Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Разработка методических подходов для организации мониторинга акустического воздействия от автотранспорта на население

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-9-50-55

Полный текст:

Аннотация

Введение. Жители современных городов и поселений постоянно подвергаются воздействию шума. В структуре жалоб населения на условия проживания значительная доля приходится на повышенные уровни шума, обусловленные в основном транспортным шумом. Важное значение при проведении мониторинга акустического воздействия на население имеет выбор точек наблюдения. Существующая нормативно-методическая документация регламентирует требования к проведению измерений и оценке акустического воздействия на территорию. Однако в документах отсутствуют единые подходы к определению и выбору приоритетных зон и точек наблюдения шума, к оценке и обоснованию необходимых периодов наблюдений, к оценке результатов, полученных при проведении измерений для оценки риска здоровью населения.

Материалы и методы. Проводились натурные измерения шума на территории жилой застройки с учетом градостроительной планировки селитебной территории в историческом центре (4 группы наблюдения с 12 адресами) и в новых спальных районах города (2 группы наблюдения с 6 адресами). Измерения проводились не менее чем в 3 точках наблюдения шума по каждому адресу, по 3 измерения в каждой точке, с длительностью измерений по 5 минут на высоте 1,5 ± 0,1 м от земли. Выбирались точки с наибольшими уровнями шума для организации акустического мониторинга.

Результаты и обсуждение. Сформировано 6 основных групп наблюдения по 18 городским адресам. Результаты исследований показали, что в каждой из групп, с учетом одинаковых критериев и стандартных показателей, регистрируются сравнимые достоверные уровни эквивалентного и максимального звука. Включение в группы наблюдения адресов с одинаковыми и идентичными характеристиками зон наблюдения позволит установить шумовые характеристики без проведения натурных измерений. При наличии других показателей в зонах наблюдения имеется возможность сформировать дополнительные группы наблюдений. Группировка приоритетных зон по адресам расположения в группах наблюдения позволит дать возможность регистрировать значения уровней шума при минимально допустимых объемах исследований.

Заключение. На основании проведенных исследований определены и обоснованы приоритетные зоны, точки, периоды наблюдения и контроля в группах наблюдения. Разработаны методические подходы к контролю и надзору за шумовым воздействием автотранспорта. Применение методических подходов поможет повысить результативность и эффективность проведения мониторинга акустического воздействия на население.

Для цитирования:


Смирнов В.В. Разработка методических подходов для организации мониторинга акустического воздействия от автотранспорта на население. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;29(9):50-55. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-9-50-55

For citation:


Smirnov V.V. Development of Methodological Approaches to Organizing Monitoring of Road Traffic Noise Exposure of the Population. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;29(9):50-55. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-9-50-55

Введение. В настоящее время проблема шумового загрязнения окружающей среды занимает все более значимое место. Жители современных городов и поселений постоянно подвергаются воздействию шума [1–4]. В основном распространяется шум от источников, носящих техногенный характер. Развитие городской инфраструктуры и интенсификация транспортной нагрузки сохраняют тенденцию к увеличению воздействия шума на здоровье населения [5–7]. Отмечено, что в структуре жалоб населения на условия проживания значительная доля приходится на повышенные уровни шума, обусловленные в основном транспортным шумом [8–10]. Шумы, создаваемые источниками транспортных средств (дорожные, рельсовые, авиационные), при воздействии одинаковых эквивалентных уровней звукаоказывают различное воздействие на население [11–13]. Шумовое загрязнение неоднородно во времени и в пространстве, его распространение зависит от множества параметров городской среды. Важное значение при проведении мониторинга акустического воздействия на население имеет выбор точек наблюдения [14–16].

При проведении измерений имеет большое значение выбор источников автотранспортного шума, значения характеристик транспортного потока, период наблюдений за весь период контроля, длительность измерительного интервала в точке наблюдения, вычисления средних значений и эквивалентных уровней звука [17–19]. В результаты измерений должны быть внесены корректирующие поправки и расширенная неопределенность измерений. Инструментальные измерения желательно проводить с применением цифровых интегрирующих шумомеров.

Существующая нормативно-методическая документация регламентирует требования к проведению измерений и оценке акустического воздействия на территорию жилой застройки: ГОСТ Р 53187–20081; ГОСТ Р ИСО 1996-1–20192; ГОСТ 31296.2–2006 (ИСО 1996-2:2007)3; ГОСТ 23337–20144, МУК 4.3.2194–075, МР 2.1.10.0059–126; а также международные нормативные документы («Руководство. Вопросы шума в окружающей среде. ЕС, 2018»; Директива Европейского союза «Об оценке шума в окружающей среде», 2002/49/EC; «Европейское руководство по контролю ночного шума, 2014» и другие). Однако в документах отсутствуют единые подходы к определению и выбору приоритетных зон и точек наблюдения шума, к оценке и обоснованию необходимых периодов наблюдений, к оценке результатов, полученных при проведении измерений с учетом среднестатистических данных для оценки риска здоровью населения [20][21].

В нормативных документах установлены показатели и правила проведения измерений и мониторинга территорий. В ГОСТ Р 53187–2008 устанавливаются показатели шума для дневного, вечернего и ночного времени суток, а также комбинированный суточный оценочный уровень. При измерениях максимальных уровней звука применяется временная характеристика шумомера F (быстро). Измерения следует проводить не менее чем в трех точках, на расстоянии 2 м от наружных ограждающих конструкций здания на высоте 1,2–1,5 м от земли. В ГОСТ 31296.2–2006 (ИСО 1996-2:2007) применяется как характеристика F (быстро), так и S (медленно). Характеристика F лучше соответствует восприятию шума человеком, а характеристика S в общем случае улучшает воспроизводимость измерений. Микрофон требуется устанавливать в этом стандарте в месте, необходимом для оценки шума, а также в свободном поле, заподлицо со звукоотражающей плоскостью (коррекция –6 дБ) и на расстоянии от 0,5 до 2,0 м перед поверхностью фасада здания (коррекция –3 дБ). Минимальная продолжительность дискретных измерений составляет 5 минут, что обусловлено выполнением критерия для усреднения траекторий распространения звука до точки измерения.

В настоящее время возникла необходимость в разработке и обосновании методических предложений по организации единого риск-ориентированного подхода к проведению мониторинга акустического воздействия на население. Мониторинг в сопряжении с риск-ориентированной моделью надзора может значительно повысить аналитические возможности, результативность и эффективность контроля. Такое развитие мониторинга требует выработки научного подхода к оценке риска здоровью, разработки методических подходов к выбору точек и формированию программ инструментальных исследований.

В области санитарно-эпидемиологического благополучия населения одной из мер государственного регулирования является социально-гигиенический мониторинг. В настоящее время происходит изменение общих совокупных представлений о контрольно-надзорной деятельности и придание исследованиям в системе мониторинга статуса мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, что стало значимым основанием для совершенствования мониторинга [22][23].

Цель исследования заключается в разработке и обосновании единых требований к выбору приоритетных зон, точек, периодов наблюдения и контроля за шумовым воздействием автотранспорта для организации мониторинга акустического воздействия на населения.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования являлись натурные инструментальные измерения уровней шума от автотранспорта, распространяющиеся на территорию жилой застройки. Применены общенаучные методы и приемы исследований: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, индукции.

Проводились натурные измерения шума на территории жилой застройки с учетом градостроительной планировки селитебной территории в историческом центре (4 группы наблюдения с 12 адресами) и в новых спальных районах города Санкт-Петербурга (2 группы наблюдения с 6 адресами). Измерения проводились при отсутствии атмосферных осадков и скорости ветра до 2 м/с. Измерения акустического воздействия проводились в теплый период года, в дневное время суток, не менее чем в 3 точках наблюдения шума по каждому адресу. Измерения уровней шума проводились 3 раза в каждой точке. Продолжительность одного измерения составляла не менее 5 минут на высоте 1,5 ± 0,1 м от уровня поверхности земли. Регистрировался эквивалентный и максимальный уровень звука от автомобильного транспортного потока. При организации проведения мониторинга выбирались точки наблюдения с наибольшими уровнями шума. Результаты измерений оценивались с учетом расширенной неопределенности измерений. Одновременно с проведением измерений шума определялась интенсивность, состав и скорость движения автотранспорта при его прохождении в обоих направлениях.

Исследования проводились в соответствии с Руководством по эксплуатации7 шумомеров и требованиями нормативных документов на методы измерения. Исследования проводились с использованием шумомеров с цифровой обработкой сигнала моделей ЭКОФИЗИКА-110А и SVAN948. Для проведения калибровки шумомеров применяли калибратор акустический SV30A.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования проводились натурные измерения уровней шума, определение и обоснование выбора приоритетных зон и точек, где регистрируется наибольшее влияние шума на население. Определялся достаточный и минимальный объем исследований шума для обеспечения получения надежных и достоверных результатов. Проводилось формирование предложений по организации мониторинга за источниками акустического воздействия на население. Представлена характеристика критериев при определенной интенсивности движения автотранспорта по одному из адресов центрального района (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика критериев и интенсивность движения транспорта
Table 1. Characteristics of criteria and traffic intensity

При распространении шума на территорию жилой застройки определили и обосновали в каждом конкретном случае набор определенных одинаковых стандартных показателей: характеристик движения автотранспорта (интенсивность, скорость, состав транспортного потока), типа покрытия дорожного полотна, типа застройки жилых зданий.

Сформировали группы наблюдения с определением местонахождения точек измерений в зависимости от величины расстояний до источника автотранспорта (табл. 2).

Таблица 2. Характеристика групп наблюдений по однотипным зонам
Table 2. Characteristics of observation groups by similar zones

Определили на территории адреса расположения однотипных зон, выделили приоритетные зоны и периоды наблюдения.

В районах города точки наблюдения от оси движения автотранспорта подразделялись по следующим группам в зависимости от расстояний – конструкция зданий / ширина тротуара / от оси движения: 2,0 / 4,0 / 3 м; 2,0 / 3,0 / 2,0 м; 2,0 / 2,0 / 1,0 м; 1,5 / 1,5 / 1,0 м; 2,0 / 6,0 / ˃ 9,0 м; 2,0 / ˃ 6,0 / ˃ 9,0 м. Принимались во внимание наиболее неблагоприятные точки наблюдений акустического воздействия в зависимости от расстояния. Стандартные показатели подразделялись по интенсивности движения транспортного потока (до 200 ед/ч, 200–1000 ед/ч, ˃ 1000 ед/ч), по скорости движения (˂ 40 км/ч, 40–60 км/ч, 60–80 км/ч, ˃ 80 км/ч), по составу потока в % (легковой, грузовой, смешанный), по типу застройки (центр, новые спальные районы, жилые и административные здания, промышленные и административные) и типу дорожного покрытия (брусчатка, асфальт, наличие газона у зданий). Сформировано 6 основных групп наблюдения по 18 городским адресам.

Проведены инструментальные натурные исследования в точках наблюдения на территории жилой застройки по адресам, в соответствии с группами наблюдений (табл. 3).

Таблица 3. Уровни шума в точках наблюдения
Table 3. Noise levels at observation points

Результаты измерений показали, что в каждой из исследуемых групп с учетом одинаковых критериев и стандартных показателей регистрируются сравнимые величины уровней эквивалентного и максимального звука. Включение в группы наблюдения адресов с одинаковыми характеристиками зон наблюдения позволит установить шумовые характеристики без проведения натурных измерений. Формирование дополнительных групп наблюдений зависит от наличия и величины различных показателей в зонах наблюдения. Группировка приоритетных зон по адресам расположения в группах наблюдения сможет оказать возможность регистрировать значения уровней шума при минимальных объемах исследований. Работа по применению и организации групп наблюдения в приоритетных зонах наблюдения позволит повысить эффективность и снизить трудозатраты на проведение измерений для целей мониторинга акустического воздействия на население.

Заключение. На основании разработанных методических подходов к контролю и надзору за объектами автотранспорта по определению и обоснованию приоритетных зон, точек, периодов наблюдения и оценки результатов исследований существенно повысится результативность и эффективность проведения риск-ориентированного надзора за воздействием шума на население. Появится возможность вывести из-под планового контроля шумобезопасные объекты и повысить контроль за объектами автотранспорта высокого риска, что поможет оптимизировать использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

 

1. ГОСТ Р 53187–2008 «Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий».

2. ГОСТ Р ИСО 1996-1–2019 «Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки».

3. ГОСТ 31296.2–2006 (ИСО 1996-2:2007) «Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления».

4. ГОСТ 23337–2014 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и обще- ственных зданий».

5. МУК 4.3.2194–07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях».

6. МР 2.1.10.0059–12 «Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума».

7. ПДКУ.411000.001.02РЭ Руководство по эксплуатации «Шумомер-виброметр, анализатор спектра Экофизика 110А» (Приложение МИ ПКФ-12-006 «Однократные прямые измерения уровней звука, звукового давления и вибрации приборами серий ОКТАВА и ЭКОФИЗИКА. Методика выполнения измерений»).

Список литературы

1. Чубирко М.И., Степкин Ю.И., Середенко О.В. Гигиеническая оценка шумового фактора крупного города // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 9. C. 37–38.

2. Стихова А.М., Новикова Т.К., Жмырко Т.Г. Влияние шума транспортных потоков на городскую среду // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2015. № 3 (12). С. 40–42.

3. Голенков В.А., Васильева В.В. Комплексная оценка воздействия автотранспорта на акустическую среду городских территорий // Информационные технологии и инновации на транспорте: Материалы международной научно-практической конференции, Орел, 19–20 мая 2015 года / Под общ. ред. А.Н. Новикова. Орел: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс», 2015. С. 168–178.

4. Дрябжинский О.Е. Негативное воздействие автотранспорта. Проблема шумового загрязнения // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 8–4. С. 91–94.

5. Кошурников Д.Н. Динамическая оценка риска для здоровья населения крупного промышленного города в результате шумового воздействия // Защита от повышенного шума и вибрации: Сборник докладов V всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 18–20 марта 2015 года / под ред. Н.И. Иванова. Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Айсинг», 2015. С. 246-255.

6. Васильева В.В. Анализ шумового воздействия транспорта на городскую среду и население // Актуальные вопросы инновационного развития транспортного комплекса: Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции, Орел, 02 – 25 апреля – 2012 года. Орел: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс», 2012. С. 118–121.

7. Волошенкова Н.С., Волошенкова Г.С., Абрамова Н.А., Берестова Е.Г. Шумовое воздействие автомобильного транспорта на человека // Инновации в науке и образовании: Материалы международной (заочной) научно-практической конференции. научное (непериодическое) электронное издание. Прага, Чехия, 29 апреля 2016 года / Под общ. ред. А.И. Вострецова. Прага, Чехия: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2016. С. 31–35.

8. Молотков С.А., Кулакова Е.В. Шумовое воздействие транспорта на окружающую среду // Техносферная безопасность в АПК: сборник материалов всероссийской научной конференции. Орел, 26 апреля 2018 года. Орел: Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, 2018. С. 140–146.

9. Кондрашова И.Н., Кондыкова Н.Н., Тяпкина А.П. Влияние транспортных средств на акустическую среду городов // Мир транспорта и технологических машин. 2019. № 2 (65). С. 104–109.

10. Городничев С.С., Левшина К.В., Васильева В.В. Мониторинг состояния акустической среды городской территории // Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ – 2019): сборник статей XI Международной научно-технической конференции. Курск, 25 октября 2019 года. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 58–62.

11. Горин В.А., Клименко В.В., Акулинина Ю.С. Защита от шума рельсового транспорта в городах // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2019. № 2. С. 32–37.

12. Потапова Е.В., Соколова О.Е., Курганская С.В. Шум городов // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 7 (7). С. 196–198.

13. Копытенкова О.И., Афанасьева Т.А., Бурнашов Л.Б., Кузнецова Е.Б. Гигиеническая оценка мер снижения сверхнормативного акустического воздействия на жилые территории // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 6. С. 671–676.

14. Ковалев А.О. Анализ шумового воздействия как важный аспект мониторинга качества жизни населения // Вестник современных исследований. 2018. № 7.1 (22). С. 292–293.

15. Парсаев Е.В., Тетерина И.А. Шум городских транспортных потоков: обзор методов измерения // Образование. Транспорт. Инновации. Строительство: сборник научных трудов национальной научно-практической конференции. Омск, 19–20 апреля 2018 года. Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2018. С. 312–315.

16. Петрова Ю.Ю., Соломонова А.Р., Овсянников К.С. Методы акустических измерений и составление карт шума городов // Избранные доклады 61-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых, Томск, 23–24 апреля 2015 года. Томск: Томский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. С. 600–604.

17. Волкодаева М.В., Ильина Я.А. Об измерении шумового воздействия автотранспортных потоков (на примере Санкт-Петербурга) // Технические науки: современный взгляд на изучение актуальных проблем: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Астрахань, 25 июля 2016 года. Астрахань: Институт инновационных технологий, 2016. С. 110–115.

18. Шерстюченко О.А. Оценка акустического воздействия транспорта и пути снижения шумовой нагрузки // Science, Technology and Life – 2015: Материалы международной научной конференции, Карловы Вары – Москва, 24 – 25 декабря 2015 года / Под ред. Л.И. Саввы, А.И. Марасанова, А.В. Подопригора, Т.Г. Гурнович. Киров: Международный центр научно-иссле-довательских проектов, 2016. С. 176–185.

19. Захаров Ю.И., Захаров В.Ю., Саньков П.Н. Размещение объектов городской застройки с учетом негативного шумового воздействия транспортных источников // Защита населения от повышенного шумового воздействия: Сборник докладов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 22–24 марта 2011 года / Под ред. Н.И. Иванова. Санкт-Петербург: ИННОВА, 2011. С. 455–463.

20. Зуев А.В., Федотова И.В., Некрасова М.М. Влияние транспортных потоков на акустический режим примагистральной территории // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017. № 1 (11). С. 11.

21. Лагутина Н.В., Новиков А.В., Сумарукова О.В. Оценка изменения уровня шума от наземного транспорта г. Москвы // Защита от повышенного шума и вибрации: Сборник докладов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 19–21 марта 2019 года / Под ред. Н.И. Иванова. СПб.: Общество с ограниченной ответственностью «Институт акустических конструкций», 2019. С. 534–542.

22. Дробязко Е.Г., Зырянов С.Б. Проблема городского шума // Инновационные технологии в аграрном производстве: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Екатеринбург, 12–13 марта 2020 года. Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2020. С. 194–196.

23. Батищева О.М., Папшев В.А., Ковалик С.О. Разработка мероприятий по снижению шумового воздействия на участке улично-дорожной сети // Актуальные проблемы автотранспортного комплекса: Межвузовский сборник научных статей (с международным участием). Самара: Самарский государственный технический университет, 2017. С. 155–165.


Об авторе

В. В. Смирнов
ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора
Россия

Смирнов Владимир Васильевич – к.м.н, старший научный сотрудник отдела комплексной гигиенической оценки физических факторов

2-я Советская ул., д. 4, г. Санкт-Петербург, 191036, Российская Федерация



Рецензия

Для цитирования:


Смирнов В.В. Разработка методических подходов для организации мониторинга акустического воздействия от автотранспорта на население. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;29(9):50-55. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-9-50-55

For citation:


Smirnov V.V. Development of Methodological Approaches to Organizing Monitoring of Road Traffic Noise Exposure of the Population. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;29(9):50-55. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-9-50-55

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)