Эмпирическое изучение учебной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-12-33-42
Аннотация
Введение. Малоизученными остаются вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в классах с одинаковыми и разными заболеваниями, а также поиск оптимальных условий для развития их учебной активности.
Цель исследования: провести гигиеническую оценку и определить, насколько активно и эффективно обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в учебный процесс.
Материалы и методы. В исследовании, проведенном с февраля по май 2022 г. в Москве и Московской области, участвовали 65 учащихся из 8 классов-комплектов начальной ступени обучения с нарушением интеллекта, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха и речи, расстройством аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития. Выборку составили 8 классов: 4 класса с разными нозологиями (N = 31) и 4 класса с одной (N = 34). В качестве основного метода был выбран хронометраж. Были разработаны специальные протоколы, фиксирующие длительность и последовательность элементов учебной активности на уроке. Вводные данные включали ступень обучения, день недели, предмет и его содержание.
Результаты. Дети, обучающиеся в классах со схожими нозологиями, демонстрируют более длительную концентрацию на задании, меньшую отвлекаемость и реже нуждаются в смене деятельности (Mann – Whitney U-test U = 312,5, p = 0,002; Mann – Whitney U-test U = 270.0, p = 0,001 и Mann – Whitney U-test U = 362, p = 0,004 соответственно), более активны на уроке (вариация активности в диапазоне 83–100 %), чем дети в классе с различными видами нарушения (вариация активности в диапазоне 23–75 %) (p < 0,05).
Заключение. Анализ показал, что ученики со схожими нозологиями в специализированных учреждениях демонстрируют более высокую успеваемость по сравнению с детьми в классах с различными заболеваниями.
Ключевые слова
Об авторе
Е. А. ДубровинаРоссия
Дубровина Екатерина Александровна - к.м.н. доцент, кафедры гигиены Института профилактической медицины им. З.П. Соловьёва.
Ул. Островитянова, д. 1, стр. 6, Москва, 117513
Список литературы
1. Войтович А.А. Анализ поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, имеющих различные уровни тревожности // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2019. Т. 27. № 4. С. 468-474. doi: 10.23888/PAVLOVJ2019274468-474
2. Онищенко Г.Г., Жукова Т.В., Горбачева Н.А. Факторы образа жизни в риске развития хронических неинфекционных заболеваний у лиц молодого возраста (метаанализ данных литературы) // Анализ риска здоровью. 2024. № 4. С. 187-202. doi: 10.21668/health.risk/2024.4.16
3. Резникова Е.В., Будникова Е.С. Реализация индивидуального подхода при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №7. С. 243-255.
4. Дубровина Е.А. Принципы совершенствования образовательной среды для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (обзор) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2022. Т. 18. № 3. С. 452-458.
5. Милушкина О.Ю., Жамлиханов Н.Х., Григорьева З.А. Технологии диагностики и профилактики нарушений адаптации детей к систематическому обучению // Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы. 2019. Т. 3. С. 41-61.
6. Bani Odeh K, Lach LM. Barriers to, and facilitators of, education for children with disabilities worldwide: A descriptive review. Front Public Health. 2024;11:1294849. doi: 10.3389/fpubh.2023.1294849
7. Carraro L, Robinson A, Hakeem B, Manlapaz A, Agcaoili R. Disability-related costs of children with disabilities in the Philippines. Int J Environ Res Public Health. 2023;20(13):6304. doi: 10.3390/ijerph20136304
8. Houtrow A, Harris D, Molinero A, Levin-Decanini T, Robichaud C. Children with disabilities in the United States and the COVID-19 pandemic. J Pediatr Rehabil Med. 2020;13(3):415-424. doi: 10.3233/PRM-200769
9. Burke M, Rossetti Z, Li C. The efficacy and impact of a special education legislative advocacy program among parents of children with disabilities. J Autism Dev Disord. 2022;52(7):3271-3279. doi: 10.1007/s10803-021-05258-4
10. Шебзухов Д.Р. Психологические аспекты повышения мотивации в обучении у детей с ОВЗ // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей «Инновационные технологии развития образования в пространстве социальногуманитарных, психолого-педагогических и технических наук». 2024. С. 588-596.
11. Шевелева Д.Е. Обучающие технологии в инклюзивном образовании: возможности конструктивистского подхода в совместном обучении и обучении детей с ОВЗ // Социальная педагогика. 2024. № 3. С. 43-49.
12. Yousef Alsheef M. The effectiveness of a program based on mental imagery on improvement working memory in children with ASD in inclusion classroom. Appl Neuropsychol Child. 2023;14(3):281-289. doi: 10.1080/21622965.2023.2292272
13. Benitez Ojeda AB, Carugno P. Special Education. [Updated 2022 Sep 18]. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2025. Accessed April 10, 2025. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK499857/
14. Okyere C, Aldersey HM, Lysaght R, Sulaiman SK. Implementation of inclusive education for children with intellectual and developmental disabilities in African countries: A scoping review. Disabil Rehabil. 2019;41(21):2578-2595. doi: 10.1080/09638288.2018.1465132
15. Aspiranti KB, Bebech A, Ruffo B, Skinner CH. Classroom management in self-contained classrooms for children with autism: Extending research on the color wheel system. Behav Anal Pract. 2018;12(1):143-153. doi: 10.1007/s40617-018-0264-6
16. Lindeblad E, Nilsson S, Gustafson S, Svensson I. Assistive technology as reading interventions for children with reading impairments with a one-year follow-up. Disabil Rehabil Assist Technol. 2017;12(7):713-724. doi: 10.1080/17483107.2016.1253116
17. Crosland K, Dunlap G. Effective strategies for the inclusion of children with autism in general education classrooms. Behav Modif. 2012;36(3):251-269. doi: 10.1177/0145445512442682
18. Zakai-Mashiach M. “It is like you are in a golden cage”: How autistic students experience special education classrooms in general high schools. Res Dev Disabil. 2023;134:104419. doi: 10.1016/j.ridd.2022.104419
19. Navarro-Mateu D, Gómez-Domínguez T, Padrós Cuxart M, Roca-Campos E. Dialogic learning environments that enhance instrumental learning and inclusion of students with special needs in secondary education. Front Psychol. 2021;12:662650. doi: 10.3389/fpsyg.2021.662650
20. Симановский А.Э. Организационные модели инклюзивного образования // Материалы научно-практической конференции «Специальное и инклюзивное образование проблемы и перспективы развития». 2022. С. 115-123.
21. Кузма Л.П. Об организации обучения детей с легкими формами психического недоразвития в разновозрастных коррекционных классах сельских школ // Дефектология. 2022. № 4. С. 28-35.
22. Войтович А.А. Научное обоснование влияния образовательной среды на адаптационные процессы организма подростков // Санитарный врач. 2020. № 1. С. 54-59. doi: 10.33920/med-08-2001-07
23. Руссиянова Ю.А. Координирующая роль классного руководителя по сопровождению детей с ОВЗ в классах компенсирующего обучения // Учитель и время. 2023. № 18. С. 40-46.
24. Tryfon M, Anastasia A, Eleni R. Parental perspectives on inclusive education for children with intellectual disabilities in Greece. Int J Dev Disabil. 2019;67(6):420-428. doi: 10.1080/20473869.2019.1675429
25. Genovesi E, Jakobsson C, Nugent L, Hanlon C, Hoekstra RA. Stakeholder experiences, attitudes and perspectives on inclusive education for children with developmental disabilities in sub-Saharan Africa: A systematic review of qualitative studies. Autism. 2022;26(7):1606-1625. doi: 10.1177/13623613221096208
26. Kabasakal E, Özcebe H, Arslan U. Are the health needs of children with disabilities being met at primary schools? J Intellect Disabil. 2020;24(4):448-458. doi: 10.1177/1744629518818657
27. Kulnazarova G, Namazbaeva Z, Butabayeva L, Tulepova L. Cognitive therapy for children with intellectual disabilities: A new look at social adaptation skills and interpersonal relationships. Occup Ther Int. 2023;2023:6466836. doi: 10.1155/2023/6466836
28. van Dommelen P, van Buren LP, Eekhout I, Verkerk PH. Key developmental milestones helped to identify children with special educational needs and disabilities at an early stage. Acta Paediatr. 2023;112(12):2572-2582. doi: 10.1111/apa.16973
29. Быстрова А.Е. Формирование психологической готовности будущих учителей начальных классов к инклюзивному обучению детей с ОВЗ // Материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции «Актуальные проблемы науки: взгляд студентов». 2022. С. 147-150.
30. Черепенникова Е.А. Дистанционное обучение в начальных классах для детей с ОВЗ //: Материалы VIII региональной научно-практической (очнозаочной) конференции «Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования». 2023. С. 128-130.
31. Габдуллина Г.Н. Развитие инклюзивного образования в школе // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 1. С. 8-14. doi: 10.54158/27132838_2024_5_1_8
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Дубровина Е.А. Эмпирическое изучение учебной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2025;33(12):33-42. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-12-33-42
For citation:
Dubrovina E.A. Empirical Study of Learning Activities of Students with Disabilities. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2025;33(12):33-42. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-12-33-42

.png)

























