Preview

Характеристика морфофункционального развития студентов, обучающихся по социально-экономическому направлению

Полный текст:

Аннотация

Изучены показатели физического развития и функциональных резервов у 408 студентов-первокурсников. Оценка уровня и гармоничности физического развития проведена в соответствии с рекомендациями ВОЗ («WHO Growth Reference 2007») с использованием программы «WHO AnthroPlus». Функциональные возможности оценены по результатам кистевой динамометрии, проб с задержкой дыхания (Штанге и Генча) и уровню силового индекса. Установлено, что у большинства юношей (71,1 %) и девушек (64,3 %) уровень физического развития средний. Среди девушек больше студенток с длиной тела выше среднего (р = 0,0099) и высоко-рослостью (р = 0,08), чем в группе юношей; низкорослость чаще регистрировалась у обучающихся мужского пола. Гармоничные варианты физического развития регистрируются у девушек чаще (74,4 %), чем у юношей (66,9 °%; р < 0,001). У девушек чаще отмечался дефицит массы тела; у юношей - избыточная масса тела и ожирение. У юношей средние показатели проб с задержкой дыхания соответствовали среднему уровню. У девушек показатели пробы Генча были в пределах нормы, пробы Штанге - ниже средних показателей. У обследованных девушек ниже как абсолютные (р < 0,001), так и относительные показатели кистевой динамометрии, что свидетельствует о более низком функциональном резерве по сравнению с юношами-однокурсниками. Обоснована необходимость разработки комплекса профилактических программ, направленных на формирование здорового образа жизни и снижение риска дезадаптации к обучению в вузе.

Об авторах

Галина Николаевна Светличная
АОУ ВО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
Россия


В. Л. Грицинская
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова» Минздрава России
Россия


К. А. Евдокимова
АОУ ВО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
Россия


Список литературы

1. Амбарцумян Р.А. и др. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья / Р.А. Амбарцумян, М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 2 (73). С. 216-220.

2. Артеменков А.А. Оценка физического развития студентов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012. № 3. С. 19-21.

3. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. 367 с.

4. Воронин Д.М., Муравьева А. Оценка физического развития студентов Государственного гуманитарно-технологического университета методом индексов // Современные здоровьесберегающие технологии - Орехово-Зуево: ГГТУ. № 1 (2). 2016. С. 14-20.

5. Вьюшин С.Г., Викулов А.Д. Физическое развитие студентов-первокурсников и необходимость его коррекции // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. Том II (Психологопедагогические науки). С. 119-122.

6. Каташинская Л.И., Губанова Л.В. Физическое развитие и функциональное состояние кардиореспираторной системы у студентов юношей и девушек города Ишима // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 5-2. С. 886-889.

7. Колокольцев М.М., Баженов А.Ю. Модельные характеристики физического развития студентов, обучающихся в техническом вузе Восточной Сибири // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 10 (93). С. 311-318.

8. Коромыслов А.В., Маргазин В.А. Роль организованной двигательной активности формирования показателей физического развития студентов за время обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 3. № 1. С. 112-117.

9. Сарычев А.С. Критерии оценки работоспособности у вахтовиков в Заполярье // Журнал медико-биологических исследований. 2013. № 2. С. 55-63.

10. Солодовникова Ю.В., Метина К.И., Сахарова О.Б., Кику П.Ф., Бабко С.В. Питание и физическое развитие студентов (ретроспективная оценка) // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2017. Т. 68. № 1. С. 19-23.

11. Субетто А.И. От развивающегося обучения - к развивающему обучению: Философско-педагогический этюд // Сб. н. тр. Развивающее обучение. Вып. III - СПБ 1998. С. 140-145.

12. De Onis M., Onyango A.W., Borghi Е. et al. Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents. Bulletin of the World Health Organization. 2007. no. 85. nр• 660667


Для цитирования:


Светличная Г.Н., Грицинская В.Л., Евдокимова К.А. Характеристика морфофункционального развития студентов, обучающихся по социально-экономическому направлению. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2018;(11):14-17.

For citation:


Svetlichnaia G.N., Gritsinskaia V.L., Evdokimova K.A. Characteristics of morphofunctional development of students, learning in social and economic direction. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2018;(11):14-17. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)