Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-12-21

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Ухудшение состояния здоровья обучающихся, отсутствие научного обоснования последовательных действий, основных направлений и показателей работы общеобразовательных организаций в сфере охраны здоровья участников образовательного процесса определяют цель исследования: научно обосновать алгоритм и модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации.

Материалы и методы. Работа проводилась по четырем направлениям: 1) изучение здоровьесбергающей деятельности современных общеобразовательных организаций; 2) анализ показателей, характеризующих социально-психологический климат общеобразовательных организаций; 3) изучение образа жизни, напряженности, режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия педагогов; 4) изучение иностранных инструментов для оценки здоровьесберегающей деятельности школ. Объектами исследования являлись общеобразовательные организации, учащиеся школ, педагоги, иностранные инструменты для оценки здоровьесберегающей деятельности школ. Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием методов непараметрического анализа, с применением программы Statistica 13.3.

Результаты. Большинство обследованных российских общеобразовательных организаций находятся на начальных этапах развития здоровьесберегающей деятельности. На основании экспертно-статистического анализа здоровьесбергающей деятельности российских школ, находящихся на различных уровнях развития и имеющих различные достижения в сфере профилактической деятельности, выявлены и обоснованы эффективные направления и конкретные показатели оценки результатов на каждом этапе создания единой профилактической среды в общеобразовательной организации.

Заключение. Разработаны алгоритм и модель единой профилактической среды школы, включающая 7 компонентов, и обоснована система ее мониторинга по ведущим показателям, субъектами и объектами которой являются обучающиеся, их родители и педагоги. Результатами работы по здоровьесбережению в школе являются: улучшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, их эмоциональное благополучие, снижение распространенности поведенческих факторов риска, улучшение знаний, навыков в отношении здоровья и академической успеваемости обучающихся.

 

Для цитирования:


Соколова С.Б. Модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):12-21. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-12-21

For citation:


Sokolovа S.B. A Model for Creating a Common Health Promoting School Environment. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10):12-21. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-12-21

Введение. Научная платформа «Профилактическая среда» является приоритетной в перечне научных платформ медицинской науки1. В соответствии с платформой существенное внимание должно быть уделено именно профилактической медицине, разработке и внедрению новых эффективных методов и средств предупреждения заболеваний, охране и укреплению здоровья населения, в том числе в группе детей и подростков. Это обусловлено тем, что наблюдаются стойкие неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков России2 [1–9], среди современных школьников отмечается высокая распространенность поведенческих факторов риска, опасных для здоровья [10–14].

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, развитие здоровьесбережения в образовательных организациях – важные составляющие Мероприятий Десятилетия детства (2018–2027 гг.) и национальной стратегии научно технологического развития Российской Федерации, объявленные Указами Президента Российской Федерации3.

За последние тридцать лет в мире был осуществлен ряд успешно работающих стратегических инициатив и программ (Health Promoting Schools; Comprehensive School Health; Child Friendly Schools; Focusing Resources on Effective School Health; Российская сеть школ, содействующих укреплению здоровья), использующих комплексный подход к созданию в школах здоровой среды для обучения, включающий все аспекты школьной жизни, в той или иной мере влияющих на здоровье учащихся [15–25].

Согласно отечественной концепции единой профилактической среды, одобренной на Первой Глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям (Москва, 2011)4, единая профилактическая среда – это комплекс информационных, медицинских, физических, социальных и экономических мероприятий, обеспечивающих здоровый образ жизни и профилактику хронических неинфекционных заболеваний в целях снижения смертности населения Российской Федерации [26-28].

Исходя из этой концепции, единая профилактическая среда в школах – это комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний у всех участников образовательного процесса – школьников, учителей, родителей в течение всего времени работы школы путем создания безопасных для здоровья условий обучения, воспитания, проведения досуга и профессиональной педагогической деятельности, обеспечения благоприятного социально психологического климата и эффективной первичной медико-санитарной помощи, формирования культуры здоровья.

Для реализации постановления Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1005 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области прав потребителей»в отношении проведения общеобразовательной организацией самообследования необходима разработка показателей и алгоритма оценки здоровьесберегающей деятельности школы в отношении всех участников образовательного процесса.

Ухудшение состояния здоровья обучающихся, отсутствие научного обоснования последовательных действий, основных направлений и показателей работы общеобразовательных организаций в сфере охраны здоровья участников образовательного процесса определяет цель исследования: научно обосновать алгоритм и модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации.

Материалы и методы исследования. В соответствии с поставленной целью работа проводилась по четырем направлениям (рис. 1). Сбор данных проводился как в целом по России, так и в Москве, Белгороде, Вязьме. Объектами исследования являлись общеобразовательные организации, учащиеся школ, педагоги, иностранные инструменты для оценки здоровьесберегающей деятельности школ.

Рис. 1. Дизайн исследования
Fig. 1. Study design

Первое направление работы включало изучение здоровьесбергающей деятельности и здоровьесберегающего потенциала современных общеобразовательных организаций. В качестве объекта исследования были выбраны общеобразовательные организации, позиционирующие себя школами, содействующими укреплению здоровья, и работающие по шести ключевым направлениям здоровьесбережения обучающихся: 1) официально принятая политика школы в отношении сохранения здоровья обучающихся (8 показателей); 2) создание гигиенически оптимальных условий пребывания детей в школе (35 показателей); 3) обеспечение благоприятного социально-психологического климата в школе (6 показателей); 4) формирование у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям (12 показателей); 5) активные связи с родителями и общественностью в деле охраны здоровья детей (4 показателя); 6) качественное медицинское обслуживание учащихся (15 показателей). На основании балльной оценки при онлайн-анкетировании школы делятся на не являющиеся школами, содействующими укреплению здоровья (менее 111 баллов), и являющимися, которые подразделяются на 4 ступени: от самой низкой I ступени до самой высокой IV ступени (I ступень – 111–148 баллов; II ступень – 149 178; III ступень – 179–200; IV – ступень – 201 и более баллов) [14].

Второе направление исследования включало анализ данных международных отчетов обследований «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health Behavior in SchoolAged Children (HBSC)) за 20-летний период по 14 показателям, характеризующим социально-психологический климат общеобразовательных организаций (отношение к школе, поддержка преподавателей и одноклассников, родителей и сверстников, агрессивное поведение)6 7 8 9 10 11. Объектами исследования являлись 31 500 российских учащихся 11, 13 и 15 лет [15–20].

Третье направление работы заключалось в изучении образа жизни, организации, напряженности, режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия педагогов. Для анкетирования педагогов по образу жизни в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России была разработана специальная анкета, включающая социально-демографические показатели, вопросы по режиму работы, поведенческие факторы риска, отношение к своему здоровью. Для оценки напряженности и режима труда педагога были разработаны 3 анкеты, основанные на гигиенической классификации труда и включающие характеристику деятельности на уроке, во время послеурочной деятельности в школе, во время подготовки к урокам. Каждая анкета включала вопросы для характеристики преподавания по показателям: интеллектуальной, эмоциональной, сенсорной нагрузки, монотонности и режиму труда. Итоговая оценка напряженности деятельности учителей проводилась в соответствии: с классами (1-й класс – оптимальная, 2-й класс – допустимая, 3-й класс – напряженная 1-й и 2-й степени) и критическими диапазонами, предварительно высчитывалось среднее значение составляющей. Для установления степени соответствия вопросов анкет изучаемым темам была проведена экспертная и внешняя валидизация разработанных анкет, подтверждена их надежность. Для изучения состояния здоровья педагогов применялось анкетирование для выявления жалоб на состояние здоровья и комплексные медицинские профилактические осмотры, включающие осмотры терапевтом, офтальмологом и психоневрологом. Исследование психологического состояния педагогов включало: изучение эмоционального статуса педагогов с использованием методики «САН»12, оценку степени неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности (методика диагностики социальной фрустрированности Л.И. Вассермана), для выявления склонности педагогов к конфликтности и агрессивности применялась методика «Личностная агрессивность и конфликтность», для комплексного изучения профессионального стресса у педагогов использовалась методика А.Б. Леоновой «Интегральная диагностика и коррекция профессионального стресса» (ИДИКС)13.

Четвертое направление заключалось в изучении иностранных инструментов для оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных организаций: WNHSS, 201014; Hong Kong Healthy Schools Award Scheme, 201115; SHE rapid assessment tool, 201316; FRESH, 201417; CDC, 201718; Европейские стандарты и показатели для школ, 201919; Global Standards for Health Promoting Schools, 2021 20 21.

Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием методов непараметрического анализа. Накопление, корректировка, систематизация исходной информации осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016. Статистический анализ проводился с использованием программы Statistica 13.3 (разработчик – StatSoft Inc.). Количественные показатели оценивались на предмет соответствия нормальному распределению, для этого использовался критерий Шапиро – Уилка (при числе исследуемых менее 50) или критерий Колмогорова – Смирнова (при числе исследуемых более 50), а также показатели асимметрии и эксцесса, гистограммы и квантильные диаграммы. При сравнении нескольких выборок количественных данных, имеющих распределение, отличное от нормального, использовался критерий Краскела – Уоллиса, являющийся непараметрической альтернативой однофакторного дисперсионного анализа. В том случае, если рассчитанное значение критерия Краскела – Уоллиса превышало критическое, различия показателей считались статистически  значимыми. В противном случае признавалась нулевая гипотеза. В случае обнаружения статистически значимых различий между группами, дополнительно проводилось парное сравнение совокупностей при помощи U-критерия Манна – Уитни с новым критическим уровнем значимости. Для оценки величины эффекта для порядковых данных использовался критерий λ Гудмана – Краскела. Симметричная мера связи между двумя порядковыми переменными, значения которой меняются между –1 и 1. Значения, близкие по абсолютной величине к 1, указывают на сильную связь переменных. Значения, близкие к 0, говорят о слабой связи или ее отсутствии.

Результаты исследования. Установлено, что большинство обследованных российских общеобразовательных организаций находятся на начальных этапах развития здоровьесберегающей деятельности (81,4 %), в динамике лет распределение школ по ступеням значимо не изменялось (рис. 2).

Fig. 2. Динамика распространенности школ, содействующих укреплению здоровья, по ступеням развития, %
Рис. 2. Trends in the prevalence of health promoting schools by stage, %

С помощью непараметрического альтернативного однофакторного дисперсионного анализа определены наиболее результативные направления, способствующие на начальном этапе здоровьесберегающей деятельности школы: проведение целенаправленной политики в школе в отношении сохранения и укрепления здоровья, создание оптимальных условий пребывания детей в школе, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни обучающихся; на последующих этапах – укрепление связей школы с общественностью, создание благоприятного социально-психологического климата, формирование здорового образа жизни учащихся, совершенствование медицинского обеспечения. При анализе 80 показателей, входящих в 6 направлений работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, с помощью ранговой корреляции (критерий λ Гудмана – Краскела) были выделены 18 показателей, которые при их наличии или улучшении способствуют прогрессу общеобразовательной организации в отношении здоровьесбережения.

Анализ проявлений социально-психологического климата показал, что низкая удовлетворенность школой (18,8 %), невысокая поддержка со стороны одноклассников (44,7 %) и педагогов (41,7 %), высокая агрессивность в общении со сверстниками (10,7 %) свидетельствует о недостаточно благоприятном социально-психологическом климате в общеобразовательных организациях страны. На основании второго и четвертого направлений исследования обоснованы показатели для оценки и мониторинга социально-психологического климата в общеобразовательной организации.

Педагоги – в основном женщины в возрасте от 30 до 59 лет со стажем преподавательской деятельности в среднем 23 года – имеют благоприятные семейные и жилищные условия. По напряженности трудового процесса деятельность каждого пятого педагога относится к напряженному (вредному) классу труда 2-й степени. Ведущими производственными факторами являются: продолжительная работа в состоянии значительной концентрации внимания, высокая степень ответственности, значительная напряженность зрения. Субъективно педагоги оценивают свой труд как напряженный и утомительный. Семьдесят четыре процента педагогов имели высокий уровень профессионального стресса. Наиболее значимыми стрессорами являлись высокая сложность и низкая автономия выполнения задач, их разнообразие и значимость, высокий внешний контроль над их выполнением, отсутствие своевременной обратной связи, недостатки в организации труда. Только 10 % педагогов считают себя практически здоровыми, наиболее часто учителя имеют симптомы, указывающие на нарушения со стороны глаза и его придаточного аппарата; связанные с профессиональной деятельностью: осиплость голоса, першение в горле, эмоциональное раздражение и опустошенность; указывающие на нарушения костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы и нервно психической сферы. Большинство педагогов мало заботятся о своем здоровье, а в структуре приоритетов здоровье нечасто занимает первое место. Ведущими поведенческими факторами риска у педагогов являются: нерациональное несбалансированное питание, нерациональная организация труда и отдыха, низкая физическая активность. На основании третьего и четвертого направлений исследования разработаны показатели для оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации в отношении создания благоприятных условий для профессиональной деятельности педагогов.

С учетом результатов исследования в целях совершенствования здоровьесбережения участников образовательного процесса в общеобразовательных организациях были разработаны алгоритм и модель единой профилактической среды общеобразовательной организации (рис. 3).

Рис. 3. Алгоритм и модель единой профилактической среды и здоровьесбережения всех участников образовательного процесса в современной школе
Fig. 3. Algorithm and model of a common health promoting environment and health maintenance of all participants in the educational process in a modern school

Работа общеобразовательной организации в отношении здоровьесбережения является непрерывной и цикличной. Цикличность заключается в том, что каждое мероприятие, направление, технология, вмешательство в отношении здоровьесбережения имеет чередование следующих этапов:

  • планирование, включающее: 1) начальный этап, на котором определяются цель и задачи мероприятий, вмешательств в отношении сохранения и укрепления здоровья, ресурсы, происходит создание рабочей группы, назначение ответственного, анализ существующей ситуации (оценка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации), планирование результатов работы; 2) разработку плана работы по здоровьесбережению для определения последовательности выполнения задач, оценки временных затрат, назначение ответственного по осуществлению каждой задачи;
  • реализация мероприятий, вмешательств, включающая: 1) внедрение плана в повседневную жизнь общеобразовательной организации и 2) оценку здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации / мониторинг, необходимый для коррекции/дополнения плана, принятия новых управленческих решений в отношении дальнейшего планирования.

Эффективная модель формирования единой профилактической среды современной общеобразовательной организации включает 7 направлений работы: 1) политику школы в отношении сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса; 2) создание гигиенически оптимальных условий пребывания обучающихся и педагогов; 3) формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям всех участников образовательного процесса; 4) обеспечение благоприятного социально-психологического климата в общеобразовательной организации; 5) качественное медицинское обеспечение обучающихся; 6) создание благоприятных условий для профессиональной деятельности педагогов, способствующих сохранению и укреплению их здоровья; 7) активные связи с родителями и общественностью в деле охраны здоровья детей и подростков.

Научно обоснована система мониторинга единой профилактической среды по ведущим показателям здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации.

1. Политика школы в отношении сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.

1.1. Наличие команды из всех участников образовательного процесса.

1.2. Наличие программы развития общеобразовательной организации в отношении здоровьесбережения.

1.3. Изучение проблем, связанных со здоровьем, с учетом условий жизни учащихся и условий жизни местных жителей в целом.

1.4. Наличие официального документа школы, отражающего комплексный подход к укреплению здоровья.

1.5. Организация аудита (самопроверки) школы в области сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

1.6. Сотрудничество между секторами образования и здравоохранения.

1.7. Ресурсы общеобразовательной организации для здоровьесберегающей деятельности.

2. Создание оптимальных условий пребывания обучающихся и педагогов в общеобразовательной организации, соответствующих санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

2.1. Количество уроков физического воспитания, построение которых соответствует гигиеническим требованиям.

2.2. Наличие динамического часа в течение учебного дня.

2.3. Наличие буфета, столовой в школе.

2.4. Количество учебных помещений, в которых параметры микроклимата соответствуют гигиеническим требованиям.

2.5. Регламентация проветривания помещений школы.

2.6. Количество мест учащихся, уровни освещенности которых соответствуют гигиеническим требованиям.

2.7. Количество учащихся, обеспеченных учебной мебелью, размеры которой соответствуют их росту.

2.8. Количество учащихся, которые сидят за партами и столами с учетом их состояния здоровья.

2.9. Количество учащихся, у которых вес ранца соответствует гигиеническим требованиям их состояния здоровья.

2.10. Количество классных коллективов, учебные нагрузки которых не превышают гигиенические нормативы.

2.11. Количество классных коллективов, которые в расписании уроков имеют оптимальное чередование различных предметов; используются шкалы трудности предметов для правильного построения школьного расписания в течение дня и недели.

2.12. Количество педагогов, которые организуют свои уроки гигиенически рационально.

2.13. Количество учащихся, которые выполняют домашние задания в соответствии с гигиеническими требованиями.

2.14. Внедрение в образовательный процесс оздоровительно-профилактических программ и технологий в целях сохранения и повышения работоспособности, минимизации утомительности обучения, обеспечения возрастных темпов роста и развития детей; личностно ориентированный подход, индивидуальная образовательная траектория и т. п.

3. Формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) и обучение соответствующим навыкам и умениям всех участников образовательного процесса.

3.1. Формирование культуры здоровья учащихся на всех этапах их обучения; преемственность образовательных программ обучения детей культуре ЗОЖ.

3.2. Использование современных информационных технологий в обучении детей культуре ЗОЖ.

3.3. Оформление школы и учебных кабинетов наглядной агитацией по вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования ЗОЖ детей и подростков.

3.4. Проведение лекций, семинаров, консультаций для родителей по вопросам охраны здоровья детей и подростков.

4. Обеспечение благоприятного социально-психологического климата в общеобразовательной организации.

4.1. Наличие документа, регламентирующего политику общеобразовательной организации о приверженности в отношении благоприятного социально-психологического климата и профилактики насилия, включение положений политики в устав, правила поведения в школе, должностные обязанности работников.

4.2. Создание и поддержание безопасной образовательной среды.

4.3. Наличие службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (психологи, педагоги, тьюторы, медики, социальные педагоги).

4.4. Проведение мониторинга социально-психологического климата в общеобразовательной организации по следующим показателям:

  • процент обучающихся, которым нравится школа;
  • процент обучающихся, которые ощущают себя в безопасности в школе;
  • процент обучающихся, которым интересно учиться в школе;
  • процент обучающихся, которые ощущают трудность школьной нагрузки;
  • процент обучающихся, которые участвуют в драках 3 и более раз в год;
  • процент обучающихся, которые обижали других учащихся 2 и более раз в месяц;
  • процент обучающихся, которые становились жертвами издевательств 2 и более раз в месяц;
  • процент обучающихся, которые участвовали в кибербуллинге 2 и более раз в месяц;
  • процент обучающихся, которые подверглись кибербуллингу 2 и более раз за месяц;
  • процент обучающихся, сообщающих о поддержке со стороны одноклассников;
  • процент обучающихся, сообщающих о поддержке со стороны педагогов;
  • количество пропусков в школе не по болезни.

4.5. Проведение психосоциальной диагностики и выявление групп риска среди обучающихся и педагогов, оказание им поддержки и помощи.

4.6. Систематическое информирование, консультирование и обучение по вопросам профилактики развития социально-психологических проблем всех участников образовательного процесса.

4.7. Формирование профессиональной готовности (обучение и поддержка) педагогического коллектива по вопросам позитивного воспитания и поддержания дисциплины, профилактики насилия.

4.8. Обучение учащихся навыкам эффективного общения, уважительного отношения, ненасильственного разрешения конфликтов.

4.9. Информирование, обучение и консультирование родителей по вопросам воспитания детей, развития жизненных навыков и профилактики насилия.

5. Качественное медицинское обеспечение обучающихся.

5.1. Участие администрации и педагогического коллектива в организации иммунопрофилактической работы.

5.2. Участие администрации и педагогического коллектива в организации регламентированных профилактических осмотров.

Результатом здоровьесберегающей работы общеобразовательной организации будет улучшение показателей здоровья: увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья (5.3); увеличение численности обучающихся, у которых в процессе учебы зарегистрированы благоприятные изменения физического развития (5.4); увеличение численности обучающихся, у которых в процессе учебы зарегистрированы благоприятные изменения физической подготовленности (ФП); а также увеличение численности обучающихся с «высоким» и «выше среднего» уровнями ФП (5.5).

6. Создание благоприятных условий для профессиональной деятельности педагогов, способствующих сохранению и укреплению их здоровья.

6.1. Наличие в общеобразовательной организации комнаты отдыха (релаксации) для педагогов.

6.2. Создание условий для рационального питания педагогов.

6.3. Создание условий для систематического повышения двигательной активности педагогов.

6.4. Оказания психологической помощи на индивидуальном, групповом, школьном уровнях.

6.5. Организация наставничества молодых педагогов стажированными педагогическими работниками.

6.6. Организация для педагогов тренингов (в общеобразовательной организации или вне ее) по разрешению конфликтов.

6.7. Организация для педагогов (в общеобразовательной организации или вне ее) обучающих семинаров по вопросам формирования ЗОЖ у педагогов и изменению поведения, адаптированных к их потребностям и интересам и включающих развитие навыков.

6.8. Обучение персонала школы оказанию первой помощи и сердечно-легочной реанимации.

6.9. Организация ежегодных профилактических медицинских осмотров педагогов.

6.10. Организация программ с участие медицинских работников для педагогов с хроническими заболеваниями.

7. Активные связи с родителями и общественностью в деле охраны здоровья детей и подростков.

7.1. Сотрудничество школы с основными местными общественными организациями и отдельными заинтересованными лицами.

7.2. Взаимоотношение между школой и семьями учащихся. Наличие плана мероприятий в работе школы по укреплению здоровья учащихся с участием родителей.

Заключение

В целях совершенствования здоровьесбережения всех участников образовательного процесса общеобразовательных организаций были разработаны алгоритм и модель единой профилактической среды школы, включающая 7 компонентов, и обоснована система ее мониторинга по ведущим показателям, субъектами и объектами которой являются обучающиеся, их родители и педагоги.

Результатами работы по здоровьесбережению в школе являются: улучшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, их эмоциональное благополучие, снижение распространенности поведенческих факторов риска, улучшение знаний, навыков в отношении здоровья и академической успеваемости обучающихся.

1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.04.2013 № 281 «Об утверждении научных платформ медицин- ской науки».

2. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., ред. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование): монография. М.: Научная книга, 2021. 350 с.

3. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и Указ Президента РФ от 15.03.2021 № 143 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

4. Заседание Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 24 апреля 2013 г. Доступно по: http://government.ru/news/1512/ (дата обращения: 13.07.2021).

5. Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005 «Об утверждении Положения о федеральном государ- ственном контроле (надзоре) в области прав потребителей».

6. Currie C, Hurrelmann K, Settertobulte W, Smith R, Todd J, eds. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 1997/1998 survey. Published 2000. Доступно по: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/119571/E67880.pdf (дата обращения: 13.07.2021).

7. Currie C, Roberts C, Morgan A, Smith R, Settertobulte W, Samdal O, Barnekow V, eds. Health Behaviour in Schoolaged Children (HBSC) study: international report from the 2001/2002 survey. Published 2004. Доступно по: https://www.euro.who.int/en/publications/abstracts/young-peoples-health-in-context.-health-behaviour-in-school-aged-children-hbscstudy-international-report-from-the-20012002-survey (дата обращения: 13.07.2021).

8. Currie C, Nic Gabhainn S, Godeau E, et al., eds. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2005/2006 survey. Published 2008. Доступно по: https://www.euro.who.int/en/health-topics/noncommunicable-diseases/obesity/publications/pre-2009/inequalities-in-young-peoples-health.-hbsc-international-reportfrom-the-20052006-survey (дата обращения: 13.07.2021).

9. Currie C, Zanotti C, Morgan A, et al., eds. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey. Published 2012. Доступно по: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/163857/Social-determinants-of-health-and-well-being-among-young-people.pdf (дата обращения: 13.07.2021).

10. Inchley J, Currie D, Young T, et al., eds. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2013/2014 survey. Published 2016. Доступно по: https://www.euro.who.int/en/health-topics/Life-stages/childand-adolescent-health/health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc/hbsc-international-reports/growing-up-unequal.-hbsc-2016-study-20132014-survey (дата обращения: 13.07.2021).

11. Inchley J, Currie D, Budisavljevic S, et al., eds. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2017/2018 survey. Vol. 2. Published 2020. Доступно по: https://www.euro.who.int/en/health-topics/Life-stages/child-and-adolescent-health/health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc/publications/2020/spotlight-onadolescent-health-and-well-being.-findings-from-the-20172018-health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc-surveyin-europe-and-canada.-international-report.-volume-2.-key-data (дата обращения: 13.07.2021).

12. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошникова М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 141–145.

13. Леонова А.Б. Психическая надежность профессионала и современные технологии управления стрессом // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2007в. № 3. С. 69–81.

14. Welsh Network of Healthy School Schemes. Indicators for the Welsh Network of Healthy School Schemes National Quality Award. Published 2010. Доступно по: https://www.publichealthnetwork.cymru/en/social-determinants/education/welsh-network-of-healthy-school-schemes-wnhss/ (дата обращения: 13.07.2021).

15. Lee A, St Leger LH, Ling KW, et al. The Hong Kong Healthy Schools Award Scheme, school health and student health: An exploratory study. Health Education Journal. 2018;77(8):857–871. doi: 10.1177/0017896918779622

16. SHE rapid assessment tool. Published 2010. Доступно по: https://www.schoolsforhealth.org/resources/materials-andtools/how-be-health-promoting-school/rapid-assessment-tool (дата обращения: 13.07.2021).

17. FRESH consortium. Monitoring and Evaluation Guidance for School Health Programs Thematic Indicators Supporting FRESH (Focusing Resources on Effective School Health). Published 2014. Доступно по: https://healtheducationresources.unesco.org/library/documents/monitoring-and-evaluation-guidance-school-health-programs-eight-core-indicators (дата обращения: 13.07.2021).

18. CDC American national Health Education Standards. Published 2018. Доступно по: https://www.cdc.gov/healthyschools/sher/standards/index.htm (дата обращения: 13.07.2021).

19. Bada E, Darlington E, Masson J, Santos RM. European Standards and Indicators for Health Promoting Schools (version 1.1) Published 2010. Доступно по: www.schoolsforhealth.org/resources/materials-and-tools/teachers-resources (дата обращения: 13.07.2021).

20. Making every school a health-promoting school: global standards and indicators for health-promoting schools and systems. Geneva: World Health Organization and the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Published 2021. Доступно по: https://www.who.int/publications/i/item/9789240025059 (дата обращения: 13.07.2021).

21. Making every school a health-promoting school: implementation guidance. Geneva: World Health Organization and the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Published 2021. Доступно по: https://www.who.int/publications/i/item/9789240025073 (дата обращения: 13.07.2021).

Список литературы

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. Состояние здоровья детей в современной России. М., 2020. Сер. 21 Социальная педиатрия (2-е изд., доп.). 116 c.

2. Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Матвеев Э.Н. Динамика заболеваемости юношей 15–17 лет в Российской Федерации // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. Т. 65. № 2. С. 80–85.

3. Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Матвеев Э.Н. Динамика заболеваемости у девушек 15–17 лет в Российской Федерации // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. Т. 65. № 3. С. 100–108.

4. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 19–27.

5. Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Взаимосвязь уровня заболеваемости и распространенности инвалидности у детей // Педиатрия. 2019. Т. 98. № 6. С. 207–214. doi: 10.24110/0031-403X-2019-98-6-207-214

6. Порецкова Г.Ю., Тяжева А.А., Рапопорт И.К., Воронина Е.Н. Современные тренды нарушения здоровья детей школьного возраста г. Самары // Наука и инновации в медицине. 2019. Т. 4. № 1. С. 58–62.

7. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Особенности развития донозологических изменений в психическом и физическом здоровье учащихся поколения Z // Анализ риска здоровью. 2019. № 4. С. 158–164. doi: doi.org/10.21668/health.risk/2019.4.17

8. Матвеев Э.Н., Соколовская Т.А., Кураева В.М. Особенности заболеваемости детского населения 0–14 лет Российской Федерации за период 2000–2015 гг. // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2017. № 1. С. 26–43.

9. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Бадеева Т.В., Писарева А.Н., Котова Н.В., Ковальчук С.Н. Динамика состояния здоровья подростков города Нижнего Новгорода (1980–2015 гг.) // Медицинский альманах. 2016. № 5(45). С. 14–17.

10. Фисенко А.П., Кучма В.Р., Кучма Н.Ю., Нарышкина Е.В., Соколова С.Б. Стратегия и практика формирования здорового образа жизни детей в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2020. Т. 23. № 2. С. 76–84. doi: 10.18821/1560-9561-2020-23-2-76-84

11. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья // Анализ риска здоровью. 2019. № 2. С. 4–13. doi: 10.21668/health.risk/2019.2.01

12. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. Монография. М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 2017. 170 с.

13. Скворцова Е.С., Лушкина Н.П. Социально-гигиенический портрет подростков, ежедневно продолжительно пользующихся интернетом // Наркология. 2020. Т. 19, № 7. С. 35–43. doi: 10.25557/1682-8313.2020.07.35-43

14. Скворцова Е.С. Характеристика и особенности употребления наркотических и токсикоманических веществ среди сельских подростков-школьников России в 2016–2017 гг. // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 2. С. 144–156. doi: 10.24411/2312-2935-2020-00038

15. Sartipizadeh M, Yazdi-Feyzabadi V, Alipouri Sakha M, et al. Evaluating the health promoting schools in Iran: across-sectional study. Health Educ. 2021;121(2):125–139. doi: 10.1108/HE-04-2020-0022

16. Gugglberger L. A brief overview of a wide framework– Health promoting schools: a curated collection. Health Promot Int. 2021;36(2):297–302. doi: 10.1093/heapro/daab037

17. Jourdan D, Gray NJ, Barry MM, et al. Supporting every school to become a foundation for healthy lives. Lancet Child Adolesc Health. 2021;5(4):295–303. doi: 10.1016/S2352-4642(20)30316-3

18. Watson MC, Lloyd J. Creating health promoting schools will improve population health and help reduce inequalities. BMJ. 2021;373:n1290. doi: 10.1136/bmj.n1290

19. Dadaczynski K, Jensen BB, Viig NG, et al. Health, wellbeing and education: Building a sustainable future. The Moscow statement on Health Promoting Schools. Health Educ. 2020;120(1):11–19. doi: 10.1108/HE-12-2019-0058

20. Dadaczynski K, Rathmann K, Hering T, Okan O. The role of school leaders’ health literacy for the implementation of health promoting schools. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(6):1855. doi: 10.3390/ijerph17061855

21. Leahy D, Simovska V. Special Issue: School health education and promotion: current approaches and critical perspectives. Health Educ. 2018;118(2):114–195. doi: 10.1108/HE-12-2017-0068

22. Darlington EJ, Violon N, Jourdan D. Implementation of health promotion programmes in schools: an approach to understand the influence of contextual factors on the process? BMC Public Health. 2018;18(1):163. doi: 10.1186/s12889-017-5011-3

23. Thompson SR, Watson MC, Tilford S. The Ottawa Charter 30 years on: still an important standard for health promotion Int J Health Promot Educ. 2018;56(2):73–84 doi: 10.1080/14635240.2017.1415765

24. Turunen H, Sormunen M, Jourdan D, von Seelen J, Buijs G. Health Promoting Schools – a complex approach and a major means to health improvement. Health Promot Int. 2017;32(2):177–184. doi: 10.1093/heapro/dax001

25. Langford R, Bonell C, Jones H, et al. The World Health Organization’s Health Promoting Schools framework: a Cochrane systematic review and meta-analysis. BMC Public Health. 2015;15:130. doi: 10.1186/s12889-015-1360-y

26. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2015. Т. 18. № 3. С. 28–31.

27. Подушкина И.В., Куртин А.Н., Щедривый А.В., Макшенков И.Ю. Формирование единой профилактической среды – актуальная проблема современности // Актуальные проблемы управления здоровьем населения : Юбилейный сборник научных трудов / Под общ. ред. И.А. Камаева, В.М. Леванова. Нижний Новгород: Ремедиум Приволжье, 2017. С. 123–128.

28. Кучма В.Р., ред. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективности. М.: Просвещение, 2010. 253 с.


Об авторе

С. Б. Соколова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Соколова Светлана Борисовна – кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



Рецензия

Для цитирования:


Соколова С.Б. Модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):12-21. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-12-21

For citation:


Sokolovа S.B. A Model for Creating a Common Health Promoting School Environment. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(10):12-21. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-12-21

Просмотров: 904


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)