Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Риски ухудшения зрения и его прогрессирования у детей и подростков в современных условиях обучения и воспитания (научный обзор)

https://doi.org/10.35627/10.35627/2219-5238/2022-30-4-22-30

Полный текст:

Аннотация

   Введение. В условиях активного внедрения цифровых технологий и средств обучения появляются риски развития нарушения зрения у детей и подростков как наиболее активной части пользователей цифрового пространства.
   Цель: на основании анализа научных публикаций оценить риски появления и развития нарушений зрения у детей и подростков на фоне широкого внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь и процесс обучения для выбора направлений профилактики заболеваний органов зрения и их прогрессирования.
   Материалы и методы. Осуществлен научный обзор исследований на русском и английском языках с использованием информационных порталов и платформ eLIBRARY.ru, PubMed, Web of Science и Scopus за период 2007–2021 гг. Было отобрано 48 публикаций, содержащих доказанную оценку рисков появления и развития нарушений зрения у детей и подростков, связанных с временем использования цифровых технологий в обычных условиях и в период пандемии COVID-19 при необходимости особенно интенсивного использования дистанционных форм обучения.
   Результаты. Показаны сочетанные риски роста нарушений зрения и костно-мышечной системы при нарушении гигиенических требований к организации работы учащихся при использовании различных гаджетов (освещенность, рабочая поза, расстояние до экрана, продолжительность). Оценены сопутствующие факторы риска ухудшения зрения, обусловленные дефицитом питания по обеспеченности аминокислотами, витаминами, преимущественно витамином D.
   Заключение. Выделены группы повышенного риска ухудшения зрения по показателям состояния здоровья и интенсивности использования цифровой среды. Указаны основные методические и нормативные документы, использование которых позволит снизить риски нарушений зрения детей, подростков, студентов. Предложены актуальные направления исследований по теме обзора для сохранения зрения обучающихся.

Об авторах

Е. И. Шубочкина
Минздрав России
Россия

Евгения Ивановна Шубочкина, д. м. н., главный научный сотрудник

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей»

лаборатория комплексных проблем гигиены детей и подростков

119296

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1

Москва



О. А. Вятлева
Минздрав России
Россия

Ольга Алексеевна Вятлева, ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей»

лаборатория комплексных проблем гигиены детей и подростков

119296

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1

Москва



Е. Г. Блинова
Минздрав России
Россия

Елена Геннадьевна Блинова, д.м.н., профессор кафедры

ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»

кафедра общей гигиены, гигиены детей и подростков

644099

ул. Ленина, д. 12

Омск



Список литературы

1. Бантьева М. Н. Динамика заболеваемости юношей 15–17 лет в Российской Федерации / М. Н. Бантьева, Е. М. Маношкина, Э. Н. Матвеев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2020. – Т. 65. – № 2. – С. 80–85. doi: 10.21508/1027-4065-2020-65-2-80-85

2. Хорунжий Н. В. Изучение патологической пораженности детского населения 0–14 лет / Н. В. Хорунжий, А. В. Алексеева // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 8 (16). – С. 587–589.

3. Кучма В. Р. Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений и риски здоровью детей и подростков / В. Р. Кучма [и др.] // Анализ риска здоровью. – 2014. – № 1. – C. 65–73.

4. Шубочкина Е. И. Профилактическая среда в образовательных организациях профессионального образования: актуальные проблемы и пути решения / Е. И. Шубочкина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. – 2015. – № 8 (269). – C. 46–50.

5. Тармаева И. Ю. Оценка риска здоровью обучающихся образовательных учреждений, обусловленного факторами среды обитания / И. Ю. Тармаева [и др.] // Сибирский медицинский журнал. – Иркутск. – 2015. – Т. 136. – № 5. – С. 105–108.

6. Кучма В. Р. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности / В. Р. Кучма [и др.] // Гигиена и санитария. – 2017. – Т. 96. – № 10. – С. 990–995. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

7. Кучма В. Р. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, П. И. Храмцов // Здоровье населения и среда обитания. – 2016. – № 8 (281). – С. 4–7.

8. Кучма В. Р. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания / В. Р. Кучма, Е. А. Ткачук // Гигиена и санитария. – 2015. – Т. 94. – № 7. – С. 16–20.

9. Цыцулина О. З. Оценка учащимися состояния их здоровья и образа жизни / О. З. Цыцулина // Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – С. 263–269.

10. Филькина О. М. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников / О. М. Филькина [и др.] // Анализ риска здоровью. – 2020. – № 4. – C. 76–83. doi: 10.21668/health.risk/2020.4.08

11. Сибирякова Н. В. Оценка распространенности заболеваемости органа зрения среди детского населения / Н. В. Сибирякова [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 2 (104). – Ч. 3. – С. 51–54. doi: 10.23670/IRJ.2021.103.2.071

12. Скоблина Н. А. Гигиенические факторы формирования функциональных отклонений и хронических заболеваний глаз у школьников и студентов в современных условиях / Н. А. Скоблина [и др.] // Российская детская офтальмология. – 2019. – № 1. – С. 22–27. doi: 10.25276/2307-6658-2019-1-22-27

13. Шубочкина Е. И. Гигиеническая оценка влияния факторов цифровой среды на организм подростков в процессе образовательной и досуговой деятельности / Е. И. Шубочкина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. – 2021. – № 6 (339). – С. 71–77. doi: 10.35627/2219-5238/2021-339-6-71-77

14. Александрова И. Э. Гигиенические принципы и технологии обеспечения безопасных для здоровья школьников условий обучения в цифровой среде / И. Э. Александрова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2018. – № 3. – C. 23–33.

15. Qian D. J., Zhong H., Li J., Niu Z., Yuan Y., Pan C. W. Myopia among school students in rural China (Yunnan). Ophthalmic Physiol Opt. 2016; 36 (4): 381-387. doi: 10.1111/opo.12287

16. Saxena R., Vashist P., Tandon R., et al. Prevalence of myopia and its risk factors in urban school children in Delhi: the North India Myopia Study (NIM Study).PLoS One. 2015; 10 (2): e0117349. doi: 10.1371/journal.pone.0117349

17. Paudel P., Ramson P., Naduvilath T., et al. Prevalence of vision impairment and refractive error in school children in Ba Ria – Vung Tau province, Vietnam. Clin Exp Ophthalmol. 2014; 42 (3): 217-226. doi: 10.1111/ceo.12273

18. Jones-Jordan L. A., Mitchell G. L., Cotter S. A., et al. Visual activity before and after the onset of juvenile myopia. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2011; 52 (3): 1841-1850. doi: 10.1167/iovs.09-4997

19. Guan H., Yu N. N., Wang H., et al. Impact of various types of near work and time spent outdoors at different times of day on visual acuity and refractive error among Chinese school-going children. PLoS One.2019; 14 (4): e0215827. doi: 10.1371/journal.pone.0215827

20. Alvarez-Peregrina C., Sánchez-Tena M.Á., Martinez-Perez C, Villa-Collar C. The relationship between screen and outdoor time with rates of myopia in Spanish children. Front Public Health. 2020; 8: 560378. doi: 10.3389/fpubh.2020.560378

21. Jones L. A., Sinnott L. T., Mutti D. O., Mitchell G. L., Moeschberger M. L., Zadnik K. Parental history of myopia, sports and outdoor activities, and future myopia. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2007; 48 (8): 3524-3532. doi: 10.1167/iovs.06-1118

22. Mireku M. O., Barker M. M., Mutz J., et al. Night-time screen-based media device use and adolescents’ sleep and health-related quality of life. Environ Int. 2019; 124: 66-78. doi: 10.1016/j.envint.2018.11.069

23. Li S. M., Li H., Li S. Y., et al. Time outdoors and myopia progression over 2 years in Chinese children: The Anyang Childhood Eye Study. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2015; 56 (8): 4734-4740. doi: 10.1167/iovs.14-15474

24. Saxena R., Vashist P., Tandon R., et al. Incidence and progression of myopia and associated factors in urban school children in Delhi: The North India Myopia Study (NIM Study). PLoS One. 2017; 12 (12): e0189774. doi: 10.1371/journal.pone.0189774

25. Wu P. C., Tsai C. L., Wu H. L., Yang Y. H., Kuo H. K. Outdoor activity during class recess reduces myopia onset and progression in school children. Ophthalmology. 2013; 120 (5): 1080-1085. doi: 10.1016/j.ophtha.2012.11.009

26. Smaldone G., Campagna O., Pacella F., Pacella E. Computer use and onset of myopia in children: a systematic review. Senses Sci. 2015; 2 (1): 1-7. doi: 10.14616/sands-2015-1-0107

27. Lanca C., Saw S. M. The association between digital screen time and myopia: A systematic review. Ophthalmic Physiol Opt. 2020; 40 (2): 216-229. doi: 10.1111/opo.12657

28. Mowatt L., Gordon C., Santosh A. B. R., Jones T. Computer vision syndrome and ergonomic practices among undergraduate university students. Int J Clin Pract. 2018; 72 (1). doi: 10.1111/ijcp.13035

29. Altalhi A., Khayyat W., Khojah O., Alsalmi M., Almarzouki H. Computer vision syndrome among health sciences students in Saudi Arabia: Prevalence and risk factors. Cureus. 2020; 12 (2): e7060. doi: 10.7759/cureus.7060

30. Вятлева О. А. Влияние использования смартфонов на самочувствие, когнитивные функции и морфофункциональное состояние центральной нервной системы у детей и подростков (обзор литературы) / О. А. Вятлева // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 1. – C. 4–11.

31. Кучма В. Р. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) / В. Р. Кучма [и др.] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 2. – C. 4–23.

32. Богомолова Е. С. Гигиенические аспекты дистанционного образования обучающихся / Е. С. Богомолова [и др.] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 3. – C. 35–39.

33. Милушкина О. Ю. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения / О. Ю. Милушкина [и др.] // Вестник Российского государственного медицинского университета. – 2020. – № 3. – С. 85–91.

34. Pellegrini M., Bernabei F., Scorcia V., Giannaccare G. May home confinement during the COVID-19 outbreak worsen the global burden of myopia? Graefes Arch Clin Exp Ophthalmol. 2020; 258 (9): 2069-2070. doi: 10.1007/s00417-020-04728-2

35. Lingham G., Mackey D. A., Lucas R., Yazar S. How does spending time outdoors protect against myopia? A review. Br J Ophthalmol. 2020; 104 (5): 593-599. doi: 10.1136/bjophthalmol-2019-314675

36. Wu P. C., Chen C. T., Lin K. K., et al. Myopia prevention and outdoor light intensity in a school-based cluster randomized trial. Ophthalmology. 2018; 125 (8): 1239-1250. doi: 10.1016/j.ophtha.2017.12.011

37. You X., Wang L., Tan H., et al. Near work related behaviors associated with myopic shifts among primary school students in the Jiading District of Shanghai: A school-based one-year cohort study. PLoS One. 2016; 11 (5): e0154671. doi: 10.1371/journal.pone.0154671

38. Yao L., Qi L. S., Wang X. F., et al. Refractive change and incidence of myopia among a group of highly selected senior high school students in China: A prospective study in an Aviation Cadet prerecruitment class. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2019; 60 (5): 1344-1352. doi: 10.1167/iovs.17-23506

39. Grzybowski A., Kanclerz P., Tsubota K., Lanca C., Saw S. M. A review on the epidemiology of myopia in school children worldwide. BMC Ophthalmol. 2020; 20 (1): 27. doi: 10.1186/s12886-019-1220-0

40. Reddy S. C., Low C. K., Lim Y. P., Low L. L., Mardina F., Nursaleha M. P. Computer vision syndrome: a study of knowledge and practices in university students. Nepal J Ophthalmol. 2013; 5 (2): 161-168. doi: 10.3126/nepjoph.v5i2.8707

41. Плотникова О. В. Врачебная профессиональная консультация подростков с дисплазией соединительной ткани – проблемы, этапы, методология / О. В. Плотникова // Профилактическая медицина. – 2013. – № 2 (47). – C. 62–66.

42. Калаева Г. Ю. Распространенность и клиническая характеристика дисплазии соединительной ткани у подростков / Г. Ю. Калаева [и др.] // Педиатрическая фармакология. – 2017. – Т. 14. – № 5. – С. 373–379. doi: 10.15690/pf.v14i5.1785

43. Луцевич Е. Э. Профилактика развития «школьной» близорукости / Е. Э. Луцевич // Вопросы практической педиатрии. – 2019. – Т. 14. – № 2. – С. 87–90. DOI: 10.20953/1817-7646-2019-2-87-90

44. Петров С. А. Значимость пластических и энергетических компонентов питания в патологии рефракции / / С. А. Петров [и др.] // Медицинская наука и образование Урала. – 2012. – Т. 13. – № 4 (72). – С. 122–124.

45. Малявская С. И. Обеспеченность витамином D школьников города Архангельска / С. И. Малявская, Г. Н. Кострова, А. В. Лебедев // Практическая медицина. – 2019. – Т. 17. – № 5. – С. 56–59. doi: 10.32000/2072-1757-2019-5-56-59

46. Мальцев С. В. Обеспеченность витамином D детей разных возрастных групп в зимний период / С. В. Мальцев, А. М. Закирова, Г. Ш. Мансурова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2017. – Т. 62. – № 2. – С. 99–103. doi: 10.21508/1027-4065-2017-62-2-99-103

47. Хульчаев Т. А. Уровень витамина D в сыворотке крови у детей и пути профилактики его дефицита / Т. А. Хульчаев, С. И. Мизиев, З. Х. Абазова // Children’s Medicine of the North-West. – 2021. – Т. 9. – № 1. – С. 376.

48. Попова А. Ю. О новых (2021) Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации / А. Ю. Попова, В. А. Тутельян, Д. Б. Никитюк // Вопросы питания. – 2021. – Т. 90. – № 4. – С. 6–19. doi: 10.33029/0042-8833-2021-90-4-6-19


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Шубочкина Е.И., Вятлева О.А., Блинова Е.Г. Риски ухудшения зрения и его прогрессирования у детей и подростков в современных условиях обучения и воспитания (научный обзор). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(4):22-30. https://doi.org/10.35627/10.35627/2219-5238/2022-30-4-22-30

For citation:


Shubochkina E.I., Vyatleva O.A., Blinova E.G. Risks of Visual Impairment and Its Progression in Children and Adolescents under Modern Conditions of Education and Upbringing: A Scientific Review. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(4):22-30. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/10.35627/2219-5238/2022-30-4-22-30

Просмотров: 90


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)