний сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем [9–16].

В последние годы отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детского населения. При этом в структуре заболеваемости детей всех возрастных групп существенное место занимают болезни, обусловленные пищевым фактором [17–20].

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области здорового питания является разработка и внедрение программ государственного мониторинга состояния питания и здоровья населения. Особое внимание в этой связи уделяется мониторингу питания в организованных детских коллективах, в частности в общеобразовательных организациях [21–24]. В рамках данного мониторинга большое значение придается родительскому контролю. Вовлечение родителей в данные мероприятия способствует повышению их личной заинтересованности в соблюдении принципов здорового питания и повышению общей гигиенической грамотности проверяющих и проверяемых.

Цель исследования: проанализировать формы организации работы по контролю за школьным питанием.

Материалы и методы. Исследование проведено в общеобразовательных организациях г. Мурманска в 2020/21 учебном году. В работе использованы аналитический и социологический методы. Анкетированием охвачены дети, родители и педагоги. В рамках анкетирования изучены вопросы организации горячего питания обучающихся начальных классов, в том числе удовлетворенность качеством питания, разнообразием меню, полнотой порций и временем, отведенным для приема пищи. В опросе приняли участие 21 755 школьников, 17 977 родителей, 1470 педагогов. Совместно с родителями в городе Мурманске проводился бракераж готовой продукции, обсуждались вопросы качества питания детей, проводились «дни открытых дверей», дегустационные дни. Ежеквартально подводились итоги работы. Мероприятия родительского контроля проводились в соответствии с МР 2.4.0180–201.

Перед началом работы родителями и школьниками старше 15 лет были подписаны информированные согласия на добровольное участие в исследовании, содержавшие разъяснение процедур и этапов исследования, личные данные в исследовании не использовались.

Результаты. По инициативе Управления Роспотребнадзора по Мурманской области (далее – Управление), совместно с Министерством образования и науки Мурманской области и муниципальными органами управления образованием организована совместная работа общеобразовательных организаций с родительским сообществом по вопросам контроля за организацией питания обучающихся.

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Мурманской области участвовали в проведении обучающих мероприятий, оказывали консультативную помощь всем заинтересованным лицам в вопросах организации и проведения родительского контроля за организацией горячего питания в школах. Налажено взаимодействие с комбинатами и центрами школьного питания, другими субъектами деятельности по организации родительского контроля за организацией питания обучающихся в общеобразовательных организациях.

При осуществлении родительского контроля в городе Мурманске проводится родительский бракераж готовой продукции. По согласованию с администрацией школы родители (законные представители) обучающихся принимают участие в родительском бракераже готовой продукции в общеобразовательных организациях, целью которого является общественный контроль вкуса и качества школьного питания. В рамках родительского бракеража родители, имеющие медицинскую книжку, без предупреждения могут прийти в обеденный зал школьной столовой и попросить дегустационную порцию из «общего котла», также проконтролировать организационные процессы, происходящие в обеденном зале, соблюдение требований санитарного законодательства к организации питания детей. Данные мероприятия осуществлялись до апреля 2020 года (до введения мер по новой коронавирусной инфекции COVID-19). Для продолжения осуществления родительского контроля организованного питания обучающихся в общеобразовательных организациях в период проведения мер по COVID-19 данные мероприятия в основном проводятся в онлайн-режиме. В школах созданы группы в Viber, WhatsApp, куда ежедневно выкладываются фотографии, и там же происходит обсуждение качества питания в школах. В работе чатов участвуют представители родительской общественности, ответственные за питание, заведующие пищеблоком, а также директор муниципального автономного учреждения образования города Мурманска «Центр школьного питания» (МАУО «ЦШП»).

На родительских собраниях, заседаниях попечительских советов, советов школ, родительских комитетов регулярно обсуждаются вопросы организации и качества питания детей, в том числе в режиме онлайн, проводятся «дни открытых дверей школьных столовых», дегустационные дни и иные формы подобных мероприятий, которые являются традиционными в школах города Мурманска. В рамках проведения дегустационных дней МАУО «ЦШП» приглашает родителей обучающихся в школьную столовую, где родители могут продегустировать широкий перечень блюд, которые используются в организации школьного питания. Во время встречи родители знакомятся с меню, пробуют блюда, задают вопросы, высказывают свои пожелания и предложения по организации питания обучающихся. В 2020/21 годах они не проводились в связи с действием режима повышенной готовности из-за угрозы распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и осуществления ограничительных мероприятий.

При вводе нового меню в 2017 и 2020 годах проходили общественные обсуждения нового меню с привлечением родительской общественности, обучающихся, а также лиц, ответственных за организацию питания и директоров школ, а в 2017-м – общественная дегустация новых блюд, входящих в меню.

Замечания и предложения руководителей общеобразовательных учреждений, родителей обучающихся учитывались при составлении нового меню или его корректировке.

По итогам проведенной работы в примерном меню для организации горячего питания появились блюда местной традиционной кухни: с 2020 года – тефтели из оленины в сметанном соусе, с 2021 года – гуляш из оленины.

В рамках взаимодействия с родителями школьников Управление проводило консультации по формату работы, предварительной оценки санитарного состояния пищеблока и столовой, по вопросам допуска родителей и законных представителей обучающихся. Как правило, представителей выбирал родительский комитет из родителей, имеющих медицинское освидетельствование декретированных групп населения.

Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области в адрес исполнительной власти и местного самоуправления направлялись информационные письма о результатах родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных учреждениях (вместе с МР 2.4.0180–201). В соответствии с рекомендациями порядок родительского контроля и доступа законных представителей обучающихся в помещения для приема пищи регламентирован локальными нормативными актами во всех общеобразовательных учреждениях.

С помощью использования опросных листов изучалась удовлетворенность родителей и обучающихся организацией питания в общеобразовательных организациях.

В ежегодном мониторинге удовлетворенности организацией питания участников образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных учреждениях, проведенном в ноябре-декабре 2020 года, приняли участие 21 755 школьников, 17 977 родителей, 1470 педагогов. Анализ результатов мониторинга показывает, что в 2020 году по сравнению с результатами аналогичного мониторинга, проведенного в 2019 году, возросла удовлетворенность работой школьных столовых обучающихся, родителей, педагогов.

Проводился мониторинг результатов родительского контроля организации бесплатного горячего питания обучающихся с ежеквартальным подведением итогов.

Результаты мониторинга удовлетворенности организацией питания, замечания и предложения всех участников образовательных отношений, которые поступили в ходе проведения вышеназванного мероприятия, использовались администрациями общеобразовательных учреждений, МАУО г. Мурманска «Центр школьного питания» для совершенствования организации питания школьников.

В решении вопросов оценки как мониторинга, так и принятия управленческих решений большое значение придается информатизации [22][23]. В связи с этим во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях используются информационно-телекоммуникационные сети «Интернет».

В сентябре 2020 года проведен мониторинг предложений родительской общественности общеобразовательных учреждений по внесению изменений в оформление и содержание сайта муниципального учреждения образования города Мурманска «Центр школьного питания».

На официальных сайтах школ созданы разделы «Школьное питание», на которых ежедневно размещается информация о циклическом и ежедневном меню питания школьников, осуществляется взаимодействие с родителями в части организации контроля за питанием обучающихся через Совет школы, комиссии по проведению мероприятий родительского контроля; проводится анкетирование. На образовательном портале города Мурманска в разделе «Информация» были размещены итоги общественного обсуждения нового школьного меню МАУО г. Мурманска «Центр школьного питания»2.

Управление Роспотребнадзора по Мурманской области в рамках межведомственного взаимодействия 15 сентября 2021 года приняло участие в проведении информационно-просветительского вебинара группы «ВКонтакте» Региональной общественной приемной Всероссийской политической партии «Единая Россия» по вопросу организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, на котором Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области была представлена информация по вопросу о требованиях Законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, а также совместно с директором МАУО «ЦШП» даны ответы на поступившие вопросы по организации питания обучающихся3.

Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области в рамках организованного взаимодействия с представителями Мурманского отделения Российского движения школьников была проведена встреча по вопросу организации горячего питания в общеобразовательных организациях в рамках реализации Всероссийского проекта «Шеф в школе»4, которая состоялась 8 сентября 2021 г. на базе государственного автономного учреждения дополнительного образования Мурманской области «Мурманский областной центр дополнительного образования «Лапландия». На встрече с участием начальника управления специальных проектов РДШ М.В. Волкова были рассмотрены вопросы концепции Всероссийского проекта «Шеф в школе» и взаимодействия с Роспотребнадзором, а также реализации проекта на территории Мурманской области и взаимодействие Управления Роспотребнадзора по Мурманской области с региональной командой данного проекта5. Кроме того, на встрече работала организованная дискуссионная площадка «Возможность участия региональной команды проекта «Шеф в школе» в модернизации школьного питания на территории Мурманской области», в которой в режиме активного диалога приняли участие все участники встречи.

Итоги встречи подведены во взаимодействии всех участников для проведения дальнейшей совместной работы по реализации концепции Всероссийского проекта Российского движения школьников «Шеф в школе». В результате был получен опыт интеграции инновационных подходов составления меню, обслуживания школьников, режима питания в стандартную систему школьного питания, не применявшихся ранее в общеобразовательных организациях, что позволило оценить возможность их более широкого использования в практике.

Обсуждение. Проанализированный в статье опыт совместной работы Управления Роспотребнадзора по Мурманской области с Министерством образования и науки Мурманской области, муниципальными органами управления образованием и родителей по вопросам контроля за организацией питания школьников характеризуется многообразием форм и методов работы. Значимость ее определяется особым вниманием, которое в последние годы придается вопросам школьного питания в связи с негативной тенденцией здоровья детей, в том числе по заболеваниям, этиологически связанным с пищевым фактором, о чем свидетельствуют многочисленные данные научных исследований [17–20]. Из анализа литературных источников, посвященных изучению практики организации питания в общеобразовательных организациях, следует, что Мурманская область входит в число 10 субъектов Российской Федерации (11,8 %), на сайтах которых созданы специальные разделы, посвященные организации школьного питания, и в число 9 (10,6 %) регионов, где в данных разделах имеется информация по вопросам функционирования и развития системы питания обучающихся в общеобразовательных организациях [24].

На эффективность активного взаимодействия контрольно-надзорных органов, органов образования и местного самоуправления с общественными организациями и родительским сообществом при осуществлении мероприятий по улучшению организации и качества горячего питания и реализации концепции здорового питания указывают многочисленные исследования [25][26]. Этому способствует использование современных информационно-телекоммуникационных порталов [22][23][27][28].

Заключение. Опыт совместной работы с родительским сообществом по осуществлению контроля при организации питания в общеобразовательных организациях позволит улучшить качество питания школьников и снизить риски формирования отклонений в состоянии здоровья. Родительский контроль, реализуемый на практике, является действенным инструментом, повышающим уровень гигиенических знаний о принципах здорового питания и здоровом образе жизни и позволяющим оперативно выявлять и корректировать нарушения в организации питания, которые могут оказать существенное влияние на показатели удовлетворенности обучающихся и родителей организацией питания.

1. МР 2.4.0180–20 Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).

2. Образовательный портал города Мурманска. Доступно по: http://edu.murmansk.ru/index1.htm (дата доступа: 25.10.2021).

3. Участие Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в проведении информационно-просветительского вебинара группы «ВКонтакте» Региональной общественной приемной Всероссийской политической партии «Единая Россия». Доступно по: http://51.rospotrebnadzor.ru/content/809/59287/ (дата доступа: 25.10.2021).

4. Всероссийский проект Российского движения школьников «Шеф в школе». Доступно по: https://рдш.рф/competition/311 (дата доступа: 25.10.2021).

5. Об участии во Всероссийском проекте «Шеф в школе». Доступно по: http://51.rospotrebnadzor.ru/content/809/59201/ (дата доступа: 25.10.2021).

Список литературы

1. Фролова О.А., Тафеева Е.А., Фролов Д.Н., Бочаров Е.П. Алиментарно-зависимые заболевания населения и гигиеническая характеристика факторов риска их развития на территории Республики Татарстан // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97. № 5. С. 470–473. doi: 10.18821/0016-9900-2018-97-5-470-473

2. Шайхутдинов Б.И., Храмешин Р.А., Попова А.Р., Шашерина Я.В., Чупрова В.В. Правильное питание – залог здоровья школьников // Вопросы науки и образования. 2018. № 7 (19). С. 267–271.

3. Тапешкина Н.В. Распространенность алиментарно-зависимых заболеваний среди школьников // Актуальные вопросы госсанэпиднадзора в Сибири: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию медико-профилактического факультета КемГМУ, Кемерово, 01–02 ноября 2018 года / Под редакцией Е.В. Коськиной. Кемерово: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2018. С. 90–92.

4. Максимова А.А. Здоровое питание, как важнейший фактор успеваемости школьников // Университетская наука. 2021. № 2 (12). С. 167–170.

5. Хузиханов Ф.В., Мухаметдинова А.А. Изучение медико-биологических, медико-социологических и организационных факторов, влияющих на заболеваемость детей школьного возраста // Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99. № 3. С. 467–471. doi: 10.17816/KMJ2018-467

6. Шеметова Е.В., Бойцова Т.М. Питание школьников Приморского края: современное состояние, качество и мониторинг // Техника и технология пищевых производств. 2017. № 2. С. 112–118.

7. Есауленко И.Э., Петрова Т.Н., Гончаров А.Ю. Современные подходы к организации школьного питания: проблемы и пути их решения // Прикладные информационные аспекты медицины. 2018. Т. 21. № 3. С. 42–46.

8. Новикова И.И., Гавриш С.М., Сорокина А.В., Семенихина М.В. Оценка организации здорового бесплатного горячего питания школьников 1-4 классов // Санитарный врач. 2021. № 3. С. 61–68.

9. Миролюбова Д.Б. Закономерности и формирующие факторы заболеваемости детей в начале XXI века // Российский педиатрический журнал. 2017. № 4. С. 232–237.

10. Тутельян В.А., Погожева А.В., Егоренкова Н.П. и др. Диагностика риска неинфекционных заболеваний // Якутский медицинский журнал. 2015. № 3 (51). С. 74–76.

11. Бокова Т.А. факторы риска формирования метаболического синдрома у детей с ожирением // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2018. Т. 63. № 3. С. 64–69. doi: 10.21508/1027-4065-2018-63-3-64-69

12. Кожахметова А.Н. Значение полноценного питания в формировании здоровья детей и подростков // Здравоохранение Кыргызстана. 2016. № 1. С. 21–25.

13. Голубев Н.А., Огрызко Е.В., Шелепова Е.А., Залевская О.В. Заболеваемость детей болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ в рамках национального проекта «Здравоохранения» Российской Федерации // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2019. № 3. С. 376–389.

14. Кудреватых М.А., Шатханова Н.А. Оценка питания школьников и его влияние на физическое развитие и заболеваемость // Acta Biomedica Scientifica (East Siberian Biomedical Journal). 2020. Т. 5. № 5. С. 81–85. doi: 10.29413/ABS.2020-5.5.11

15. Фелик С.В., Антипова Т.А., Золотин А.Ю., Симоненко С.В., Симоненко Е.С. Состояние здоровья детей как отражение полноценного питания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 5-1. С. 149–153.

16. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления // Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99. № 4. С. 698–705.

17. Ураимова А.А., Касымов О.Т. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений с разной формой организации школьного питания // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 153. doi: 10.17513/spno.29735

18. Лазарева Л.А., Гордеева Е.В. Анализ заболеваемости детей и подростков болезнями органов пищеварения // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1-1 (55). С. 133–135.

19. Матвеев Э.Н., Маношкина Е.М., Бантьева М.Н., Кураева В.М. Особенности заболеваемости подростков 15–17 лет в Российской Федерации в динамике за 2000–2015 годы // Менеджер здравоохранения. 2017. № 6. С. 13–21.

20. Malaeb D, Hallit S, Sacre H, Malaeb B, Hallit R, Salameh P. Diet and asthma in Lebanese school-children: A cross-sectional study. Pediatr Pulmonol. 2019;54(6):688-697. doi: 10.1002/ppul.24280

21. Миндзаева Э.В. Разработка и внедрение системы мониторинга и оценки организации питания в образовательных организациях Российской Федерации как управленческая проблема // Человек и образование. 2020. № 3 (64). С. 124–130.

22. Миндзаева Э.В., Бешенков С.А., Адамчук Д.В. Информационные аспекты сферы развития систем управления в организации питания обучающихся и воспитанников: ведомственный мониторинг организации питания, социологические удовлетворенности системой питания, независимая оценка качества питания в образовании // Управление образованием: теория и практика.2019. № 3 (35). С. 5–19.

23. Демидова Ю.В., Зимнюкова Н.Н. Совершенствование системы питания в образовательных организациях путем информатизации процессов управления // Ученые записки ИУО РАО. 2020. № 4. С. 70–81.

24. Неустроев С.С., Миндзаева Э.В., Бешенков С.А., Зимнюкова Н.Н. Лучшие исследования по организации питания в общеобразовательных школах (на основе анализа открытых источников субъектов Российской Федерации) // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 1 (37). С. 99–115.

25. Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З., Зулькарнаева А.Т. К вопросу об удовлетворенности качеством школьного питания: глазами родителей учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1219.

26. Шумилова А.Д. Комарова Е.В. Актуальные вопросы об организации современного школьного питания // Colloquium-journal. 2019. № 13-6 (37). С. 57–59.

27. Татаринчик А.А. Питание учащейся молодежи крупных городов: взамосвязь с распространенностью отклонений физического развития // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2018. № 73. С. 19–24.

28. Горбунова О.Н., Гриднева И.А., Ивлиева А.А. Применение современных информационных сервисов для оптимизации процесса заказов обедов школьников // Лучшая научно-инновационная работа 2021: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 19 апреля 2021 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. С. 144–153.


Об авторах

А. А. Сергеев
Управление Роспотребнадзора по Мурманской области
Россия

Сергеев Александр Александрович – руководитель.

ул. Коммуны, д. 7, Мурманск, 183038.



С. В. Дмитриевская
Управление Роспотребнадзора по Мурманской области
Россия

Дмитриевская Светлана Васильевна – начальник отдела санитарного надзора.

ул. Коммуны, д. 7, Мурманск, 183038.



Рецензия

Для цитирования:


Сергеев А.А., Дмитриевская С.В. Об опыте проведения родительского контроля за питанием обучающихся в общеобразовательных организациях Мурманской области. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(2):78-83. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-78-83

For citation:


Sergeev A.A., Dmitrievskaya S.V. About the Experience in Parental Control over Nutrition in Schools of the Murmansk Region. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(2):78-83. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-78-83

Просмотров: 387


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)