Перейти к:
Риски ухудшения зрения и его прогрессирования у детей и подростков в современных условиях обучения и воспитания (научный обзор)
https://doi.org/10.35627/10.35627/2219-5238/2022-30-4-22-30
Аннотация
Введение. В условиях активного внедрения цифровых технологий и средств обучения появляются риски развития нарушения зрения у детей и подростков как наиболее активной части пользователей цифрового пространства.
Цель: на основании анализа научных публикаций оценить риски появления и развития нарушений зрения у детей и подростков на фоне широкого внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь и процесс обучения для выбора направлений профилактики заболеваний органов зрения и их прогрессирования.
Материалы и методы. Осуществлен научный обзор исследований на русском и английском языках с использованием информационных порталов и платформ eLIBRARY.ru, PubMed, Web of Science и Scopus за период 2007–2021 гг. Было отобрано 48 публикаций, содержащих доказанную оценку рисков появления и развития нарушений зрения у детей и подростков, связанных с временем использования цифровых технологий в обычных условиях и в период пандемии COVID-19 при необходимости особенно интенсивного использования дистанционных форм обучения.
Результаты. Показаны сочетанные риски роста нарушений зрения и костно-мышечной системы при нарушении гигиенических требований к организации работы учащихся при использовании различных гаджетов (освещенность, рабочая поза, расстояние до экрана, продолжительность). Оценены сопутствующие факторы риска ухудшения зрения, обусловленные дефицитом питания по обеспеченности аминокислотами, витаминами, преимущественно витамином D.
Заключение. Выделены группы повышенного риска ухудшения зрения по показателям состояния здоровья и интенсивности использования цифровой среды. Указаны основные методические и нормативные документы, использование которых позволит снизить риски нарушений зрения детей, подростков, студентов. Предложены актуальные направления исследований по теме обзора для сохранения зрения обучающихся.
Ключевые слова
Для цитирования:
Шубочкина Е.И., Вятлева О.А., Блинова Е.Г. Риски ухудшения зрения и его прогрессирования у детей и подростков в современных условиях обучения и воспитания (научный обзор). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(4):22-30. https://doi.org/10.35627/10.35627/2219-5238/2022-30-4-22-30
For citation:
Shubochkina E.I., Vyatleva O.A., Blinova E.G. Risks of Visual Impairment and Its Progression in Children and Adolescents under Modern Conditions of Education and Upbringing: A Scientific Review. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(4):22-30. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/10.35627/2219-5238/2022-30-4-22-30
Введение. ВОЗ в 2021 году опубликовала первый Всемирный доклад о проблемах зрения, в котором отмечается высокое число случаев нарушения зрения и слепоты – 2 миллиарда, в том числе половина из них связана с отсутствием профилактики или лечения1. Среди факторов, влияющих на наиболее распространенное заболевание глаз – миопию (близорукость), указаны большие зрительные нагрузки, связанные с деятельностью на близком расстоянии, длительное пребывание в помещениях. Высказано предположение, что снизить риски роста миопии может увеличение времени пребывания на открытом воздухе. Данные официальной статистики Российской Федерации о заболеваемости детей 0–14 лет в 2019 году2 указывают на сохранение тенденций роста случаев первичной заболеваемости миопией по сравнению с 2018 годом с 953,5 до 1019,5 случая на 100 тыс. Показатели первичной заболеваемости подростков 15–17 лет за этот период также характеризуются ростом миопии с 2181,6 случая на 100 тыс. в 2018 году до 2382,9 в 2019 году3. Такие тенденции по статистическим данным прослеживаются с 2000 года. Имеет место рост общей заболеваемости на 35,8 %, увеличение заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани в 1,6 раза, болезней глаза и его придаточного аппарата – в 1,4 раза. Впервые зарегистрированная заболеваемость подростков 15–17 лет за период с 2000 по 2017 г. выросла на 35,0 %, число болезней глаза и его придаточного аппарата увеличилось в 1,4 раза [1]. Региональные данные по результатам диспансеризации детей дошкольно-школьного возраста также показывают аналогичные изменения структуры патологической пораженности с увеличением возраста. Если у детей 5–9 лет в структуре заболеваний первые четыре места занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (27,1 %), второе место приходится на болезни органов дыхания (22,3 %), третье – на заболевания органов пищеварения (11,1 %,) и четвертое – на болезни кожи (9,7 %), то в возрастной группе 10–14 лет в структуре патологической пораженности на первое место выходят болезни глаза и его придаточного аппарата – 24,1 %, далее болезни органов дыхания – 22,9 %, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани – 21,7 % [2].
Перечисленные выше заболевания (функциональные нарушения костно-мышечной системы, системы кровообращения, органа зрения, нервно-психические расстройства, заболевания органов пищеварения) относятся к так называемым школьно-обусловленным, их частота увеличивается за время обучения в школе. Они связываются с влиянием различных факторов риска образовательной среды, таких как: несоответствующие гигиеническим требованиям условия обучения и воспитания, высокие учебные нагрузки, нездоровое питание, несоответствующий образ жизни, дефицит двигательной активности [3–6].
Создание в образовательных организациях оптимальных микроклиматических условий, благоприятной визуальной среды, обеспечение обучающихся рабочими местами в соответствии с ростовозрастными данными являются важными мерами по сохранению и укреплению их здоровья. Это позволит снизить возможные риски здоровью, в том числе риски нарушения зрения, связанные с особенностями образовательной деятельности и условиями школьной среды. Исследования, выполненные в последние годы, связывают негативные тенденции в показателях состояния зрения у детей и подростков также с внедрением различных электронных средств в учебную и досуговую деятельность. Правительством Российской Федерации была разработана Концепция информационной безопасности детей4. Основной целью указанного документа является обеспечение таких условий современной информационной среды, которые бы обеспечивали позитивную социализацию детей и подростков, их личностное, познавательное и физическое развитие, сохранение психического и психологического здоровья и благополучия. Необходимо формирование у молодого поколения навыков самостоятельного и ответственного использования информационной продукции, а также адекватных представлений об окружающем мире и человеке в гиперинформационном обществе [7]. Все это делает актуальным изучение публикаций по проблемам, связанным с использованием цифровых технологий детьми и подростками и их влиянием на зрение, самочувствие и образ жизни.
Цель настоящего обзора – на основании анализа научных публикаций оценить риски появления и развития нарушений зрения у детей и подростков в условиях активного внедрения цифровых технологий в обучение и повседневную жизнь для выбора направлений профилактики заболеваний органов зрения и их прогрессирования.
Материалы и методы. Осуществлен научный обзор исследований на русском и английском языках с использованием информационных порталов и платформ eLIBRARY.ru, PubMed, Web of Science и Scopus за период 2007–2021 гг. Было отобрано 48 публикаций, содержащих доказанную оценку рисков появления и развития нарушений зрения у детей и подростков в условиях активного внедрения цифровых технологий в обучение, повседневную жизнь в обычных условиях, в том числе и в период пандемии COVID-19 при использовании дистанционных форм обучения. В образовательных программах заложено освоение информационных технологий уже с первых лет обучения. Электронное обучение сопряжено с такими факторами риска для здоровья учащихся, как интенсификация интеллектуальной деятельности, увеличение зрительной и статической нагрузок, психологический дискомфорт. В этих условиях особое значение имеют безопасность используемых информационнокоммуникационных технологий и режимы организации работы с ними учащихся разного возраста. Эффективность мер по снижению утомительного влияния обучения в условиях цифровой образовательной среды во многом зависит от знаний и компетенции педагогов в вопросах безопасного использования электронных средств обучения [8]. Оценка структуры хронических заболеваний у подростков на региональном уровне показывает возможность связи между интенсивным использованием электронных средств обучения (ЭСО) и показателями состояния здоровья: патология органов зрения (с преобладанием миопии) занимает второе место после заболеваний желудочно-кишечного тракта, третье место занимают болезни опорно-двигательного аппарата (плоскостопие и сколиоз), далее ожирение [9].
При клинической диагностике нарушений зрения (авторефрактометрия, визометрия, непрямая офтальмоскопия) выявлено влияние цифровых технологий на формирование заболеваний глаза и его придаточного аппарата у школьников 1–11-х классов [10]. Показано, что использование ЭСО значительно возрастает от первого к пятому классу и особенно значительно в старших классах (в 2,7 раза по сравнению с 1-м классом). За период школьного обучения частота встречаемости гиперметропии однонаправленно снижалась при росте числа детей с миопией в 2,1 раза. Установлено, что риск развития миопии увеличивался в 1,8 раза (OR = 1,8; 95 % CI: 1,21–3,61; p < 0,05) при использовании цифровых устройств 6 часов и более в течение дня. Сделаны обоснованные выводы, что длительное использование различных цифровых устройств следует рассматривать как один из факторов риска развития нарушений зрения у обучающихся.
Оценка динамики состояния органа зрения по данным медицинских карт, начиная с дошкольного возраста, показала, что у дошкольников нарушения зрения составляли 14,8 %, чаще имел место астигматизм, а затем миопия, среди обучающихся 2–4-х классов нарушения зрения составляли 27,7 %, в 5–11-х классах – 43,4 % [11]. Продолжительность работы за компьютером у 70 % младших школьников составляла не более 1 часа 15 мин в день, у обучающихся в средней школе – 3,5 часа с использованием различных гаджетов, включая время поиска информации и досуг в интернете. Авторы связывают рост нарушений зрения с негативным влиянием зрительной нагрузки при использовании ЭСО и интернета, превышающей рекомендованные нормы.
Неблагоприятное влияние ЭСО на зрение школьников и студентов при обучении и коммуникациях вне учебной деятельности доказано в ряде исследований. Современные школьники и студенты тратят большое количество времени на использование электронных устройств, что приводит к появлению различных жалоб астенопического характера и влияет на их самочувствие, сокращает другие режимные моменты – сон, двигательную активность, прием пищи и т. д. Авторы полагают, что частота использования электронных устройств школьниками является этиологической составляющей в развитии приобретенной близорукости [12]. Показано, что у тех, кто проводил дома в интернет-пространстве для выполнения учебных заданий и досуга суммарно более 4 часов (с разбросом до 7–8 часов), увеличивались жалобы на головные боли (RR = 1,778; 95 % CI: 0,747–4,234, EF = 43,75), жалобы на снижение зрения за последний год (RR = 1,448; 95 % CI: 0,867–2,418, EF = 30,93 %) по сравнению с теми, кто использовал цифровое пространство менее 4 часов [13]. Результаты выполненных комплексных исследований позволили обосновать гигиенические принципы организации обучения в условиях цифровой образовательной среды, позволяющие использовать позитивные возможности работы с ЭСО при ограничении их неблагоприятного влияния на детей разного возраста [14].
Результаты изучения влияния цифровых технологий на состояние зрения подтверждаются зарубежными данными, полученными на больших выборках детей и подростков. В исследовании 7680 детей 5–16 лет с учетом состояния зрения (миопию и сильную миопию определяли по показателю сферического эквивалента, соответственно, менее 0,5 D и менее 6,0 D) оценивали риски прогрессирования нарушений зрения. Было установлено, что при пользовании компьютером возрастает риск развития миопии (OR = 1,17; 95 % CI: 1,03–1,32; p = 0,015), в том числе сильной миопии (OR = 2,31; 95 % CI: 1,17–4,57; p = 0.016) [15]. Выявлена зависимость между частотой миопии и длительностью игры на компьютере и смартфоне. Риск миопии отмечался у детей, которые играли на компьютере 1–4 часа в неделю (OR = 4,5; 95 % CI: 2,33–8,98; p < 0,001), и возрастал при увеличении этого времени до более 4 часов в неделю (OR = 8,1; 95 % CI: 4,05–16,2; p < 0,001) [16].
Исследование 2238 подростков 12–15 лет показало повышение риска развития миопии (OR = 1,02; 95 % CI: 1,00–1,04; p = 0,022) при увеличении времени использования компьютера до 4,9 ± 6,5 часа в неделю по сравнению теми, кто использовал его 4,3 ± 6,4 часа [17]. Изучение данных 19 934 детей 10 лет обнаружило связь частоты миопии с использованием компьютера более 60 мин в день (p = 0,011), а также с использованием смартфона (p = 0,001) [18].
У детей с миопией как до, так и через 4 года после ее появления время, проведенное у экрана компьютера, было на 0,7–1,6 часа выше, чем у детей с нормальным зрением (p < 0,05) [19]. По данным исследования 7497 детей 5–7 лет частота встречаемости миопии возрастала при увеличении нагрузок в ближнем поле зрения (чтение книг, письмо, использование гаджетов).
Риск миопии, связанный с использованием смартфона и планшета, отмечен лишь у детей 7 лет (OR = 1,28; 95 % CI: 1,13–1,44), которые, в отличие от младших детей, более интенсивно используют гаджеты [20]. Установлено, что использование экранных медиаустройств в ночное время в течение 1 часа приводило к нарушению сна и снижению показателей качества жизни [21]. Величина связей была более сильной в случае использования мобильных телефонов в темной комнате по сравнению с освещенной. В отдельных исследованиях не подтверждена связь между длительностью использования экрана у детей 8–9 лет и появлением миопии в будущем [22], а также влияние использования экрана на развитие миопии у детей 5–15 лет [23–28].
В настоящее время описаны различные жалобы на зрение, связанные с работой за экраном компьютера, которые получили название компьютерный зрительный синдром (КЗС или CVS): напряжение и усталость глаз, раздражение, жжение, покраснение, сухость глаз и др. [29][30]. Неблагоприятное влияние экрана компьютера на орган зрения связано с характером предъявляемой информации [31]. Оно определяется следующими особенностями:
1) изображение на экране светящееся, яркое, причем в спектре свечения экрана повышена доля синего компонента;
2) экранное изображение состоит из отдельных точек (пикселей), не имеет четких границ и необходимой контрастности, что при пользовании смартфонами усугубляется малыми размерами изображения;
3) гладкая поверхность экрана при недостаточно отрегулированной освещенности рабочего места может создавать блики, затрудняющие восприятие текста;
4) длительная работа с экраном компьютера ведет к недостаточному увлажнению глаз и развитию синдрома «сухого глаза»;
5) при работе на компьютере необходимо постоянно перемещать взгляд с экрана на клавиатуру и обратно, что способствует повышенному утомлению глазных мышц;
6) при использовании гаджетов (смартфона, планшета, ноутбука) у детей возрастают зрительные нагрузки в ближнем поле зрения, которые способствуют развитию близорукости.
Закрытие школ в период новой коронавирусной инфекции COVID-19 и перевод учащихся на режим дистанционного обучения (ДО), который осуществляется с повышенным использованием современных цифровых технологий, способствовали росту негативных проявлений для здоровья обучающихся. Онлайн опрос учащихся (29 779 человек) показал значительный прирост времени использования компьютерных образовательных технологий в апреле – мае 2020 г. Установлено, что почти половина (46,7 %) обучающихся из разных регионов России стала больше времени проводить за компьютером или смартфоном на уроках в образовательных организациях и при выполнении домашних заданий, 35,6 % – общаться в социальных сетях [32]. Длительное время, проводимое за экраном компьютера или смартфона, сопровождалось снижением физической активности обучающихся, уменьшением времени прогулок. Результаты опроса свидетельствовали, что 30,7 % респондентов отмечали симптомы КЗС.
Стрессовая ситуация в условиях самоизоляции и ДО ухудшала психосоматическое состояние большинства школьников.
По данным других авторов, более 60 % старшеклассников в условиях дистанционного обучения проводили за компьютером свыше 6 часов в день, включая онлайн-уроки, выполнение домашнего задания на образовательных онлайн-платформах и досуговое время. В этих условиях жалобы на изменения со стороны органов зрения после онлайн-уроков отметили 47 % старшеклассников. Сопутствующими жалобами при длительном использовании ЭСО были мышечные боли в шее, спине и кистях рук [33].
Онлайн-опросы школьников, учителей и родителей, проведенные в период традиционного обучения и ДО, показали увеличение числа используемых электронных устройств и времени работы с ними у 96,6 % школьников при ДО. Рост числа жалоб на самочувствие учащихся отметили до 80 % родителей, более 60 % указывали на симптомы, характерные для компьютерно-зрительного синдрома. Показан риск субъективной оценки зрения как «удовлетворительное» и «плохое» при ежедневном использовании электронного устройства: для школьников 1,13, родителей – 1,41, учителей – 1,27 (p ≤ 0,05). В качестве меры профилактики нарушений зрения подтвержден отказ от использования электронного устройства минимум на один день в неделю [34]. Следствием домашнего онлайн-обучения может быть развитие и/или обострение близорукости в связи с продолжительностью и интенсивностью работы на близком расстоянии (чтение и письмо) и недостаточным временем, проведенным на открытом воздухе.
Факторами, определяющими взаимосвязь между временем, проведенным на открытом воздухе, и близорукостью, являются яркость и хроматический спектр света, периферическая расфокусировка взора и циркадианные ритмы [35].
Другие авторы, сделавшие обзор публикаций, пришли к выводам, что есть веские доказательства того, что пребывание на ярком свете может снизить риск миопии. Высказывается сомнение, что витамин D, физическая активность и работа вблизи могут опосредовать связь между временем, проведенным на открытом воздухе, и близорукостью [36]. Была изучена эффективность школьной программы по продвижению активного отдыха на Тайване для профилактики близорукости (не менее 11 часов в неделю на воздухе). В группу вмешательства входило 267 школьников первых классов и 426 – в группу контроля. Проводилось офтальмологическое обследование детей, регистрировалась освещенность, использовались дневники и анкеты детей (с помощью родителей). Установлено, что защитные эффекты были значительными как у детей без миопии (меньший миопический сдвиг и осевое удлинение), так и у близоруких детей: было на 54 % меньше риска быстрого прогрессирования миопии по сравнению с контрольной группой. Авторы полагают, что освещенность не обязательно должна быть высокой, полезной является относительно более низкая интенсивность наружного освещения при более длительном пребывании на открытом воздухе [37].
На выборке младших школьников в течение одного года наблюдения было установлено, что независимо от наследственных факторов ежедневная учебная нагрузка, поддержание неподходящего расстояния для глаз при работе вблизи, выбор неадекватных условий освещения и длительная работа вблизи без отдыха для глаз были факторами риска изменения биометрических параметров глаз, связанных с близорукостью [38]. Была оценена частота возникновения миопии, изменения рефракции и факторы, влияющие на группу отобранных старшеклассников, обучающихся в профильном классе подготовки курсантов авиации в Китае. Лонгитудинальные обследования (с 9-го по 11-й класс) показали, что более продолжительное время нахождения на открытом воздухе было защитным фактором как для появления миопии, так и для рефракционного изменения миопического сдвига глаза. Факторы риска развития миопии включали более низкую исходную гиперметропическую рефракцию глаза, работу вблизи и миопию матери. Факторы риска рефракционного изменения миопического сдвига включали большую гиперметропическую исходную рефракцию глаз и большую часть работы вблизи [39].
Исследования по близорукости у детей были критически проанализированы на предмет методологии исследования и достоверности данных. В обзор литературы авторы включили восемьдесят исследований [40]. Распространенность близорукости остается более высокой в Азии (60 %) по сравнению с Европой (40 %) при использовании рефракционных исследований. Исследования, в которых не проводились офтальмологические измерения, показывают исключительно высокие показатели распространенности близорукости среди школьников в Восточной Азии (73 %) и высокие показатели в Северной Америке (42 %). Низкая распространенность заболеваний – менее 10 % – была описана у детей из Африки и Южной Америки. К факторам риска развития близорукости, помимо указанных предыдущими авторами, добавлено использование светодиодных ламп при выполнении домашних заданий. Таким образом, авторы высказали мнение, что показатели распространенности близорукости в исследованиях без офтальмологического подтверждения оказываются завышенными, и рекомендуют рассматривать данные по миопии только при диагностическом подтверждении. Также установлено, что повышению распространенности жалоб со стороны органов зрения способствует доступность ресурсов и книг в интернете. Это приводит к сокращению чтения текстов на бумажных носителях, оказывающего менее утомительное воздействие на зрение, чем чтение информации с экрана электронных средств [41].
В группы высокого риска нарушения и прогрессирования заболеваний глаз следует включать дошкольников и школьников, уже имеющих нарушения зрения различного характера, с впервые выявленной миопией, прогрессированием миопии, спазмом аккомодации, симптомами компьютерного зрительного синдрома, а также с дисплазией соединительной ткани, способствующей появлению и прогрессированию миопии. Сравнительные данные показывают, что обследование старшеклассников выявило миопию у 20,6 % обучающихся с дисплазией соединительной ткани (ДСТ) и у 9,6 % контрольной группы (p < 0,05) [42]. Изучение 1211 медицинских амбулаторных карт показало, что в группе подростков с ДСТ достоверно чаще по сравнению с группой условно здоровых имелись нарушения осанки и/или сколиотическая деформация позвоночника I степени (OR 2,3; 95 % CI: 1,8–2,9), плоскостопие (OR 1,7; 95 % CI: 1,23–2,31), патология органов зрения (миопия OR 1,7; 95 % CI: 1,24–2,22), вегетососудистая дистония (OR 1,9; 95 % CI: 1,29–2,74) [43]. Сходные данные получены в отношении связи нарушений костно-мышечной системы с миопией [44]. Это относится к состоянию и роли musculus erector spinae (мышцы, выпрямляющей позвоночник). Функциональная слабость (недостаточность) указанной мышцы препятствует одной из причин развития близорукости – снятию длительного напряжения аккомодации, постепенно переходящего в спазм, являющийся одной из причин развития близорукости. Показано на группе наблюдения, что укрепление мышц спины (особенно в области шейного и грудного отделов позвоночника) является необходимым условием для сохранения безопасной длины и стабильности фокусного расстояния от глаза до текста и облегчения процесса аккомодации.
Важным условием сохранения зрения является сбалансированное питание обучающих в образовательных организациях и в семье. Уровень содержания аминокислот в структуре питания является одним из определяющих факторов формирования соразмерной рефракции. Повышенное потребление простых углеводов влияет на ослабление аккомодации органа зрения и остроту зрения. Недостаточность триглицеридов, монои полиненасыщенных жирных кислот является фактором риска развития нарушений зрения [45].
Для предупреждения снижения зрения и улучшения его остроты рекомендуется употреблять продукты, содержащие каротиноиды, лютеин, зеаксантин. Они восстанавливают зрительные функции при усталости, снижают последствия нагрузки на глаза, улучшают цветовосприятие. К витаминам и минералам, играющим существенную роль в функционировании зрения, относится фолиевая кислота, железо, цинк, витамины А, В, D. Дефицит витамина D характерен не только для детей, живущих в северных районах нашей страны, но и в средней полосе (г. Казань), где у 88,2 % школьников (из 122) в зимнее время было сниженное содержание витамина и только у 11,2 % соответствовало норме5 [46][47]. Получены данные, что дефицит витамина D обнаруживается почти у половины обследованных (42,3 %) детей г. Краснодара в возрастной группе 1–17 лет. Отмечена тенденция возрастания его дефицита от младшего к школьному возрасту5.
Для дополнительного обогащения рациона питания обучающихся микронутриентами в регионах, эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов, в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного производства, обогащенные витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска. Витаминные напитки должны готовиться в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей. Прием поливитаминных препаратов не заменяет витаминизацию рациона питания обучающихся. В настоящее время обоснованы и утверждены новые нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения в Российской Федерации [48].
Заключение. Выполненный аналитический обзор показал существенное влияние цифровых технологий на образ жизни и изменение структуры заболеваемости детей и подростков с ростом нарушений зрения разной степени, а также комплекса симптомов, связанных с интенсивным использованием ЭСО для обучения и досуга. В связи с этим особенно важно соблюдать разработанные гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования, а также действующие санитарные правила и руководства по обеспечению безопасных условий обучения и воспитания детей, подростков и молодежи в образовательных организациях 6 7 8. Для предупреждения нарушений зрения и их прогрессирования у обучающихся целесообразно ограничивать использование гаджетов во внеучебное и досуговое время. Привлекать к профилактическим мероприятиям педагогов, самих обучающихся и родителей. Обратить внимание на дефицит двигательной активности детей и подростков, характер питания с избытком углеводов и дефицитом витаминов.
1. Доступно по: https://www.who.int/ru/news/item/08-10-2019-who-launches-first-world-report-on-vision.
2. Статистические материалы. Заболеваемость детского населения России (0–14 лет) в 2019 году с диагнозом, установ- ленным впервые в жизни. Часть V. Москва. 2020. Доступно по: http://www.demoscope.ru/weekly/2020/0881/biblio05.php
3. Статистические материалы. Заболеваемость детского населения России (15–17 лет) в 2019 году с диагнозом, установленным впервые в жизни. Часть IX. Москва. 2020. Доступно по: http://miaceao.ru/wp-content/uploads/2020/07/01_Zabolevaemost-vsego-naseleniya-Rossii-v-2019-godu.pdf
4. Доступно по: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512070019.
5. Бурлуцкая А.В., Коробкина О.Г., Статова А.В., Подлесная О.Н. Статус витамина D у детей г. Краснодара // Сборник материалов XXIII Конгресса педиатров России. 2021. С. 33.
6. СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. СанПиН 2.1.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приложение 6.
8. Руководство по профилактике и обеспечению безопасных условий обучения. Визуальный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям воспитания и обучения в образовательных организациях. Доступно по: https://cr.minzdrav.gov.ru/manuals; https://apicr.minzdrav.gov.ru/static/ПР21.PDF
Список литературы
1. Бантьева М. Н. Динамика заболеваемости юношей 15–17 лет в Российской Федерации / М. Н. Бантьева, Е. М. Маношкина, Э. Н. Матвеев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2020. – Т. 65. – № 2. – С. 80–85. doi: 10.21508/1027-4065-2020-65-2-80-85
2. Хорунжий Н. В. Изучение патологической пораженности детского населения 0–14 лет / Н. В. Хорунжий, А. В. Алексеева // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 8 (16). – С. 587–589.
3. Кучма В. Р. Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений и риски здоровью детей и подростков / В. Р. Кучма [и др.] // Анализ риска здоровью. – 2014. – № 1. – C. 65–73.
4. Шубочкина Е. И. Профилактическая среда в образовательных организациях профессионального образования: актуальные проблемы и пути решения / Е. И. Шубочкина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. – 2015. – № 8 (269). – C. 46–50.
5. Тармаева И. Ю. Оценка риска здоровью обучающихся образовательных учреждений, обусловленного факторами среды обитания / И. Ю. Тармаева [и др.] // Сибирский медицинский журнал. – Иркутск. – 2015. – Т. 136. – № 5. – С. 105–108.
6. Кучма В. Р. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности / В. Р. Кучма [и др.] // Гигиена и санитария. – 2017. – Т. 96. – № 10. – С. 990–995. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995
7. Кучма В. Р. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, П. И. Храмцов // Здоровье населения и среда обитания. – 2016. – № 8 (281). – С. 4–7.
8. Кучма В. Р. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания / В. Р. Кучма, Е. А. Ткачук // Гигиена и санитария. – 2015. – Т. 94. – № 7. – С. 16–20.
9. Цыцулина О. З. Оценка учащимися состояния их здоровья и образа жизни / О. З. Цыцулина // Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – С. 263–269.
10. Филькина О. М. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников / О. М. Филькина [и др.] // Анализ риска здоровью. – 2020. – № 4. – C. 76–83. doi: 10.21668/health.risk/2020.4.08
11. Сибирякова Н. В. Оценка распространенности заболеваемости органа зрения среди детского населения / Н. В. Сибирякова [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 2 (104). – Ч. 3. – С. 51–54. doi: 10.23670/IRJ.2021.103.2.071
12. Скоблина Н. А. Гигиенические факторы формирования функциональных отклонений и хронических заболеваний глаз у школьников и студентов в современных условиях / Н. А. Скоблина [и др.] // Российская детская офтальмология. – 2019. – № 1. – С. 22–27. doi: 10.25276/2307-6658-2019-1-22-27
13. Шубочкина Е. И. Гигиеническая оценка влияния факторов цифровой среды на организм подростков в процессе образовательной и досуговой деятельности / Е. И. Шубочкина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. – 2021. – № 6 (339). – С. 71–77. doi: 10.35627/2219-5238/2021-339-6-71-77
14. Александрова И. Э. Гигиенические принципы и технологии обеспечения безопасных для здоровья школьников условий обучения в цифровой среде / И. Э. Александрова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2018. – № 3. – C. 23–33.
15. Qian D. J., Zhong H., Li J., Niu Z., Yuan Y., Pan C. W. Myopia among school students in rural China (Yunnan). Ophthalmic Physiol Opt. 2016; 36 (4): 381-387. doi: 10.1111/opo.12287
16. Saxena R., Vashist P., Tandon R., et al. Prevalence of myopia and its risk factors in urban school children in Delhi: the North India Myopia Study (NIM Study).PLoS One. 2015; 10 (2): e0117349. doi: 10.1371/journal.pone.0117349
17. Paudel P., Ramson P., Naduvilath T., et al. Prevalence of vision impairment and refractive error in school children in Ba Ria – Vung Tau province, Vietnam. Clin Exp Ophthalmol. 2014; 42 (3): 217-226. doi: 10.1111/ceo.12273
18. Jones-Jordan L. A., Mitchell G. L., Cotter S. A., et al. Visual activity before and after the onset of juvenile myopia. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2011; 52 (3): 1841-1850. doi: 10.1167/iovs.09-4997
19. Guan H., Yu N. N., Wang H., et al. Impact of various types of near work and time spent outdoors at different times of day on visual acuity and refractive error among Chinese school-going children. PLoS One.2019; 14 (4): e0215827. doi: 10.1371/journal.pone.0215827
20. Alvarez-Peregrina C., Sánchez-Tena M.Á., Martinez-Perez C, Villa-Collar C. The relationship between screen and outdoor time with rates of myopia in Spanish children. Front Public Health. 2020; 8: 560378. doi: 10.3389/fpubh.2020.560378
21. Jones L. A., Sinnott L. T., Mutti D. O., Mitchell G. L., Moeschberger M. L., Zadnik K. Parental history of myopia, sports and outdoor activities, and future myopia. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2007; 48 (8): 3524-3532. doi: 10.1167/iovs.06-1118
22. Mireku M. O., Barker M. M., Mutz J., et al. Night-time screen-based media device use and adolescents’ sleep and health-related quality of life. Environ Int. 2019; 124: 66-78. doi: 10.1016/j.envint.2018.11.069
23. Li S. M., Li H., Li S. Y., et al. Time outdoors and myopia progression over 2 years in Chinese children: The Anyang Childhood Eye Study. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2015; 56 (8): 4734-4740. doi: 10.1167/iovs.14-15474
24. Saxena R., Vashist P., Tandon R., et al. Incidence and progression of myopia and associated factors in urban school children in Delhi: The North India Myopia Study (NIM Study). PLoS One. 2017; 12 (12): e0189774. doi: 10.1371/journal.pone.0189774
25. Wu P. C., Tsai C. L., Wu H. L., Yang Y. H., Kuo H. K. Outdoor activity during class recess reduces myopia onset and progression in school children. Ophthalmology. 2013; 120 (5): 1080-1085. doi: 10.1016/j.ophtha.2012.11.009
26. Smaldone G., Campagna O., Pacella F., Pacella E. Computer use and onset of myopia in children: a systematic review. Senses Sci. 2015; 2 (1): 1-7. doi: 10.14616/sands-2015-1-0107
27. Lanca C., Saw S. M. The association between digital screen time and myopia: A systematic review. Ophthalmic Physiol Opt. 2020; 40 (2): 216-229. doi: 10.1111/opo.12657
28. Mowatt L., Gordon C., Santosh A. B. R., Jones T. Computer vision syndrome and ergonomic practices among undergraduate university students. Int J Clin Pract. 2018; 72 (1). doi: 10.1111/ijcp.13035
29. Altalhi A., Khayyat W., Khojah O., Alsalmi M., Almarzouki H. Computer vision syndrome among health sciences students in Saudi Arabia: Prevalence and risk factors. Cureus. 2020; 12 (2): e7060. doi: 10.7759/cureus.7060
30. Вятлева О. А. Влияние использования смартфонов на самочувствие, когнитивные функции и морфофункциональное состояние центральной нервной системы у детей и подростков (обзор литературы) / О. А. Вятлева // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 1. – C. 4–11.
31. Кучма В. Р. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) / В. Р. Кучма [и др.] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 2. – C. 4–23.
32. Богомолова Е. С. Гигиенические аспекты дистанционного образования обучающихся / Е. С. Богомолова [и др.] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 3. – C. 35–39.
33. Милушкина О. Ю. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения / О. Ю. Милушкина [и др.] // Вестник Российского государственного медицинского университета. – 2020. – № 3. – С. 85–91.
34. Pellegrini M., Bernabei F., Scorcia V., Giannaccare G. May home confinement during the COVID-19 outbreak worsen the global burden of myopia? Graefes Arch Clin Exp Ophthalmol. 2020; 258 (9): 2069-2070. doi: 10.1007/s00417-020-04728-2
35. Lingham G., Mackey D. A., Lucas R., Yazar S. How does spending time outdoors protect against myopia? A review. Br J Ophthalmol. 2020; 104 (5): 593-599. doi: 10.1136/bjophthalmol-2019-314675
36. Wu P. C., Chen C. T., Lin K. K., et al. Myopia prevention and outdoor light intensity in a school-based cluster randomized trial. Ophthalmology. 2018; 125 (8): 1239-1250. doi: 10.1016/j.ophtha.2017.12.011
37. You X., Wang L., Tan H., et al. Near work related behaviors associated with myopic shifts among primary school students in the Jiading District of Shanghai: A school-based one-year cohort study. PLoS One. 2016; 11 (5): e0154671. doi: 10.1371/journal.pone.0154671
38. Yao L., Qi L. S., Wang X. F., et al. Refractive change and incidence of myopia among a group of highly selected senior high school students in China: A prospective study in an Aviation Cadet prerecruitment class. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2019; 60 (5): 1344-1352. doi: 10.1167/iovs.17-23506
39. Grzybowski A., Kanclerz P., Tsubota K., Lanca C., Saw S. M. A review on the epidemiology of myopia in school children worldwide. BMC Ophthalmol. 2020; 20 (1): 27. doi: 10.1186/s12886-019-1220-0
40. Reddy S. C., Low C. K., Lim Y. P., Low L. L., Mardina F., Nursaleha M. P. Computer vision syndrome: a study of knowledge and practices in university students. Nepal J Ophthalmol. 2013; 5 (2): 161-168. doi: 10.3126/nepjoph.v5i2.8707
41. Плотникова О. В. Врачебная профессиональная консультация подростков с дисплазией соединительной ткани – проблемы, этапы, методология / О. В. Плотникова // Профилактическая медицина. – 2013. – № 2 (47). – C. 62–66.
42. Калаева Г. Ю. Распространенность и клиническая характеристика дисплазии соединительной ткани у подростков / Г. Ю. Калаева [и др.] // Педиатрическая фармакология. – 2017. – Т. 14. – № 5. – С. 373–379. doi: 10.15690/pf.v14i5.1785
43. Луцевич Е. Э. Профилактика развития «школьной» близорукости / Е. Э. Луцевич // Вопросы практической педиатрии. – 2019. – Т. 14. – № 2. – С. 87–90. DOI: 10.20953/1817-7646-2019-2-87-90
44. Петров С. А. Значимость пластических и энергетических компонентов питания в патологии рефракции / / С. А. Петров [и др.] // Медицинская наука и образование Урала. – 2012. – Т. 13. – № 4 (72). – С. 122–124.
45. Малявская С. И. Обеспеченность витамином D школьников города Архангельска / С. И. Малявская, Г. Н. Кострова, А. В. Лебедев // Практическая медицина. – 2019. – Т. 17. – № 5. – С. 56–59. doi: 10.32000/2072-1757-2019-5-56-59
46. Мальцев С. В. Обеспеченность витамином D детей разных возрастных групп в зимний период / С. В. Мальцев, А. М. Закирова, Г. Ш. Мансурова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2017. – Т. 62. – № 2. – С. 99–103. doi: 10.21508/1027-4065-2017-62-2-99-103
47. Хульчаев Т. А. Уровень витамина D в сыворотке крови у детей и пути профилактики его дефицита / Т. А. Хульчаев, С. И. Мизиев, З. Х. Абазова // Children’s Medicine of the North-West. – 2021. – Т. 9. – № 1. – С. 376.
48. Попова А. Ю. О новых (2021) Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации / А. Ю. Попова, В. А. Тутельян, Д. Б. Никитюк // Вопросы питания. – 2021. – Т. 90. – № 4. – С. 6–19. doi: 10.33029/0042-8833-2021-90-4-6-19
Об авторах
Е. И. ШубочкинаРоссия
Евгения Ивановна Шубочкина, д. м. н., главный научный сотрудник
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей»
лаборатория комплексных проблем гигиены детей и подростков
119296
Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1
Москва
О. А. Вятлева
Россия
Ольга Алексеевна Вятлева, ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей»
лаборатория комплексных проблем гигиены детей и подростков
119296
Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1
Москва
Е. Г. Блинова
Россия
Елена Геннадьевна Блинова, д.м.н., профессор кафедры
ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»
кафедра общей гигиены, гигиены детей и подростков
644099
ул. Ленина, д. 12
Омск
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Шубочкина Е.И., Вятлева О.А., Блинова Е.Г. Риски ухудшения зрения и его прогрессирования у детей и подростков в современных условиях обучения и воспитания (научный обзор). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(4):22-30. https://doi.org/10.35627/10.35627/2219-5238/2022-30-4-22-30
For citation:
Shubochkina E.I., Vyatleva O.A., Blinova E.G. Risks of Visual Impairment and Its Progression in Children and Adolescents under Modern Conditions of Education and Upbringing: A Scientific Review. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(4):22-30. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/10.35627/2219-5238/2022-30-4-22-30