Preview

Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе

Полный текст:

Аннотация

Выявлены особенности формирования наиболее часто встречающихся функциональных отклонений и хронических заболеваний у учащихся в динамике школьного онтогенеза. Представлена динамика функциональных нарушений и заболеваемости хроническими болезнями нервной системы и психической сферы. Проведен анализ изменений распространенности функциональных нарушений зрения и хронических болезней зрительного анализатора. По данным специально разработанных катамнестических анкет оценивалось течение патологических процессов после установления диагноза у каждого школьника. Выявлен высокий уровень частоты встречаемости функциональных расстройств нервной системы и психической сферы (вместе) у учащихся начальных классов и стремительный темп прироста показателя с 8 по 11 класс. Нарушения зрения характеризуются ростом распространенности и неблагоприятным течением патологических процессов в течение всего школьного онтогенеза. Выявленные функции отклонения и хронические заболевания свидетельствует о негативной роли чрезмерных учебных нагрузок, психоэмоционального и зрительного перенапряжения в формировании патологических состояний у школьников.

Об авторах

И. К. Рапопорт
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


А. П. Цамерян
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Баранов А. А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 6-11.

2. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А.А. Экзаменационный стресс и факторы, его определяющие, у старших школьников // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 3. С. 67-69.

3. Гудинова Ж.В., Талькова Е.И. Оценка нервнопсихического развития подростков с девиантными формами поведения // Российский педиатрический журнал. 2010. № 1. С. 49-51.

4. Заброда Н.Н., Пинигин М.А., Величковский Б.Т. Основные социально-гигиенические факторы, определяющие состояние здоровья населения России // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013. № 5-6. С. 23-26.

5. Иванова И.В., Черная Н.Л., Сенягина Е.И. Состояние здоровья и социально-психологические особенности учащихся школ разного типа // Российский педиатрический журнал. 2010. № 2. С. 53-55.

6. Кузнецова М.В. Причины развития близорукости и ее лечение: Монография. Казань: Мед-пресс-информ, 2004. 176 с.

7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 990-995.

8. Менделевич Б.Д., Волгина С.Я. Качество жизни подростков с социально-психологической дезадаптацией // Российский педиатрический журнал. 2010. № 3. С. 42-45.

9. Нестеровский Ю.Е., Заваденко Н.Н. Первичные головные боли и сердечно-сосудистые нарушения у детей и подростков // Педиатрия (журнал им. Г.Н. Сперанского). 2014. № 5. С. 101-104.

10. Рапопорт И.К., Соколова С.Б. Чубаровский В.В. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 10-16.

11. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Особенности формирования нарушений системы пищеварения и обмена веществ у московских учащихся в процессе обучения в школе // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 8 (305). С. 11-16.

12. Рапопорт И.К., Ямпольская Ю.А., Чубаровский В.В., Бережков Л.Ф., Цамерян А.П., Березина Н.О. Дифференцированный подход к оценке динамики показателей состояния здоровья подростков по результатам профилактических медицинских осмотров: Методические рекомендации / Под редакцией члена-корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН. 2013. С. 93-110.

13. Степанова М.И., Уланова С.А. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий // Гигиена и санитария. 2012. Т. 91, № 2. С. 52-55.

14. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л. С., Рапо порт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс // Российский педиатрический журнал. 2013. № 4. С. 48-53.

15. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28-30.

16. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Психическое состояние у учащихся подростков: ретроспективный анализ распространенности пограничных психических расстройств // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8 (293). С. 650-653.


Для цитирования:


Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2019;(5):20-27.

For citation:


Rapoport I.K., Tsameryan A.P. Peculiarities of forming nervo-mental disorders and visual impairment among Moscow students during the learning process at school. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2019;(5):20-27. (In Russ.)

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)