Перейти к:
Оценка состояния питания студентов в организованном коллективе
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-3-30-35
Аннотация
Введение. Здоровое питание связано с сохранением, улучшением состояния здоровья и успеваемости студентов.
Цель – оценить адекватность питания студентов в организованном коллективе в учебные и неучебные дни.
Материалы и методы. Оценены рационы питания студентов 5–6-го курсов, обучавшихся в военном университете. Питание в рабочие дни недели организованное, в неучебный день – самостоятельное. Анализировали типовые недельные раскладки продуктов (n = 4), в неучебный день оценивали по методу записи о фактическом потреблении пищевых продуктов и блюд (n = 50). Исходили из того, что усвояемость смешанной пищи составляет 85 %. Оценка проводилась по 1 раскладке в месяц в течение первого полугодия обучения (сентябрь – декабрь).
Результаты. Суточные энергетические расходы составили в учебные дни 3172,1 ± 33,5 ккал/сут., физическая активность – 3-я группа интенсивности труда (коэффициент физической активности 1,9); в неучебный день – 2-я группа, КФА 1,6. Энергетические расходы и энергия потребленной пищи соответствовали принципам рационального питания, но рацион не сбалансирован по приемам пищи (завтрак 27,7 %, обед 46,4 %, ужин 25,9 %), содержанию и соотношению белков (выше нормы на 54,2 %, животные/растительные – 44,3:55,7 %), углеводов (ниже нормы на 19,0 %). Насыщенные жирные кислоты обеспечивали 12,6 % (при норме ˂ 10 %), мононенасыщенные жирные кислоты – 7,5 % калорийности (норма 10,0 %). Превышение витаминов B1, B2, РР (на 13,3, 94,4, 141,5 % соответственно) и недостаток С (31,4 %), В6 (20,0 %); по минералам – избыток натрия (60,6 %), калия (43,4 %), фосфора (138,4 %), меди (90,0 %), цинка (29,2 %) при недостатке кальция, магния и железа (40,4, 49,3 и 42,0 % соответственно); соотношение Ca:P: при норме 1:1 составляло 1:2,8. В неучебный день в рационе увеличивалась доля легкоусвояемых углеводов, насыщенных жирных кислот, снижалось поступления витаминов и минеральных веществ.
Заключение. Состояние питания студентов рекомендуется оценивать после предварительного определения их суточных энергетических расходов, устанавливающего группу физической активности, а также учета усвояемой части нутриентов.
Для цитирования:
Рахманов Р.С., Богомолова Е.С., Пискарев Ю.Г., Хайров Р.Ш., Царяпкин В.Е. Оценка состояния питания студентов в организованном коллективе. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(3):30-35. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-3-30-35
For citation:
Rakhmanov R.S., Bogomolova E.S., Piskarev Yu.G., Khayrov R.S., Tsaryapkin V.E. Evaluation of student nutrition at the university. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(3):30-35. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-3-30-35
Введение. Здоровое питание связано с сохранением, улучшением состояния здоровья и успеваемости студентов. По данным ряда авторов половина студентов демонстрирует низкий уровень пищевого поведения [1–6]. В связи с этим во многих странах актуализируются вопросы оценки адекватности питания университетской молодежи для лучшего понимания взаимосвязи между потребляемым рационом питания (моделей питания), болезнями и профилактикой заболеваний, что может служить основой для будущих инструментов оценки и коррекции учебных программ [7–10]. Научные исследования по оценке питания студентов, как правило, основаны на данных анализа анкетных методов [1–17]. Незначительная доля исследований по оценке показателей пищевого статуса проводилась по клинико-лабораторным показателям [18–20]. Они показывают дефицитность рациона питания студентов как по калорийности и содержанию нутриентов, так и по их сбалансированности. Это отражается на состоянии здоровья: при современных интенсивных методах обучения нарушается пищевой статус, физическое развитие, регистрируется рост неинфекционной заболеваемости студентов от младших к старшим курсам [11–13]. При этом отмечено выявление различных отклонений от сбалансированных норм питания: углеводный тип [14] или их недостаточность [15]; повышенное потребление белков и жиров [16]; избыточное или недостаточное потребление макронутриентов, обусловленное национальными особенностями питания студентов [17]. Поэтому остается актуальным изучение фактического питания и факторов риска, способствующих соблюдению норм оптимального питания.
Цель исследования – оценить состояние питания студентов в организованном коллективе в учебные и неучебные дни.
Материалы и методы. Объектом исследования были равные рационы питания студентов 5–6-го курсов, обучавшихся в высшем военно-учебном заведении (вуз). Питание в рабочие дни недели, кроме воскресенья (неучебный день), было организованным. В неучебный день практически все молодые люди предпочитали самостоятельное питание в условиях общежития. Ежедневный трехразовый прием пищи осуществлялся на базе столовой вуза. Оценили количественную и качественную адекватность питания по анализу типовой недельной раскладки продуктов (n = 4)1. Питание в воскресный день оценивали по методу записи о фактическом потреблении пищевых продуктов (дневник питания) и блюд (n = 50). Оценка проводилась по 1 раскладке в месяц в течение первого полугодия обучения (сентябрь – декабрь). Участие в анкетировании и определении суточных энергетических расходов было на основе добровольного информированного согласия с соблюдением этических принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации2.
Для определения энергетической ценности и нутриентного состава рационов питания использовались таблицы химического состава пищевых продуктов3. При оценке потребленной пищи исходили из того, что усвояемость смешанной пищи составляет 85 %4.
Изучали соответствие энергетической ценности рациона питания суточным энергетическим расходам студентов. Поскольку это был организованный коллектив, суточный бюджет времени, кроме неучебного дня, был одинаков; рассчитали энергетические расходы за учебный и неучебный дни. По расходам энергии определили группу физической активности. Это позволило определить физиологическую потребность в энергии с учетом коэффициента физической активности (КФА) Исходя из этого, проведена оценка адекватности питания.
Для статистического анализа материала использовалась программа IBM SPSS Statistics Ver. 17 (SPSS Inc.). Были рассчитаны средние арифметические значения (М) и стандартные отклонения (± m). Определены долевые отклонения фактических значений от значений параметров рационального питания1.
Результаты. Энергетические расходы наблюдаемой группы составляли 3172,1 ± 33,5 ккал/сут., то есть физическая активность студентов соответствовала таковым для мужчин 18–29 лет 3-й группы (3250 ккал, коэффициент физической активности 1,9). В воскресный день энергетические расходы были ниже на 12,0 % (КФА – 1,6).
На завтрак студентам предлагались следующие продукты: морс ягодный или чай, омлет, каша гречневая/геркулесовая/рисовая, мучные изделия (вареники или сырники творожные со сметаной или блины). На обед: суп-лапша куриная или бульон куриный с яйцом и гренками или кремсуп из шампиньонов; бедра куриные запеченные или судак, запеченный с овощами в духовке. Салаты из овощной нарезки, квашеной капусты или кабачковой икры. Гарнирами были спагетти, греча, овощи на гриле, рис. Напитки – чай, кофе со сливками. Пирожки с капустой, луком или яйцом. На ужин: салат (греческий, винегрет), второе блюдо (филе бедра индейки, говяжья печень, капуста тушеная с курицей), гарнир (рис, спагетти, греча), хлеб (ржаной из муки обойной, пшеничный 1-го сорта).
Как показали расчеты, энергетическая ценность рациона питания была на 14,3 % выше суточных расходов энергии (табл. 1). Однако с учетом усвояемой части пищи энергетическая ценность рациона была в пределах доверительного интервала: на 2,8 % ниже. В воскресный день калорийность рациона превышала энергетические расходы на 11,1 %. Таким образом, недельное потребление пищи обеспечивало 21 812,0 ккал энергии, а расходы энергии достигали 21 824,0 ккал.
По калорийности доля завтрака составляла 27,7 %, обеда – 46,4 % и ужина – 25,9 %. Таким образом, калорийность завтрака была несколько ниже нормы для данной категории лиц: 30–35 %, обеда – несколько больше (40–45 %); ужина – в пределах рекомендуемой (20–30 %). Процентное соотношение энергии «белки:жиры:углеводы» составило 20,4:30,5:49,1 при норме 12,5:30,0:57,5.
Белки по усвоенной части превышали норму на 54,2 %. Животных белков в рационе питания было 69,7 г (44,3 %), растительных – 87,6 (55,7 %) (должное соотношение – 50:50).
Масса жиров была в пределах допустимого отклонения (± 5 %). При этом доля животных жиров достигала 65,6 %, растительных – 34,4 %. Потребность в насыщенных жирных кислотах составляла 35,2 г при нормативе не более 10,0 %; за их счет обеспечивалось 12,6 % суточной калорийности. Мононенасыщенные жирные кислоты обеспечивали 7,5 % калорийности питания при норме 10,0 %. Потребность в полиненасыщенных жирных кислотах (ПНЖК) составляла 21,2–35,2 г. В нашем случае поступление с пищей обеспечивало 25,9 г ПНЖК, то есть было в пределах нормы.
Содержание углеводов было недостаточным – ниже нормы на 19,0 %. Доля моно- и дисахаридов составляла 17,3 % (36,3 г), полисахаридов – 73,1 % (276,5 г). На долю пищевых волокон приходилось 9,6 % (36,3 г), что превышало норму на 17,9 %: 10 г на каждые 1000 ккал.
Наблюдался дисбаланс витаминов в рационе питания студентов. Так, в рационе витамины B1, B2, РР превышали норму на 13,3, 94,4, 141,5 % соответственно (табл. 2). Ниже референтного значения были витамин С – на 31,4 %, В6 – на 20,0 %. Бета-каротин был ниже референтного значения на 70,0 %, а витамин А – выше на 22,2 %. Учитывая, что 12 мкг бета-каротина из пищи эквивалентны 1 мкг рет. экв. витамина А, можно полагать, что сумма витамина А и витамина А из бета-каротина составила 1,42 мг рет. экв. при потребности 1,32 мг рет. экв., то есть доза данного витамина незначительно превышала норму (на 7,6 %). Только уровень витамина Е соответствовал суточной потребности.
По минеральным веществам отмечалось избыточное поступление натрия (на 60,6 %), калия (на 43,4 %), фосфора (на 138,4 %), меди (на 90,0 %), цинка (на 29,2 %) (табл. 3). Вместе с тем уровни кальция, магния и железа были значительно ниже нормы на 40,4, 49,3 и 42,0 % соответственно. Было нарушено соотношение Ca:P: при норме 1:1 оно составляло 1:2,8.
Таблица 1. Содержание макронутриентов и энергетическая ценность рациона студентов
Table 1. The students’ macronutrient and food energy intake
Таблица 2. Содержание витаминов в суточном рационе питания студентов
Table 2. The students’ dietary intake of vitamins
Таблица 3. Содержание минеральных веществ в суточном рационе питания студентов
Table 3. The students’ dietary intake of minerals
В неучебный день в рационе превышение квоты белков достигало 18,9 %, недостаток углеводов – 12,2 %. При этом моно- и дисахариды составляли 21,6 % (79,1 г), полисахариды – 69,0 % (252,5 г), а пищевые волокна – 9,3 %. Таком образом, наблюдалось увеличение доли легкоусвояемых (быстрых) углеводов, снижение содержания полисахаридов и пищевых волокон. Был определен дисбаланс в соотношении макронутриентов – 16,4 % белков, 31,9 % жиров и 51,6 % углеводов. Доля животных белков достигала 48,6 % (53,2 г), растительных – 51,4 % (72,9 г). Квота животных жиров составляла 77,3 % (73,4 г), растительных – 22,7 % (21,5 г). При этом увеличивалось потребление НЖК и МНЖК на 2,7 и 2,9 % соответственно. Это превышало допустимые нормы по НЖК в 1,5 раза, а по МНЖК было в пределах допустимого отклонения от нормы (+4,0 %).
Определялся более дефицитный витаминный состав пищи. Так, снижение доли витамина А (в совокупном пересчете на бета-каротин) достигало 36,1 %, С – 62,0 % и В6 – 20,0 %. При этом витамины В1, В2, РР превышали референтные значения соответственно на 18,6, 19,8 и 36,7 %.
В неучебный день в рационе студентов содержание натрия и калия было в пределах референтных значений: Na – 1287,5 ± 12,2 мг, K – 3502,5 ± 11,9 мг. Ca был снижен на 55,6 %, Mg – на 60,9 %, Fe – на 63,0 %. Цинк был в пределах нормы, а фосфор и медь – выше ее на 44,4 и 44,0 % соответственно.
Обсуждение. Питание лиц в организованном коллективе нивелирует многие недостатки самостоятельного питания студентов, такие как режим питания, энергетическая ценность рациона. В нашем исследовании было определено соответствие этим принципам. Однако наше исследование выявило ряд недостатков в состоянии питания по нутриентному составу и их сбалансированности. Если в количественном (энергетическом) отношении анализируемые рационы в учебные и неучебный дни соответствовали суточным расходам энергии, то качественная сторона рациона по ряду критериев отличалась от норм физиологических потребностей в пищевых веществах. Незначительно отличалось и долевое распределение пищи по приемам. Несбалансированное питание еще более усугублялось при самостоятельном выборе рациона питания.
Потребление белков животного происхождения превышало норму на 36,7 %, а растительных – на 71,8 %. Это, с одной стороны, указывало на преобладание в рационе растительной пищи. С другой – превышение норм рациона по белку может иметь негативные последствия от нагрузки на функцию печени и выделительную функции почек до возможного негативного влияния на нервную систему и витаминный баланс организма [21]. Отмечалось превышение нормы по потреблению НЖК, особенно в неучебный день. В рационе была снижена квота углеводов. Известно, что недостаточное потребление углеводов также является фактором риска здоровью [22]. В неучебный день потребление быстрых углеводов увеличивалось, снижалось потребление полисахаридов. Потребление легкоусвояемых углеводов может быть фактором, способствующим повышению массы тела, а недостаточное употребление полисахаридов может негативно влиять на микробиоту организма1.
Дисбаланс по минеральным веществам, вероятно, был обусловлен используемыми для приготовления пищи продуктами. Например, поступление меди (на 47,7 %) и цинка (на 22,6 %) было обусловлено значительным потреблением какао-порошка. Также высокое содержание цинка было в мясе говядины, птице и говяжьем сердце. В учебные дни повышенное содержание натрия и калия обусловлено использованием для приготовления пищи овощей, особенно картофеля (600 мг натрия в сутки), которые обеспечивали более 900 мг/сутки поступление натрия. Применение сухофруктов также приводило к повышению уровня калия.
Дисбаланс витаминов и минеральных веществ снижает активность ферментных систем, влияет на кислотно-щелочное равновесие, обмен веществ, иммунную защиту и многие другие функции организма5 [23].
Таким образом, несмотря на количественную адекватность питания, его качественная характеристика не соответствовала современным принципам сбалансированного адекватного питания. Можно полагать, что длительное питание такого рода может быть фактором риска здоровью. Сами студенты отмечали в большей степени неудовлетворенность разнообразием пищи, вкусовыми качествами ее приготовления, что и обусловливало нежелание посещать столовую в неучебный день.
Проведена оценка адекватности питания с позиций учета физической активности студентов (коэффициент физической активности – КФА) [21]. Однако одни авторы [18] основывались на том, что студенты преимущественно относятся к первой группе по КФА = 1,4, а другие – к второй (КФА = 1,6) [21]. В нашей работе мы применили иной подход: вначале оценили суточные энергетические расходы конкретной группы студентов, определили группу их физической активности. А адекватность энергосодержания суточным энергетическим расходам оценивали с поправкой на неусвояемую часть нутриентов4.
Это позволило оценить состояние питания в соответствии с требованиями МР 2.3.1.0253–211.
Выводы
1. Энергетическая ценность и энергия потребленной пищи соответствовали принципам рационального питания людей зрелого возраста. Вместе с тем рацион не сбалансирован по приемам пищи, содержанию и соотношению макронутриентов, а также содержанию микронутриентов.
2. При повышенной квоте белка нарушено соотношение животных и растительных белков; превышение по НЖК, дефицитна квота углеводов; несбалансированность и недостаточность ряда витаминов и минеральных веществ.
3. Рацион питания в неучебный день имел более существенные недостатки, где выделялось увеличение доли НЖК, легкоусвояемых углеводов, снижение поступления витаминов и минеральных веществ.
4. Состояние питания студентов необходимо определять после предварительной оценки их суточных энергетических расходов, устанавливающей группу физической активности, а также учета усвояемой части нутриентов.
1. MP 2.3.1.0253–21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 22 июля 2021 г.).
2. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association Declaration of Helsinki). Доступно по: https://x7cpr.com/wp-content/uploads/2018/10/Declaration-of-Helsinki.pdf. (дата доступа: 20.12.2021.
3. Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: Справочник. М.: ДеЛи принт, 2007. 276 с.
4. Васюкова А.Т. Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена. М.: КноРус, 2021. 196 с.
5. Скальный А.В. Микроэлементы: Бодрость, здоровье, долголетие. М.: Эксмо. 2010. 288 с.
Список литературы
1. Batiha A-M. Nutritional behaviors and perceived barriers among university students: A cross-sectional study. Glob J Health Sci. 2018;10(12):21-29. doi: 10.5539/gjhs.v10n12p21
2. Liu X, Chen H, Zhou Q, Zhang H, Asawasirisap P, Kearney J. Knowledge, attitude and practices (KAP) towards diet and health among international students in Dublin: A cross-sectional study. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(9):3182. doi: 10.3390/ijerph17093182
3. Tanton J, Dodd LJ, Woodfield L, Mabhala M. Eating behaviours of British university students: A cluster analysis on a neglected issue. Adv Prev Med. 2015;2015:639239. doi: 10.1155/2015/639239
4. Abraham S, Noriega BR, Shin JY. College students eating habits and knowledge of nutritional requirements. J Nutr Hum Health. 2018;2:13–17. doi: 10.35841/nutrition-human-health.2.1.13-17
5. Sprake EF, Russell JM, Cecil JE, Cooper RJ, Grabowski P, Pourshahidi LK, Barker ME. Dietary patterns of university students in the UK: a cross-sectional study. Nutr J. 2018;17(1):90. doi: 10.1186/s12937-018-0398-y
6. Ilow RA, Regulska-Ilow B, Rуżańska D. Dietary habits of Wroclaw Medical University students (Poland). Rocz Panstw Zakl Hig. 2017;68(1):23-32.
7. Morris MA, Wilkins EL, Galazoula M, Clark SD, Birkin M. Assessing diet in a university student population: a longitudinal food card transaction data approach. Br J Nutr. 2020;123(12):1406-1414. doi: 10.1017/S0007114520000823
8. Raber M, Chandra J, Upadhyaya M, Schick V, Strong LL, Durand C, Sharma S. An evidence-based conceptual framework of healthy cooking. Prev Med Rep. 2016;4:23-28. doi: 10.1016/j.pmedr.2016.05.004
9. Hilger J, Loerbroks A, Diehl K. Eating behaviour of university students in Germany: Dietary intake, barriers to healthy eating and changes in eating behaviour since the time of matriculation. Appetite. 2017;109:100-107. doi: 10.1016/j.appet.2016.11.016
10. Amore L, Buchthal OV, Banna JC. Identifying perceived barriers and enablers of healthy eating in college students in Hawai’i: A qualitative study using focus groups. BMC Nutr. 2019;5:16. doi: 10.1186/s40795-019-0280-0
11. Коданева Л.Н., Шулятьев В.М., Размахова С.Ю., Пушкина В.Н. Состояние здоровья и образ жизни студентов // Международный научноисследовательский журнал. 2016. № 12-4 (54). С. 45–47. doi: 0.18454/IRJ.2016.54.046
12. Новохатская Э.А., Яковлева Т.П., Калитина М.А. Заболеваемость студентов, обусловленная характером питания в современных условиях обучения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017. Т. 25. № 5. С. 281–285. doi: 10.18821/0869-866Х-2017-25-5-281-285
13. Петрова Т.Н., Зуйкова А.А., Красноруцкая О.Н. Оценка фактического питания студентов медицинского вуза: проблемы и пути их решения // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20. № 2. С. 72–77.
14. Мелихова Е.П., Натарова А.А., Васильева М.В. Гигиеническая оценка фактического питания студентов медицинского вуза // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 3-2 (15). С. 178–180.
15. Чудинин Н.В., Ракитина И.С., Дементьев А.А. Нутриентный состав питания студентов младших курсов медицинского вуза // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 2 (323). С. 16–20. doi: 10.35627/2219-5238/2020-323-2-16-20
16. Алимова О.С., Уварова Ю.Е., Тятенкова Н.Н. Оценка фактического питания и пищевого статуса студентов // В мире научных открытий. 2017. Т. 9. № 1. С. 66–77. doi: 10/12731/wsd-2017-1-66-77
17. Карабинская О.А., Изатулин В.Г., Макаров О.А., Калягин А.Н. Гигиеническая оценка фактического питания студентов младших курсов // Сибирский медицинский журнал. 2015. Т. 135. № 4. С. 76–79.
18. Лебедева С.Н., Жамсаранова С.Д., Чукаев С.А., Дымшеева Л.Д. Оценка рациона питания и антиоксидантной активности биологических жидкостей организма студентов // Вопросы питания. 2018. Т. 87. № 1. С. 35–43. doi: 10.24411/0042-8833-2018-10004
19. Рахманов Р.С., Богомолова Е.С., Шапошникова М.В., Сапожникова М.А. Оценка пищевого статуса студентов медицинского института по биохимическим показателям крови // Санитарный врач. 2020. № 7. С. 63–70. doi: 10.33920/med-08-2007-07
20. Сетко И.М., Сетко А.Г., Тришина С.П., Кудисов С.А. Гигиеническая оценка фактического питания и алиментарного статуса студентов медицинского вуза // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 1 (286). С. 30–32. doi: 10.35627/2219-5238/2017-286-1-30-32
21. Замбржицкий О.Н., Борисевич Я.Н. Гигиеническая оценка баланса нутриентов в рационах питания студентов // Военная медицина. 2021. № 1 (58). С. 53–57.
22. Seidelmann SB, Claggett B, Cheng S, et al. Dietary carbohydrate intake and mortality: a prospective cohort study and meta-analysis. Lancet Public Health. 2018;3(9):e419-e428. doi: 10.1016/S2468-2667(18)30135-X
23. Бекетова Н.А., Коденцова В.М., Вржесинская О.А., и др. Оценка витаминного статуса студентов Московского вуза по данным о поступлении витаминов с пищей и их уровню в крови // Вопросы питания. 2015. Т. 84. № 5. С. 64–75.
Об авторах
Р. С. РахмановРоссия
Рахманов Рофаиль Салыхович – д.м.н., профессор, профессор кафедры гигиены
пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, г. Нижний Новгород, 603005
Е. С. Богомолова
Россия
Богомолова Елена Сергеевна – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гигиены
пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, г. Нижний Новгород, 603005
Ю. Г. Пискарев
Россия
Пискарев Юрий Геннадьевич – д.м.н., доцент кафедры гигиены
пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, г. Нижний Новгород, 603005
Р. Ш. Хайров
Россия
Хайров Рашид Шамильевич – к.м.н., ассистент кафедры гигиены
пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, г. Нижний Новгород, 603005
В. Е. Царяпкин
Россия
Царяпкин Владимир Евгеньевич – ассистент кафедры гигиены
пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, г. Нижний Новгород, 603005
Рецензия
Для цитирования:
Рахманов Р.С., Богомолова Е.С., Пискарев Ю.Г., Хайров Р.Ш., Царяпкин В.Е. Оценка состояния питания студентов в организованном коллективе. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(3):30-35. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-3-30-35
For citation:
Rakhmanov R.S., Bogomolova E.S., Piskarev Yu.G., Khayrov R.S., Tsaryapkin V.E. Evaluation of student nutrition at the university. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(3):30-35. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-3-30-35